Предпосылки развития профессиональной компетентности педагога
статья
Предварительный просмотр:
Басова С.В.
Предпосылки развития профессиональной компетентности педагога.
На современном этапе развития педагогического образования инновационные процессы затронули различные сферы. Инновации в сфере педагогического образования содействуют становлению нового типа педагога, способного решать круг значимых педагогических задач и проблем.
В процессе своего профессионального становления учитель решает различные задачи. Содержание профессиональных задач учителя обусловлено современными требованиями, предъявляемыми к представителям данной профессии. Знаний и умений, получаемых сегодня недостаточно, чтобы быть успешным в современном обществе, необходимо уметь применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях. Формировать знания и умения обязательно надо, но результатом образования должен стать компетентный специалист.
Понятие «компетентность», как описание образовательного результата, появилось как необходимая реакция на требования, предъявляемые обществом. Компетенция в переводе с латыни «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Понятие «компетентность» шире знаний, умений и навыков, не является их суммой, так как включает все стороны деятельности: знаниевую, организационную, технологическую, мотивационную, рефлексивную.
Компетентный специалист – это учитель, способный решать типичные задачи и проблемы в реальных жизненных ситуациях.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.
Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества.
Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог — это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель.
В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок.
В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение.
Одной из профессиональных задач, решаемых сегодня педагогом, является способность построить образовательный процесс, направленный на достижение целей, стоящих перед основной школой. Это предполагает:
- умение ставить цели, отбирать содержание учебного материала и адекватные сберегающие здоровье технологии, позволяющие развивать учебную самостоятельность, творческую и поисковую активность ребенка с учетом диагностики, оптимизации учебной нагрузки, сохранения физического и психического здоровья;
-умение согласовать цели урока с целями учебной деятельности учащихся и предоставить учащимся возможность самостоятельно оценить достижение поставленной цели;
-организацию индивидуальной, групповой и коллективной работы;
-осуществление отбора фонетического, лексического, грамматического материала для формирования языковой компетенции учащихся; и др.
По глубокому убеждению А. С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство — это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог… И каждый из молодых педагогов будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, зависит от собственного напора». Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, цели и технологии деятельности. Педагогическое мастерство это сплав личностно деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.
Конечно, оценить компетентность педагога в реальных ситуациях бывает трудно. Но здесь можно базироваться на оценке определенных качеств – личностных и профессиональных, которые проявляет педагог в деятельности. Эти качества могут быть оценены в выполняемых педагогом определенных действиях, поступках, в проявлении отношения, в формулируемых суждениях и оценках и др.
Поэтому, при оценке компетентности современного педагога необходимо сочетать процессуальный и результативный компонент деятельности, учитывать внутреннюю и внешнюю оценку совершаемых действий, сочетать индивидуальную и коллегиальную оценку, использовать разнообразные формы оценивания, соблюдать этические нормы взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы развития профессиональной компетентности педагога
Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...
Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....
Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....
Профессиональная компетентность педагога в системе СПО
Одной из основных задач методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, ...
Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога
Статья посвещена важности самообразования для педагогического работника. В ней рассматриваются этапы самообразования педагога-воспитателя, мотивы, побуждающие к нему, даются рекомендации по составлени...
«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования»
выступление на МО...
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...