Методическая разработка "Формирование социальных компетенций для обучающихся с ОВЗ"
методическая разработка по теме
Целью методической разработки является формирование психологических условий, способствующих освоению обучающимися социальных компетенций, приобретению нового положительного опыта для личного развития в процессе общения в коллективе учебной группы. Методическая разработка состоит из трех разделов: пояснительная записка, учебно- тематическое планирование и ожидаемый результат. Блок состоит из пяти занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка. | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБ ПОУ
«Колледж «ПетроСтройСервис
Педагог – психолог Моисеева О.А.
Методическая разработка занятий по формированию социальных компетенций для обучающихся с ОВЗ (выпускников коррекционных школ VIII вида).
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход подростков из школьной системы обучения в учреждение начального профессионального образования в той или иной степени сопряжен для учащихся с переживанием фрустрации с необходимостью включения новых механизмов социальной адаптации, с формированием новых «рисунков» поведения. Это обусловлено с одной стороны - отличиями методов и программ профессионального образования от школьных, так и с другой стороны – особенностями подростковой психофизиологии. На первом этапе крайне важным является: поведение психолого - медико – педагогического сопровождения, с учетом как возрастных, так и индивидуальных психофизиологических особенностей подростков; организация и проведение тестирований, тренинговых занятий и ролевых игр.
У некоторых подростков, поступающих в колледж, наблюдаются достаточно стойкое делинкветное поведение, которое, чаще всего, сформировалось и закрепилось в условиях семейно – педагогической запущенности. Такие подростки требуют индивидуального психологического сопровождения на протяжении всего периода обучения, иногда – психиатрического наблюдения.
Надо отметить, что часть подростков, даже без значительных нарушений поведения, начинает обучения с низкой, либо с несформированной учебной мотивацией. Это явление полиэтилогично: причинами может быть заниженная самооценка на фоне длительного периода не успешности в школе, проявления психического инфантилизма, личной незрелости, отсутствие поддерживающего социального, в том числе семейного окружения, индивидуальные психические особенности (волевое недоразвитие, особенности мышления).
В подростковом периоде происходит становление системы ценностей, проходя через этап переосмысления. А иногда и ломки социальных стереотипов. Важно в этот период поддерживать подростков, чтобы их иерархия ценностей носила социально – приемлемый характер для последующей успешной личностной реализации и социальной адаптации. Поддержка реализуется как благодаря адекватным педагогическим подходам и психологическому сопровождению, так и на фоне культурно – массовой и воспитательной работы.
Для расширения диапазона социально приемливого поведения обучающихся отделения «Социальной реабилитации и адаптации подростков с ОВЗ», снятия эмоционального напряжения, повышения уровня самооценки, снижения уровня тревожности, развития коммуникативных навыков – очень важно проведение целевых тематических занятий, которые в дальнейшем помогут подросткам правильно ориентироваться в социуме. Принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки, решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Цель занятий.
Формирование психологических условий, способствующих освоению обучающимися социальных компетенций, приобретению нового положительного опыта для личностного развития в процессе общения в коллективе учебной группы.
Задачи:
1.Освоение и развитие коммуникативных навыков;
2.Развитие эмоциональной сферы;
3.Повышение уровня самооценки, мотивация на преодоление трудностей в общении;
4.Привитие навыков толерантного отношения к окружающим.
Адресат занятий.
Временная продолжительность занятий и условия реализации.
Пять тематических занятий. Каждое продолжительностью 1-2 часа. Занятия проводятся в изолированном помещении с использованием бумаги, цветных карандашей. Мелков, фломастеров, ватмана, ТСО.
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Всего (часов) | Практические занятия | Теоретические занятия |
1 | Групповая диагностика. Человек в мире людей. Какой я? Какими меня видят другие? Круг общения. Виды и способы общения. | 2 | 1 | 1 |
2 | Комплексы и борьба с ними. Застенчивость, неуверенность в себе. Самооценка, эмоции и чувства. | 2 | 1 | 1 |
3 | Конструктивное и деструктивное поведение в конфликте. Посредничество. | 2 | 1 | 1 |
4 | Толерантность и интолерантность. Ксенофобия и экстремизм. | 2 | 1 | 1 |
5 | Здоровый образ жизни. Вредные привычки и способы борьбы с ними. Досуг. | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 10 часов | 5 | 5 |
Посредством упражнений и ролевых игр формируются навыки конструктивного взаимодействия, выявляются возможности и средства коммуникации и передачи, переживаемых эмоций, обсуждаются вопросы, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе конфликта.
Психологические упражнения способствуют созданию позитивного эмоционального единства группы, обеспечивают познавательный и физический «раогрев» ее участников.
Вводная часть и завершение занимают по четверти времени занятия. Собственно работе уделено около половины времени.
Вводная часть включает в себя вопросы о состоянии участников и 1-2 разминочных упражнений. На первом занятии вводная часть более расширена, т. к. необходимо разъяснить участникам правила работы и в чем она будет заключаться (именно первое занятие имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения в работу).
В основной части занятия проводятся не только упражнения, ролевые и деловые игры, но и беседы. Все происходящее в группе, становится групповым опытом, который может быть осознан и интегрирован участниками и группой в целом. Все упражнения обсуждаются и анализируются.
Завершение занятия – это подведение итогов и настрой на обычные дела. Можно предложить участникам свой опыт, полученный в результат занятий. Подведение итогов может быть вербальным и чисто игровым.
Тема 1. Групповая диагностика. Человек в мире людей. Какой я? Каким меня видят другие? Круг общения. Виды и способы общения.
Содержание занятия:
Знакомство. Создание условий для самовыражения и сплоченности членов группы. Раскрытие представлений о личностных и возрастных особенностях; самопонимание и уверенности в себе. Грани личности. Сильные и слабые стороны характера. Адекватные формы отреагирования на внешние воздействия.
Формы работы:
- Беседа «Правило работы группы».
- Обсуждение «Декларация моей самооценки».
- Упражнение «Я – икс…», «Список черт характера», «Преобразование».
- Деловая игра по сказке «Гадкий утенок».
- Дискуссия.
Тема 2. Комплексы и борьба с ними. Застенчивость, неуверенность в себе. Самооценка, эмоции и чувства.
Содержание занятия:
Рефлексия прошедшей недели (самое радостное событие, самое неприятное). Разминка: игра «Кто лишний». Диагностика самооценки и уровня притязаний. Закомплексованность в общении. Способы преодоления застенчивости. Эмоции и чувства. Симпатия и антипатия.
Формы работы:
- Упражнения на преодоление застенчивости, «Изобрази состояние».
- Игра «Кто кого переглядит», «Оживи сфинкса».
- Практическая работа «Польза и вред эмоций».
Тема 3. Конструктивное и деструктивное поведение в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Посредничество.
Содержание занятия:
Рефлексия прошедшей недели (само радостное событие, самое неприятное). Разминка: упражнение «Мостик». Причины возникновения конфликтов. Конструктивное и деструктивное поведение в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Посредничество.
Форма работы:
- Тестирование (тактика поведения в конфликте).
- Упражнение: ролевая модель в конфликт.
- Обсуждение занятия.
Тема 4. Толерантность и интолерантность. Ксенофобия и экстремизм.
Содержание занятия:
Рефлексия прошедшей недели (самое радостное событие, самое неприятное). Обсуждение понятий темы занятия. Тест на определение уровня толерантности участников.
Форма работы:
- Игра «Кошка, которая гуляет…»
- Просмотр видеопрезентации. Обсуждение.
- Упражнение «Выбор попутчика».
- Подведение итогов занятия.
Тема 5. Здоровый образ жизни. Вредные привычки и способы борьбы сними. Досуг.
Содержание занятия:
Рефлекия прошедшей недели (самое радостное событие, самое неприятное). Здоровый образ жизни – что это? Соблазн, вредные привычки, зависимости. Правда и мифы о ПВА. Способы противостояния зависимостям. Твой досуг.
Форма работы:
- Разминка, игра «передай другому».
- Игры по теме: «Запретный плод», «Телефон доверия».
- Упражнение «Придумай сценарий вечеринки».
- Подведение итогов занятия. Мнения участников. Пожелания и предложения.
III. Ожидаемый результат.
Занятия направлены на развитие всех сторон человеческой личности: ощущений, чувств, мыслей и поступков (когнитивная, эмоциональная, коммуникативная сферы). Они активизируют собственные возможности личности, развивают уверенность в себе через принятие, понимание собственной индивидуальности, помогают преодолеть неуверенность и страх. На протяжении занятий подростки осваивают:
- Повышение коммуникативной компетенции;
- Тенденции к снижению уровня агрессивности;
- Развитие навыков рефлексии;
- Развитие эмпатии;
- Позитивные изменения в поведении дома и в колледже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования.
Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования....
Статья "Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)" в ГАПОУ "Краснокаменский горно-промышленный техникум"
В настоящее время основой формирования профессиональных компетенций, обуславливающей объективное качество подготовки выпускников образовательных учреждений НПО/СПО, являются федеральные государс...
Пути формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
Целью данной работы является рассмотрение механизмов, обеспечивающих подготовку специалистов в соответствии с потребностями экономики страны. В этом вопросе важным звеном выступает профессиональная ко...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ
Уметь жить в коллективе необходимо каждому. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих человечески...
Презентация на тему: «Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся».
Презентация к выступлению на заседании Областного совета по научно- методической и инновационной деятельности системе СПО по внедрению технологии формирования толерантности по методике «vid...
Статья в журнале /Мавлонова, И.В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся ЧТПиГХ им.Я.П. Осадчего
Мавлонова, И.В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся ЧТПиГХ им.Я.П. Осадчего / Инновационное развитие профессионального образования: научно-практический журнал. - ...
Доклад на ЦМК ОГСЭ ЕН "Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных образовательных учреждений"
Доклад на ЦМК ОГСЭ ЕН "Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных образовательных учреждений"...