Тема: «Моделирование условий закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» у старших дошкольников»
методическая разработка
Методическая разработка
открытого учебного занятия
по МДК. 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 48.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
открытого учебного занятия
по МДК. 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Тема: «Моделирование условий закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» у старших дошкольников»
Преподаватель:
Путникова Надежда Александровна
Пояснительная записка
Учебная дисциплина МДК. 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков является частью ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование и предназначена для реализации требований ФГОС СПО по программе углубленной подготовки.
Данная методическая разработка учебного занятия является новой формой работы со студентами для решения учебных и воспитательных задач в виде игровых технологий, поскольку эти технологии обучения позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на учебных занятиях происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед студентами в форме игровой задачи в группе; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение практических заданий обеспечивает результаты, анализ и оценку качества выполнения заданий.
Учебное занятие проводится в группе 3 курса обучения со студентами по специальности 44.02.01 Дошкольное образование и рассчитано на 45 минут. Данное занятие способствует овладению профессиональными умениями организации и проведения спортивных игр в детском саду, что способствует формированию ОК и ПК.
План проведения учебного занятия
Дата: 25.04.2019
Группа: 3-5б
ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
МДК. 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
Раздел: Овладение методикой проведения мероприятий двигательного режима с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиеническими нормами
СЛАЙД 1.
Тема: «Моделирование условий закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» у старших дошкольников»
Цель занятия:
Цель: овладение профессиональными умениями организации и проведения спортивных игр в детском саду.
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания о видах подвижных игр, условиях, методике организации и приёмах руководства спортивной игрой, особенностях планирования спортивных игр в группах старшего дошкольного возраста;
2. Формировать профессионально-педагогические умения:
-планировать спортивные игры в соответствии с возрастом: определять цели, подбирать содержание, приёмы руководства спортивной игрой у детей старшего дошкольного возраста;
-проводить спортивные игры, используя материалы и оборудование в ходе образовательного процесса;
-анализировать методику проведения спортивной игры, эффективность деятельности участников малой группы, профессиональные умения и деятельность других.
Развивающие задачи: способствовать развитию профессионально-педагогического мышления, наблюдательности, речи.
Воспитательные задачи: стимулировать потребность в формировании профессионально-значимых качеств личности будущего воспитателя, навыки ответственного сотрудничества и взаимодействия в малой группе: обсуждать содержание задания, участвовать в подготовке и представлении результатов работы малой группы.
Способствовать формированию общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Способствует формированию профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (план, конспект) на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
Тип занятия: Практическое
Форма обучения: групповая
Используемая технология: игровая технология обучения.
Методы обучения: упражнения, методы организации взаимодействия в группе, совместное обсуждение заданий, игровое моделирование профессиональной деятельности, взаимоанализ.
Средства обучения: карточки с заданиями, алгоритмами работы для малых групп; критерии оценки выполнения практических заданий для экспертов, листы учёта эффективности работы участников малой группы, жетоны для жеребьевки, листы бумаги, ручки, материалы и оборудование для выполнения практического задания.
Длительность: 45 мин
Список используемой литературы и источников для подготовки к занятию:
- Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.
- Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.-368с.
- Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. С.О. Филипповой. [Текст]/ С.О. Филиппова. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. -304с.
Нормативные документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32с.
- Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС / Т.И. Бабаева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 321 с.
Структура учебного занятия:
1. Организационно – мотивационный этап
- Организационный момент: 2 мин
- Мотивация: 5 мин
- Постановка целей практического занятия: 2 мин
2. Овладение опытом практической деятельности
- Актуализация знаний по теме: «Методика проведения спортивных игр в дошкольных образовательных организациях»: 3 мин
- Выполнение практических заданий в малых группах
Задание 1. Разработать комплекс подводящих упражнений к спортивной игре «Городки»,
Задание 2. Разработать комплекс ОРУ с предметом: 4 мин
Задание 3. Представление результатов работы малой группы, моделирование условий проведения фрагмента учебно-тренировочного занятия «с детьми старшего дошкольного возраста»: 12 мин
- Анализ методики проведения практического задания: 6 мин
4. Анализ и оценка качества выполнения заданий «экспертами»: 5 мин
3. Рефлексивно – оценочный этап
Рефлексия. Подведение итога занятия. 6 мин
Ход:
1. Организационно – мотивационный этап
1) Организационный момент - Вступительное слово педагога.
Здравствуйте уважаемые студенты, преподаватели и гости! Начинаем наше занятие. Сегодня мы с вами проведем практическое занятие на тему: Моделирование условий закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» у детей старшего дошкольного возраста.
Наше практическое занятие будет построено в виде игры. Все присутствующие станут её активными участниками. Работать будем, как малыми группами, так и всей группой в целом.
2) Мотивация
- Если вспомнить классификацию физических упражнений, используемую в физическом воспитании дошкольников, в какой раздел включены спортивные игры?
(В разделе игры).
Дайте определение подвижной игры.
(Подвижная игра - это эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил).
- Не секрет, что для физического развития и укрепления организма детям необходимо умело подбирать специальные игры, задания.
- Классифицируя подвижные игры по сложности? Какие игры бывают?
Элементарные:
- Сюжетные игры (сюжет образный или условный).
- Бессюжетные игры.
- Игры-аттракционы – в них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включаются элементы соревнований.
- Игровые упражнения, где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого.
- Игры-забавы.
Сложные:
- Спортивных игры: городки, бадминтон, настольный теннис, волейбол, футбол, хоккей, баскетбол.
- В чем отличие спортивных игр от элементарных?
Такие игры требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определённой техникой движения, быстроты двигательной реакции.
Молодцы! Используя спортивные игры в детском возрасте, есть ли какие - то особенности в их проведении?
В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощённым правилам.
Мы с вами подробно изучили методику организации и проведения элементарных подвижных игр в разных возрастных группах. Рассмотрели методику проведения спортивных игр в дошкольных образовательных организациях. Сегодня наше внимание будет уделено старинной славянской игре, ее основным двигательным действиям. Игра начала свою историю во времена древней Руси и стала частью национальной культуры. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов - так говорил о ней.
СЛАЙД 2-3
На теоретическом занятии, мы с вами узнали технику выполнения элементов игры
СЛАЙД 4
А также рассмотрели возможные ошибки.
СЛАЙД 5
3) Постановка целей практического занятия
Сегодня игровое практическое занятие поможет вам систематизировать имеющиеся знания при выполнении практических заданий. Смоделировать условия закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» с детьми старшего дошкольного возраста. Качество выполнения заданий будут анализировать, и оценивать эксперты по заданным критериям. Оценки за каждое задание будут выставляться в листке учёта эффективности работы участников малой группы.
С помощью жеребьевки выберем экспертов и разделимся на 2 группы (команды) так, чтобы количество в каждой группе было одинаковое.
Каждая группа получит бланки с заданиями, листы учета, технологические карты.
Итак, начнем!
2. Этап самостоятельной работы по получении опыта деятельности.
4) Актуализация
Предлагаю вам оценить уровень ваших знаний в ходе выполнения практического занятия. Каждая группа получила карточки с заданиями. Капитан читает вслух задание, все члены группы проявляют активность в выполнении их. На подготовку этих заданий вам отводится 4 минуты. Внимательно читайте инструкцию и выполняйте задания в соответствии с ней. Так как работа проходит в группах, вы можете обсуждать задание. По истечении времени, в соответствии с темой задания вам необходимо его практически выполнить. Давайте пожелаем друг другу удачи и приступим к работе!
5) Выполнение практических заданий в малых группах
Содержание заданий по карточкам:
Актуализация знаний по теме: «Методика проведения спортивных игр в дошкольных образовательных организациях».
Задание 1
1 группе.
Разработать комплекс подводящих упражнений к спортивной игре «Городки».
Задание 1
2 группе.
Разработать комплекс ОРУ с предметом (предмет по выбору студента), обосновать выбор предмета.
СЛАЙД 8
Задание 3.
1-2 группе.
Провести фрагмент учебно-тренировочного занятия, над которой работали в малой группе, в соответствии с методическими рекомендациями организации двигательной деятельности с «детьми» старшего дошкольного возраста.
Задание 1 группе
Цель: продемонстрировать умение проводить комплекс с детьми старшего дошкольного возраста.
Лимит времени на выполнение задания: 4 мин.
Лимит времени на предоставление задания: 5 минут.
Инструкция:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выполните работу в соответствии с содержанием задания.
Текст задания
- Подобрать материалы и оборудование.
- Разработать комплекс подводящих упражнений к спортивной игре «Городки».
- Организовать и провести подводящие упражнения, в соответствии с методическими рекомендациями организации двигательной деятельности с «детьми» старшего дошкольного возраста.
Задание 2 группе
Цель: продемонстрировать умение проводить комплекс с детьми старшего дошкольного возраста.
Лимит времени на выполнение задания: 4 мин.
Лимит времени на предоставление задания: 5 минут.
Инструкция:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выполните работу в соответствии с содержанием задания.
Текст задания
- Подобрать материалы и оборудование.
- Разработать комплекс ОРУ с предметом.
- Организовать и провести комплекс ОРУ с предметом, в соответствии с методическими рекомендациями организации двигательной деятельности с «детьми» старшего дошкольного возраста.
- Рефлексивно – оценочный этап
Рефлексия. Самоанализ и самооценка. Подведение итога занятия.
Теперь давайте послушаем наших экспертов – моих помощников, которые на протяжении всего занятия вели листы учета эффективности работы участников малой группы. (Слово предоставляется экспертам, которые по заданным критериям оценивают работу студентов в малой группе.) Это означает, что все поставленные цели в начале занятия мы достигли.
Значит, какой вывод можно сделать по нашему практическому занятию?
- Получили больше знаний. Теоретические знания научились применять на практике.
- Что вы узнали нового?
- Чему научились?
Домашнее задание
Подготовить презентацию на тему: История спортивной игры «Городки»
- На этом наше занятие закончено! Благодарю за внимание! До свидания!
Результаты освоения МДК 01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития, подлежащие проверке
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. | 1. Соответствие выбора методов и приемов при проектировании подвижных игр с учётом особенностей возраста, группы, вида игры. |
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. | 1. Соответствие подбора физических упражнений при организации двигательного режима с учетом возрастных особенностей детей, уровнем физического развития. 2. Подбор ОРУ для разных форм работы по физическому воспитанию и для разных возрастных групп. |
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников | 1.Соответствие разработанных материалов программам дошкольного воспитания, современным методикам обучения с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников в соответствии с предложенной схемой. 2. Умение адаптировать и применять имеющиеся методические разработки к условиям конкретного ДОО. 3. Разработка планов образовательно-воспитательного процесса в ДОО с учётом особенностей возраста, группы, индивидуальных особенностей воспитанников, имеющихся отклонений. 4. Планирование собственной деятельности, готовность изменить план в случае необходимости. 5. Обоснованный выбор наиболее эффективных образовательных технологий с учетом вида ДОО и особенностей возраста воспитанников, вида отклонения. |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | 1.Использование методов, форм и средств организации подвижных игр в соответствии с задачами обучения, воспитания и развития личности дошкольника, с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. 2.Интерпретация результатов диагностики и оценки результатов обучения дошкольников в соответствии с избранной методикой диагностики, особенностями возраста, группы и отдельных воспитанников. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | 1. Оформление комплекса ОРУ в соответствии с установленной структурой и правилами оформления. 2. Использование методов, форм и средств организации подвижной игры в соответствии с задачами обучения, воспитания и развития личности дошкольника, с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. 3. Обоснование отбора средств определения результатов обучения в соответствии с задачами воспитания и обучения, с учетом особенностей возраста. 4. Оценивание использования методов, форм и средств организации деятельности детей в ходе проведения подвижных игр в соответствии с задачами воспитания и обучения, содержанием психолого-педагогической работы с детьми разного возраста, особенностями группы и отдельных воспитанников. |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | 1. Обоснование отбора способов коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, одаренными детьми в соответствии с особенностями возраста, отдельных воспитанников. 2. Использование средств оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников при проведении спортивных игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. 3. Соблюдение использования средств организации деятельности детей при проведении спортивных игр в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, определенными Сан-ПиН. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | 1.Выполнение эффективного поиска необходимой информации. 2. Использование различных источников, включая электронные для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса | 1. Соответствие выбора целевых установок для осуществления образовательной деятельности. 2. Владение приемами мотивирования деятельности детей дошкольного возраста при организации образовательного процесса. 3. Умение организовывать и контролировать работу детей дошкольного возраста и принимать на себя ответственность за качество образовательного процесса. |
Задание 1 группе
Цель: продемонстрировать умение проводить комплекс подводящих упражнений с детьми старшего дошкольного возраста.
Лимит времени на выполнение задания: 4 мин.
Лимит времени на представление задания: 5 мин.
Инструкция:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выполните работу в соответствии с содержанием задания.
Текст задания
- Разработать комплекс подводящих упражнений к спортивной игре «Городки».
- Подобрать материалы и оборудование.
- Организовать и провести подводящие упражнения, в соответствии с методическими рекомендациями организации двигательной деятельности с «детьми» старшего дошкольного возраста.
Задание 2 группе
Цель: продемонстрировать умение проводить комплекс ОРУ с детьми старшего дошкольного возраста.
Лимит времени на выполнение задания: 4 мин.
Лимит времени на представление задания: 5 мин.
Инструкция:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выполните работу в соответствии с содержанием задания.
Текст задания
- Разработать комплекс ОРУ с предметом.
- Подобрать материалы и оборудование.
- Организовать и провести комплекс ОРУ с предметом, в соответствии с методическими рекомендациями организации двигательной деятельности с «детьми» старшего дошкольного возраста.
Объективные критерии | 0 | 0,5 | 1 |
Соблюдение правил безопасности | |||
Соответствие отобранного оборудования возрасту детей | |||
Соответствие методов и приемов возрасту детей | |||
Соблюдение структуры и логики построения подводящих упражнений | |||
Выбор и сочетание подводящих упражнений в соответствии с возрастом детей | |||
Соответствие количества подводящих упражнений возрасту детей | |||
Осуществление показа педагогом (или детьми) в соответствии с возрастом детей | |||
Охват вниманием всех детей в момент выполнения ими упражнений | |||
Владение терминологией методики физического воспитания и развития детей | |||
Четкость отдаваемых указаний | |||
Соответствие времени проведения возрастным особенностям детей | |||
Субъективные критерии | |||
Творческий подход к содержанию комплекса | |||
Выразительность и четкость речи | |||
Эмоциональность | |||
Общее впечатление |
ЛИСТ УЧЁТА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ МАЛОЙ ГРУППЫ №1
Разработка и проведение подводящих упражнений со старшими дошкольниками.
ЛИСТ УЧЁТА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ МАЛОЙ ГРУППЫ №2
Разработка и проведение комплекса ОРУ со старшими дошкольниками.
Объективные критерии | 0 | 0,5 | 1 |
Соблюдение правил безопасности | |||
Соответствие отобранного оборудования возрасту детей | |||
Соответствие методов и приемов, использованных в комплексе, возрасту детей | |||
Соблюдение структуры и логики построения комплекса ОРУ | |||
Выбор и сочетание общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастом детей | |||
Соответствие количества повторений упражнения возрасту детей | |||
Осуществление показа педагогом (или детьми) в соответствии с возрастом детей | |||
Охват вниманием всех детей в момент выполнения ими упражнений | |||
Владение терминологией методики физического воспитания и развития детей | |||
Четкость отдаваемых указаний | |||
Соответствие времени проведения возрастным особенностям детей | |||
Субъективные критерии | |||
Творческий подход к содержанию комплекса | |||
Выразительность и четкость речи | |||
Эмоциональность | |||
Общее впечатление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Условия нравственного воспитания старших дошкольников
Статья студентки специальности дошкольное образование "Формирование отношений сотрудничества между родителями и педагогами как условие нравственного воспитания старших дошкольников"...
Конспект урока по физической культуре. Тема: Баскетбол. Обучение технике броска после 2 шагов. Закрепление техники ведения мяча.
Конспект урока по физической культуре. Основная тема баскетбол.Задачи: 1. Научить технике броска после 2 шагов.2. Закрепить технику ведения мяча.3. Воспитывать чувство коллективизма у учен...
Авторы: Григорьева Н. И., Сонин В.В. Методическая работа «Общие требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий, соревнований по спортивной (вольной борьбе) в МБУ ДО г.о. Самара «СДЮСШОР№17»
Общие требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий, соревнований по спортивной (вольной борьбе) в МБУ ДО г.о. Самара «СДЮСШОР№17...
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР.
Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, она служит фундаментом для образования монологической связной...
Развитие координационных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ
Совершенствование координационных способностей в дошкольном возрасте является актуальной задачей процесса физического воспитания. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении....
ВКР: Дидактическая игра как средство развития представлений о величине у старших дошкольников с задержкой психического развития
Выпускная квалификационная работа...