Заповеди учителя
материал

Трофимова Виктория Александровна

Мой идеал учителя. Педагогика в системе наук о человеке. Диагностика психического развития ребенка. Взаимоотношения между людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Мой идеал учителя.

Подготовила: Поликанова Виктория  4 «а»

«Должность учителя настолько превосходна, как никакая другая под солнцем»

Ян Амос Коменский

Профессия учителя – одна из самых благородных  и нужных на Земле. Именно учитель закладывает в детях основы знаний, учит мыслить и рассуждать, а самое главное – учит быть честными и достойными людьми.

 Как же я представляю себе образ идеального учителя? Конечно, педагог должен быть умным и эрудированным, знать свой предмет на  «отлично», разбираться во всех жизненных вопросах. Но самое главное – он должен не только передавать нам свои знания, а строить свои уроки так, чтобы побуждать в нас стремление к самопознанию, желание стать образованнее и лучше, раскрывать в нас лучшие качества.

Учитель должен быть всегда справедливым и одинаково относиться ко всем ученикам, не выделяя « любимчиков» или тех, кто ему не очень симпатичен.

 Ученики должны знать, что педагог всегда может отнестись к нему с теплом и лаской, но если он провинился – справедливо его наказать и « поставить на место».

 Учитель должен уметь признавать свои ошибки, быть естественным с нами, пытаться понимать нас в любых ситуациях. А самое главное – учитель должен уважать своих учеников, быть душевным и человечным.

«Хороший учитель твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от своих требований»

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

       

Идеальным учитель может стать только тогда, когда идеальными будут стараться стать и ученики, и их родители, когда между всеми будет взаимопонимание и добрые отношения.

 Таким образом, обобщив выше сказанное, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель.

1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

3.Учитель любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

 6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

8.Тактичен.

9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.

10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.



Предварительный просмотр:

      Мой идеал учителя.

Подготовила: Поликанова Виктория  4 «а»

«Должность учителя настолько превосходна, как никакая другая под солнцем»

Ян Амос Коменский

Профессия учителя – одна из самых благородных  и нужных на Земле. Именно учитель закладывает в детях основы знаний, учит мыслить и рассуждать, а самое главное – учит быть честными и достойными людьми.

 Как же я представляю себе образ идеального учителя? Конечно, педагог должен быть умным и эрудированным, знать свой предмет на  «отлично», разбираться во всех жизненных вопросах. Но самое главное – он должен не только передавать нам свои знания, а строить свои уроки так, чтобы побуждать в нас стремление к самопознанию, желание стать образованнее и лучше, раскрывать в нас лучшие качества.

Учитель должен быть всегда справедливым и одинаково относиться ко всем ученикам, не выделяя « любимчиков» или тех, кто ему не очень симпатичен.

 Ученики должны знать, что педагог всегда может отнестись к нему с теплом и лаской, но если он провинился – справедливо его наказать и « поставить на место».

 Учитель должен уметь признавать свои ошибки, быть естественным с нами, пытаться понимать нас в любых ситуациях. А самое главное – учитель должен уважать своих учеников, быть душевным и человечным.

«Хороший учитель твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от своих требований»

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

       

Идеальным учитель может стать только тогда, когда идеальными будут стараться стать и ученики, и их родители, когда между всеми будет взаимопонимание и добрые отношения.

 Таким образом, обобщив выше сказанное, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель.

1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

3.Учитель любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

 6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

8.Тактичен.

9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.

10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.



Предварительный просмотр:

Ногинский филиал Московского государственного областного университета

Реферат по педагогике

Тема: «Педагогика в системе наук о человеке»

Студентки группы 4 «А»

Поликановой Виктории

Ногинск 2013

Тема: «Педагогика в системе наук о человеке».

Основные понятия: педагогика, гуманизм, воспитание, обучение, образование, самообразование, самовоспитание, формирование, развитие, социализация.

План:

Педагогика как наука, важнейшие этапы ее развития.

Объект, предмет и функции педагогики.

Категориальный аппарат педагогики: воспитание, обучение, образование, их взаимосвязь и соотношение, самовоспитание, самообразование, формирование, развитие, социализация.

Система педагогических наук.

Связь педагогики с другими науками.

Педагогика как наука, важнейшие этапы ее развития.

Свое название педагогика получила от греческих слов "пайдос" – дитя и "аго" – вести. В дословном переводе "пайдагогос" означает "детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Постепенно слово "педагогика" стало  употребляться в более общем смысле для  обозначения искусства "вести ребенка по  жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение

современной педагогики следующее это наука о воспитании человека. Понятие "воспитание" здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого. (Столяренко Л.Д.)

Термин «Педагогика» имеет разные значения:

- « бытовое»; каждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога», то есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе;

- практическое; педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему;

Педагогика как наука - познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в единстве природного, общественного и индивидуального. Педагогические учения строятся на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; педагогика как отрасль гуманитарного знания; входит в общекультурный контекст современной жизни. Выявляется в качестве педагогической культуры человека.

Объект, предмет и функции педагогики.

Предметом педагогики как науки является (образовательный) педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.

Объект педагогики – это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.

Функции педагогики

1.Теоретическая функция:

-изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

-выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

-проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень)

2.Технологическая функция:

- разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

-внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

-анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Задачи педагогики подразделяются на постоянные и временные.

Постоянные задачи педагогики:

- вскрытие закономерностей воспитания, обучения и управления этими процессами;

- изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

- прогнозирование развития образовательных систем;

- внедрение результатов педагогических исследований в практику. Временные задачи педагогики возникают в ходе удовлетворения текущих потребностей науки и практики и решаются посредством временных

творческих коллективов и групп (разработка стандартов, учебников, программ).

Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К ним относятся категории педагогики. Категория – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки и отношения.

Основными категориями педагогики являются:

-образование,

- обучение,

- воспитание,

- развитие.

Система педагогических наук.

 В систему педагогических наук входят:

1. Общая педагогика, исследующая основные  закономерности воспитания.  2. История педагогики, изучающая развитие  педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых (андрогогику).

 5. Специальная педагогика (дефектология), разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии.

отрасли: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия.

 6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические

частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический

инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами

усваивать содержание той или иной дисциплины.

7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику.

8. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых, социально- педагогической помощи в кризисных ситуациях.

9. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

10. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

11. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.

Приоритетной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре

педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.

По мнению М.А. Данилова, методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях

развивающегося общества.

Методология педагогики - это учение о педагогическом знании и о процессе его обретения, т. е. о познании.

Она включает:

-учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;

-исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, гипотезы, концепции), имеющие методологический смысл;

- учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле этого слова).

Педагогическая парадигма (греч. Paradeigma – пример,образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим обществом на определенном этапе

развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

Виды парадигм:

-знаниевая и культурологическая;

-технократическая и гуманистическая;

-социетарная и человекоориентированная;

-педоцентристская и детоцентристская.

Задача педагогической науки- разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.

Методы педагогических исследований.

1.Наблюдение.

2.Изучение педагогического опыта.

3.Исследование результатов творческой деятельности.

4.Беседа.

5.Анкетирование, интервьюирование, тестирование.

6.Педагогический эксперимент.

Связь педагогики с другими науками.

Педагогика тесно связана с разными областями человекознания. Обнаруживается взаимосвязь с философией и такими ее разновидностями, как этика и эстетика. Философские науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания.

Этика дает представления о путях нравственного формирования человека.

Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Социология помогает педагогике найти пути перевода общих результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств.

Взаимосвязь педагогики и психологии.

Результаты психологических исследований позволяют педагогам организовать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе

психологии: дидактика, например, опирается на теорию познавательных процессов; теория воспитания базируется на психологии личности и т.д.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остаются доминирующими.

Основные понятия.

Педагогика – это наука о педагогическом процессе, обеспечивающем развитие человека в рамках конкретной педагогической системы.

Гуманизм - (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Обучение- целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знанияумениянавыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Образование— целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Самообразование (англ.self-education)-образование,получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. 

Самовоспитание-  сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, выработка человеком у себя таких личностных качеств, кои представляются желательными.

Формирование- процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.

Развитие- процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Социализация- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знанийнавыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

-

Список литературы:

1. О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н.Сиренко, и др. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ».-Минск:БГУ,2010

2. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

3. Жук, О.Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: учеб. пособие / О.Л.Жук, С.Н. Сиренко; под общ. ред. О.Л.Жук. – Минск: РИВШ, 2007. –192 с.

4. Жук, О.Л. Педагогика: Учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – 383 с.



Предварительный просмотр:

Ногинский Филиал Московского Государственного Областного Университета

Реферат по педагогике

Тема: « Диагностика психического развития ребенка»

Студентки группы 4 «А»

Поликановой Виктории

Ногинск 2013

План:

  1. Тема: «Диагностика психического развития ребенка».
  2. Основные понятия:

-скрининг;

- дифференциальная диагностика;

- высшие психические функции;

-функциональная система;

- дети с нарушением развития.

  1. Основы психолого-педагогической диагностики нарушенного развития.

Виды психолого-педагогической диагностики.

Схема психолого-педагогического обследования ребенка.

  1. Словарь терминов.
  2. Список литературы.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

Для детей с нарушениями развития в нашей стране открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. В них создаются образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие этих детей. К таким условиям, прежде всего, относится индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Этот подход предусматривает использование специальных образовательных программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных педагогов, психологов, дефектологов и др., сочетание обучения с необходимыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприятиями, определенные социальные услуги, создание материально-технической базы специальных образовательных учреждений и их научно-методическое обеспечение.

В настоящее время существует большое разнообразие специальных образовательных учреждений. Наряду со специализированными детскими образовательными учреждениями (ДОУ) и специальными (коррекционными) школами I - VIII видов, в которые дети поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализуются специальные образовательные программы, утвержденные Министерством образования РФ, открыты негосударственные учреждения, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы и т.п., в которых находятся дети с разными нарушениями, часто разного возраста, в силу чего реализация единой образовательной программы становится невозможной и возрастает роль индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Роль психодиагностики нарушений развития очень велика:

- требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития в популяции;

- определение их оптимального педагогического маршрута;

- обеспечение их индивидуальным сопровождением в специальном или общеобразовательном учреждении;

- разработка планов индивидуального обучения и программ индивидуальной коррекции для проблемных детей в массовой школе, для детей со сложными нарушениями развития и тяжелой степенью нарушений психического развития, для которых отсутствуют типовые образовательные программы.

Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого психодиагностического изучения ребенка.

Диагностика недостатков развития должна включать три этапа. 

Первый этап получил название скрининг (от англ. screen - просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины.

Второй этап - дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа - определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т.е. оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Третий этап - феноменологический. Его цель - выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль здесь играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.

Современные представления о нарушениях развития у детей.

Согласно представлениям Л.С. Выготского, сложные психические процессы - высшие психические функции (ВПФ) - являются продуктом исторического развития и имеют сложное строение. Это - особенность не только высших, но и элементарных психических функций человека, таких как тональный слух,

фонематический слух и др., имеющих социальную природу.

Для объяснения психофизиологических механизмов высших психических функций используется концепция П.К. Анохина о функциональных системах. А.Р. Лурия указывал, что функциональные системы не появляются в готовом виде к моменту рождения ребенка, а формируются в процессе его общения и предметной деятельности и являются материальным субстратом психических функций.

Функциональная система - это динамическое образование, интегрирующее значительное число анатомических и физиологических образований, часто расположенных в разных частях нервной системы, однако объединенных для выполнения одной задачи.

Дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками психофизического развития) - это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д.

 Две группы явлений в аномальном развитии. 

Это - первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и вторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребенка, его взаимодействия с окружающим миром. Аномальное развитие определяется временем возникновения первичного нарушения и тяжестью его выраженности.

В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития:

  • - с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);
  • - с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);
  • - с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
  • - с тяжелыми нарушениями речи;
  • - с задержкой психического развития;
  • - умственно отсталые;
  • - с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • - с нарушениями поведения;
  • - со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.

Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения.

Таким образом, ведущими теоретико-методологическими положениями, на которых строится современная психодиагностика нарушенного развития, являются следующие.

  1. Каждый тип нарушенного развития характеризуется свойственной только ему специфической психологической структурой. Эта структура определяется соотношением первичного и вторичных нарушений, иерархией вторичных нарушений.
  2. Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно по степени и выраженности нарушений.
  3. Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития.
  4. Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.
  5. Итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого-педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы. В психолого-педагогическом диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития, степень выраженности нарушения, недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы. Если обследование проводится перед поступлением ребенка в школу, то необходимо определить готовность ребенка к обучению в школе общего назначения или в специальной (коррекционной) школе.

Психодиагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей раннего возраста.

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих: 

  •  познавательные процессы;
  •  эмоционально-волевую сферу;
  •  предречевое и речевое развитие;
  •  двигательное развитие.

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:

  •  принятие задания;
  •  способы выполнения задания;
  •  обучаемость в процессе обследования;
  •  отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания предполагает согласие ребенка выполнять предложенное задание независимо от качества самого выполнения. Это является первым, абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются:

  •  самостоятельное выполнение;
  •  при помощи взрослого;
  •  самостоятельное выполнение после обучения.

Адекватность действий определяют как соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивным способом является действие силой или хаотичное действие без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость осуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования возможны следующие виды помощи:

  •  выполнение действия по подражанию;
  •  выполнение заданий по подражанию с использованием указательных жестов;
  •  выполнение заданий по подражанию с речевой инструкцией.

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка.

Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.

Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

Особенности развития.

Дошкольное детство - большой и ответственный период жизни. В этом возрасте происходят большие изменения в психическом развитии ребенка. Значительно возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. У дошкольников появляется возможность выполнения действий по словесной инструкции, усвоения знаний на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные представления. Основой познания для этого возраста является чувственное познание - восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Важное качественное приобретение дошкольного возраста - появление игры как первого и основного вида совместной деятельности детей. Наряду с игрой в дошкольном детстве развиваются так называемые продуктивные виды деятельности.

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста.

При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:

  •  создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
  •  предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
  •  чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
  •  игровой характер заданий;
  •  учет уровня развития познавательной деятельности.

Психологическое обследование начинается с беседы с ребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта.

В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориентировочно-познавательных действий:

  •  хаотические действия;
  •  перебор вариантов;
  •  целенаправленные пробы;
  •  практическое примеривание;
  •  зрительная ориентировка.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4 - 5 лет решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

  •  принятие задания;
  •  понимание условий задания;
  •  способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
  •  обучаемость в процессе обследования;
  •  отношение к результату деятельности.

Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребенка: понимает ли он практическую ситуацию как проблемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.  

Словарь терминов.

Скрининг — комплекс медицинских исследований (лабораторных, ультразвуковых), направленный на выявление группы риска по развитию пороков плода во время беременности.

Дифференциальная диагностика — в медицине способ диагностики, исключающий не подходящие по каким-либо фактам или симптомам заболевания, возможные у больного, что, в конечном счете, должно свести диагноз к единственно вероятной болезни.

Высшие психические функции (ВПФ) — специфические человеческие психические процессы. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками.

Функциональная система - это динамическое образование, интегрирующее значительное число анатомических и физиологических образований, часто расположенных в разных частях нервной системы, однако объединенных для выполнения одной задачи.

Дети с нарушениями развития - это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций.

Литература 

  • Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 1998.
  • Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика
  • Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М., 2000.
  • Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. - М., 1999.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984. - Т. 5.
  • Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. - 1971. - № 6.
  • Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.


Предварительный просмотр:

Ногинский Филиал Московского Государственного Областного Университета

Доклад по социальной психологии

Тема: «Взаимоотношения между людьми»

Студентки группы 4 «А»

                                                                             Поликановой Виктории

Ногинск 2013

История человечества и история становления личности обладают определенным сходством. Сходство в тех ценностях и достижениях, которые сменяют друг друга на пути взросления человечества и человека.

Красота, ум и доброта - общечеловеческие ценности, они были значимы во все времена, но в разные эпохи имели различный вес. Человечество в детском возрасте вынуждено было ценить крепкое здоровое тело. Неизощренный ум помогал, чем мог, но больше выручали сильные руки, да длинные ноги. Физически развитый человек вызывал уважение, восхищение, вселял надежду на помощь и защиту. Восхищение и любование развитым телом утверждали красоту человеческого облика как самостоятельную ценность.

А как проходит взросление человека? Дети очень чувствительны к красоте, могут узнать ее быстро и точно, без книжных рассуждений, даже не зная, что есть такое слово "эстетика”. Их манит физическая мощь, внешняя привлекательность и выразительность. Это подогревает желание скорее стать взрослым, “таким же сильным, такой же красивой”. Позднее растущий человек начинает признавать ведущую роль интеллекта и начинает восхищаться его силой. Доброту человек тоже чувствует с первых дней жизни, но, все-таки, лишь пролив немало пота и слез, начинает дорожить ею по-настоящему и понимать, что высшей ценностью является только она.

Если сходство в этапах развития всего человечества и отдельного человека неслучайно, то есть еще один повод для надежды на то, что третье тысячелетие будет эрой добра, что именно добро станет для человека главной ценностью.

И весь мир, и душа любого человека держатся на доброте. Без нее не было бы ни общества, ни общения, ни тепла, питающего и развивающего душу ребенка, ни тепла, исцеляющего ослабевшую душу.

Отношения не образуются сами собой, их создают люди. Одни позволяют отношениям расти как придорожным кустам, другие берегут их и не жалеют времени на раздумья о том, что же они такое, и не считают пустым делом изучать психологию добрых отношений.

Взаимоотношения между людьми – секреты взаимоотношений.

Личные взаимоотношения так же важны, как воздух, которым мы дышим. Все мы нуждаемся в друзьях, возлюбленных, партнерах, в людях, с которыми можем разделить радости, несчастья, опасения, успех. Это взаимодействие затрагивает и обогащает нас на самых глубоких уровнях.

Мы все нуждаемся в дружбе, любви, в чувстве принадлежности кому-то, и все же часто остаемся на расстоянии друг от друга, не желая или будучи не в состоянии протянуть друг другу руку и сделать взаимоотношения более осмысленными.

Мы нуждаемся в новых подходах и в большом желании, чтобы исследовать возможности, существующие во взаимоотношениях людей. Пожелав этого, мы можем стать друг для друга источником постоянной поддержки, что поможет нам становиться сильнее. Стоит понять, как мы можем обогащать и поддерживать друг друга, и это станет переломным моментом на пути к более осмысленным взаимоотношениям.

Легко ли изменить личность.

Человек нередко вынужден делать выбор: пытаться изменить другого человека или прилагать усилия к тому, чтобы самому стать другим. Понятно, что этот выбор зависит от отношения человека к себе и другим. Для каждого из нас очень важна возможность влиять на близких. Потребность в этом обостряется, когда мы считаем, что дорогой нам человек может совершить ошибку. В такие моменты нас подстерегает разрушительное для дальнейших взаимоотношений желание не столько влиять на человека, сколько управлять им. Повлиять на другого человека можно лишь в том случае, если отношения с ним достаточно глубоки. Сделать отношения такими быстро - сразу, как только возникла безотлагательная необходимость, невозможно.

Сильное влияние на нас может оказать только значимый для нас человек - облеченный властью, обладающий известностью или дающий нам возможность удовлетворять главные жизненные потребности. К последним относится и потребность в насыщенных эмоциональных отношениях. Разумеется, на человека может оказывать существенное влияние любимый писатель, журналист, артист, спортсмен и т.д. Но если иметь в виду влияние в непосредственных межличностных контактах, то на передний план выходят именно эмоциональное притяжение, привязанность, привычка обмениваться чувствами с данным человеком. Влиять можно только на того человека, отношения с которым достаточно глубоки. 

Каждый человек – это звезда.

Каждый человек неповторим, уникален и заслуживает уважения. Каждый человек - это звезда. Ваш муж. Ваша жена. Ваши родители также неповторимы, уникальны и интересны. Каждый из ваших друзей, ваш босс, официантка в ресторане, водитель такси, умирающий старик, соседский мальчик - все они неповторимы, уникальны и заслуживают уважения.

Осознание того, что каждый человек - это что-то особенное, независимо от того, кто он и какое положение занимает, меняет наше отношение к людям. Поняв это, мы охотно относимся к ним с заслуженным уважением. Люди могут не догадываться о том, что они особенные или не показывать это своим поведением, но мы-то знаем это и обращаемся с ними соответственно.

Научитесь видеть больше, чем каждый человек видит в себе сам. Внутри каждого заложено зерно величия, и вы даете людям шанс, когда за их недостатками и проблемами видите их потенциал, их душу, их внутреннюю красоту и их таланты.

Когда вы признаете, что люди достойны уважения, они начинают вести себя соответствующим образом. Вы даете людям шанс, если видите в них лучшие стороны. Возможно, сами они не считают себя великими или уникальными. Быть может, они чувствуют себя никчемными. Так станьте их зеркалом! Покажите им, что вы видите их возможности. Показывайте это своим поведением, словами, мыслями и чувствами. Жизнь каждого человека очень важна. Каждый человек может внести какой-то свой вклад. Обходитесь с каждым человеком, как с особенным, уникальным. Ваша поддержка может оказаться переломным моментом в чьей-то жизни, поэтому не позволяйте внешности человека ослепить вас и не увидеть за ней его величия. Ищите в каждом человеке самое лучшее, веря в него.

Если вы будете относиться к людям именно так, ваши отношения с ними станут более осмысленными, и даже какое-то случайное общение обогатит и вас, и другого человека. Мы обладаем невероятной способностью помогать, любить и делиться друг с другом, и все, что для этого нужно, - лишь захотеть сделать это.

Относитесь друг к другу с заботой.

Мы, человеческие существа, создания очень чувствительные. Если сомневаетесь, то посмотрите на себя: как легко вас обидеть, или причинить вам боль. Когда человеку больно, он причиняет боль другим.

Помните об этом, когда в следующий раз вам сделают что-то неприятное. Спросите себя, какую боль может испытывать этот человек, и отнеситесь к нему с любовью и состраданием. Та внутренняя боль, которую он испытывает, не приносит ему радости. Мы не знаем, какие страхи, опасения, боль, разочарования, трудности люди носят в себе. Как говорится в старой пословице: не суди человека, пока не пройдешь милю в его туфлях.

 

Когда вы меняете свое отношение к людям, они начинают по-другому к вам относиться.

Человеческие существа очень чувствительны друг к другу на многих уровнях, поэтому мы особенно восприимчивы к мнению, которое у нас сложилось о людях. Если ваши взаимоотношения с близким человеком, другом, деловым партнером, коллегой или родителем не такие, как хотелось бы, посмотрите внимательнее, какие мысли у вас подсознательно появляются об этом человеке. Возможно, вы цепляетесь за те качества, которые вам в нем не нравятся, и усиливаете их.

Во взаимоотношениях, как и во всем другом, мы получаем то, во что мы верим, о чем думаем, чего ожидаем. В любых взаимоотношениях существует множество возможностей, если вы готовы поэкспериментировать со своими мыслями. Зрительные образы позволят вам изменить ваше отношение к человеку и стать хозяином ваших взаимоотношений. Так будьте им, и не реагируйте на недоброжелательность.

Необходимо поддерживать отношения.

Когда в последний раз вы говорили своим друзьям, что любите их? Когда вы поблагодарили кого-то за поддержку, дружбу, любовь? Делайте ваши взаимоотношения глубже, высоко ценя других и показывая это. "Я действительно ценю нашу дружбу и дорожу ей", - это может значить очень много, если сказано с чувством.

Нет больших богатств на земле, чем дружба и взаимоотношения между людьми. Будьте хорошим другом для всех, кого вы встречаете. Будьте там, где вы нужны другим. Принимайте людей. Любите людей. Любите независимо от того, отвечают ли они вам взаимностью. Не ждите, пока кто-то другой сделает первый шаг. Будьте открытым для всех. Что вы можете потерять, кроме своего одиночества?

Изменить взаимоотношения - значит изменить себя.

Все мы члены одной семьи, и, будучи таковыми, должны дарить друг другу больше любви и заботы, если хотим расти. Дорога к изменению наших взаимоотношений - это путь изменений и роста. Там будут риск, ошибки, нечто новое для вас. Этот путь начинается с мелочей: с изменения отношения к людям, с протянутой кому-то руки, минуты предельной откровенности с незнакомцем, но скоро это вырастет в нечто гораздо большее, приносящее огромное удовлетворение. Вы обретете торжество, жизнь, полную радости, где будете чувствовать себя открытым и свободным, как никогда раньше.

Список  используемой литературы:

http://www.uspeh-info.ru/liubov-i-otnosheniya/vzaimootnosheniya-mezhdu-liudmi-sekreti-vzaimootnosheniy.html

http://www.psy.spbu.ru/kulikov/index.php?n=1&m=4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 заповедей на день

В начале дня самым важным является настроение, поскольку утромпроисходит настройка организма и души на предстоящий день. Какая будет настройка таким и будет весь день!...

10 заповедей для родителей

Для родительского собрания...

Тренинг для творческого педсовета по предупреждению профессионального выгорания.Доклад "Эмоциональное выгорание. Профессиональные заповеди учителя".Памятка по предупреждению профессионального выгорания для педагогов

Цель тренинга с педагогами:сплочение педагогического коллектива, развитее творческих способностей через использование методов арт- терапии, мандала- терапии, снятие эмоционального напряжения....

Заповеди воспитателя (памятка для родителей)

Эти советы помогут вам в трудном деле воспиания детей....

Учебная программа элективного курса "Жития святых новомучеников Болгарских как пример исполнения Заповедей блаженства Нового Завета"

В учебной программе элективного курса «Жития святых новомучеников Болгарских как пример исполнения Заповедей блаженства Нового Завета» представлены методические разработки занятий, дидактические и спр...

Аннотация проекта "Заповеди хорошего человека"

Аннотация проекта "Заповеди хорошего человека"...

«Нравственные заповеди человека»

воспитание доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах....