Свойство древесины
статья

Ларионов Михаил Сергеевич

Цель урока:

Цели: формирование основных понятий о физических и механических свойствах древесины; ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

Образовательная: формирование основных понятий о физических и механических свойствах древесины, ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

Развивающая: развитие экологического мышления; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

Воспитательная: бережного отношения к природе

Ожидаемый учебный результат:

- общее представление о физических (плотность, влаж­ность) и механических (твёрдость, прочность, упру­гость) свойствах древесины;

- приобретение опыта проведения исследований;

- умение распознавать и оценивать свойства древесины;

-развитие мыслительной деятельности учащихся (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, обоб­щат!», систематизировать);

-приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, реф­лексии.

 

Место проведения урока: школьные учебные мастерские, кабинет ручной (машинной) обработки древесины.

Дидактические средства обучения: образцы древесины различных пород, технические весы с набором гирь, калькуляторы, линейки, сосуд с водой, видеоматериалы, учебник технологии (§ 3), рабочая тетрадь.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, лабораторно-практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: визуальные материалы (плакаты, фотографии, слайды, видеоматериалы), иллюстрирующие применение изделий из древесины в доме или квартире, а также в окру­жающем мире.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: пп. 1-3 задания 3 из рабочей тетради, лабораторно-практические работы № 3 и 4 из учебника.

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 4 задания 3 из рабочей тетради.

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: приобретение знаний, освоение знаний, сотрудничество, рефлексия, использование ИКТ.

Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя), компьютеризированные рабочие места учащихся в учебной мастерской.

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, сканер, принтер, текстовый редактор, программы для работы с ресурсами.

Потребности в электронных образовательных ресурсах (ЭОР): иллюстративные материалы, деловая графика (схемы, таблицы).

Возможные варианты организации занятия: при наличии только одного компьютеризированного места (учителя) учащиеся работают с распечаткой подготовленных учителем иллюстративных материалов.

Информационно-технологические материалы

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

1.Натуральная древесина. Модуль предназначен для изучения натуральной древесины: её ценных качеств, строения, физических свойств и способов сушки, эксплуатационных показателей. Материал сопровождается яркими иллюстрациями и слайд-шоу. Для закрепления знаний предлагаются задания для самопроверки. Модуль содержит дополнительные мультимедиаматериалы, развивающие тему относительно базового уровня, что позволяет высокомотивированным ученикам глубже усвоить тему и творчески применять знания в практической деятельности. Разобраться с работой модуля поможет анимированный помощник — маленький мастер.

 

http://fcior.edu.ru/card/21031/naturalnaya-drevesi...

2. Контрольные задания. Модуль предназначен для проверки знаний о древесине как природном конструкционном материале. Для успешного выполнения работы необходимо знать строение дерева и древесины, основные разрезы ствола, механические и физические свойства древесины. Модуль (одержит девять проверочных заданий разного уровня сложности, рассчитанных на высокомотивированных учащихся.

http://fcior.edu.ru/card/21165/ naturalnaya-drevesina-kontrolnye-zadaniya.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seychas.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:

Цели: формирование основных понятий о физических и механических свойствах древесины; ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

Образовательная: формирование основных понятий о физических и механических свойствах древесины, ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

Развивающая: развитие экологического мышления; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

Воспитательная: бережного отношения к природе

Ожидаемый учебный результат:

- общее представление о физических (плотность, влажность) и механических (твёрдость, прочность, упругость) свойствах древесины;

- приобретение опыта проведения исследований;

- умение распознавать и оценивать свойства древесины;

-развитие мыслительной деятельности учащихся (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщат!», систематизировать);

-приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.

Место проведения урока: школьные учебные мастерские, кабинет ручной (машинной) обработки древесины.

Дидактические средства обучения: образцы древесины различных пород, технические весы с набором гирь, калькуляторы, линейки, сосуд с водой, видеоматериалы, учебник технологии (§ 3), рабочая тетрадь.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, лабораторно-практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: визуальные материалы (плакаты, фотографии, слайды, видеоматериалы), иллюстрирующие применение изделий из древесины в доме или квартире, а также в окружающем мире.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: пп. 1-3 задания 3 из рабочей тетради, лабораторно-практические работы № 3 и 4 из учебника.

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 4 задания 3 из рабочей тетради.

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: приобретение знаний, освоение знаний, сотрудничество, рефлексия, использование ИКТ.

Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя), компьютеризированные рабочие места учащихся в учебной мастерской.

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, сканер, принтер, текстовый редактор, программы для работы с ресурсами.

Потребности в электронных образовательных ресурсах (ЭОР): иллюстративные материалы, деловая графика (схемы, таблицы).

Возможные варианты организации занятия: при наличии только одного компьютеризированного места (учителя) учащиеся работают с распечаткой подготовленных учителем иллюстративных материалов.

Информационно-технологические материалы

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

1.Натуральная древесина. Модуль предназначен для изучения натуральной древесины: её ценных качеств, строения, физических свойств и способов сушки, эксплуатационных показателей. Материал сопровождается яркими иллюстрациями и слайд-шоу. Для закрепления знаний предлагаются задания для самопроверки. Модуль содержит дополнительные мультимедиаматериалы, развивающие тему относительно базового уровня, что позволяет высокомотивированным ученикам глубже усвоить тему и творчески применять знания в практической деятельности. Разобраться с работой модуля поможет анимированный помощник — маленький мастер.

http://fcior.edu.ru/card/21031/naturalnaya-drevesina.html

2. Контрольные задания. Модуль предназначен для проверки знаний о древесине как природном конструкционном материале. Для успешного выполнения работы необходимо знать строение дерева и древесины, основные разрезы ствола, механические и физические свойства древесины. Модуль (одержит девять проверочных заданий разного уровня сложности, рассчитанных на высокомотивированных учащихся.

http://fcior.edu.ru/card/21165/ naturalnaya-drevesina-kontrolnye-zadaniya.html

Технологическая карта с методической структурой урока 80мин

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап 2 мин.

Активация учащихся

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности

к предстоящему занятию.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные: планирование занятия

Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии

Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке

2. Актуализация знаний -5 мин

Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.

Учитель предлагает учащимся привести примеры изделий из древесины, имеющихся в доме или квартире (двери, полы, шкафы, столы, стулья и др.) и в окружающем мире (дома, хозяйственные постройки, заборы, скамейки и др.). Просит учащихся назваnm изученные в 5 классе физические свойства древесины (цвет, запах), подводит к формулированию цели данного урока: изучение других физических (плотность, влажность), а также механических свойств древесины.

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.

Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение планировать свою работу.

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -5 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Информировать учащимся сведения об уроке:

- основные понятия о физических и механических свойствах древесины;

-ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение;

- умение проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород;

- формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих

действий.

Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Организовывать осмысленное восприятие новой информации.

Учитель называет основные физические и механические свойства древесины, которые следует учитывать при выборе заготовки для изготовления изделия. Демонстрируя физические свойства древесины — плотность, цвет и запах, показывает ученикам для сравнения значительно отличающиеся друг от друга образцы лиственных и хвойных пород (например, дуба и сосны).

Механическую характеристику древесины, как твёрдость, можно исследовать на образцах дуба и липы. Для этого в каждый образец на ручном прессе нужно одинаковым усилием вдавить стальной шарик. Чем меньше диаметр лунки, тем твёрже древесина. Упругость древесины можно продемонстрировать, изгибая деревянную линейку.

Урок предполагает проведение двух лабораторно-практических работ, имеющих познавательный характер. Поэтому перед учителем стоит задача достижения следующих предметных результатов в познавательной сфере: практическое освоение обучающимися основ опытно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований, и т. д. Овладение методами опытно-исследовательской деятельности будет способствовать в дальнейшем успешной работе учащихся над творческим проектом.

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради.

Формулируют выводы об изучаемом материале в 6 классе.

Личностные: осознание своих возможностей;

Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли.

5. Первичная проверка понимания 5 мин

Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме

Осуществляются в процессе выполнения задания 3 из рабочей тетради и лабораторно-практических работ № 3 «Исследование плотности древесины» и № 4 «Исследование влажности древесины» из учебника.

Объясняет порядок выполнения практической работы.

Слушают последовательность выполнения работы

Разбиваются на группы.

Учащиеся работают в парах или малых группах.

Но результатам измерений они определяют объём образцов, а по результатам взвешивания — их

массу. С помощью калькулятора рассчитывают плотность образцов, записывают все результаты в таблицу из рабочей тетради и делают по

результатам опытов вывод о том, какая древесина является менее, а какая более плотной.

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы.

Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников

Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6. Первичное закрепление 43 мин

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия

Для проведения лабораторно-практических работ учитель должен подготовить 15-30 образцов древесины различных пород размером примерно 6 х 4 х 1 см и пронумеровать их. Масса таких образцов (из сухой древесины) будет составлять примерно 9-23 г, поэтому для их взвешивания можно применить обычные технические весы, используемые в кабинете физики.

Для проведения лабораторно-практической работы № 3 необходимо подготовить линейки для измерения размеров образцов и калькуляторы для выполнения расчётов. Желательно взять образцы древесины ели, берёзы и дуба, плотность которых при влажности 15 % составляет соответственно 0,46; 0,64 и 0,72 г/см

Для проведения лабораторно-практической работы № 4 учитель подготавливает сосуд с водой, вмещающий необходимое количество образцов древесины, и груз, с помощью которого можно полностью погрузить образцы в воду на 5-10 мин. В это время можно проверить знания школьников, используя п. 4 задания 3 из рабочей тетради.

Во время проведения лабораторно-практических работ учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы.

В завершение они выполняют задание «Проверьте себя»

утверждение

да

нет

1

2

3

4

5

Во время урока учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной работы.

Выполняют лабораторно-практические работы

№3 и №4

Результаты опытов и выводы ученики записывают в рабочую тетрадь.

«Проверьте себя»

утверждение

да

нет

1

2

3

4

5

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные: самоорганизация учебной деятельности, контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 6 мин

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования

Учитель предлагает учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце § 3 учебника, оценивает их ответы, обсуждает с учащимися результаты выполнения лабораторно-практических работ № 3 и 4 из учебника и задания 3 из рабочей тетради, а также оценивает работу учащихся на уроке, отмечает лучшие результаты и вместе с учениками делает выводы по изученному материалу.

Контроль и оценка знаний

1.правильных ответов нет — отметка «5»

2.неправильных ответов 1-2 — отметка «4»

3. неправильных ответов 3-4 — отметка «3»

4. неправильных ответов 5 — материал темы не усвоен.

Использовать шаблон для оценки знаний учащихся и ни другим темам.

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок.

Вместе с учителем делают выводы по изучен-

ному материалу.

Личностные: осознание важности обучения предмету;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 2 мин

Информация о домашнем задании

Учитель консультирует.

Три уровня домашнего задания:

- Стандартный минимум

(репродуктивный уровень)

- Конструктивный

Творческий

1. Приготовить и принести на следующий урок чертёжные инструменты: простые карандаши, линейку, циркуль, ластик;

2.Выполнить пункт задания 3 из рабочей тетради.

Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним.

Личностные: осознание важности обучения предмету;

9. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Лист самооценки (заполняется учащимся).

1) Сегодня на уроке я узнал (что?) ......

2) Сегодня на уроке я научился (что делать?)_

3) Самым интересным было (что?) ______

4) У меня___________ (получается, пока не получается) выбрать тему творческого проекта.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы.

Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета;

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке;

Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету;

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Свойства строительных материалов, их физические свойства. Стандартизация материалов»

Урок изучения новых знаний разработан для лиц с ограничеными возможностями здоровья и направлен для обобщения  и систематизации знаний о связи состава, строения и свойств строительных матер...

Презентация. Свойства древесины. 6 класс

В презентации разбираются физико-механические свойства древесины. Особый упор сделан на плотность, влажность, прочность, твёрдость и упругость. Показаны приборы для измерения влажности и твёрдости дре...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ по ОП 03. Древесиноведение и материаловедение на тему: «Решение задач по определению физических свойств древесины»

Методическая разработка по проведению практической работы предназначена для помощи обучающимся в выполнении практической работы по дисциплине "Древесиноведение и материаловедение" на те...

Элементы и множества. Задание множеств. Операции над множествами и их свойства. Отношения и их свойства.

Элементы и множества. Задание множеств. Операции над множествами и их свойства. Отношения и их свойства....

Материаловедение для профессий плотник, столяр. Виды применяемых лесоматериалов. Свойства древесины

Материал может быть использован при проведении уроков по дисциплине "Материаловедение" для профессий плотник, столяр...

Общие сведения о свойствах древесины

методический материал для проведения практического занятия с обучающимися ПО по дисциплине "Материаловедения" по теме "Общие сведения о свойствах древесины"...