Планирование профессиональной траектории выпускника
статья
Статья об этапах становления профессиональной карьеры выпускника техникума
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование профессиональной траектории выпускника
ГБПОУ КНТ им. Б.И. Корнилова,
преподаватель Г.Н. Потапова
В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Карьера — это успешное продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице Карьера – это цепь событий, которая составляет жизнь, последовательность профессиональных занятий и других жизненных ролей, которые вместе выражают приверженность человека действовать в соответствии с его обобщенной моделью саморазвития.
Карьера-это и траектория движения, которую человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и вне- организационной реальности и, главное, — со своими собственными целями, желаниями и установками. Карьера тесно связана с социальной мобильностью человека; охватывает достижение успеха в широком диапазоне сфер деятельности: служебной, научной, общественной и других. Во всех определениях слова «Карьера» присутствует понятие успеха: «успешное продвижение», «путь к успеху».
Профессиональная карьера по линии специализации – углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения.
Вертикальная карьера — должностной рост.
Горизонтальная карьера — продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии.
Центростремительная карьера — продвижение к ядру организации, центру управления, всё более глубокое включение в процессы принятия решений.
Выделяют стадии профессионального развития по Е.Ю. Климову:
- стадия «оптации» - подготовка к труду, выбор профессии, профессионального самоопределения;
- стадия адепта - профессиональная подготовка, получение профессии, специальности;
- стадия адаптанта - первые шаги в профессии, вхождение в профессиональное сообщество;
- стадия интернала - вход в профессиональное сообщество в качестве полноправного ее члена, становление равным среди равных;
- стадия мастера - работник начинает выделяться на общем профессиональном фоне, становится лучшим среди равных;
- стадия авторитета - работник становится лучшим среди мастеров;
- стадия наставника - высший уровень развития любого специалиста.
Существует несколько типов карьеры.
Карьера «Трамплин» - подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности.
Карьера «Бабочка» - человек меняет работу в системе одной специальности не по карьерной лестнице конкретной компании, а занимает смежную должность в более крупной компании
«Карьера перемен» - человек меняет работу в системе одной специальности не по карьерной лестнице конкретной компании, а занимает смежную должность в более крупной компании.
Карьера «Фри-лансер» - человек вообще не привязан ни к какой организации и работает самостоятельно.
Карьера «Организатор» - человек сам организует свою компанию, сам решает, чем он будет заниматься.
Карьера «Змея» - человек последовательно занимает различные должности внутри компании на горизонтальном уровне.
Карьера «Перепутье» - работник в ходе своей деятельности проходит аттестацию, в ходе которой выявляется дальнейший путь работника. Это может быть повышение, понижение или горизонтальное перемещение.
«Комбинированная карьера» - комбинируются различные типы карьеры, когда есть много интересов, и хочется во многом себя попробовать.
Карьерные ориентации — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. По мнению доктора Эдгара Шейна: «Мотивация к выполнению работы будет самой сильной, когда выполняемое нами задание и функции согласуются с нашими ценностями».
К карьерным ориентациям относятся:
- Профессиональная компетентность. Быть профессионалом, мастером в своем деле. Быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности.
- Менеджмент. Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.
- Автономия (независимость). Главное в работе – это свобода и независимость. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам.
- Стабильность работы. Стабильная, надежная работа на длительное время. Часто данная ценностная ориентация сочетается с невысоким уровнем притязаний.
- Стабильность места жительства. Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок).
- Служение. Воплощать в работе свои идеалы и ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности.
- Вызов. Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи. Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы “бросать вызов”.
- Интеграция стилей жизни. Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой. Для них важно, чтобы все было уравновешено – карьера, семья, личные интересы и т.п.
- Предпринимательство. Создавать новые организации, товары, услуги. Работать на других – это не их, они –предприниматели по духу, и цель их карьеры – создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им.
У каждого человека должен быть личный карьерный план. Это персональный "навигатор" человека, строящего свою карьеру, описывающий цели (долго-, средне-, краткосрочные) и пути достижения, опирающиеся на личную миссию, ценности и желаемый образ жизни.
Что влияет на выбор работы?На выбор работы влияет резюме.
Основные компоненты и разделы которого:
- Контакты.
- Компетенции.
- Развитие карьеры.
- Образование.
- Дополнительная информация.
Ошибки, допускаемые в резюме:
- Нет данных отправителя в названии почтового ящика.
- Грамматические ошибки.
- Нет темы письма.
- Неправильно назван файл с резюме.
- Не указана позиция, на которую претендуем.
- Нет сопроводительного письма.
- Не соблюдены элементарные культурные принципы.
- Резюме вставлено в «тело» электронного письма.
- Не «вложено» резюме.
- Есть знаки, показывающие, что письмо отправлялось много раз.
- Не совпадают имена отправителя и автора резюме.
- Не поддерживающий формат резюме.
- Не соответствующее фото в резюме.
- Задачи, стоящие перед современными молодыми людьми:
- оперативно и адекватно реагировать на поступающую информацию,
- тонко улавливать, что от нее требуется сегодня,
- оценивать, каким образом вознаграждается та или иная работа,
- ориентироваться на профессии, которые представляют возможность в полной мере реализовывать себя и др.
- Успешное трудоустройство зависит от ряда аспектов:
- Качественное образование.
- Знания психологических аспектов интервьюирования.
- Практические навыки общения с работодателями и др.
- Навыки использования правил написания резюме.
- Представления о состоянии современного рынка труда.
- Владение технологиями поиска места работы
.
Список использованной литературы:
- Баткаева, И.А. Мотивация трудовой деятельности / И.А. Баткаева. – М.: ГАУ, 2003. – 134 с.
- Береговая Д.А. Сопровождение профессиональной карьеры выпускников профессиональных учебных заведений: Информационно-аналитический обзор. - Саратов: ПМУЦ, 2002. - 35 с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002, 512 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д., 1996..
- Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения /
Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. - Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М., 1981. – 95
- http://www.maguru.ru/books/spt_ch6.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы формирования общих и профессиональных компетенций при планировании воспитательной работы в рамках комиссии математических дисциплин
В рамках комиссии математических дисциплин большое внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций не только в процессе учебной и внеучебной деятельности, но и при планировании и ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/18/picture-112488-1668764872.jpg)
перспективно-тематемаческое планирование по русскому языку для 1 и 2 курса профессионального училища
Перспективно-тематический план по предмету "Русский язык" для учащихся начального профессионального образования...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-133596-1351522073.jpg)
Планирование урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка
В данной стастье говорится о том, каак правильно планировать урок иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886742-1485861614.jpg)
Индивидуальное планирование профессиональной карьеры на примере подготовки студентов по профессии: "Слесарь по КИП и А"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТАИндивидуальное планирование профессиональной карьерына примере подготовки студентов по профессии: «Слесарь по КИП и А»Автор: Терентьева Светлана Владими...
Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональны...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/26/picture-1244544-1587849349.jpg)
"Классификация профессий. Виды профессий. Модели конкурентоспособного работника. Планирование профессиональной карьеры"
Презентация на тему "Классификация профессий. Виды профессий. Модели конкурентоспособного работника. Планирование профессиональной карьеры" по дисциплине "Основы поиска работы, трудоуст...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-152005-1353943910.jpg)
Единый городской профориентационный урок - начало планирования профессиональной карьеры студента
Встреча руководителей и специалистов ЦСТВ на тему: "Карьерное консультирование: принципы, инструменты, возможности "...