Открытый урок (план - конспект) на тему: « Так и рвется душа из груди молодой» ( коллективное музицирование)
план-конспект урока
Дисциплина: Коллективное музицированиеТема: « Так и рвется душа из груди молодой» Цели: - научить детей чисто, стройно петь в один голос;
- добиться слитного звучания голосов;
- углубить знания обучающихся о единстве музыкального и устного народного
творчества в песне;
- выучить русскую народную песню « Во кузнице».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_tak_rvetsya_dusha_iz_grudi.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ ДО « Детская музыкальная школа» п.г.т. Благоево
Открытый урок (план - конспект)
на тему:
« Так и рвется душа из груди молодой»
( коллективное музицирование)
преподаватель
Вакуленко Н.А.
(класс коллективного
музицирования)
п.г.т. Благоево
2018 г.
План урока:
Дисциплина: Коллективное музицирование
Тема: « Так и рвется душа из груди молодой»
Цели: - научить детей чисто, стройно петь в один голос;
- добиться слитного звучания голосов;
- углубить знания обучающихся о единстве музыкального и устного народного
творчества в песне;
- выучить русскую народную песню « Во кузнице».
Ход урока: (1.15 мин. – 35мин. + 5 мин. + 35мин.)
№ |
Наименование работы | Хронометраж |
1. | Беседа по теме «Так и рвется душа из груди молодой» | 15 мин. |
2. | Настройка певческих голосов: вокально-хоровая работа | 20 мин. |
3. | Перемена | 5 мин. |
4. | Разучивание русской народной песни « Во кузнице». Инсценировка и игра на инструменте р.н.п. «Во кузнице» Инсценировка песни «Бай качи» ирга. |
30 мин. |
5. | Итог занятия. Домашнее задание. | 5 мин. |
Используемый материал:
- Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста/
сост. Н. Сорокин. – Вып. 1-3.- М.: Музыка, 1986-1989.
- Князева, О.Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1997.
Ход занятия
- Беседа по теме
(Звучит в исполнении педагога русская народная песня « Во кузнице»)
- Как вы уже догадались, речь на нашем занятии пойдет о русской народной песне. Это жанр фольклора и музыки. Тема нашего занятия – « Так и рвется душа из груди молодой».
Послушайте строки из стихотворения Алексея Васильевича Кольцова «Русская песня».
Так и рвется душа
Из груди молодой!
Хочет воли она,
Просит жизни другой!
- Что же это за произведения, которые сочинил сам народ? В чем сила, красота и обаяние русской народной песни?
Сначала один сочинил, другой услышал и что-то добавил, чтобы стало интереснее, красивее. И каждый раз, когда исполняется народное произведение, оно как бы заново рождается исполнителем, потому что, опираясь на общее, главное (традиции), певец импровизирует, вносит что-то свое, то есть творит уже на имеющемся музыкально- литературном варианте. Так вместе, коллективно, всем народом сочиняются песни, прибаутки, колыбельные, потому и называются они – народные.
- Кто был первым собирателем русских народных песен?
(Первым русским собирателем песен был Кирша Данилов, живший в XVIII в. Он выпустил сборник «Древние российские стихотворения». В XIX в. песни собирали писатели и композиторы: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков.)
Народные песни бывают разные по форме: исторические, лирические , календарные, хороводные и протяжные, плясовые.
-Какие вы народные песни знаете? («Среди долины ровныя…», «Бай, качи…», «Капустка», «Плетень», )
Народные песни поются как без инструмента (acapella), так и с сопровождением.
Отгадайте музыкальные загадки
В руки ты ее возьмешь, Ду-ду, ду-ду-ду, да-да-да,да-да!
То растянешь, то сожмешь. Вот так поет она всегда.
Звонкая, нарядная, Не палочка, не трубочка.
Русская двухрядная. А что же это?...(дудочка)
Заиграет, только тронь.
Как зовут ее… (гармонь)
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша…(балалайка)
- Настройка певческих голосов
- Подготовка вокального аппарата.
- Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку.
- Упражнения для начинающих вокалистов.
Упражнение лучше выполнять на ударные слоги «да», «до»: «до-о-о-о-о», «да-а-а-а-а». Здесь требуется активная работа языка. При каждом произношении слога кончик языка активно прилегает к верхним зубам. Упражнение можно начать постепенно (двигаясь по полутонам и по трезвучиям вверх, вниз, расширяя при этом диапазон внизу и вверху на 2-3 ноты).
Выполняем упражнение на слог «на». Делаем упражнение на слог «на» нараспев, очень лениво.
- Упражнения для работы над певческим дыханием.
Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т.д.
- Дикционная речевая разминка.
Скороговорка «Дыбы»
- Распевание
Во время пения упражнений внимательно следите за чистотой интонирования, за своевременным вдохом и выдохом, за округленным формированием гласных, точным исполнением ритма и темпа всеми поющими.
Будем петь чисто, стройно в один голос. Добиваться слитного звучания голосов.
Обратите внимание на нотную запись на доске.
Учимся петь, чисто интонируя:
А) мажорный звукоряд ( до 1-й октавы – до 2-й октавы) в восходящем и нисходящем движении (с названием нот). Сначала пропеваем ноты сверху вниз, а затем снизу вверх;
Б) мажорное трезвучие. Сначала пропеваем звукоряд из пяти нот. Затем в данном звукоряде выделяем звуки, входящие в трезвучие. И наконец, поем трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой.
Пропевание мажорного звукоряда и трезвучия является ладотональной настройкой к песне.
Пропевание.
Упражнение – гамма звукоряда, протягиваемая сверху вниз на слогах ми – ма, лю, ма.
Упражнение способствует ровности и звонкости звучания.
- Разучивание русской народной песни « Во кузнице».
Прослушивание всей песни в исполнении педагога.
- О чем эта песня? Понравилась ли она вам? Какие слова вам непонятны?
Разучивание песни по фразам.
Исполнение песни.
1-й и 4-й куплет – динамическое и темповое развитие.
2-й и 5-й куплет – ускоряя, усиливая звук.
3-й и 6-й куплет – снова спокойно.
Исполнение песни индивидуально, дуэтом.
Исполнение песни с аккомпанементом и без него, с игрой на ложках и калатушке.
Подвижная игра под песню «Бай качи»
Правила игры:
Выбираются 2 ведущих ( грачи), остальные дети встают в 2 круга ( в середине каждого круга лежит по одному разноцветному колечку (баранка) и под песню водят хоровод:
Бай качи, качи, качи, глянь баранки- калачи.
Глянь баранки-калачи, с пылу, с жару из печи.
Налетели тут грачи,похватали калачи.
Нам осталися бараночки.
Дети садятся на коленки закрывают глазки. В это время «грачи» берут «калачи» и переносят их в другое место. Затем говорят: «Раз-два-три, беги». Какой круг быстрее соберется возле своей баранки – тот и выиграл.
IV. Итог занятия.
- Над чем мы работали сегодня на занятии?
(Учили р.н.п. «Во кузнице» в разных вариантах, выполняли упражнения для певческого голоса.)
Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.
Домашнее задание: повторить текст песни « Во кузнице»; найти оригинальные эмоциональные характеристики двух основных ладов – мажора и минора; прохлопать ритмический рисунок мелодии; сочинить музыкальные интонации (радость и грусть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»
Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...
План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»
Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...
План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"
Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...
Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"
Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...
Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"
Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...
Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.
Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...