Проектирование образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС
статья на тему

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его  вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды  либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

В группу обучающихся с ОВЗ входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой  психического развития, с комплексными нарушениями развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ananeva_itogovaja_rabota.docx71.82 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа курса «Проектирование образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»

Выполнила: заместитель директора по УВР МБОУ Школы №38 г.о. Самара Ананьева Людмила Александровна.


1.Актуальность проекта

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»1.  В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020»  «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья,  должна составить 70%  к 2016 г., а  доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях,  – 70%  к 2020 г.»2.

Такая постановка задачи  влечет  за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.

Признание государством  ценности социальной и образовательной интеграции детей с  ОВЗ обусловливает необходимость создания для них  адекватного образовательного процесса именно  в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Инклюзивное образование  – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей.  Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

         Основной критерий эффективности инклюзивного образования  – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

2. Решаемая проблема

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его  вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды  либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

В группу обучающихся с ОВЗ входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой  психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.

В современных условиях общеобразовательное учреждение должно быть  адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его "социальным вывихом" (метафора Л.С.Выготского). Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из  социально- и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом и культурой как источником развития человека.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

  • начать специальное – коррекционное - обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению;
  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося  ребенка;
  • ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах  образования нормально развивающихся сверстников;
  • использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), облегчающие усвоение учебного материала;
  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
  • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования -необходимое условие эффективности инклюзивного обучения.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты

Целью инклюзивного образования  является преодоление социальных, физиологических  и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

  • создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
  • обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
  • построение обучения особым образом – с  выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
  • интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его  семье, помощи педагогам;
  • разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
  • координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
  • формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

  • выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
  • реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
  • получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • реализация себя в обществе;
  • повышение качества жизни;
  • улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

4. Описание категории обучающихся с ОВЗ, для которых разрабатывается проект

В основу проекта входит такая категория обучающихся с ОВЗ, как дети с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность задержки психического развития, имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию.

Клинический аспект задержек психического развития подразумевает интеллектуальные расстройства, обусловленные недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы или познавательной деятельности. По ряду параметров эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер дети с ЗПР находятся как бы на более ранней возрастной стадии. Их характеризует незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений. Но при этом наблюдающаяся у них «зона ближайшего развития» позволяет дифференцировать данный дефект от умственной отсталости (Л.Ф. Чупров).

Характеристика и прогноз различных вариантов этого дефекта обосновывают психологические особенности детей, уточняют направленность и масштабность необходимой детям помощи, содействуют в определении типа дошкольного образовательного учреждения. Наиболее известной и принятой к рассмотрению является классификация К.С.Лебединской.

  • Первый вариант - ЗПР конституционального происхождения. Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Это так называемый психический инфантилизм. Психический инфантилизм - это некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который может существенно отразиться на деятельности ребенка, и в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации. Прогноз психического развития благоприятный.
  • Второй вариант - ЗПР соматогенного происхождения. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка страдает, и, как следствие, не может полноценно развиваться. Повышенная утомляемость, низкая познавательная активность, притупленное внимание создают ситуацию для замедления темпов развития психики. Прогноз психического развития благоприятный.
  •  Третий вариант - ЗПР психогенного происхождения. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. Прогноз психического развития благоприятный.
  • Четвертый вариант - ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной появления данной группы ЗПР являются органические нарушения: недостаточность нервной системы, обусловленная различными неблагоприятными факторами: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими вариантами, как правило, наименее благоприятен. ПМПК рекомендует им обучение в классах КРО по программе специального (коррекционного) учреждения VII вида.

Характерные особенности детей с ЗПР.

Психологические характеристики детей с ЗПР, обобщенные по результатам исследований, рассматриваются многими авторами. Необходимо остановится на наиболее значимых психологических особенностях, характерных в той или иной степени для всей категории детей с задержками психического развития. Эти особенности являются в большинстве случаев критериями педагогической диагностики данной аномалии развития.

        Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.

        В исследованиях, посвященных изучению особенностей зрительного восприятия при ЗПР, прежде всего, указывается на низкую активность восприятия в целом и замедленность перцептивных зрительных операций, бедность ассоциативных процессов (Усанова О.Н.).

         В исследованиях, посвященных изучению внимания детей с ЗПР, отмечается неустойчивость и неравномерность внимания, низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания. Между тем, внимание является необходимым условием успешности деятельности. Исследование Л.Ф. Чупрова (1987), посвященное изучению у детей с ЗПР особенностей произвольного внимания во взаимосвязи с особенностями познавательных процессов, обнаружило неоднородность обследованной группы детей. Автором выделены две подгруппы детей с ЗПР, отличающиеся по ведущему фактору в структуре дефекта. При этом для детей одной подгруппы характерна недостаточность внимания, сочетающаяся с относительно высоким уровнем развития познавательной деятельности (а также мышления и памяти). У детей другой выделенной подгруппы на первый план выступало недоразвитие познавательных процессов, сочетающееся с медленным темпом деятельности. Л. Ф. Чупров отметил возможность дифференциации детей в зависимости от структуры дефекта внутри второй подгруппы, что было бы целесообразным и полезным для уточнения содержания и направленности коррекционного обучения.

             Особенности памяти при ЗПР характеризуются следующим образом. Основные  составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и прочность запоминаемого и слабая помехоустойчивость. При возрастании сложности заданий (наличии конкурирующих групп элементов в запоминаемом материале) продуктивность запоминания снижается. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи кратковременной памяти детей с ЗПР, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями воспринятого материала. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается снижение объема кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к оперативному.

             Неполноценность мышления и, прежде всего словесно-логического имеет широкие проявления при ЗПР. Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость. Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут. У них наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении аналогичных действий.

            Рассмотренные выше психические функции и процессы представляют собой основные составляющие познавательной деятельности. Недостаточность той или иной функции не может не отразиться на полноценности деятельности в целом. Установить степень влияния несформированности какой-либо функции на успешность познавательной деятельности ребенка достаточно сложно. К тому же, судя по неоднородности и неравномерности задержек психического развития у детей, обусловленность специфики деятельности в каждом конкретном случае будет индивидуальна. Тем не менее, при неравномерности развития различных сторон интеллектуальной деятельности детей с ЗПР, существует ряд общих особенностей, характерных для большинства детей с данным нарушением (В.И. Лубовский).

               К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок. Познавательная деятельность детей с ЗПР может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий.

        Задержка психического развития определяется в результате комплексного обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Для постановки диагноза решающее слово остается за врачом-психиатром.

5. Описание проекта: стратегии и механизмы достижения поставленных целей

Для того, чтобы реализовать проект инклюзии детей с ОВЗ, необходимо учитывать следующие условия:

№ п/п

Вид специальных условий

Характеристика

1.

Организационное обеспечение

1. Базируется на нормативно-правовой базе. Создание данных условий должно обеспечить не только осуществление образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и осуществление прав всех остальных детей, которые включены наравне с особенным ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому кроме нормативной базы, которые фиксируют права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, которые обеспечивают эффективное образование и иных детей. Наиболее важнейшим локальным нормативным документом следует рассматривать договор с родителями, в котором будут фиксированы как обязанности, так и права всех субъектов инклюзивного пространства, которые предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута согласно особенностям и возможностям ребенка, в частности новые возникающие в процессе образования;

2. Должна быть организована система поддержки и взаимодействия образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров - территориального методического центра, городского и окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, органов социальной защиты, специальных (коррекционных) школ, организаций здравоохранения, общественных организаций. С данными организациями требуется простроить отношения на основании договоров. Важный элемент данного условия - это наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности;

3. Для конкретных категорий детей важное - это медицинское сопровождение;

4. Финансово-экономические условия - условия, которые призваны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех условий и требований, которые включены в индивидуальную образовательную программу, в частности прописанный в ней штат специалистов, осуществляющих сопровождение, воспитание и обучение детей с ОВЗ, а также обеспечивать эффективное осуществление самого образовательного маршрута. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых результатов.

2.

Информационное обеспечение

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна в себя включать совокупность технологических средств (базы данных, компьютеры, программные продукты, коммуникационные каналы, которые созданы, учитывая особенные образовательные потребности детей с ОВЗ, включая социализацию, формирование жизненной компетенции и др.); организационные и культурные формы информационного взаимодействия, учитывая особенные образовательные потребности детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в разрешении коррекционных и развивающих задач обучения детей с ОВЗ с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

4.

Материально-техническое обеспечение

Материально-технические условия осуществления индивидуальной образовательной программы, которые должны обеспечить соблюдение:

- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса, учитывая потребности детей с ОВЗ, которые учатся в данном учреждении;

- возможность для беспрепятственного доступа учащихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры образовательных учреждений.

-санитарно-бытовых условий, учитывая потребности детей с ОВЗ, учащихся в данном учреждении;

- социально-бытовых условий, учитывая определенные потребности ребенка с ОВЗ, учащегося в данном учреждении, но оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.;

- пожарной и электробезопасности, учитывая потребности детей с ОВЗ, учащихся в данном учреждении;

Организационно-педагогические условия сориентированы на эффективное и полноценное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, которые реализуют инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должны быть сформированы взаимоотношения в духе сотрудничества, создана атмосфера эмоционального комфорта и принятия особенностей каждого, формирование у детей социально-направленной и позитивной учебной мотивации. Необходимо использовать адекватные потребностям и возможностям учащихся современные методы, технологии, формы, приемы организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала, выделение достаточного и необходимого для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся либо разработка нужных дидактических и учебных материалов и др. Важными элементами являются:

- создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе ровесников, школьном сообществе;

- организация внеучебных, уроков и внеклассных мероприятий с применением интерактивных форм деятельности детей;

- организация внеклассной работы, которая направлена на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка;

- осуществление его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

5.

Программно-методическое обеспечение

Реализация индивидуальной образовательной программы сориентирована на возможность устойчивого и постоянного доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, которая связана с реализацией информационно-образовательной программы (далее - ИОП), планируемыми в ней результатами, в целом - организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. В рамках осуществления ИОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особенным образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в частности, учебниками с электронными приложениями, которые являются их составным элементом, соответствующими материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы и учебно-методической литературой. Специалисты сопровождения должны иметь доступ к электронным и печатным образовательным ресурсам, в частности к электронным образовательным ресурсам, которые предназначены для детей с ОВЗ. Школьная библиотека должна быть укомплектована специализированными и общими для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами учебного плана по всем учебным предметам, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать научно-популярную и детскую художественную литературу, периодические и справочно-библиографические издания, сопровождающие осуществляющие основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательного учреждения, где учатся дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно-методической литературой по коррекционной педагогике и специальной психологии, печатными образовательными ресурсами, включающая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ. Этот дополнительный фонд должен включать научно-методическую литературу, периодические и справочно-библиографические издания, которые сопровождают обучение ребенка с ОВЗ.

6.

Кадровое обеспечение

Требования к кадровым условиям включают следующие положения:

- укомплектовать образовательное учреждение педагогическими и руководящими сотрудниками, компетентными в понимании особенных образовательных потребностей детей с ОВЗ;

- степень квалификации педагогических и других сотрудников образовательного учреждения в сфере образования детей с ОВЗ;

- непрерывность профессионального развития работников педагогического образовательного учреждения в сфере коррекционной педагогики, клинической детской психологии и специальной психологии;

- включенность в действительное взаимодействие специальных и общеобразовательных школ I-VIII видов.

Непрерывность профессионального развития сотрудников учреждения образования, обеспечивается освоением сотрудниками дополнительных профессиональных программ образования в сфере коррекционной педагогики в достаточном объеме, не реже, чем каждые 5 лет в образовательных и научных учреждениях, которые имеют лицензию на право, ведения данного вида образовательной деятельности. При поступлении в общеобразовательную школу детей с ОВЗ конкретной категории: обязательным является освоение управляющими лицами, педагогами и специалистами школы дополнительных образовательных профессиональных программ в сфере коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме.

В образовательной системе должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, научных и специальных учреждений, которые обеспечивают возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения регулярной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам осуществления основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, применения достоверных инновационных и научно-обоснованных разработок в сфере коррекционной педагогики.

Для разных категорий детей с ОВЗ зависимо от их особенностей каждый из приведенных выше элементов специальных условий, которые обеспечивают осуществление нужного уровня и качества образования, а также нужную социализацию данной категории детей, должен будет осуществляться на разном уровне выраженности, в различном объеме и качестве.

Требуется обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в школе общего типа. Для этого необходимо предусмотреть:

- психолого-педагогического сопровождения для детей с инвалидностью и ОВЗ, нуждающихся в нем;

- организовать деятельность специалистов в форме консилиума для обследования, определения детей, разработки индивидуальной образовательной программы;

- организовать процесс сопровождения детей согласно разработанной программы;

- должно организовываться привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения принятия участия в организации и проектировании образовательного процесса.

6. Примерный рабочий план реализации проекта

Этап

Задачи

Сроки

 Подготовительный

1.Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.

2.Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, крае, районе.

3.Выстраивание инклюзивных вертикалей, многоуровневой системы повышения квалификации (район, край).

Август-декабрь.

Деятельностный

1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия внутри инклюзивных вертикалей и инновационных сетей.

2.Апробация и коррекция базового пакета документов инклюзивного образования.

3.Формирование и деятельность проектно-исследовательских групп в ОУ по вопросам инклюзивного образования.

4.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ.

Январь - май

Рефлексивный

1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию.

2.Формирование банков выстраивания инновационных сетей.

3.Построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования.

Май-июнь

Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятий

Срок исполне-ния

Исполнители

1.    Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1.

Формирование нормативно-правовой базы: разработка локальных актов,  требований к рабочим программам,  должностных инструкций, договоров с родителями. Издание приказов.

Август, сентябрь

Директор

1.2

Уточнение списочного состава учащихся ОУ – дети с ОВЗ, дети-инвалиды

Август – сентябрь

Директор, зам.директора по УВР

1.3

Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации регионального проекта

Сентябрь - июнь

Зам.директора по УВР

1.4

Организация обучения сотрудников на базе краевого ИПК

Октябрь – декабрь

Директор, зам.директора поУВР психолог

1.5

Проведение педагогического совета по теме «Обучение и социализация личности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ОУ»

декабрь

Директор  зам.директора поУВР психолог

1.6

Организация обучения сотрудников на базе ОУ

Октябрь – май

Зам.директора поУВР психолог

1.7

Контроль за реализацией проекта по инклюзивному образованию

В течение  года

Зам.директора по УВР

1.8

Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание доступной среды

В течение года

Директор  зам.директора по УВР и АХЧ

2. Работа с родителями

2.1

Вовлечение родителей в образовательный процесс (обучение коррекционным методам воспитания, привлечение к участию в школьных мероприятиях, консультации)

 В течение года

Классные руководители зам.директора по УВР

2.2.

Создание родительского клуба «Школа толерантных родителей»

зам.директора по УВР

2.3

 Читательская конференция «Что читают наши дети?»

Библиотекарь

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

3.1

Включение учащихся с ОВЗ в образовательную среду школы в соответствии с его индивидуальными предпочтениями.

В течение года

Педагоги, клас. руководители

3.2

Обучение по индивидуальным и групповым коррекционно-развивающим программам.

В течение года

Педагоги

3.3

Диагностика и коррекция образовательной траектории обучающихся с ОВЗ.

В течение года

Психолог, медико-педагогический консилиум

Учителя

3.4

Расстановка кадров.

Август

Директор

3.5

Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в проект по инклюзивному образованию      

Сентябрь –
октябрь

Директор.

зам.директора по УВР,

классные руководители,

учителя-предметники

3.6

Проведение диагностики микроклимата ОУ, уровня обученности.

В течение года

Директор,  зам.директора поУВР учителя-предметники

3.7

Адаптирование тематических блоков в программе инклюзивных классов

В течение года

Директор,  зам.директора поУВР учителя-предметники

3.8

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам

В течение года

Директор,  зам.директора поУВР, учителя-предметники

3.9

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями - предметниками

В течение года

Директор,  зам.директора поУВР учителя-предметники

3.10

Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений

В течение года

зам.директора поУВР классные руководители

3.11

Методический анализ результатов и хода осуществления проекта по инклюзивному образованию

Май - июнь

Директор,  зам.директора поУВР

учителя-предметники, классные руководители, психолог

7. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты проекта

Ожидаемые результаты:

  • будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы;
  • создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;
  • разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
  • повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;
  • повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;              
  • укрепление  кадрового         потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.

8. Критерии  оценки эффективности реализации проекта

Критерий

Показатели

1.Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями

 

1.1.      Описание особенностей образовательной среды.

1.2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы.

1.3.  Благоприятный микроклимат в ОУ.

1.4.Стабильные показатели набора учащихся школы.

1.5.Факты научно-методического сотрудничества школы с учреждениями и центрами.

2.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

 

2.1.Динамика эмоционального состояния ребенка.

2.2.Снижение школьной тревожности.

2.3. Изменение социального статуса ребенка в группе.

3.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов области инклюзивного образования

3.1. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте

4.Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ

4.1. Доля родителей детей с ОВЗ, посещающих родительские собрания

4.2.Участие родителей в государственно-общественном управлении, в жизни школы

5.Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения

5.1 Полная комплектация специалистов

9. Оценка рисков проекта

Инклюзивное образование детей с ОВЗ – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики, в значительной степени затрагивающее основы образования. Поэтому на этапе проектирования необходимо рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса, риски.

Поскольку инклюзивное образование призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой системе интересов всех участников образовательного процесса, включая детей с ОВЗ.

Согласование интересов участников инклюзивного образования с позиции учеников, педагогов, администрации общеобразовательного учреждения  является по своей сути внутренне противоречивым процессом.

В основе  этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения, которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это противоречия:

- между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками;

- между ориентацией учителя на работу с классным коллективом  и индивидуальным подходом к учащимся;

- между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям;

- между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях;

- между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны - и заботой о сохранении и  укреплении здоровья – с другой и т.п.

Но на первый план все же выходят следующие противоречия, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно:

- потребность детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками  и их ограниченными возможностями делать это, как другие;

-  затраты, усилия на обучение детей с ОВЗ и аналогичные затраты и усилия по отношению к их сверстникам;

- общее и специальное в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза.

Инклюзивное образование  в настоящий момент имеет ряд ограничений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического, социокультурного свойства.

Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ – как федерального, так и регионального уровня. В настоящий момент рабочей группой авторитетных экспертов России подготовлена специальная глава по инклюзивному образованию Проекта нового Закона РФ об образовании, разработаны и обсуждаются проекты Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Большие полномочия по созданию нормативно-правовой базы инклюзивного образования с учетом региональной специфики, особенностей и традиций принадлежат субъектам РФ. В Самарской области нормативные акты по инклюзивному обучению детей с ОВЗ существуют, но реализация данных мероприятий по-прежнему остается главной задачей и «головной болью» каждой школы.

Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования образовательных учреждений. Ограниченность субсидий, выделяемых школам на развитие и поддержку функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования. Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со значительными дополнительными финансовыми затратами - как на совершенствование материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов, повышение  их квалификации.

Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики, индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в организации учебно-воспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования. Эффективная и адекватная инклюзия  предполагает необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение.

Наиболее сущностными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма  инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может  происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.

Эти ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска ресурсов.

В связи со всей сложностью, противоречивостью и ограниченностью инклюзивное обучение детей с ОВЗ сопряжено со многими рисками. Целесообразно различать риски реализации инклюзивного образования и риски нереализации, бездействия.

Риски реализации:

- формальная инклюзия – реализация права на общее образование детей с ОВЗ формально, дети с ОВЗ принимают в общеобразовательные учреждения, не подготавливая этих учреждений, участников образовательного процесса, не создавая условия для инклюзии;

- «волевая» инклюзия – массовый переход к инклюзивному обучению по единому плану и принципам, без учета специфики образовательного учреждения, без подготовки участников образовательного процесса;

- «гипертрофированная» инклюзия, акцентированная на ограничениях и сложностях обучения и социализации  детей с ОВЗ, при которой осуществляется чрезмерная забота о детях с ОВЗ, создается сильная    инфраструктура специального образования, усложняющая процесс общего образования, социализации учащихся.

Риски нереализации, бездействия:

- неуправляемая инклюзия – обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в соответствии с Конституцией РФ и Законом об образовании в РФ – в образовательных учреждениях по выбору родителей, по месту жительства, но без создания специальных условий, т.е.  без учета их индивидуальности, возможностей. Следствие - низкое качество обучения, неудовлетворительная социализация, нарушения психического и физического здоровья детей с ОВЗ, других участников образовательного процесса;

- неадекватное, неполноценное познавательное и личностное развитие детей с ОВЗ в условиях сегрегации (домашнее обучение, индивидуальное образование с элементами дистанционного обучения, специальное (коррекционное) образование);

- нарушения психического и физического здоровья детей с ОВЗ, в том числе грубые, - вследствие невозможности их самореализации в обществе в настоящем и будущем;

- неудовлетворительное социально-экономическое положение семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Список использованных источников

Нормативная база

  1. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)
  3. Федеральный закон РФ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принят Государственной Думой 25.04.2012 г.
  4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013)
  5. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями)
  6.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Дополнительные источники:

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ Под ред. Лебединской К.С. - М, 1982.- С.5-21.
  2. Дети с ограниченными возможностями здоровья: Рекомендации учителям // http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_12_48_13473.pdf
  3. Малофеев, Н.Н. Социокультурные факторы, определяющие закономерность развития интеграции в образовании // http://www.yougscience.ru
  4. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005.
  5. Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб., 2006.
  6. Чупров Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога // Вестник практической психологии образования, 2009, №4(21).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению и оформлению рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС для колледжа МГКБИТ

Методические рекомендации по составлению рабочей программы дисциплины в соответствии с ФГОС содержать шаблон и пошаговую инструкцию с поснениями по формированию и оформлению рабочей программы дисципли...

Виды и формы контроля учебных достижений обучающихся ОУ НПО/СПО, освоивших образовательные программы по дисциплинам гуманитарного цикла в пределах ОПОП НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Виды и формы контроля освоения программ среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО согласно требованиям ФГОС нового поколения представлены в виде таблицы....

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат  коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, и...

Проблема качества образования, новые подходы к диагностике и оценке образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС в СПО

Статья посвящена вопросу : " Как помочь учащимся   в   полной   мере   проявить   свои   способности, развить   инициат...