Круглый стол для педагогов "Современные проблемы трудового воспитания"
методическая разработка
Данная разработка круглого стола формирует представления о современных проблемах трудового воспитаня подростков и способах их устранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kruglogo_stola_po_planu.docx | 46.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Современные проблемы трудового воспитания»
Форма мероприятия: круглый стол для педагогов
Цель: формирование представлений о современных проблемах трудового воспитания детей и способах их устранения
Задачи:
- формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей;
- способствовать совершенствованию работы в детском доме по формированию у воспитанников трудовых навыков;
- систематизировать знания педагогов по трудовому воспитанию.
Оборудование: слайд-презентация
Ход мероприятия:
- Организационный момент
Эпиграфом нашего мероприятия можно считать слова:
Умеют трудиться дети,
А это уже неплохо.
Без труда не прожить на свете,
В труде счастливей дорога.
Для матери - это счастье,
Что дети умеют трудиться.
Не страшно любое ненастье,
И можно детьми гордиться. /Л. Белимова/
- Введение в тему
Уважаемые участники круглого стола! Прежде чем начать разговор я хочу вам напомнить, что «круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Я желаю вам как можно больше высказываться, рассуждать и делиться своим опытом. Мне хотелось бы, чтобы каждый из Вас сейчас высказал свое личное мнение о трудовой деятельности и ответил на такой вопрос:
Вопрос: «КАКУЮ СТУПЕНЬ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ЗАНИМАЕТ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?»
- Основная часть
Сегодня я вам предлагаю обсудить вопросы трудового воспитания воспитанников и ответить на вопросы:
Вопрос: «КАКИЕ ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ У СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМ ВОСПИТАНИЕМ?»
Вопрос: «КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИМЕЕТ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ?»
Ответы на эти вопросы мы постараемся найти совместно в ходе нашей беседы. Тема нашей беседы звучит так: «Современные проблемы трудового воспитания»
Вопрос: «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НУЖНО ЛИ ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАТЬ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? ЕСЛИ ДА, ТО ПОЧЕМУ?»
Труд позволяет сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формирует умение учиться. В процессе трудовой деятельности происходит социальное закаливание ребенка, он учится преодолевать различные трудности, чтобы быть способным жить самостоятельно и решать сложные проблемы, которые неизбежно возникают у каждого человека.
История трудового воспитания
Стоит отметить, что трудовому воспитанию на Руси всегда уделялось большое внимание. Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Трудовое воспитание было главным. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 выполняли почти полностью работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу. Девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте. Ремесленники, в свою очередь, тоже передавали свой опыт подрастающему поколению.
Интересен тот факт, что значение труда в воспитании детей понимали и представители высших сословий.
Традиции трудового воспитания, например, наследников престола, были заложены в 18 веке и входили в распорядок дня царских детей. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, маляра.
А вот в дневнике императора Николая II ежедневно упоминается работа, которую царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, а по собственной воле. Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней и своих детей. Это сегодня может показаться странным. Им, царям, зачем это? У них слуги есть. Но государь, будучи человеком умным, понимал, что физический труд облагораживает прежде всего душу человека.
По мнению церкви - христианин должен отличаться добросовестным отношением к труду. Трудолюбие должно пронизывать всё существо человека. Ибо, само собой разумеется, что, питаясь плодами труда рук своих, человек неизбежно чувствует радость в сердце.
Как вы уже поняли, в прошлом трудовому воспитанию придавалось высокое воспитательное значение. Труд являлся и является главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека.
А отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, беспомощность даже в простейших житейских ситуациях, и конечно, иждевенческий подход к жизни и людям. Иначе можно сказать, что трудовое воспитание играет первостепенную роль в формировании личности человека.
Определение, цель и задача трудового воспитания
Вопрос: «ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ?»
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком, но труд - это не только способ заработать на жизнь, но и нечто более возвышенное.
«Цель трудового воспитания» - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.
Приобщение молодого человека к труду закладывает у детей основу их будущей жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни /отдают предпочтение алкоголю, наркотикам и др., а не труду/. Оканчивается этот «легкий» путь, как правило, плохо.
Таким образом, задачей трудовой деятельности ребенка является развитие в нем нравственных, физических и умственных качеств, развитие его личности, приобщение к труду.
Вопрос: «ЧТО ВЫ СЧИТАЕТЕ ГЛАВНЫМ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ?»
Проблемы трудового воспитания чаще всего зарождаются в семье. Современный напряженный ритм жизни каждой семьи, стремление к материальным благам, оставляет все меньше времени для спокойного общения с детьми, совместных занятий простыми, но от этого не менее важными, повседневными делами.
Утверждение «я сам», непоколебимое в своей уверенности, не получает поддержки, одобрения, а в результате ребенок теряет инициативность и с легкостью пользуется плодами чужого труда.
Но вот малыш пошел в школу. Он стал частью большого коллектива и начинает жить по другим законам. А это подразумевает наличие определенных обязанностей, самостоятельности и умения выполнять порой рутинную, но необходимую работу. Именно с этого и начинается школьное трудовое воспитание.
Вопрос: «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ДОЛЖНЫ ЛИ ДЕТИ ЗАНИМАТЬСЯ ТРУДОМ В ШКОЛЕ? И КАКУЮ РАБОТУ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬ?»
Все мы с вами помним и классные дежурства, и уборку школьной территории, и субботники, а некоторые даже обязательный сбор макулатуры, металлолома, трудовые сельскохозяйственные десанты.
Правозащитники, ратуя за права ребенка, слегка перегнули палку, и любой детский труд по действующему законодательству считается эксплуатацией. Теперь на то, чтобы помыть полы в классе или прополоть грядку на пришкольном участке требуется разрешение родителей. Нет согласия – принуждать нельзя.
«А к чему придет это общество потребителей и любителей всего готового?» Как гласит японская мудрость, если родители трудятся, а дети отдыхают, то внуки будут просить милостыню.
На этом проблемы трудового воспитания в современной школе, связанные с уважением к работе, как основной человеческой ценности, желанием не бояться трудностей и доводить начатое дело до конца, не заканчиваются.
В школах сокращаются часы технологии. И на них зачастую дети изучают теорию трудовой деятельности, но ведь только практика может породить полезную привычку избегать праздности.
Трудовое воспитание в школе подрастающего поколения должно иметь приоритетное значение. Цель школы не только научить читать, писать, но и выпустить из своих стен готовую к самостоятельной жизни личность, способную приносить пользу людям, а не удовлетворять свои потребности за чужой счет.
Но самое важное – это привить мысль, что нужно пройти через некоторое усилие, проделать, иногда значительную, часть рутинной работы, чтобы получить действительно достойный результат.
Трудовое воспитание способствует не только физическому, но и нравственному воспитанию и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду (трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого), скромность, терпение и целеустремлённость; формирует положительное отношение к труду, как жизненно необходимому процессу (потребность в труде).
Кто виноват в том, что дети не любят трудиться?
Вопрос: «ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЛЮБЯТ И НЕ ХОТЯТ ТРУДИТЬСЯ? ПОЧЕМУ ТАКОЕ СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ?»
Вопрос: « КТО ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО ДЕТИ НЕ ЛЮБЯТ ТРУДИТЬСЯ?»
Вопрос: «КАК БУДУТ ПРОЯВЛЯТЬ СЕБЯ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ ПОДРОСТКИ, ЕСЛИ ИМ НЕ ПРИВИТА С ДЕТСТВА ЛЮБОВЬ К ТРУДУ?»
Проблема заключается в том, что у современных подростков в связи с тем, что трудовому воспитанию уделяется недостаточно внимания, формируются такие качества, как лень, цинизм, неумение ценить чужой труд.
В последнее время приходится очень часто слышать о том, что современные дети и подростки совершенно не любят физический труд.
В газете «Аргументы и факты» встретилась очень любопытная статья о том, кто же виноват в том, что мы, нынешние дети, не любим физический труд. По мнению автора статьи, к этому «приложили руку» - средства массовой информации. «Про кого ваши статьи, ваши фильмы по телику? Либо про банкиров и процветающих деятелей шоу-бизнеса, либо про бандитов, либо про красивую жизнь и «золушек», которые, встретив в своей жизни миллионера, жили потом долго и счастливо. Уже лет двадцать не читал и не смотрел про простых работяг, кто на заводах у станков создает реальную продукцию. Откуда после этого у молодых может появиться уважение к труду? Зато у вас – очередная сенсация: подросток сначала поджег школьные мастерские, а потом до смерти забил прохожего, отнимая у него полтинник на пиво! А разве не вы воспитали у этого пацана отвращение к труду? Разве не вы подсказали ему легкий путь получения денег?» - гневно пишет автор.
С автором статьи трудно не согласиться. Несколько десятков лет назад снимались замечательные фильмы о людях труда: «Журбины», «Высота», «И это все о нём» и другие. Тогда к людям рабочих специальностей относились с большим уважением. Сегодня все мечтают быть банкирами, министрами.
/Раннее провести анкетирование «Кем я хочу стать в будущем?» – вывести процент по рабочим профессиям./
К людям рабочих профессий молодёжь относится с пренебрежением. А это неверно. Что касается вопроса о трудовом воспитании молодежи, то тема, затронута действительно животрепещущая. Вопрос нехватки рабочих рук стоит в стране очень остро. Кадровые агентства могут предложить десятки кандидатов на вакансии юриста, бухгалтера, экономиста, но заявка на представителей рабочих профессий, функции которых связаны с физическим трудом, может стать для них неразрешимой задачей.
Кроме того, можно заметить, что очевиден и вред компьютерных игр: дети вместо того, чтобы больше читать, заниматься или помогать взрослым, праздно и бесполезно проводят время. И это тоже становится привычкой, правда эта привычка им в жизни не поможет преодолевать трудности и реализовать свой потенциал. Дети просто уже с детства становятся потребителями общества. Отсутствие трудовых навыков, стремления к труду, привычки трудиться, приводят к подобным ситуациям.
Как современная молодежь относится к труду?
Но то, как приобщаются дети к труду, в том числе, общественно-полезному, и приобщаются ли на самом деле, помогут нам понять результаты анкетирования, которое мы провели в нашем доме.
В нашем доме проживают … воспитанников, не участвовала в анкетировании 1 группа. Для выявления проблем, связанных с трудовым воспитанием в детской среде было проведено анкетирование «Нравится ли мне трудиться?», в котором приняли участие учащиеся 1-9 классов. Участники анкетирования ответили на несколько интересующих нас вопросов. /Слайды с результатами в %/
- Данные опроса показали, что … (… %) из … респондентов не имеют дома постоянного поручения.
- На вопрос: «Есть ли у вас обязанности по дому?», «Да» ответили … респондента. При этом только … (… %) опрошенных к их выполнению относятся с удовольствием; … (…%) выполняют по принуждению.
- Когда мы спросили воспитанников, считают ли они трудовое воспитание неотъемлемой частью становления личности, … (…%) ответил «да», … (…%) – «нет».
- На вопрос: «Вы бы хотели заниматься общественно-полезным трудом»? Положительно ответили только … ребят, что составляет …%.
- На вопрос: «Как вы относитесь к людям, профессия которых связана с физическим трудом?», подавляющее большинство …% (… человек) ответили, что относятся с уважением, но сами бы такую профессию не выбрали или выбрали.
- И последнее, что мы попытались выяснить: любят ли воспитанники нашего дома уроки технологии в школе и дома? Оказалось, что …% опрошенных ребят любят и …% - не любят, так как считают, что в жизни им это не пригодится.
Социологический опрос дал возможность понять, что обозначенная проблема актуальна, дети сегодня, действительно, не хотят и не любят трудиться.
Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии.
Трудовое воспитание и обучение не есть акт одноразового педагогического воздействия на ребенка. Этот процесс охватывает все возрастные этапы и длится всю жизнь.
Не всегда учитываются возрастные особенности и при разработке конкретных психологических рекомендаций по организации учебного и производительного труда школьников.
Согласны ли вы с утверждением: «Эффективность и результативность трудового воспитания во многом зависит от педагога, его организаторских способностей и личностных качеств».
Перед ним стоит сложная задача: педагогически целесообразно сочетать свою руководящую роль, как организатора процесса труда, с самостоятельностью детей, ученическим самоуправлением, активизацией детей в труде и общественной деятельности.
Вопрос: «КАКИЕ ФОРМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ?»
Важно: формирование уважительного отношения к труду и его результатам, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, воспитание интереса к труду и уважения к людям труда, обучение элементарным трудовым навыкам, начальное знакомство с миром профессий.
Формами трудового воспитания являются:
- индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений, дежурства);
- коллективная форма (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
- групповая форма (утренники, праздники на тему труда)
Испытать радость труда дети смогут, ощутив его общественную значимость. Именно общественно-полезный труд занимает в воспитании главное место. Он включает в себя такие виды деятельности, как, например, помощь ветеранам войны, инвалидам и больным, забота об окружающей среде: участие в городских субботниках по уборке мусора в парках и т. д. Роль таких мероприятий трудно переоценить.
Коллеги, мы с вами многое уже используем в работе.
Вопрос: «У ВАС ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЧТО НОВОГО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ, ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?»
Почему взрослые дети /выпускники/ не хотят работать?
При этом, как выясняется, великовозрастный «ребенок» не желает получать образование, а иногда под видом того, что он «учится», продолжает наслаждаться жизнью, нисколько при этом не напрягаясь. Прежде чем приступать к активным действиям, нужно знать мотивы, по которым молодой человек или девушка отказываются трудоустраиваться.
Психологи считают, что нежелание или неспособность повзрослевших детей обеспечивать себя и покинуть родительский дом, напрямую связаны с психологической незрелостью человека, застрявшего между детством и самостоятельной жизнью. Причин этому несколько… /назвать выпускников по описанию и меры борьбы с ними/
Низкие запросы. Одним людям хочется достичь высокого положения в обществе, другим достаточно самого минимума, который может предложить судьба. Не всякий чувствует в себе необходимость приобретать дорогие вещи, одежду, аксессуары. Кому-то хватает самого минимума, чтобы чувствовать себя счастливым и спокойным. Если у человека низкие запросы, то он и не станет стремиться к тому, чтобы хорошо зарабатывать. Личность способна развиваться только в ситуации ограничения, когда основные потребности не удовлетворены.
Неуверенность в себе. Она проистекает из чувства беспомощности. Если человек, достигнув определенных лет, вовремя не повзрослеет, то никто не сможет заставить его это сделать. Он попросту не найдет в себе сил для дальнейших перемен, для того, чтобы решиться на глобальные и решительные шаги. Когда достигшая совершеннолетия девушка не хочет работать – это еще полбеды. В конце концов, девушка может удачно выйти замуж и жить на средства супруга. В том случае, если от всяческой занятости отказывается парень, то нужно бить тревогу. Молодой мужчина должен научиться ответственности, которую он впоследствии примет за свою собственную семью. Неуверенность в себе, как правило, порождает другие многочисленные проблемы.
Чрезмерная стеснительность. Иногда молодому человеку бывает довольно сложно начать самостоятельную жизнь из-за тревожащих его страхов. Он может сильно страдать от того, что у него не получается организовать свою жизнь должным образом и достичь желаемой цели. В этом случае взрослым необходимо помочь советом, направить молодого человека. Если причина заключается в том, что у молодого человека нет желания бороться со сложностями, нужно заставить его преодолеть стеснительность. Такая скованность во взрослом возрасте только мешает. Если молодой человек вовремя не справится с трудностями, то он не сумеет взять на себя ответственность за все происходящие события. Разговаривайте с выросшим ребенком, объясняйте, почему важно вовремя встать на ноги и быть самостоятельным, давайте дельные советы.
Затянувшийся поиск себя. Обычно юношеские искания заканчиваются к двадцати двум годам. В это время возникает потребность что-то делать для себя, молодые люди спешат отделиться от родителей. Если этого не происходит, появляется серьезный повод задуматься о благополучии и зрелости человека. Если молодые люди не хотят работать, такому поведению обязательно есть своя причина. Позиция может быть продиктована потребностью найти себя в интересном и творческом занятии. Однако если поиск продолжается годами и ни к чему определенному не приводит, то это повод глубоко задуматься. Во многих случаях молодые люди просто не знают, в чем реализовать собственные интересы и способности, потому готовы продолжительное время оправдывать бездействие невезением или неудачами.
Неумение планировать. Иногда случается так, что молодые люди не владеют элементарными навыками. Они не просто не хотят жить за собственный счет, но и делать что-нибудь полезное. Неумение планировать, отсутствие привычки вести повседневные дела превращают молодых людей в безвольное и беспомощное в социальном отношении существо. Ни в коем случае нельзя потакать его слабости, иначе придется содержать такого «ребеночка» всю жизнь. К сожалению, очень часто отсутствие стремления налаживать свою жизнь сопряжены с рядом других проблем: алкоголь, курение, компьютерные игры и полное бездействие. Дурные привычки имеют свойство укрепляться со временем.
Боязнь потерять комфорт. Взрослые обычно создают ребенку отличные условия, с которыми ему не хочется расставаться. Зачем пытаться свить собственное гнездо, которое может оказаться не таким удобным и уютным, как было? К тому же, дома так хорошо: подают завтрак, готовят вкусные обеды, стирают, убирают, вешают в шкаф чистую и выглаженную одежду…
Это детская позиция, не свойственная взрослому человеку. Если имеет место быть крайняя несамостоятельность, значит одними советами ограничиться нельзя. Необходимо делать конкретные шаги вперед.
Как приучить ребёнка к труду?
Вопрос: «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИЕ НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ НАМ ПЕДАГОГАМ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЗАХОТЕЛ ЗАНИМАТЬСЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?»
1. Создайте тёплую атмосферу, доброжелательные взаимоотношения с ребёнком. Научить чему-либо, приучить, воспитать какие-то качества легче на основе добра, взаимопонимания. Вспомните свои реакции на просьбы людей, когда они звучат по-доброму и когда в приказном тоне. Какие из них больше хочется выполнить и в каком случае дела лучше получаются? Будьте вежливыми со своими детьми. Не забывайте благодарить за выполненную работу, не воспринимайте её как само собой разумеющееся. Хвалите за старания и за то, что хорошо получается.
2. Не поучайте и не критикуйте ребёнка по мелочам. Вспомните, как вы радовались за него и подбадривали его в разных ситуациях. Вряд ли вам тогда могло прийти в голову поучать его или критиковать. Если вашему ребёнку уже 15, и он учится чему-то новому, например, чистить картошку, то он нуждается в том же самом – в поддержке. Пусть он делает это по-своему. Может быть, вам кажется, что это неправильно, так неудобно, но у ребёнка может быть другое мнение на этот счёт. Можно осторожно посоветовать что-то ребёнку, но не навязывать своих способов.
3. Создайте условия для выполнения работы. Например, если вы просите ребёнка помыть пол, он должен знать, где взять тряпку и ведро, это всё должно быть чистым. Если по полу разбросаны игрушки, то сначала лучше дать задание собрать их, а потом помыть пол.
4. Задание должно быть выполнимым. По сложности, по объёму работ, по времени выполнения – соответствовать возрасту ребёнка. Например, ребёнок младше 4 лет может трудиться без перерыва не больше 15 минут, в 6 -7 лет до 30 минут. Чем старше ребёнок, тем дольше он может заниматься какой-то работой. У школьников увеличивается умственная нагрузка и на физический труд остаётся не так много времени. Взрослым необходимо следить за тем, чтобы ребёнок чередовал умственный и физический труд.
5. Поощряйте ребёнка к рассуждениям о пользе, которую он может принести своими делами. Осознавая значимость, важность своей деятельности, ребёнок больше стремится к труду, изъявляет больше желания помогать взрослым.
6. Не злоупотребляйте материальным поощрением за труд. Ребёнок привыкнет, что взрослые «платят» ему за помощь и не согласится делать что-то «бесплатно». Вряд ли в этом случае вы сможете воспитать в нём отзывчивость. За особенные старания можно поощрить ребёнка сладостями или игрушкой. Но сделать это лучше, когда ребёнок уже совершил доброе дело, а не обещать вознаграждение заранее.
7. Не внушайте ребёнку негативные установки. Не говорите ему, что он не умеет трудиться, что он ленивый и т.д. Ребёнок поверит в это и будет считать, что изменить ничего нельзя, нет смысла стараться. Верьте в позитивную природу ребёнка сами и внушайте это ему. Даже если он совсем ничего делать не хочет, говорите ему: «Я знаю, что ты можешь сделать даже что-то трудное, если очень захочешь и постараешься».
Педагогические ситуации для обсуждения /Слайды/
1. Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнял свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся.
«Бестолочь, – возмутилась мать, – от твоей помощи одни убытки!» Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.
- - Как бы вы поступили на месте Витиной мамы?
- - Какой педагогический вывод следует сделать из описанной ситуации?
2. Второклассник Миша вместе с родителями отдыхал летом у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстниками. Мать дала поручение Ване навести порядок во дворе дома. Мальчик принялся за дело, а Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе у соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: «Ишь, ты, какой хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли на твоем костюме». Мальчик опечалился, сел на завалинку у дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.
- Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?
- Оправдываете ли вы поведение матери или нет?
- Как бы следовало поступить в данной ситуации?
- Обратная связь. Практическая работа.
Коллеги, у вас на столе лежат листы цветной бумаги. Предлагаю вам из бумаги вырезать цветы на ваши усмотрение. /Материал - листы бумаги белого, желтого, оранжевого, красного и синего цветов, ножницы, клей/
1. Участников с белым цветком попрошу поделиться информацией. Какие вопросы у вас были до круглого стола по этой теме? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?
2. От группы синих цветков жду критический взгляд на вопрос – «Как нельзя воспитывать ребенка трудом»?
3. Желтые, оранжевые цветы - это цвета радости и оптимизма, ждем от вас только положительных эмоций. Это настоящие креативщики, которые предложат нам новые идеи как воспитывать трудом или что нового можно применить.
4. Красные цветы собрали философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться опытом и ответить на вопрос – «Как вы приучаете ребенка любить труд?»
- Итог
В ходе нашего общения мы выяснили, что труд – важнейший фактор формирования личности молодого поколения, поскольку он укрепляет волю человека, облагораживает его, развивает творческие способности и нравственные качества.
Молодые люди сегодня плохо приспособлены к самостоятельной жизни, не умеют ценить чужой труд, пренебрежительно относятся к людям рабочих профессий.
Давайте подведём итог наших педагогических посиделок. Ответим на вопросы, которые мы поставили в начале нашей беседы:
Вопрос: «КАКИЕ ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ У СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМ ВОСПИТАНИЕМ?»
Вопрос: «КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИМЕЕТ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ?»
Вывод. В процессе трудовой деятельности происходит социальное закаливание ребенка, он учится преодолевать различные трудности, чтобы быть способным жить самостоятельно и решать сложные проблемы, которые неизбежно возникают у каждого человека. Труд формирует волевые качества в ситуациях преодоления сложностей и принятия ответственных решений.
А я, уважаемые коллеги, желаю вам в вашей трудовой деятельности успехов, удачи и процветания.
Спасибо, коллеги, за активную работу!
Советы педагогам
1. Воспитывайте детей на положительном, вовлекайте детей в полезную деятельность.
2. Не скупитесь на благодарность и похвалу, если ребенок хорошо трудился.
3. Учите ребенка ценить и свой, и чужой труд.
4. Воспитывайте у детей уважение к любому труду.
5. Никогда не позволяйте себе ругаться, бранить ребенка, когда он выполняет трудовое поручение. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
6. Забывайте плохое сразу. Хорошее помните всегда.
7. Старайтесь не ставить «плохое» в центр воспитания.
8. Будьте последовательны в своих требованиях.
9. Учитывай индивидуальные и возрастные особенности детей.
Анкетирование «Нравится ли мне трудиться?»
- Имеешь ли ты постоянные поручения в школе и дома?
- Есть ли у тебя обязанности по дому?
- Считаешь ли ты, что труд важен в жизни человека?
- Ты хотел/а/ бы заниматься общественно-полезным трудом?
- Как ты относишься к людям, профессии которых связанны с физическим трудом?
- Любишь ли ты занятия по технологии в школе и дома?
- Люди, какой профессии тебе нравятся?
- Какую профессию в будущем ты выберешь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол : "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"
Открытое мероприятиеКруглый стол Тема: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудов...
Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания
Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...
Круглый стол по проблемам толерантности "Нас много - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"
Мероприятие, посвящено всемирному дню толерантности 16 ноября...
Круглый стол «Хочу Жить!» Суицид – серьезная проблема среди подростков.
Цели и задачи:Пропаганда здорового образа жизни, профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев.Формировать позитивные отношение к жизни, дать советы подросткам.Выделить основные социологи...
Круглый стол с работодателями «Проблемы обучения и трудоустройства студентов в медицинском колледже».
Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий, где основной целью является предоставление участникам возможность высказать свою точку зрения на ...
Научно-практический круглый стол "Современное профессиональное образование: проблемы и перспективы"
Материалы научно-практического круглого стола "Современное профессиональное образование: проблемы и перспективы"...
мероприятие муниципального уровня- круглый стол по проблеме «Реализация общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО»
Выступление на мероприятии "Круглый стол" (муниципального уровня) содержит информацию о профессионально- ориентированном подходе к обучению в организациях СПО и реализации профессиональной с...