Технология валяния из шерсти. Как организация досуговой деятельности получателей социальных услуг.
учебно-методический материал

Евсеева Людмила Геннадьевна

На базе БУ "Психоневрологический интернат" организована мастерская шерсти и войлока.

Это уникальный пример организации социальной абилитации граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Организация мастерской стала логичным продолжением абилитационной работы с пожилыми и инвалидами в блоке с оккупациональной терапией и была обусловлена необходимостью обьединения всех мероприятий в систему взаимосвязанных компонентов, направленных на достижение цели - создание возможностей для повышения качества жизни псу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_valyaniya_.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на базе БУ «Психоневрологический интернат», п.г.т. Излучинск имеющего статус «ресурсное учреждение социального обслуживания»  организована мастерская шерсти и войлока.

Это уникальный пример организации социальной абилитации граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидов (I и II групп старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

Организация мастерской стала логичным продолжением абилитационной работы с пожилыми и инвалидами в блоке с оккупациональной терапией  и была обусловлена необходимостью объединения всех мероприятий в систему взаимосвязанных компонентов, направленных на достижение цели – создание возможностей для повышения качества жизни ПСУ.

Цель технологии- организовать досуговую деятельность получателей социальных услуг посредствам применения технологии валяния.

Задачи технологии:

  1. Набрать основной состав получателей социальных услуг для занятий в мастерской  (4-5 человек)
  2. Познакомить с понятиями: валяние шерсти, сухое валяние, мокрое валяние
  3. Научить работать с войлоком, выполнять основные приемы валяния
  4. Определять и передавать различными способами работы с шерстью – форму и цвет
  5. Участие в конкурсах, выставках, организованных учреждениями культуры, образования и др.

Формы работы. Формы организаций мероприятий (занятий) могут быть комбинированными, практическими (тренировочными).

Формы организации деятельности получателей социальных услуг (индивидуальные, групповые): практическое занятие, группы взаимоподдержки, обмен опытом, группы восстановления умений.

Методы работы  словесные, наглядные, практические.

Этапы реализации технологии:

1 этап – организационный

На организационном этапе проводятся следующие мероприятия:

  • изучение возможностей и потребностей ПСУ учреждения, заинтересованных в получении навыков ручного труда на занятиях в мастерской;
  • набор в группу, желающих заниматься в мастерской;
  • изучение ресурсных возможностей учреждения для реализации технологии;
  • разработка тематического плана мероприятий;
  • формирование группы из числа ПСУ (учитывая их психическое и физическое состояние) для работы в мастерской;
  • подбор материала для информационного стенда в мастерской.

2 этап – практический

На практическом этапе осуществляется:

  • адаптивное обучение получателей социальных услуг, которое включает в себя объяснение, показ, выполнение заготовок для готового изделия, помощь руководителя в изготовлении изделия, демонстрацию образцов выполненных работ, презентацию выполненных работ и др.;
  • самостоятельную работу получателей социальных услуг;
  • соблюдение правил безопасности труда;
  • анализ результатов работы мастерской;
  • участие в выставках;
  • контроль качества предоставления социальных услуг;
  • формирование и предоставление промежуточных отчетов.

Техника мокрого валяния

Оборудование: шерсть, вода и мыло, таз, пульверизатор с водой и сетка - противомоскитная, под штукатурку или старый тюль, деревянная скалка, махровое полотенце и скотч, пупырчатую пленку.

  1. В тазик наливаем теплую воду 1л, добавляем жидкое мыло 
  2. Расстилаем на столе подстилку (пупырчатую пленку)
  3. На пупырчатую пленку (пупырышками вверх) сначала кладется основной, базовый слой, затем фон, а сверху – рисунок. Шерсть укладывается тонкими прядями, внахлест, чтобы не было просветов, слои укладываются перпендикулярно друг другу. Толщина слоя шерсти на всех участках должна быть одинаковой. Из-за усадки толщина уложенной шерсти должна быть в 3-4 раза больше толщины предполагаемого полотна. 
  4. Когда шерсть разложена, аккуратно мочим ее мыльным раствором. Затем мокрая шерсть накрывается пупырчатой пленкой и смачивается жидким мылом. Промачиваем руками, чтобы шерсть пропиталась раствором, проглаживаем деревянной скалкой, но очень аккуратно, чтобы не сместить шерсть. Излишки воды убираем полотенцем. 
  5. Теперь можно начинать валять, мягкими вращательными движения трем полотно ладонями в разных направлениях. 
  6. После завершения валяния войлока, необходимо сполоснуть изделие, чтобы вымыть из волокон все мыло.

Техника сухого валяния

Оборудование: непряденая шерсть, набор из специальных игл, толстая поролоновая губка.

  1. Для того, чтобы узнать, какое количество шерсти понадобится, необходимо помнить, что шерсть в процессе сухого валяния усаживается на треть, поэтому материала для этого должно быть намного больше.
  2. Отделив шерсть от непряденой ленты, немного трем ее между ладоней, спутывая волокна. Затем сворачиваем в тугой цилиндр или можно использовать губку.
  3. Приступаем непосредственно к процессу валяния. Глубоко втыкаем иглу, первым делом уплотняя заготовку внутри. Постепенно поворачиваем ее, равномерно уваливая. Заготовка будет уплотняться, а её поверхность — выравниваться.
  4. По мере уплотнения заготовки следует сменить иглу на более тонкую. Если фигурка больше не деформируется при сжатии — можно прекращать валяние.  Для создания рельефа необходимо много раз обрабатывать иглой одно и то же место.

3 этап – аналитический

 На аналитическом этапе подводятся итоги результатов реализации технологии, выявляются резервы и определяются способы оптимизации деятельности.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии как в виде наблюдения за правильностью выполнения  требований в процессе валяния и работы с шерстяным волокном, за умением организовать и содержать в порядке свое рабочее место,  так  и  за  культурой  поведения    на  занятии,  за  постепенным формированием творческого отношения к изготовлению изделий.

Промежуточный контроль проводится в конце освоения темы, в форме показа готовых работ, мини-выставок, вернисажей внутри учреждения.

Итоговый  контроль осуществляется  в  конце  полного  этапа  обучения в  форме представления индивидуальных  творческих  работ получателей социальных услуг в не учреждения.

Деятельность в мастерской осуществляется в рамках реализации плана инновационной деятельности,  руководствуясь следующими нормативными и правовыми документами:

  • Конституция РФ;
  • ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  • Закон от 19 ноября 2014 года №93-oз Об утверждении перечня социальных услуг предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2014  №326-п "О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
  • Устав БУ "Психоневрологический интернат"
  • Положение о социально - реабилитационном отделении.

Дополнительные ресурсы, привлекаемые для работы с ПСУ (учреждения, специалисты и т.п.).

  • шерсть для валяния (кардочес, гребенная лента)
  • иглы для валяния
  • иголка с ниткой
  • подстилка из непромокаемого материала (пузырчатая пленка)
  • жидкое мыло
  • сетка (противомоскитная)
  • полотенце
  • пульвизатор или губка
  • ножницы для вырезания заготовок      
  • длинный пинцет для работы с мелкими деталям        
  • бусины, пайетки, бисер
  • клей для соединения деталей и закрепления
  • скалка
  • ручные массажеры (для раскатки шерсти)
  • мыльница
  • клеевой пистолет
  • поролон
  • теплая вода

Занятия могут быть комбинированными, теоретическими, практическими (тренировочными). Допускается введение дополнительных тем, изменение количества часов, отведенных на ту или иную тему, в объеме до 15 % от содержания программных мероприятий. Количество занятий - 3 раза в неделю.

Ожидаемые результаты.

Наполняемость группы  4-5 человек

Умение работать с войлоком в технике мокрого и сухого валяния.

Создавать войлочные изделия в смешанной технике мокрого и сухого валяния.

Создавать творческие композиции в разных техниках художественной обработки шерсти

Источники:

www.babyblog.ru/user/id1825359/483963

https://tridevici.com/kak-svalyat-osennie-listya/

http://valika.org/blogs/entry/master-klass-delaem-tsvetok-metodom-mokrogo-valhttps:// 

www.livemaster.ru/topic/101009-kak-svalyat-tyulpanhttps://infourok.ru/obrazovatelnaya-programma-po-voylokovalyaniyu-1668086.htmlъ 

http://womanway.online/article/kreativnye-raboty-po-vojloku-iskusstvo-vojlokovaljanija/

Приложения

- учебно-тематический план

 -журнал по инструктажам

  • инструкция по охране труда с жидкими веществами (лаками, красками, растворителями, клеем) ИОТ-038 от 02.12.2015г.
  • инструкция по охране труда с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, ножницами, зубочистками и стеками) ИОТ-037 от 02.12.2015г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции у будущих специалистов при организации досуговой деятельности в социуме

Приоритетными задачами образования сегодня являются развитие творческих и коммуникативных компетенций у современных студентов. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть результативность...

Исследовательская работа в технике валяния из шерсти «Цветы осени» и Мастер-класс "Брошь из войлока"

В свободное время я люблю заниматься рукоделием, увлекаюсь вязанием, бисероплетением. В настоящее время стараюсь узнать о различных видах декоративно - прикладного творчества. Я долго рассматривала ра...

« Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников »

      Одной из наиболее острых проблем в отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей. Увеличение численности детской преступности и детей, склон...

Программа организации досуговой деятельности Досуг +

В программе представлена система организации досуговой деятельности...

Сопровождение туристов и организация досуговой деятельности

Материалы к урокам по МДК 02.02 Организация досуговой деятельности туристов...

2.6 Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями (законными представителями) получателей социальных услуг, коллегами

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями (законными представителями) получателей социальных услуг, коллегами....