Статья об опыте участия в инновационной деятельности
статья

Хаева Мария Владимировна

Разработка и апробация технологии организационно-педагогического сопровождения абитуриентов профессиональной образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст21.14 КБ

Предварительный просмотр:

М.В. Хаева

преподаватель профессионального цикла

ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

Россия, Нижегородская область, р.п.Сосновское

Разработка и апробация технологии организационно-педагогического сопровождения абитуриентов профессиональной образовательной организации

В современных условиях экономического развития нашей страны, профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда и конкретных запросов работодателей.

Это направление ставит перед образовательными организациями СПО приоритетную задачу – осуществить подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с современными запросами работодателей и потребностями рынка труда.

Решение поставленной задачи позволит повысить социальное положение, социальную защищенность выпускников техникума, обеспечить их профессиональное и личностное развитие. В этих условиях особую важность приобретают задачи выявления актуальных направлений образовательных учреждений СПО и социального партнерства, оказывающего значительное воздействие на подготовку конкурентоспособного профессионала.

Модель социального партнерства ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» включает в себя совокупность организаций и субъектов, имеющих определенный интерес в развитии и самоопределении абитуриентов, студентов и выпускников техникума.

На данный момент техникум взаимодействует с социальными партнерами по следующим направлениям:

•        вовлечение социальных партнеров в образовательный процесс и предоставление своих требований к абитуриенту, студенту, выпускнику еще на этапе подготовки;

•       профориентационная работа со школьниками;

•        дуальное обучение;

•        производственное обучение и производственная практика обучающихся на реальных рабочих местах;

•        участие социальных партнеров в процессе государственной итоговой аттестации;

•        вовлечение социальных партнеров в процесс разработки и утверждения образовательных профессиональных программ, востребованных для района и области;

•        участие социальных партнеров в профессиональных конкурсах профмастерства, студенческих научно- практических конференциях и пр.;

•        краткосрочная стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения техникума на профильных предприятиях;

•        повышение квалификации работников предприятий и организаций в техникуме;

•        расширение возможности получения в техникуме дополнительного образования в соответствии с запросами населения и рынка труда;

•        психологическая поддержка выпускников при трудоустройстве, мониторинг и анализ количества трудоустроенных выпускников.

Действенное сотрудничество с социальными партнерами - работодателями позволит реализовать внутренние возможности и потенциал техникума, а именно:

•        целевая подготовка специалистов под конкретные рабочие места;

•        привлечение дополнительных материально-технических и интеллектуальных ресурсов социальных партнеров;

•        оказание техникумом научно-исследовательских и консультационных услуг по запросам работодателей;

•        расширение возможности трудоустройства выпускников.

Приоритетным направлением развития и совершенствования данной модели является расширение социального партнерства с образовательными организациями в области профориентационной работы с абитуриентами.

В настоящее время перед профессиональным образованием стоят задачи не только удовлетворение рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности.   В тех общеобразовательных организациях Сосновского и близ лежащих районах, где ведется профориентационная работа с обучающимися, она нередко осуществляется на основе устаревших, педагогически неэффективных подходов. Во многих случаях данная деятельность проводится на основе хаотичных и разрозненных мероприятий; инертность, безынициативность и личностная невовлеченность участников; оценка продуктивности по количественным показателям «охвата». Личность профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку профессиональное самоопределение – не разовое мероприятие, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Перед школьниками на разных ступенях обучения поставлены различные задачи, поэтому отработанные методики профориентации должны остаться в прошлом, их должны сменить современные технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, учитывающие возрастные и личностные особенности, поэтому появилась необходимость в разработке технологии сопровождения профессионального самоопределения учащихся, обеспечения допрофессиональной подготовки школьника, способствующей формированию и развитию его общекультурных и профессионально важных качеств, а также более быстрой психологической адаптации в образовательной организации.

Практической значимостью инновационной идеи явилось:

1.Поиск и разработка новых технологий и методик допрофессиональной подготовки абитуриентов с учетом их познавательных интересов и способностей, позволяющих сделать осознанный выбор будущего рода их деятельности.

2.Создание механизма взаимодействия профессиональной образовательной организации и общеобразовательных организаций.

3. Обеспечения опыта тьютерства со стороны студентов техникума в процессе реализации разработанной технологии организационно-педагогического сопровождения абитуриентов профессиональной образовательной организации.

В связи с этим было принято решение организовать инновационный проект «Разработка и апробация технологии организационно-педагогического сопровождения абитуриентов профессиональной образовательной организации»

  на базе ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум». Подготовка и планирование данного проекта началась еще в 2014-2015 учебном году, были поставлены цели и задачи проекта и спроектированы ожидаемые результаты деятельности инновационной площадки:

1.Наличие системы процедуры взаимодействия с абитуриентами.

2.Повышения качества развития у абитуриентов профессиональных навыков.

3.Становление устойчивого социального и профессионального ориентира абитуриента для успешной самореализации в обществе и успешной адаптации в профессиональной образовательной организации.

На теоретико-проектировочном этапе был подготовлен необходимый инструментарий: тесты, опросники, анкеты, проективные методики; была произведена полная комплектация учебных кабинетов и лабораторий и собран необходимый пакет информационно-методического обеспечения.

 В ходе реализации данной программы были охвачены самые разные направления:

•        научно-техническое;

•        физкультурно-спортивное;

•        художественное;

•        профессиональная подготовка.

Реализация работы данных направлений, а именно образовательные программы, были разработаны с учетом возраста учащихся, их профессиональных потребностей.

На практическом этапе была проведена социально-психологическая диагностика школьников района на предмет определения профессиональной направленности и ценностно-мотивационной сферы в результате которого было осуществлено формирование профильных групп для реализации программ профподготовки. По истечению сроков их прохождения были выданы свидетельства об уровне квалификации.

На обобщающем этапе был проведен анализ и оценка полученных результатов; корректировка содержания программ профподготовки и диагностического инструментария, сделан итоговый отчёт о реализации проекта.

Итогом реализации инновационного проекта стало практически стопроцентное поступление в техникум учащихся школ, участвующих в проекте.

 В связи с проделанной работой были выявлены социальные эффекты от реализации инновационной деятельности:

1.Сохранение человеческого капитала Сосновского района.

2.Формирование среды, обеспечивающей соответствие региональной системы дополнительного (профессионального) образования требованиям инновационного развития экономики, удовлетворения ожиданий общества и каждого гражданина, создания в системе воспитания и дополнительного (профессионального) образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации школьников.

3.Расширение масштаба взаимодействия между системами профессионального и общего образования.

4. Укрепление имиджа профессиональной образовательной организации в районе.

На основании итогового отчета о результатах деятельности инновационного проекта можно сделать вывод о целесообразности проекта и возможности внедрения и распространения опыта инновационной площадки ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум».

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. — М.: КДУ, 2012. — 242 с.

2. Котенков А.В. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: зарубежный и российский опыт. // Проблемы современной экономики. – 2011. - №4(28).

3. Медведева Н.В. Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования: проблемы и перспективы // Среднее профессиональное образование. – 2014.

4. Пупенкова Т.П. Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3049 (дата обращения: 23.09.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение и анализ опыта инновационной деятельности в системе образованиям

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные руководителями колледжа в течение 2008-2011 учебного года по результатам командировок, и сод...

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в системе образования

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные преподавателями  в ходе проведения исследовательской работы в рамках экспериментальной ...

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в Северной и Южной Америки

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран Северной и Южной Америки, собранные преподавателями  в ходе проведения исследовательской работы в ...

Анкета для педагогов "Участие в инновационной деятельности"

Анкета для педагогов "Участие в инновационной деятельности"...

Участие в инновационной деятельности

Приказы о внедрении ОПОП СПО, профессиональных стандартов...

Участие в инновационной деятельности

Сведения об участии в инновационной деятельности в системе профессионального образования (внедрение ФГОС СПО, профессиональных стандартов)...

Участие в инновационной деятельности

Сведения об участии в инновационной деятельности по внедрению ФГОС СПО...