Технология валяния из шерсти. Как организация досуговой деятельности получателей социальных услуг.
учебно-методический материал
На базе БУ "Психоневрологический интернат" организована мастерская шерсти и войлока.
Это уникальный пример организации социальной абилитации граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Организация мастерской стала логичным продолжением абилитационной работы с пожилыми и инвалидами в блоке с оккупациональной терапией и была обусловлена необходимостью обьединения всех мероприятий в систему взаимосвязанных компонентов, направленных на достижение цели - создание возможностей для повышения качества жизни псу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_valyaniya_.doc | 295.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на базе БУ «Психоневрологический интернат», п.г.т. Излучинск имеющего статус «ресурсное учреждение социального обслуживания» организована мастерская шерсти и войлока.
Это уникальный пример организации социальной абилитации граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидов (I и II групп старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
Организация мастерской стала логичным продолжением абилитационной работы с пожилыми и инвалидами в блоке с оккупациональной терапией и была обусловлена необходимостью объединения всех мероприятий в систему взаимосвязанных компонентов, направленных на достижение цели – создание возможностей для повышения качества жизни ПСУ.
Цель технологии- организовать досуговую деятельность получателей социальных услуг посредствам применения технологии валяния.
Задачи технологии:
- Набрать основной состав получателей социальных услуг для занятий в мастерской (4-5 человек)
- Познакомить с понятиями: валяние шерсти, сухое валяние, мокрое валяние
- Научить работать с войлоком, выполнять основные приемы валяния
- Определять и передавать различными способами работы с шерстью – форму и цвет
- Участие в конкурсах, выставках, организованных учреждениями культуры, образования и др.
Формы работы. Формы организаций мероприятий (занятий) могут быть комбинированными, практическими (тренировочными).
Формы организации деятельности получателей социальных услуг (индивидуальные, групповые): практическое занятие, группы взаимоподдержки, обмен опытом, группы восстановления умений.
Методы работы словесные, наглядные, практические.
Этапы реализации технологии:
1 этап – организационный
На организационном этапе проводятся следующие мероприятия:
- изучение возможностей и потребностей ПСУ учреждения, заинтересованных в получении навыков ручного труда на занятиях в мастерской;
- набор в группу, желающих заниматься в мастерской;
- изучение ресурсных возможностей учреждения для реализации технологии;
- разработка тематического плана мероприятий;
- формирование группы из числа ПСУ (учитывая их психическое и физическое состояние) для работы в мастерской;
- подбор материала для информационного стенда в мастерской.
2 этап – практический
На практическом этапе осуществляется:
- адаптивное обучение получателей социальных услуг, которое включает в себя объяснение, показ, выполнение заготовок для готового изделия, помощь руководителя в изготовлении изделия, демонстрацию образцов выполненных работ, презентацию выполненных работ и др.;
- самостоятельную работу получателей социальных услуг;
- соблюдение правил безопасности труда;
- анализ результатов работы мастерской;
- участие в выставках;
- контроль качества предоставления социальных услуг;
- формирование и предоставление промежуточных отчетов.
Техника мокрого валяния
Оборудование: шерсть, вода и мыло, таз, пульверизатор с водой и сетка - противомоскитная, под штукатурку или старый тюль, деревянная скалка, махровое полотенце и скотч, пупырчатую пленку.
- В тазик наливаем теплую воду 1л, добавляем жидкое мыло
- Расстилаем на столе подстилку (пупырчатую пленку)
- На пупырчатую пленку (пупырышками вверх) сначала кладется основной, базовый слой, затем фон, а сверху – рисунок. Шерсть укладывается тонкими прядями, внахлест, чтобы не было просветов, слои укладываются перпендикулярно друг другу. Толщина слоя шерсти на всех участках должна быть одинаковой. Из-за усадки толщина уложенной шерсти должна быть в 3-4 раза больше толщины предполагаемого полотна.
- Когда шерсть разложена, аккуратно мочим ее мыльным раствором. Затем мокрая шерсть накрывается пупырчатой пленкой и смачивается жидким мылом. Промачиваем руками, чтобы шерсть пропиталась раствором, проглаживаем деревянной скалкой, но очень аккуратно, чтобы не сместить шерсть. Излишки воды убираем полотенцем.
- Теперь можно начинать валять, мягкими вращательными движения трем полотно ладонями в разных направлениях.
- После завершения валяния войлока, необходимо сполоснуть изделие, чтобы вымыть из волокон все мыло.
Техника сухого валяния
Оборудование: непряденая шерсть, набор из специальных игл, толстая поролоновая губка.
- Для того, чтобы узнать, какое количество шерсти понадобится, необходимо помнить, что шерсть в процессе сухого валяния усаживается на треть, поэтому материала для этого должно быть намного больше.
- Отделив шерсть от непряденой ленты, немного трем ее между ладоней, спутывая волокна. Затем сворачиваем в тугой цилиндр или можно использовать губку.
- Приступаем непосредственно к процессу валяния. Глубоко втыкаем иглу, первым делом уплотняя заготовку внутри. Постепенно поворачиваем ее, равномерно уваливая. Заготовка будет уплотняться, а её поверхность — выравниваться.
- По мере уплотнения заготовки следует сменить иглу на более тонкую. Если фигурка больше не деформируется при сжатии — можно прекращать валяние. Для создания рельефа необходимо много раз обрабатывать иглой одно и то же место.
3 этап – аналитический
На аналитическом этапе подводятся итоги результатов реализации технологии, выявляются резервы и определяются способы оптимизации деятельности.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии как в виде наблюдения за правильностью выполнения требований в процессе валяния и работы с шерстяным волокном, за умением организовать и содержать в порядке свое рабочее место, так и за культурой поведения на занятии, за постепенным формированием творческого отношения к изготовлению изделий.
Промежуточный контроль проводится в конце освоения темы, в форме показа готовых работ, мини-выставок, вернисажей внутри учреждения.
Итоговый контроль осуществляется в конце полного этапа обучения в форме представления индивидуальных творческих работ получателей социальных услуг в не учреждения.
Деятельность в мастерской осуществляется в рамках реализации плана инновационной деятельности, руководствуясь следующими нормативными и правовыми документами:
- Конституция РФ;
- ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Закон от 19 ноября 2014 года №93-oз Об утверждении перечня социальных услуг предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2014 №326-п "О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
- Устав БУ "Психоневрологический интернат"
- Положение о социально - реабилитационном отделении.
Дополнительные ресурсы, привлекаемые для работы с ПСУ (учреждения, специалисты и т.п.).
- шерсть для валяния (кардочес, гребенная лента)
- иглы для валяния
- иголка с ниткой
- подстилка из непромокаемого материала (пузырчатая пленка)
- жидкое мыло
- сетка (противомоскитная)
- полотенце
- пульвизатор или губка
- ножницы для вырезания заготовок
- длинный пинцет для работы с мелкими деталям
- бусины, пайетки, бисер
- клей для соединения деталей и закрепления
- скалка
- ручные массажеры (для раскатки шерсти)
- мыльница
- клеевой пистолет
- поролон
- теплая вода
Занятия могут быть комбинированными, теоретическими, практическими (тренировочными). Допускается введение дополнительных тем, изменение количества часов, отведенных на ту или иную тему, в объеме до 15 % от содержания программных мероприятий. Количество занятий - 3 раза в неделю.
Ожидаемые результаты.
Наполняемость группы 4-5 человек
Умение работать с войлоком в технике мокрого и сухого валяния.
Создавать войлочные изделия в смешанной технике мокрого и сухого валяния.
Создавать творческие композиции в разных техниках художественной обработки шерсти
Источники:
www.babyblog.ru/user/id1825359/483963
https://tridevici.com/kak-svalyat-osennie-listya/
http://valika.org/blogs/entry/master-klass-delaem-tsvetok-metodom-mokrogo-valhttps://
www.livemaster.ru/topic/101009-kak-svalyat-tyulpanhttps://infourok.ru/obrazovatelnaya-programma-po-voylokovalyaniyu-1668086.htmlъ
http://womanway.online/article/kreativnye-raboty-po-vojloku-iskusstvo-vojlokovaljanija/
Приложения
- учебно-тематический план
-журнал по инструктажам
- инструкция по охране труда с жидкими веществами (лаками, красками, растворителями, клеем) ИОТ-038 от 02.12.2015г.
- инструкция по охране труда с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, ножницами, зубочистками и стеками) ИОТ-037 от 02.12.2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетенции у будущих специалистов при организации досуговой деятельности в социуме
Приоритетными задачами образования сегодня являются развитие творческих и коммуникативных компетенций у современных студентов. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть результативность...
Исследовательская работа в технике валяния из шерсти «Цветы осени» и Мастер-класс "Брошь из войлока"
В свободное время я люблю заниматься рукоделием, увлекаюсь вязанием, бисероплетением. В настоящее время стараюсь узнать о различных видах декоративно - прикладного творчества. Я долго рассматривала ра...
« Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников »
Одной из наиболее острых проблем в отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей. Увеличение численности детской преступности и детей, склон...
Программа организации досуговой деятельности Досуг +
В программе представлена система организации досуговой деятельности...
Сопровождение туристов и организация досуговой деятельности
Материалы к урокам по МДК 02.02 Организация досуговой деятельности туристов...
Сопровождение туристов и организация досуговой деятельности
Презентация "Праздники Древней Греции"...
2.6 Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями (законными представителями) получателей социальных услуг, коллегами
Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями (законными представителями) получателей социальных услуг, коллегами....
- Мне нравится (1)