СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ И УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
статья
Одной из основных задач ППФП является профилактика и предупреждение профессиональных заболеваний, травматизма, обеспечение профессионального долголетия.
Цель работы – изучение организационно-методической базы и условий в совершенствовании ППФП учащихся колледжа (направления подготовки 34.02.01 Сестринское дело).
Объект исследования – процесс ППФП учащихся колледжа ГБПОУ РД «ДБМК им. Р.П. Аскерханова».
Предмет исследования – программно-нормативная основа физической подготовленности учащихся I-III курсов.
Гипотеза исследования – предполагается, что с увеличением времени на ППФП возрастет уровень профессионально-значимых качеств девушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovershenstvovanie_organiz.-metod_bazy_i_usloviy_ppfk.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ И УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Д.Ш. Османова
г. Махачкала, ГБПОУ РД «Дагестанский базовый медицинский колледж
им. Р.П. Аскерханова»
Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся [1-3]. Это обусловлено тем, что ухудшается здоровье детей, растет заболеваемость, низка двигательная активность. Необходимо эффективно и целенаправленно осуществлять внедрение физической культуры и спорта «в целях физического развития человека, укрепление его здоровья и совершенствование его двигательной активности» (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ»). Целевая программа развития массовой физической культуры и спорта создает фундамент здоровья, способствует накоплению первичного опыта адаптации будущего работника к условиям рыночных отношений и рынка труда.
Необходимо, чтобы профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре была включена во все разделы программы по дисциплине ФК, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функции, и осуществлялась на протяжении всего периода обучения. Целью профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в ГБПОУ РД «Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П. Аскерханова» является достижение учащимся психофизической готовности к будущей трудовой деятельности.
Одной из основных задач ППФП является профилактика и предупреждение профессиональных заболеваний, травматизма, обеспечение профессионального долголетия.
Цель работы – изучение организационно-методической базы и условий в совершенствовании ППФП учащихся колледжа (направления подготовки 34.02.01 Сестринское дело).
Объект исследования – процесс ППФП учащихся колледжа ГБПОУ РД «ДБМК им. Р.П. Аскерханова».
Предмет исследования – программно-нормативная основа физической подготовленности учащихся I-III курсов.
Гипотеза исследования – предполагается, что с увеличением времени на ППФП возрастет уровень профессионально-значимых качеств девушек.
Проведенное анкетирование учащихся 1 курса позволило проанализировать уровень подготовленности будущих медиков к трудовой деятельности. Девушки отмечали высокий уровень утомляемости после 6-часового учебного дня, понижение концентрации внимания, уменьшение частоты рабочих приемов к концу смены, раздражительность. На первом этапе (1 курс) провели тестирование и выявили уровень физической подготовленности и уровень здоровья. В тестирование вошли: челночный бег, 3 Х 10 м, прыжок в длину с места, сгибание разгибание рук в упоре лежа, наклон вперед из положения сидя, бег 1000м, а также, чтобы оценить уровень здоровья учащихся (по Ю.Н. Вавилову), измерялись: частота пульса за минуту; систолическое давление, диастолическое давление; рост, масса тела.
Исследования свидетельствуют о том, что показатели физической кондиции учащихся не обеспечивают социальной мобильности и адаптивности личности в современных условиях обучения, так как данные учащихся 1 курса не соответствуют стандартам.
Считаем, что одним из оптимальных средств ППФП учащихся является использование спортивно- игровой педагогической технологии.
Включили игры: волейбол – совершенствует быстроту реакции, координацию движений, переключает внимание в процессе игры, развивает глазомер, тактильную чувствительность; баскетбол - совершенствует быстроту реакции, умение переключаться и быстро реагировать на изменения игровой ситуации, точность, силу; настольный теннис – концентрация внимания, быстрота реакции, специальная выносливость; дартс - точность, глазомер; общеразвивающие упражнения с малыми мячами – тактильная чувствительность; упражнения с гантелями весом от 1 до 3 кг – развивают силовую выносливость, силу, становую силу. Стречинг - учащиеся познают свое тело, учатся контролировать свое состояние во время выполнения упражнений, узнают о возможностях мышц, связок, суставов.
Важное место в ППФП занимают уроки в тренажерном зале. Девушки получают индивидуальные консультации по варьированию физической нагрузки, по технике правильного дыхания при работе с отягощениями.
Большая часть уроков ФК проходит на свежем воздухе. Осенью и весной – на спортивной площадке, зимой – в спортзале, что способствует укреплению иммунитета и оздоровлению учащихся.
Учебный материал по ППФП составлен для каждого года обучения (при традиционной форме обучения 30-40% времени на уроке отводится ППФП, а в экспериментальной - 50% и более).
В течение трех лет учащиеся вели дневники самоконтроля, куда заносили состояние своего самочувствия, настроение, уровень физической нагрузки, сон, аппетит и т.д. Кроме этого проводилось промежуточное тестирование, где учащиеся смогли проследить свои успехи и неудачи. Наивысший прирост в показателях быстроты, силы, мелкой моторики наблюдается к концу первого и второго годов обучения, а общей выносливости, внимания, координации движений – к середине третьего года обучения – диаграмма 1. Это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию, так как использование применяемых средств на протяжении всего периода обучения позволит получить оптимальный практический эффект.
Диаграмма 1. Сравнительная характеристика физической подготовленности
учащихся с I по III курс
По данным опроса отмечалось, что девушкам легче стало переносить трудности учебного дня. Общаясь с преподавателями колледжа, мы выяснили, что учащиеся стали более общительны, дружелюбны, у них повысилась учебная производительность, качество формируемых по специальности знаний, умений и навыков, а также снизилась раздражительность, усталость (по сравнению с данными I курса).
Таким образом, разумная организация по ППФП в ГБПОУ РД «ДБМК им. Р.П. Аскерханова» создает условия для формирования важнейших качеств будущего специалиста, что определяет предмет «Физическая культура» в ранг профессионально-значимых дисциплин для будущего медика.
Совместная деятельность преподавателя и учащихся формирует культуру здоровья, которая может определяться следующими компонентами:
- компетентность здоровья в сфере здоровьесбережения (наличие знаний о составляющих здоровья, здоровом образе жизни, факторах риска, владения оздоровительными технологиями);
- принятие учащимися культурных норм здоровья (мотивация, поведенческий уровень, опыт самоуправления свои здоровьем).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная подпрограмма ППФП позволяет улучшить физическое развитие учащихся, их двигательную и функциональную подготовленность к трудовой деятельности, психоэмоциональное состояние.
Литература:
1. Ключникова С.Н., Демиденко О.В., Гущина Н.В. Методологические основы управления физкультурно-спортивной деятельностью учащейся молодежи с целью подготовки к профессиональной деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. Т. 11. №4. С. 76-83.
2. Курамшин Ю.Ф. Проблемы модернизации физического воспитания учащейся молодежи // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2011. Т. 6. № 1. С. 353-354.
3. Певицына Л.М. Как построить урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 2 (15). С. 91-99.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенде...
Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление...
Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...
Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...
Спортивная борьба как элемент профессионально-прикладной физической подготовки студентов на уроках физической культуры
В статье рассматривается вопросы включение элементов спортивной борьбы на учебных занятиях по физической культуре...
Открытый урок. Прикладные виды спорта, их элементы и упражнения для решения задач ППФП(профессионально-прикладной физической подготовки)
Применение обще-прикладных упражнений (посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности) на практике. Предупре...
Урок по физической культуре "Профессиональная прикладная физическая подготовка"
I курс Профессия « Продавец, контролер-кассир»Технология: здороьесберегающая технология и игровая технологияТип урока: комбинированныйЦель урока: Пр...