Программа "Природа в изобразительном творчестве детей"
методическая разработка
Программа создана для реализации в творческом коллективе "Радуга" по приобщению детей к красоте природы и ее сохранению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Природа в изобразительном творчестве детей" | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа в изобразительном творчестве детей» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева)
Творческая деятельность рассчитана на учащихся 5-х классов
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 часа (1 год).
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.
Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.
Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности.
Задачи:
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитать нравственные качества детей;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.
- развивать образное мышление, творческие способности;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Отличительные особенности данной программы:
связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;
содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;
на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.
Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
В авторскую программу Е. И. Коротеевой внесены небольшие изменения: изменено количество учебных часов для прохождения тем.
Календарно-тематический план
№
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основной деятельности ученика. |
1. | Живопись | 8 | ||
Праздник знакомства | 1 | 03.09 | Заочная экскурсия в картинную галерею. Исследование жанров живописи. | |
Экскурсия на природу | 1 | 10.09 | Классификация объектов природы | |
Моделирование сюжетов будущих творческих работ | 1 | 17.09 | Классификация объектов природы | |
Выполнение набросков с натуры | 1 | 24.09 | Выполнение набросков с натуры | |
Классификация основных цветов, их сравнение и различие. | 1 | 01.10 | Сравнение и различение основных цветов | |
Рисование листьев деревьев | 1 | 08.10 | Рисование по памяти и представлению осенних листьев. | |
Анализ приёма получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных деревьев | 1 | 15.10 | Освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет «от пятна» без использования палитры. Изображение деревьев. | |
Рисование цвета | 1 | 22.10 | Контраст тёплых и холодных цветов,эмоциональное изменение цвета от характера его насыщения | |
2. | Графика | 6 | ||
Типы линий | 1 | 29.10 | Изображение фактуры шерсти животных. Анализ особенностей выполнения различных видов линий. | |
Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. | 1 | 12.11 | Моделирование творческой выставки. | |
Сравнение оттенков одного штриха. | 1 | 19.11 | Работа карандашом разной твёрдости. | |
Работа фломастером | 1 | 26.11 | Исследование особенностей работы фломастером. | |
Моделирование пейзажей и натюрмортов. Анализ работ | 1 | 03.12 | Сравнение,классификация и анализ выполненных работ. | |
Выставка творческих работ | 1 | 10.12 | Моделирование творческой выставки | |
3. | Скульптура | 4 | ||
Трёхмерное изображение | 1 | 17.12 | Исследование особенностей данного жанра искусства. | |
Материалы. инструменты необходимые для работы. Анализ приёмов работы инструментами. | 1 | 24.12 | Сравнение действий. Приёмы работы. | |
Лепка с натуры, Выполнение творческих работ | 1 | 14.01 | Передача фактуры шерсти животного. Учить видеть в природных материалах образы животных. | |
Моделирование композиции. | 1 | 21.01 | Анализ выполненных работ « Овощи и фрукты»,сравнение приёмов выполнения. | |
4. | Аппликация | 5 |
п/
Возможности творчества с бумагой | 1 | 28.01 | Исследование свойств бумаги, особенностей её разновидностей. Пробы выполнения заданий. Моделирование правил . | |
Виды аппликаций | 1 | 04.02 | Технология выполнения аппликаций. Экскурсия в МВЦ. | |
Анализ и сравнение техник аппликации. | 1 | 11.02 | Моделирование порядка выполнения аппликаций. | |
Выполнение творческих работ, цветная бумага. | 1 | 18.02 | Моделирование вырезной аппликации из цветной бумаги | |
Сюжетная аппликация | 1 | 25.02 | Выполнение творческих работ. | |
5. | Бумажная пластика | 5 | ||
Введение. Виды бумаги. | 1 | 03.03 | Образцы бумаги. Экскурсия в МВЦ. | |
Материалы, инструменты необходимые для работы | 1 | Исследование приёмов работы различными инструментами, классификация приёмов.Работа в творческих группах. | ||
Выполнение творческих работ по рисунку. | 1 | 10.03 | Моделирование сюжетной работы « Мой любимый уголок парка возле школы» Анализ приёмов работы. | |
Путешествие в страну мастеров | 1 | 17.03 | Экскурсия в парк. Исследование природного материала. | |
Выставка творческих работ | 1 | 24.03 | Создание композиции из еловых шишек,веток,коры. | |
6. | Работа с природным материалами. | 2 | 04.04 | Моделирование композиций из природного материала. |
Методы работы с природными материалами | 1 | 14.04 | Анализ выполненных работ.Подготовка Презентации. Тема» Организация и обсуждение детских работ». | |
Создание композиции из листьев, цветов.(комнатные растения) | 1 | 21.04 | Подведение итогов года. Выставка « Праздник творчества» | |
Всего: | 33 |
п
Тема
Количество часов
1
Живопись
8
2
Графика
6
3
Скульптура
4
4
Аппликация
5
5
Бумажная пластика
5
6
Работа с природными материалами
4
7
Организация и обсуждение детских работ
1
8
ИТОГО
33
Содержание курса, характеристика деятельности учащихся
1. Живопись Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ Школьники вспоминают темы,
изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Календарно-тематический план
Содержание рабочей программы
Тема: «Живопись» (8 часов)
Занятие 1. Праздник знакомства. Заочная экскурсия в картинную галерею. Знакомство с жанрами живописи.
Занятие 2. Экскурсия в природу. Начальные представления об основах живописи. Моделирование сюжетов будущих работ.
Занятие 3. Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа «от пятна», без использования палитры. Выполнение набросков с натуры.
Занятие 4. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование с натуры листьев деревьев.
Занятие 5. Освоение приёмов получения живописного пятна. Рисование по памяти и представлению осенних пейзажей.
Занятие 6. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Рисование с натуры цветов, трав.
Занятие 7. Работа «от пятна», без использования палитры. Рисование на тему «Осенний букет».
Занятие 8. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Графика» (6 часов)
Занятие 9.Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.
Занятие 10. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами. Рисование с натуры веток деревьев.
Занятие 11. Работа цветными карандашами. Рисование по замыслу пейзажей и натюрмортов.
Занятие 12. Ознакомление с вариантами работы фломастерами. Изображение насекомых.
Занятие 13. Работа фломастерами «Для любимой мамочки» - составление эскиза для росписи ткани.
Занятие 15. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Скульптура» (4 часа)
Занятие 16. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Особенности жанра.
Занятие 17. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Инструменты и приемы работы с пластилином.
Занятие 18. Лепка с натуры овощей и фруктов несложной формы. формирование композиции.
Занятие 19. Лепка по памяти фигурок птиц.
Тема: «Аппликация» (4 часа)
Занятие 20. Знакомство со свойствами бумаги. Беседа «Что делают из бумаги?»
Занятие 21. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Освоение приемов работы с ножницами.
Занятие 22. Выполнение аппликации из цветной бумаги по образцу. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.
Занятие 23. Выполнение сюжетной аппликации на тему «Времена года» Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Тема: «Бумажная пластика» (5 часов)
Занятие 24. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей.
Занятие 25.Упражнение в сминании бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Занятие 26. Коллективная работа в технике бумагопластики на тему «Мой любимый уголок парка».
Занятие 27. Выполнение творческих работ по образцу. Изготовление отдельных предметов пышных форм.
Занятие 28. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа)
Занятие 29. Знакомство со свойствами природных материалов (в качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна).
Занятие 30. Знакомство с приемами работы с природными материалами. Составление правил по ТБ. Композиция «Грибная пора».
Занятие 31. Создание небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
Занятие 32. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (1 час)
Занятие 33. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Уровень прогнозируемых результатов работы по программе:
Приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической форме – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, ДПИ, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей, или их украшения.
Метапредметные результаты – видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Активное использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную художественно – творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Средства контроля
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.
Методическое обеспечение
Включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 10-11лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Формы и методы работы:
На занятиях используются методы:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).
Эвристические (методика ТРИЗ).
Ведущие формы организации занятий:
Групповые (творческие мастерские).
Индивидуальные (самостоятельная работа).
Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
просторный оборудованный кабинет;
предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
оборудование: ножницы, лекало, резцы.
шкаф для хранения изделий, материалов;
коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
2. Методическое обеспечение:
пополнение периодической литературы и книг по темам;
дидактический материал;
наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);
методическая литература: журналы, книги по технологии, учебные пособия для детей.
3. Наличие кадровых работников:
учитель начальных классов.
4. Организационно-педагогические условия:
сотрудничество с другими коллективами;
организация комплексных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по методике развития деского изобразительного творчества
Предлагаемый учебный материал посвящён теме "Методика обучения конструированию детей среднего дошкольного возраста". Урок носит практический характер и направлен на закрепление знаний учащихся по данн...
Развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.
Развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам русской матрешки. ...
Сценарий родительского собрания на тему: «Роль семьи в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста».
Сценарий родительского собрания содержит практикум, педагогический всеобуч, демонстрацию игровых методов развития речевого творчества. Полученная информация на собрании поможет родителям узнать ...
Реализация ФГОСТ в развитии художественно – изобразительного творчества детей дошкольного возраста
В настоящее время не вызывает сомнений необходимость изменения системы образования в области развития детского изобразительного творчества. Образовательный процесс сейчас приобретает новые качественны...
Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций у студентов в рамках изучения курса методики развития детского изобразительного творчества
Статья из опыта работы....
Теория и методика развития детскогоизобразительного творчества
В презентации раскрыты: виды детской изобразительной деятельности, задача воспитания и развития дошкольника в изобразительной деятельности, влияние детской изобразительной деятельности на ...
Сценарий церемонии награждения участников районной выставки детского изобразительного творчества «Бессмертный подвиг Ленинграда»
Церемония награждения участников выставки изобразительного творчества "Бессмертный подвиг Ленинграда"дети от 8 до 18 лет...