Общие сведения о свойствах древесины
методическая разработка
методический материал для проведения практического занятия с обучающимися ПО по дисциплине "Материаловедения" по теме "Общие сведения о свойствах древесины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 132.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое задание по теме
«Общие сведения о видах и свойствах древесины».
Тема практического занятия: Определение свойств и вида древесины
по образцам
Закрепления знаний:
- знать основные породы и пороки древесины
- знать основные свойства древесины.
Формирование практических умений:
- уметь отбирать и сортировать пиломатериалы
Цель работы: научиться практически определить визуальным и опытным путем вид древесины и ее свойства.
Оснащение: образцы древесины различных пород, раздаточный материал, методические указания по выполнению ПЗ.
Продолжительность занятия: 90 мин.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ |
Время выполнения практического задания 90 минут
Основное содержание практического задания | Критерии оценки выполнения задания |
1.Определить визуальным и опытным путем виды древесины и ее свойства. 2. Составить отчет и сделать вывод | - знание теоретического материала по теме; - обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых - рациональное распределение времени - умение работать самостоятельно, оперативно; - умение составлять отчет и сделать вывод. |
Порядок выполнения заданий:
- Вспомните изученный теоретический материал по данной теме;
- Внимательно прочитайте задание;
- Выполните задание;
- Ответьте на контрольные вопросы;
- Оформите отчет.
Требования к отчету:
- Тематика практического задания;
- Цель работы;
- Вывод.
Теоретическая часть
Дерево состоит из корней, ствола и кроны.
Вершина ствола вместе с сучьями и листьями или хвоей (у деревьев хвойных пород) образует крону. Тонкая верхняя часть дерева называется вершиной, а толстая нижняя часть — комлем.
Сердцевина пронизывает ствол дерева от комля до вершины и каждую ветку дерева. У большинства пород деревьев сердцевина видна на торцовом разрезе в виде темного круга диаметром 2… 5 мм. У некоторых пород деревьев сердцевина имеет другую форму, например, сердцевина ольхи имеет вид треугольника, ясеня — квадрата, тополя — пятиугольника, а сердцевина дуба имеет вид пятиконечной звезды. На радиальном разрезе сердцевина видна в форме прямой или извилистой темной узкой полоски. Главные разрезы ствола дерева: поперечный П (торцевой
или торцовый) — проходит перпендикулярно к продольной оси ствола, радиальный
Р проходит перпендикулярно к поперечному через сердцевину ствола, тангенциальный Т — на некотором расстоянии от радиального. Распиливая дерево поперек волокон, получаем торцовый разрез, а раскалывая или распиливая дерево вдоль волокон — радиальный и тангенциальный разрезы.
Макроскопическим называется строение древесины, которое можно рассмотреть невооруженным глазом.
У некоторых пород вся масса древесины окрашена в один цвет (береза, граб, ольха),
а у других пород центральная часть отличается более темным цветом (сосна, лиственница, дуб). Темноокрашенная центральная часть ствола называется ядром,
а окружающая ядро часть — заболонью. Породы, у которых есть ядро, называются ядровыми. Породы, у которых нет различия между центральной и периферической частями ни по цвету, ни по содержанию воды, называются заболонными. Если влажность центральной части ствола меньше, чем влажность периферической части, то такая древесина называется спелой, а соответствующие породы — спелодревесными. Из древесных пород, которые растут в России, ядро имеют: хвойные — сосна, лиственница, кедр; лиственные — дуб, ясень, тополь, ильм.
К заболонным породам относятся: клен, береза, липа, груша, граб, самшит
и др. К спелодревесным породам относятся: хвойные — пихта и ель, лиственные — осина и бук. У некоторых лиственных пород, у которых нет ядра, т. е. у безъядровых пород (береза, осина, бук, клен, ольха) иногда центральная часть имеет более темный цвет, чем периферическая. В этом случае темная центральная часть называется ложным ядром. У деревьев хвойных пород ложного ядра не бывает.
Задание .Определить визуальным и опытным путем вид древесины и ее свойства.
Методическое руководство к заданию №1.
Ход раболты:
- Перечертите в тетрадь таблицу№1;
Таблица №1
п\п | Породы древесины: | Пороки древесины: | Основные свойства древесины: | Главные разрезы ствола: | Строение дерева: | Строение древесины: |
п/п | Номер образца | Вид древесины | Свойства |
1 | |||
2 | |||
3 |
2. Выберите образец древесины
3. По рисунку структуры древесины определите вид.
4. Сформируйте свойства
- Сделайте вывод из опыта;
- Ответьте на контрольные вопросы.
Определите породу древесины по образцам представленным на рисунке:
Контрольные вопросы:
- Что называется текстурой древесины?
- Назовите основные свойства древесины?
- Назовите основные физические свойства древесины?
- Назовите механические свойства древесины?
- Какие породы древесины относятся к мягким, твердым и очень твердым?
- Назовите какие породы древесины обладают наибольшей способностью
к сгибанию? - Где используется способность древесины к сгибанию?
- В чём отличие лиственных пород от хвойных?
- Назовите древесину мягких лиственных пород?
- Назовите древесину твердых хвойных пород?
Пример заполнения отчета:
Задание Определите визуальным путем виды древисины
Таблица №1
А) Породы древесины: | Б) Пороки древесины: | В) Основные свойства древесины: | Г) Главные разрезы ствола: | Д) Строение дерева: | Е) Строение древесины: |
Твёрдые; | Сучки; | Физические; | Поперечный; | Крона; | Кора; |
Мягкие; | Трещины; | Механические; | Радиальный; | Ствол; | Камбий; |
Лиственные; | Гниль; | Химические; | Тангенциальный; | Корневая система; | Заболонь; |
Хвойные; | Наросты и др.; | Технологический; | Ядро; |
.
Таблица
п/п | Номер образца | Вид древесины | Свойства |
1 | 1 | ель | |
2 | 5 | береза |
Эталон ответов на контрольные вопросы:
- Что называется текстурой древесины?
Ответ: Текстура – это рисунок на поверхности древесины, полученный
при перерезании годичных колец и волокон.
- Назовите основные свойства древесины?
Ответ: Основные свойства древесины: - физические; - механические;
- химические; - технологические.
- Назовите основные физические свойства древесины?
Ответ: Физические – это свойства, которые можно определить визуально: цвет, запах, блеск, текстура.
- Назовите основные механические свойства древесины?
Ответ: Механические свойства: прочность, твёрдость, жёсткость, ударная вязкость и другие.
- Какие породы древесины относятся к мягким, твердым и очень твердым?
Ответ: К мягким относятся: пихта, сосна, ель, липа, ольха, осина.
К твердым относятся: лиственница; береза; бук; карагач; клен; яблоня. К очень твердым относятся: акация, граб, кизил, самшит.
- Назовите какие породы древесины обладают наибольшей способностью
к сгибанию?
Ответ: Наибольшей способностью к сгибанию обладают лиственные твердые породы древесины: дуб; ясень; береза, и мягкие: ива и др. У хвойных пород способность к сгибанию невысокая.
- Где используется способность древесины к сгибанию?
Ответ: Способность древесины к сгибанию используется в бондарном ремесле, при изготовлении лыж, конской упряжи, спортивных и бытовых предметов,
а также в авиа авто, вагоно, корабле и других видах строениия.
- В чём отличие лиственных пород от хвойных?
Ответ: Отличие лиственных пород от хвойных заключается в цвете, запахе, текстуре, прочности, плотности и т.д., т.е. в физических и механических свойствах.
- Назовите древесину мягких лиственных пород?
Ответ: ива; липа; тополь и т.д.
- Назовите древесину твердых хвойных пород?
Ответ: кедр; лиственница; и др.
Критерии оценки:
Оценка «отлично»:
- полученные знания обучающийся свободно применяет при выполнении практических заданий;
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
- в письменном отчете по работе правильно и аккуратно выполнены все записи;
- при ответах на контрольные вопросы обучающийся правильно понимает
их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий, использует специальную терминологию дисциплины, не затрудняется
при ответах на видоизмененные вопросы, сопровождает ответ примерами.
Оценка «хорошо»
- выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета
при выполнении практических заданий и обучающийся может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи
преподавателя;
- в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки;
- при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.
Оценка «удовлетворительно»
- практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;
- в ходе выполнения работы студент продемонстрировал слабые практические навыки, были допущены ошибки;
- обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
- в письменном отчете по работе допущены ошибки;
- при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность,
но в ответе имеются отдельные пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно»:
- практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, у обучающегося имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала
не усвоена;
- в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует;
- на контрольные вопросы обучающийся не может дать ответов,
так как не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями
программы.
Используемая литература:
1. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева [Текст]: Учебник \Б.А. Степанов. М.: издательский центр «Академия», 328с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема 1.1. Общие сведения об информационной экономике
Тема 1.1. Общие сведения об информационной экономике...

Методическая разработка интегрированного занятия (90 минут) «Общие сведения. Устройство стартера." по дисциплине «Автомобили», на базе компьютерного кабинета.
Данная методическая разработка позволяет индивидуально организовать деятельность студентов на занятии, актуализировать их знания с помощью выполнения тестовых заданий на ПК, показывает эффективн...

Презентация. Свойства древесины. 6 класс
В презентации разбираются физико-механические свойства древесины. Особый упор сделан на плотность, влажность, прочность, твёрдость и упругость. Показаны приборы для измерения влажности и твёрдости дре...

Свойство древесины
Цель урока:Цели: формирование основных понятий о физических и механических свойствах древесины; ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для и...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ по ОП 03. Древесиноведение и материаловедение на тему: «Решение задач по определению физических свойств древесины»
Методическая разработка по проведению практической работы предназначена для помощи обучающимся в выполнении практической работы по дисциплине "Древесиноведение и материаловедение" на те...
общие сведения о древесине
3 «Общие сведения о древесине»Цель урока:Применение древесины;Ознакомиться с составными частями дерева и разновидностью лиственных и хвойных пород;Ознакомиться со значением древесины, как ...

Материаловедение для профессий плотник, столяр. Виды применяемых лесоматериалов. Свойства древесины
Материал может быть использован при проведении уроков по дисциплине "Материаловедение" для профессий плотник, столяр...