Тема для выступления на семинаре "Значение и эффективность домашнего задания в учебной деятельности"
материал
Данная тема заинтересует как родителей так и многих педагогов. Ведь многие давно говорят об эффективности выполнения домашнего задания..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_dlya_vystupleniya_na_seminare.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»
х. Фельдмаршальского
Новоалександровского района
Ставропольского края
Тема для выступления на семинаре
"Значение и эффективность
домашнего задания
в учебной деятельности"
Подготовила учитель начальных классов:
Дербенская Екатерина Андреевна
Эпиграф к семинару“Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника”. Эльконин – Давыдов
1. О значении домашнего задания в учебной деятельности .
В последнее время актуальность приобретает проблема домашних заданий. Остро встают вопросы: Что задавать? Как задавать? С какой целью? Для чего задавать? Нужно ли всем одинаковое домашнее задание? Как часто и вообще нужно ли его проверять? Если ребенок не выполнил домашнее задание, это “2”? Иногда мы слышим, что урок не получился, так как учащиеся не выполнили домашнее задание. Часто домашнее задание никак не привязано к уроку, проверяется в конце триместра. Эффективно ли это? ЕГЭ также вносит свои коррективы, учащиеся подбирают задания сами, сами выбирают только нужные предметы. Кто прав?
Почему так остро встают эти вопросы?
Большое количество учителей, множество требований, специфика каждого предмета, ЕГЭ, разное отношение учащихся к домашнему заданию.
.Цель семинара: осознание проблемы домашнего задания в современном мире, анализ ее с разных позиций; представить свой опыт по данной теме; дать рекомендации для дальнейшего использования; ознакомить с нормативными документами по вопросам объема и дозировки домашнего задания.
По результатам анкетирования учащихся по данной теме получились следующие результаты, по которым можно сделать определенные выводы:
Вопросы | 1 класс 22 учащихся | 2 класс 16 учащихся | 3 классы 27 учащихся | 4 класс 18 учащихся |
1. Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление д/з? | Мин – 30 м. Макс – 3,5 ч. Среднее – 1,5 часа | Мин – 40 м. Макс – 3ч. Среднее – 1,5часа | Мин – 30 м. Макс – 4ч. Среднее – 2 часа | Мин – 30 м. Макс – 4ч. Среднее – 2 ч 20 мин |
2. На выполнение д/з по каким предметам тебе приходится тратить больше времени? | Русский Математика Прописи ООМ | Русский Математика Литература Окружающий мир Не знаю | Русский Математика Литература Окружающий мир Все одинаково | Русский Математика Литература Окружающий мир Анлийский язык |
3. Ты выполняешь д/з самостоятельно или с помощью родителей? | Самостоятел. 3 уч С помощью Родит. 19 уч | Самостоятел. 10 уч С помощью Родит. 6 уч | Самостоятел. 18 уч С помощью Родит. 9 уч | Самостоятел. 12 уч С помощью Родит. 6 уч |
4.Проверяют родители выполненное д/з? | Да, часто - 19 Иногда – 1 Редко – 2 Нет - | Да, часто - 7 Иногда – 5 Редко – 2 Нет - 2 | Да, часто - 9 Иногда – 8 Редко – 5 Нет - 5 | Да, часто - 6 Иногда – 8 Редко – 2 Нет - 2 |
5. На твой взгляд, д/з должно проверяться регулярно? Должна ли ставиться оценка за выполненное д/з? | Да – 22 Нет – 0
Да – 19 Нет – 0 Не всегда - 3 | Да - 15 Нет – 1 Не знаю - 0 Да – 14 Нет – 1 Не всегда – 1 | Да - 15 Нет – 12
Да – 14 Нет – 4 Не всегда - 9 | Да - 12 Нет – 6
Да – 12 Нет – 2 Не всегда - 4 |
6.Действия учителя на невыполненное домашнее задание. | Объяснит – 18 Даст срок- Замечание -4 Пост.точку 6 Оставит после уроков – 22 | “2” - 16 Объяснит – 16 Даст срок- 9 Оставит после уроков – 12 | “2” - 8 Объяснит – 18 Даст срок- 1 Смотря какой предмет - 9 | “2” - 10 Объяснит – 12 Начнет урок |
7. Ты списываешь д/з у одноклассник.? | Да, часто Иногда Редко Нет - 19 | Да, часто - Иногда – 1 Редко – 3 Нет - 12 | Да, часто - Иногда – 1 Редко – 6 Нет - 20 | Да, часто - 2 Иногда – 1 Редко – 1 Нет -14 |
8. Для чего нужны д/з? | Закреплен. 14 Проверка знаний – 2 Повторение - Для учителя- Стать умнее-2 Повысить св. уровень 2 | Закреплен. 2 Проверка знаний –4 Повторение -3 Для учителя-1 Задавать тем, кто не понял 2 Понятия не имею -2 А они нужны?2 | Закреплен. 19 Вообще не нужны – 1 Проверка знаний –7 | Закреплен. 10 Проверка зн. – 3 Повторение -4 Кому нужны, тот выполняет |
Выводы: Учащиеся 1-4-х классов выполняют д/з в соответствии с нормами. С 1 по 4 класс большее количество времени учащиеся тратят на математику и русский языкБольшая часть учащихся выполняют д/з самостоятельно. Чем старше, тем реже проверяют родители д/з. Чем старше, тем больше учащиеся считают, что проверять д/з регулярно нет необходимости. А оценка за выполненное д/з должна ставиться – так утверждает большинство учащихся. Комментарий: если хорошая оценка, то в журнал. В классах за невыполненное д/з чаще ставится “2” и“учитель объяснит”. В понимании учащихся д/з больше всего нужны для закрепления материала.
Стоит задуматься над высказыванием ученика: “ Кто хочет учиться и видит в этом смысл, тот повторит материал дома и без задания, а кто не хочет или не может - того и домашнее задание не спасет. А “2” добавится”.
“У нас в школе много задают домашнего задания, особенно .в 3-4классах. Такое ощущение, что учитель, думает, что только по его предмету задано домашнее задание, и больше нам ничего делать не надо”.
“Как 4 или 5 за домашнее задание, так оценка просто в тетрадь, а как не сделал – 2 в журнал”.
Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, действовать, без учителя.
Изучение проблемы домашних заданий учителями-предметниками было проведено благодаря анкетированию, посещению уроков в течение 2018года, проверке дневников учащихся с анализом записи д/з в дневник, в журнал.
Выводы из посещенных уроков, анкетирования, проверки дневников учащихся:
1.Учителя анализируют выполнение д/з – 90%
2. Отличное выполнение д/з поощряется – 15%
3. Учитель предлагает варианты выбора д/з – 10%
4.Учащимся предлагаются д/з на выбор, творческие, индивидуальные - 30% учителей в системе
5. Учитель объясняет учащимся содержание д/з – 96%
6. Учитель задает д/з на уроке - 98%
7. Проверяет запись д/з – 8%
8. Чаще всего д/з: упражнение, параграф, номер.
9. Учитель работает над мотивацией д/з – 7%
10.Учителя слабо используют методы стимулирования выполнения д/з.
12. Учителя учитывают дозировку д/з – 96%
13. Если ученик не выполнил д/з:
“2” - 25%, но всегда может исправить – 12%; после уроков выполняем вместе.
- Если не принес в течение 2 недель – “2”; выясняю причину;
- Если многие не справляются, то разбираем на уроке;
- Чаще жду и долго; звоню родителям, если часто;
14. Методы стимулирования учащихся за выполнение д/з:
За творческое задание – оценка в журнал.
Похвала, выставка работ, тетрадей. Лучшее по оформлению, со всеми требованиями – оценка в журнал.
2. Домашнее задание в нормативных документах.
У российских школьников крайне высокие учебные нагрузки, об этом говорят все. Работоспособность ребенка меняется в течение недели, года: самые благоприятные месяцы — октябрь и ноябрь, неблагоприятные — весенние месяцы.
Имеются вполне определенные количественные, временные, качественные и прочие нормы, регламентирующие деятельность учителя по вопросу д/з.
3. Успешность выполнения домашнего задания.
4. Система домашних заданий в начальной школе.
Мы сами говорим “ За все домашние 4-5, за классные – 2”, “ всегда одно и тоже: одни и те же не выполняют д/з”. Вопросы “Делать ли домашнее задание на черновике, потом переписывать в тетрадь? Снизят ли мне оценку за исправленные ошибки? Как научить выполнять качественно домашнее задание? и др.” задают себе учителя.
5. Система домашних заданий по математике. Эффективность.
На самом деле существует множество способов выполнения домашнего задания! Задания на выбор, задания, которые учащиеся задают сами себе, возможность выбора многое значит. Оно заключается в том, что ученику дается право самому задать себе домашнее задание.
6. Гендерный подход к проблеме “Что и как задавать на дом?”
Д/З – это повторение того, чему учили на уроке. Объем д/з усугубляется еще и тем, что задается без учета возможностей мальчиков и девочек.
7. Домашнее задание глазами детей. Панкова Н.Ю.
Подумайте над цитатой Анатоля Франса: “Чтобы усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом”.
Творческое задание для учащихся к педсовету. На уроках ИЗО учащиеся нарисовали рисунки по теме “Как я учу уроки дома”.
8. Памятки для родителей.
Для проведения родительского собрания по данной актуальной теме необходимо дать рекомендации. (раздаточный материал)
. Эпиграф к родительскому собранию.
Напишите на листочке цифру (1), которая наиболее подходит для Вас.
1. Зачем я задаю домашнее задание своим ученикам?
2. Домашнее задание должно быть “в удовольствие”, тогда оно вызовет интерес у учащегося.
3. На дом задается только то, что надо закрепить, и не должно вызвать затруднения у ученика.
4. Стараюсь, чтобы домашнее задание оставляло место для творчества.
5. Никогда не позволяю себе дать д/з без комментария: для чего оно? Как лучше сделать?
6. Домашнее задание должно быть по силе любому ученику.
7. Если сделает сверх нормы, поставлю оценку в журнал.
8. Я всегда записываю д/з на доске.
9. Если я задала д/з, то я его обязательно проверю, сделаю соответствующие выводы.
10. Кто сделал Д/з оценю, напишу его ошибки, а кто не сделал – это на его совести.
11. Планирую д/з так, чтобы оно было связано с темой следующего урока.
12. Когда задаю д/з, считаю сколько времени затратит на него ученик, будет ли от этого польза?
Решение:
1.Учителям –продолжить работу над мотивацией учащихся по отношению к домашней работе.
2. Нормы продолжительности подготовки учащимися домашнего задания считать обязательными.
3. Провести родительские собрания во всех классах по данной теме. Использовать при этом рекомендации, полученные на педсовете.
4. Провести общее собрание учащихся 7-11-х классов по теме “Как правильно выполнять д/з. Необходимость выполнения д/з”.
5. Администрации школы осуществлять контроль объема и дозировки домашнего задания в форме посещения уроков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»
Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...
План-конспект выступления на семинаре по обмену опытом Тема: «Метод проектов в изодеятельности и ДПТ»
Материалы данного сообщения могут быть полезны педагогам, интересующимся проектной деятельностью в ИЗО и декоративно-прикладном творчестве. Здесь представлены краткие теоретические материалы по ...
Выступление на семинаре в рамках Фестиваля открытых дверей для специалистов службы сопровождения по теме: «Особенности проведения логопедических занятий в школе»
В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении общеобразовательных программ. Они поступают к нам по направлению ППЦ «Здоровье». Специфика проведения логопе...
презентация на тему "Использование методов проекта для вовлечения каждого студента в учебную деятельность"
Нами создана презентация, которая послужит кратким руководством для преподавателей спо для привлечения большего количества студентов в учебную деятельность.Раскрыта вкратце тема методика проектов, кот...
Методические рекомендации Для студентов по выполнению заданий учебной практики ПМ 02 «Анализ деятельности диспетчерской службы» по профессии «Оператор диспетчерской (производственно – диспетчерской) службы на тему: «Описание деятельности предприятия»
Методические рекомендации предназначены для студентов по профессии Оператор диспетчерской службы, которые окажут помощь в выполнении заданий учебной практики на тему "Описание деятельности предпр...
Доклад по теме: "Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития" выступление на школьном МО
Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития.Автор: Исакова Валентина МихайловнаЭта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения...
Выступление на семинаре "Опытно-экспериментальная деятельность среднего возраста"
Презентация опыта работы опытно-экспериментальная деятельность среднего возраста...