3.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня
материал

Ондар Ая Александровна

Открытый урок по теме "Вычисление объемов тел вращения с помощью определенного интеграла", 26 ноября 2018 года, проведен на высоком уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_no2.docx217.49 КБ

Предварительный просмотр:

Кызылский техникум экономики и права. Преподаватель Ондар А.А.

Открытый урок.

Дисциплина: высшая математика

Группа: 9181, специальность «Прикладная информатика»

Тема урока: «Вычисление объемов тел вращения с помощью определенного интеграла»

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи  урока: 

- научиться вычислять объемы тел вращения с помощью интегралов;

 - закрепить умение выделять криволинейные трапеции из ряда геометрических фигур и отработать навык вычислений площадей криволинейных трапеций;

- познакомиться с понятием объемной фигуры;

- способствовать развитию логического мышления, грамотной математической речи, аккуратности при построении чертежей;

- воспитывать интерес к предмету, к оперированию математическими понятиями и образами, воспитать волю, самостоятельность, настойчивость при достижении конечного результата.

- воспитание коммуникативной культуре.

Межпредметная связь: астрономия, геометрия.

Оборудования: доска, мел, раздаточные материалы.

Структура урока:

1.Организационный момент. Проверка подготовленности к уроку. Сообщение темы и постановка цели урока (2,5 мин).

2.Работа с карточками (15-20 мин).

3. Объяснение нового материала (20мин).

4. Решение задач на нахождение объемов тел вращения (40мин).

5.Итоги урока (5 мин)

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверка подготовленности к уроку. Сообщение темы и постановка цели урока (3 мин).

Эпиграф нашего занятия: Стоит только показать, что какая-либо вещь невозможна, как найдется математик, который ее сделает. (У. У. Сойер)

Что Вы думаете, почему я выбрала сегодня именно такой эпиграф?

Основная цель нашего урока: проверить как Вы усвоили темы: «Неопределенные интегралы», «Определенные интегралы». И будем научиться вычислять объемы тел вращения с помощью интегралов.

Сначала проверю как Вы усвоили материалы предыдущих занятий, т.е основные моменты изученного. Работаем с карточками.

 2. Работа с карточками (15-20мин)

  Дежурный в группе раздает карточки каждому студенту.

Решите интегралы

1

http://www.webmath.ru/primeri_reshenii/images/integral/primeri_1814.png

2

http://www.webmath.ru/primeri_reshenii/images/integral/primeri_1953.png

3

http://www.webmath.ru/primeri_reshenii/images/integral/primeri_2010.png

4

5

 Сдать преподавателю.

3. Объяснение нового материала (20 мин).

Давайте вспомним из школьной геометрии. Геометрические фигуры какие бывают? (плоские и объемные, т.е. фигуры на плоскости и на пространстве, планиметрия и стереометрия).

Обратите внимание, что изображено на рисунках? И чем они отличаются от произвольных объёмных фигур?

hello_html_m2a9a5430.jpg

http://www.playcast.ru/uploads/2018/10/25/26027323.png http://ismaplast.ru/d/cylinder_white_1280px.jpg

https://molter.ru/upload/iblock/e0e/e0ee6b3fb7db5e0b33a0e38447ea972a.jpg

В космосе, на земле и в повседневной жизни мы встречаемся не только с плоскими фигурами, но и объемными, а как же вычислить объем таких тел? Например: объем планеты, кометы, метеорита, объем ведра  и т.д.

Об объеме задумываются и строя дома, и переливая воду из одного сосуда в другой. Правила и приёмы вычисления объёмов должны были возникать, другое дело, насколько они были точны и обоснованы.

Вот, сегодня будем рассматривать как вычислять объемы тел вращения.

Сначала записываем определение тел вращения.

Тела вращения – это объемные тела, которые возникают при вращении некой плоской фигуры, которая, в свою очередь, ограничена кривой и крутится вокруг оси, лежащей в той же плоскости.

Какие же основные тела вращения существуют?

  1. Шар. Это геометрическая фигура, которая образована в результате вращения полукруга вокруг диаметра разреза.
  2. Цилиндр. Это геометрическая фигура, которая образована в результате вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон.
  3. Конус. Это геометрическая фигура, которая образована в результате вращения прямоугольного треугольника вокруг одного из своих катетов.
  4. Тор. Это геометрическая фигура, которая образована в результате вращения окружности вокруг прямой, при этом окружность прямую не пересекает.

hello_html_3b43cd4e.jpghello_html_m5900a676.gif

Объем тела вращения вычисляется по одной из формул:

1.hello_html_m2c8a707f.gif, если вращение криволинейной трапеции вокруг оси ОХ.

2. hello_html_m7d7b02a1.gif , если вращение криволинейной трапеции вокруг оси ОУ.

Студенты записывают основные формулы в тетрадь..

Рассмотрим решение примеров.

1. Найти объем тела, получаемого вращением вокруг оси ординат криволинейной трапеции, ограниченной линиями: x+ y2  = 64, y = -5, y = 5,

 x = 0.

Решение.

hello_html_m183a1349.gif

Ответ : 1163 cm3.

Можно сделать график:

2. Найти объем тела, получаемого вращением параболической трапеции, вокруг оси абсцисс y = hello_html_113458bb.gif, x = 4, y = 0.

Решение .

hello_html_m75a5628b.gif

Можно сделать график:

4.Решение задач на нахождение объемов тел вращения.

1.Пусть тело образовано вращением функции у=0,5х на отрезке [0;4] вокруг оси ОХ. Сделать график.

Ответ: 16π/3.

2.Вычислить объём тела, образованного вращением фигуры, ограниченной линиями у=х2, х=0, у=4. Сделать график.

Ответ: 8 π.

3.Найти объем тела, ограниченного поверхностью вращения линии у=4х-х2 вокруг оси Ох (при 0≤х≤4). Сделать график.

Ответ: 512π/15.

4. Вычислить объем тела, образованного вращением лепестка, вокруг оси абсцисс y = x2, y2 = x. Сделать график.

Решение:

hello_html_m3e83cd41.gif

Построим графики функции. y = x2, y2 = x. График y2 = x   преобразуем к виду hello_html_113458bb.gif .

Имеем V = V1 – V2 Вычислим объем каждой функции:

hello_html_301faeb6.gif

5.Найти объём дыни. (Дыня получается вращением эллипса)

Домашнее задание. 1.Найти объем ведра и  кастрюли (любых какие имеются дома). 2.Найти объемы земли и луны.

5.Итоги урока (5 мин).

А теперь, заканчивая занятие, сделаем выводы.

Что Вы узнали с сегодняшнего занятия?

Сегодня хорошо и активно работали … (оценки)

Справочный материал.

Тела вращения


Цилиндр

http://mateshka.ru/img/geom/cylinder.gif     

S

 
бок

= 2πRh

S

 
полн

= 2πR

2
 

+ 2πRh

V = πR

2
 

h


Конус

http://mateshka.ru/img/geom/conus.gif     

S

 
бок

= πRl

S

 
полн

= πR(R + l)

V =

1
3

πR

2
 

h


Усеченный конус

http://mateshka.ru/img/geom/cylinder.gif     

S

 
бок

= πl(R + r)

S

 
полн

= S

 
бок

+ π(R

2
 

+ r

2
 

)

V =

1
3

πh(R

2
 

+ Rr + r

2
 

)


Шар

http://mateshka.ru/img/geom/shara.gif     

S

 
сферы

= 4πR

2
 

= πd

2
 

V =

4
3

πR

3
 

=

1
6

πd

3
 


Шаровой сектор

http://mateshka.ru/img/geom/sharosect.gif     

S = πR(2h + a)

V =

2
3

πR

2
 

h


Шаровой сегмент

http://mateshka.ru/img/geom/sharosegm.gif     

a

2
 

= h(2R - h)

S

 
бок

= 2πRh = π(a

2
 

+ h

2
 

)

S

 
полн

= π(2Rh + a

2
 

) = π(h

2
 

+ 2a

2
 

)

V = πh

2
 

(R -

h
3

)


Шаровой пояс(слой)

http://mateshka.ru/img/geom/sharopois.gif     

V =

1
6

πh

3
 

+

1
2

π(a

2
1

+ a

2
2

)h


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

3.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня

Открытый урок №3 по теме "Решение логических задач на тувинском языке", 10 декабря 2018 года, проведен на высоком уровне...

3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня

Открытый урок №4 по теме "Симплексный метод решения задачи линейного программирования", 29 января 2019 года, проведен на высоком уровне....

3.1. - 3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня

Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатели 3.1. - 3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых у...