СЕМИНАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МДК.04.01 «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТАМИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА» У БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ-КОНСТРУКТОРОВ
статья

Статья об использовании различных методов обучения по профессиональному модулю для технологов - конструкторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МДК.04.01 «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТАМИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА» У БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ-КОНСТРУКТОРОВ

Кузнецова Светлана Леонидовна, методист,

преподаватель СПб ГБ ПОУ «РКТК»

Современный рынок труда испытывает потребность в компетентных квалифицированных рабочих. Поэтому в последние годы заметно возросли требования работодателей к коммуникативным навыкам и исследовательским способностям выпускников, к их социальной адаптированности, к их овладению навыками самостоятельного приобретения и применения знаний и умений в профессиональной деятельности при решении производственных задач, а также к развитию интеллектуальных и деловых качеств.

Формирование необходимых студентам общих и профессиональных компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных профессиональных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль деятельности обучаемого в модельной среде.

Из известных форм учебно-практических занятий семинар предоставляет наиболее широкие возможности для развития ключевых и профессиональных компетенций, так как основную роль в его подготовке играет самостоятельная работа обучающегося, его исследовательские способности. Другими словами - методом познавательной деятельности при подготовке и проведении семинара является частично поисковый метод с элементами исследования.

Семинарское занятие как форма обучения имеет давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «рассадник», что связано с функцией «посева» знаний. В древнегреческих и римских школах семинары проводились как сочетание диспутов, выступлений и комментариев. Эта форма проведения занятий широко использовалась и Западной Европе, а с 19 века и российских университетах. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и социально-экономическим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для более глубокого изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.

Междисциплинарный курс МДК.04.01. «Основы управления работами специализированного подразделения швейного производства» (далее – МДК) является частью профессионального модуля ПМ.04 «Организация работы специализированного подразделения швейного производства и управление ею» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».   При разработке содержания данного МДК мы опирались на знания, умения, практический опыт, профессиональные и общие компетенции, заложенные в стандарте для данной специальности.  Таким образом, выделив из названия МДК два ключевых понятия: «управление и работы», мы пришли к выводу о необходимости разделения МДК на два раздела:

- Раздел 1. Управление промышленным предприятием

- Раздел 2. Функционирование швейного предприятия в условиях рынка.

В первом разделе студентами изучаются основы менеджмента и маркетинга промышленного предприятия, а также некоторые аспекты практического менеджмента. Во втором разделе студенты изучают экономику швейного предприятия, работу основных и вспомогательных производственных цехов, управление качеством продукции, малооотходные и энергосберегающие технологии швейного производства.

Исходя из содержания курса, тематики практических и самостоятельных работы, семинар как нельзя лучше предназначен для реализации задач по формированию общих и профессиональных компетенций при изучении разделов МДК, и носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Главная цель таких семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли швейного производства.

На семинарах решаются такие педагогические задачи, как:

  • развитие творческого профессионального мышления;
  • повышение познавательной мотивации;
  • профессиональное использование знаний в учебных условиях, что включает в себя овладение языком соответствующей науки, навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями, навыками и умениями постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

  • повторение и закрепление знаний;
  • контроль;
  • педагогическое общение.

Однако при подготовке и проведении семинара, необходимо помнить, что семинар есть сложная дидактическая структура. Он представляет собой не диалог преподавателя и студента, а именно полилог. В режиме семинара все его участники работают как целостная недифференцированная группа, поэтому организации самого семинара отводится ключевая роль. Одной из особенностей семинара является способ общения его участников – он может проходить в форме дискуссии, может содержать элементы игры. Однако ведущая роль на семинаре всегда остается за преподавателем. Семинар – это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут запомниться студентам на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы на семинаре, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Поэтому семинарское занятие эффективно лишь тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара.

Преподавателем при подготовке к проведению семинарского занятия должны быть обозначены конкретные цели обучения.

Дидактические: 

 - пользование справочной и технической литературой,

 - пользование интерактивными источниками при оформлении докладов использование правил оформления пояснительных записок.

Развивающие: 

- развитие технического кругозора,

- развитие способностей к самоанализу,

- формирование технического мышления, способностей познания технологий управления, основ микроэкономики с помощью справочной литературы, учебников и интерактивных источников,

- формирование научных знаний через применение условных обозначений сплавов, соответствующих требованиям стандартов,

- формирование практических навыков и умений, необходимых для работы на швейном производстве,

- интеграция мыслительной и практической деятельности.

Воспитательные:

- воспитание эстетического и этического вкуса,

- развитие при подготовке докладов и при выступлениях профессионально значимых качеств личности: самостоятельности, ответственности, творческой инициативы, гражданской позиции, социального партнёрства, толерантности.

Эффективность формирования ключевых компетенций, обучающихся во многом зависит от того, насколько умело преподаватель организует совместную и самостоятельную работу обучающихся по теме семинара. «Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» [3], утверждал К.Д.Ушинский, говоря о значении самостоятельной работы в процессе обучения.

Целью работы преподавателя является создание комфортных условий обучения в ходе семинара, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, эффективно усваивает учебный материал и выходит на уровень осознанной компетентности.

Методике проведения семинарского занятия посвящены многие работы, в которых выделяют различные виды семинаров по формам и методам, варианты оценки качества семинарского занятия, особенностям проведения тех или иных семинаров.

В современной высшей школе наиболее распространены семинарские занятия трех типов:

  • просеминар, целью которого является ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с источниками и методикой работы с ними;
  • семинар;
  • спецсеминар, который постепенно готовит студентов к исследовательской деятельности по определенной профессиональной научной проблеме.

Кроме того, семинары принято подразделять по формам и методам. Выделяют такие формы проведения семинара, как:

  • проблемно-исследовательская беседа, на которой обсуждаются различные точки зрения по проблемным вопросам;
  • практикумы, на которых происходит обсуждение результатов практических, лабораторных работ и выдвигаемых на их основе гипотез;
  • тематический семинар, который проводится путем дискуссии в микрогруппах с последующим подведением итогов;
  • исследовательский семинар, в котором решения по проблемным вопросам происходит методом «мозгового штурма» или «круглого стола»;
  • диспут – на нем обычно реализуется заранее подготовленный сценарий: обсуждаются рефераты, доклады.

Ниже приведена таблица, обобщающая виды семинаров по формам и методам проведения.

Таблица 1

Формы и методы проведения семинара

Форма проведения

Методы проведения

Проблемно -исследовательская беседа

Поисковая беседа, обсуждение

Практикум

Обсуждение результатов практических. лабораторных работ, развернутая дискуссия

Тематический

Дискуссия, обсуждение в микрогруппах, подведение итогов

Исследовательский

Решение в группах проблемных вопросов - «мозговой штурм», обсуждение методом «круглого стола»

Диспут

Обсуждение рефератов, докладов, развернутая дискуссия, проблемно-поисковый метод

Межпредметный

«Мозговой штурм», «круглый стол», «карусель», «пресс-конференция»

Комбинированный

Проводится в несколько этапов, сочетая в себе несколько форм и методов

Обсуждение рефератов, докладов

Беседа, «круглый стол»

Распространенный взгляд на семинар сводится к тому, что это способ обсуждения заранее подготовленных сообщений и докладов. Такое понимание семинара обедняет его содержательную структуру, не учитывая основную задачу - упорядочить знания и изучить их познавательные структуры. Семинар – это одна из активных форм контроля знаний. По характеру проведения он близок к коллоквиуму, а по целям – более всего к зачету. Семинар, во-первых, является средством приобретения знаний, а во-вторых, служит важным звеном в системе усвоения логических структур знания, и происходит это в рамках полилога под руководством учителя.

На семинаре основную роль играет функция обобщения и систематизации знаний. В процессе семинарского занятия реализуется его развивающая функция – происходит развитие критического, творческого мышления, умения убеждать, отстаивать свою точку зрения. Также крайне высоко и значение оценочной функции семинара, поскольку в ходе обсуждения, дискуссий, споров, формируются оценки, отношения, ценностные ориентации. Процесс обсуждения проблематики на семинаре дает возможность участникам глубже окунуться в изучаемую науку, обнаружить пробелы в своих знаниях, что соответственно стимулирует познавательные потребности. В этом проявляется мотивационная функция семинара. Кроме того, семинар имеет свою специфическую функцию – функцию контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов.

Большие возможности для активизации самостоятельной работы студентов открывают нам семинары. Семинар, в сравнении с другими формами обучения, требует от студентов довольно высокого уровня самостоятельности – умения работать с несколькими источниками, сравнивать, делать собственные обобщения и выводы. И конечно, самыми плодотворными с этой точки зрения, являются активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы», ролевые игры, «пресс-конференции». Одним из эффективных методов самостоятельной работы студентов является семинар в виде развернутой беседы по плану, заранее известному, в виде небольшого сообщения или доклада с последующим обсуждением. Также довольно распространенной формой является заслушивание и обсуждение докладов студентов, подготовка которых предусматривает самостоятельную длительную и систематическую работу с помощью педагога. Таким образом, проведение таких семинарских занятий для преподавателя решает вопрос организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

Ниже приведены примерные нормы времени на самостоятельную внеаудиторную работу студента при подготовке к семинару (Табл.2).

Таблица 2

Примерные нормы времени на самостоятельную внеаудиторную работу студента при подготовке к семинару.

Вид самостоятельной работы

Нормы времени

Подготовка к семинарскому занятию

1-2 часа

Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов

3-6 часов

Подготовка доклада к конференции, семинару

10 часов

Подготовка сообщения к конференции, семинару

4-6 часов

Подготовка реферата к конференции, семинару

10 -15 часов

Выполнение электронной презентации

4-6 часов

Роль преподавателя при подготовке семинара складывается из разработки содержания заданий, составление списка рекомендуемой литературы, обучения самостоятельной работе в ходе подготовки семинара, контроля самостоятельной работы, т.е. его роль перестаёт быть главной, он лишь регулирует процесс и занимается общей организацией семинара.

Сложностью работы преподавателя по организации и руководству семинаром являются:

- работа вне расписания,

- работа с Интернетом требует много времени,

- учебники и справочная литература по разделам МДК часто требуют корректировки в соответствии с новыми профессиональными стандартами, нормативами, ГОСТами и ОСТами.

При подготовке к семинару преподаватель выполняет большую подготовительную работу и от того, как качественно и профессионально она выполнена, зависит, будут ли достигнуты поставленные задачи.

Подготовительная работа преподавателя включает: 

1. Разработку сценария семинара.

2. Выдачу тем докладов докладчикам.

3. Проведение консультаций по содержанию докладов и правилам их оформления.

4. Предварительное рассмотрение содержания докладов.

5. Проведение консультаций с рецензентами докладов по содержанию рецензий и правилам их оформления.

6. Для всех участников семинара – подготовка кроссворда (по необходимости).

Обучающиеся не имеют навыков написания рецензий, связи с этого преподавателя необходимо провести консультации по оформлению и составлению рецензии.  Целью написания такой рецензии является:

- формирование навыков самостоятельного изучение нового материала,

- развитие способностей к самоанализу и взаимоконтролю,

- обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

В этом могут помочь предварительно составленные вопросы. Прочитав доклад, а затем и прослушав его, рецензент сможет по предложенной форме составить рецензию. Безусловно, вопросы для подготовки к написанию рецензии носят только рекомендательный характер.

Роль обучающихся при подготовке семинара также очень весома:

- самостоятельное изучение литературных и Интернет- источников в соответствии с содержанием задания,

- конспектирование необходимых материалов из литературных источников и Интернет - ресурсов,

- корректировка докладов в соответствии с регламентом.

Современное образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Семинар является интерактивной формой обучения и позволит обучающимся получить необходимые им знания, навыки и умения в форме, которая предусматривает совокупность разных способов достижения поставленной цели.

При подготовке к семинару обучающимися проводится большая самостоятельная работа. Первый этап - разгадывание кроссворда. В этой, достаточно продуктивной работе принимают участие многие обучающиеся, используя при работе разные источники информации: конспекты, справочники, техническую литературу, учебники, Интернет-ресурсы.

При этом развивается политехнический кругозор, способности к самоанализу, способности познания техники и технологии с помощью разных источников информации. Эта работа оценивается по 5-ти балльной системе.

Второй этап – сам семинар. Обучающиеся, подготовившие доклады и рецензенты этих докладов в процессе работы должны проявить профессионально значимые качества.  К тому же, рецензенты должны проявить свою гражданскую позицию, их оценки должны быть объективными. Слушатели семинара, докладчики, рецензенты получают информацию в виде докладов, рецензий, материалов электронного учебника, комментариев преподавателя. Полученная информация позволит обучающимся понять связь МДК с другими дисциплинами и модулями, изучаемыми студентами, значимость в их будущей профессиональной деятельности.

Рассматривая прогнозируемые результаты семинара можно сделать вывод, что этот вид деятельности развивает исследовательские и творческие способности личности, коммуникативные умения и навыки, способность развиваться в информационном пространстве, чувство ответственности за принятое решение, повышает мотивацию для развития ауто-компетенций.

За многообразием организационных форм обучения в современной профессиональной школе за семинаром необходимо оставлять ведущие позиции. Семинар служит одной из связующих нитей, обеспечивающих непрерывность образования – школа-колледж-вуз. Мотивационные аспекты семинарского занятия позволяют повысить познавательную активность студентов, их творческую и профессиональную любознательность, развивать творческое профессиональное мышление, навыки поисково-научной исследовательской работы, а также приобрести бесценный опыт сотрудничества, содружества и сотворчества.

Список литературы:

  1. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах. – Р\н/Д. Феникс, 2008.
  2. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. Панова В.Г.  – М.: Знание, 1993.
  3. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. – М.: Изд-во УРАО, 2002.
  4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. – М.: НМЦ СПО, 1999.
  5. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. – М.: Эргос, 2001.
  6. Макеева И.В. Роль семинарского занятия в подготовке специалиста и методика управления дискуссией // Советская педагогика – М.: Просвещение, 2003 - №5, 61 с.
  7. Берденникова Н. Г., Меденцев В.И. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Учебно-методическое пособие. СПб: БАТиП, 2006 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....

МДК 04.01 Основы управления работами специализированного подразделения швейного производства

специальности  29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий...

Учебная программа по ПМ.04 Организация работы специализированного подразделения швейного производства и управление ею по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Учебная программа по ПМ.04 Организация работы специализированного подразделения швейного производства и управление ею по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изде...

КОС по ПМ.04 Организация работы специализированного подразделения швейного производства и управление ею по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

КОС по ПМ.04 Организация работы специализированного подразделения швейного  производства и управление ею по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий...

Методическая разработка урока по ПМ.04. Основы управления работами специализированного подразделения швейного производства

Методическая разработка урока по ПМ.04. Основы управления работами специализированного подразделения швейного производства МДК.04.01. Основы управления работами специализированного подразделения швейн...