Родительское собрание "Развитие самостоятельности у детей и подростков"
методическая разработка

Каменских Регина

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок не выполняет элементарных вещей: его не допросишься одеться в сад, сложить свои игрушки вечером, почистить зубы без "торговли". Чтобы ребенок что-то сделал, нужно по 10 раз повторять, уговаривать или даже угрожать. Такая не сформированная самостоятельность приводит к тому, что многие дети и подростки в последствие не справляются с поставленными им по возрасту задачами. Например: учеба, ответственность за поступки, обещания, принятия решений. Все это, разумеется, лишает сил и понемногу сводит с ума...

          - Знакомая ситуация? Поэтому тема о самостоятельности на самом деле очень важная и нужная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti.docx42.48 КБ
PDF icon roditelskie_vozdeystviya.pdf695.41 КБ

Предварительный просмотр:

Лекционно-практическое занятие для родителей по теме:

"Как воспитать самостоятельность

у детей и подростков"

Цель: развитие самостоятельности у детей и подростков в семье.

Задачи:

- актуализировать внимание родителей о важности развития волевых качеств у детей и подростков;

- родительские воздействия, влияющие на формирование зависимого.

- рассмотреть воспитательную модель, формирующую волевые качества.

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок не выполняет элементарных вещей: его не допросишься одеться в сад, сложить свои игрушки вечером, почистить зубы без "торговли". Чтобы ребенок что-то сделал, нужно по 10 раз повторять, уговаривать или даже угрожать. Такая не сформированная самостоятельность приводит к тому, что многие дети и подростки в последствии не справляются с поставленными им по возрасту задачами. Например: учеба, ответственность за поступки, обещания, принятия решений. Все это, разумеется, лишает сил и понемногу сводит с ума...

        - Знакомая ситуация? Поэтому тема о самостоятельности на самом деле очень важная и нужная.

        Упражнение "Желтые веревки".

        Ведущий просит человека, одеть пояс, к которому прикреплены четыре длинных желтых верёвки. Другие люди стоят в каждом из четырех углов комнаты, причем каждый человек держит конец одной из желтых веревок.         Мы завязываем  глаза и помещаем три небольших предмета на пол, каждый предмет в другом месте. Испытуемому говорят, что её задача найти и поднять три предмета как можно быстрее. Мы объясняем, что четыре человека, держащие её желтые верёвки, хотят её успеха. Поскольку она сама не может видеть достаточно хорошо, они будут пользоваться веревками, чтобы руководить ею. Затем, тихо дергая её верёвками, они ведут к первому предмету. Испытуемый  ощупывает пол и находит первый предмет. Затем гиды дергают её верёвки снова, подводя её ко второму предмету, затем к третьему. Успех! Группа аплодирует.

        Затем мы убираем повязку с глаз и завязываем глаза четырем людям, держащим верёвки. Мы даем испытуемому  новые инструкции, сказав ей снова поднять три предмета. Мы опять подчеркиваем, "Никаких ограничений. Ты можешь делать все, что ты хочешь".

        Мы выполняли эту демонстрацию сотни раз и каждый раз человек, носящий пояс реагировал одинаково. Они ГОВОРЯТ или ДЕРГАЮТ!

        Почему они всегда избирают жёлтые верёвки? Верёвки уже не руководят, они стали ограничениями. Они парализуют человека, носящего пояс. Они ограничивают её движение и не дают ей добиться успеха. Тем не менее, человек не снимает пояс, она говорит, прося других “Потянуть меня сюда... Ты, в синей рубашке, ослабь эту верёвку!...” Или она дёргает, стараясь пересилить тех, кто держит её верёвки.

За несколько коротких минут, испытуемый был запрограммирован на зависимость от этих желтых веревок, несмотря на то, что глаза у нее уже не были завязаны.

Давайте исследуем, как это произошло. Ее оценка ситуации сформировалась, когда она была ограничена — когда ей нужны были другие, потому что она не могла видеть. Позднее, когда её способности увеличились и другие не смогли больше так глубоко интересоваться её успехом, Мэри все еще сохраняла представление, которое у нее сформировалось ранее, что ДРУГИЕ определяют её судьбу.

Где ваши жёлтые верёвки? Кто или что удерживает вас. Действительно ли вам нужно контролировать их или ждать, когда они предпримут действие, до того как вы сделаете вашу жизнь такой, какой вы хотите, чтобы она была? Что случится если вы уберете эти верёвки. Неужели вам действительно нужно так много руководства. Будут ли они все же сопротивляться, если вы предпримете доброе, но твердое продуманное действие. Дальше идет пример, как некто убрал эти желтые верёвки.

     Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.  

Зачем самостоятельность?

Мини-лекция по теме «Родительские воздействия формирующие зависимое поведение»

Принуждение

Обычная ситуация ребенок не хочет, взрослый принуждает. Первый по каким-то причинам решает что-то не делать. Второй считает необходимым не искать причины, такого решения, а просто заставлять.

Скрытое послание при этом примерно такое: "Ты сам не можешь, у тебя нет своей воли, своей интенции, контроля , опыта, ума а у меня есть! И я заменяю твою внутреннею волю своей"

Жить под принуждением, регулярно отдавать под контроль внешнего Другого, человеку на самом деле не хочется, поскольку вместе с желанием  чувства, волю.  

        Выхода из такой ситуации, как правила два. Либо смириться, подчиниться чужой воле, калеча здоровую волю, заодно закладывая у себя мазохисцкий механизм (привычку страдать и терпеть), либо включать противоволю, пытаясь сопротивляться принуждению. И если ребенок начинает бунтовать, то в ответ получит еще большее давление. Более того, такой ребенок не удобен не в стенах в школы, ни в семье.

        Альтернатива принуждению - твердое обозначение своей позиции или проявление власти, с обозначением и принятием детских чувств.

        Пример: "Да, я понимаю, что ты не любишь вставать, но в школе начинаются занятия с 8 утра, и потому тебе уже пора"

        Устыжение

Скрытое послание: "Ты плохой, ужасный, я вижу тебя насквозь, ты от меня  не чего не скроешь. Все твои желания порочны. Учти, я слежу за тобой и всегда готов вывести тебя на чистую воду"

        Стыдить это значит выставить на показ самое сокровенное, интимное от чужого взгляда.

Последствия.

        Тот кто постоянно стыдит детей, либо рождает в нем тенденцию к вытеснению всего того, чего, по его мнению нужно стыдиться. И тогда ребенок вынужден чувствовать своих потребностей своего тела, отказавшись от всего что может вызвать мучительный стыд. Либо рождает в нем сопротивление в виде девиантного поведения, которое позволяет ребенку совершать поступки  которых можно реально стыдиться.

 Устыжение - это замена внутренней совести. Когда он делает чего-то не потому что, он осознает что это нехорошо, а потому что боится быть застыженным, каким -то образом забирая его совесть.

Где можно встретить устыжение в ОУ.

Альтернатива

В любом случае о неприемлемых поступках нужно говорить с глаза на глаз. Вы можете говорить о своих чувствах " Я расстроен. Что побудила тебя ак поступить".  Если ребенок не знает почему он так поступил можно сказать примерно в таком ключе: "когда ты поступаешь вот так, то другие люди могут чувствовать вот так та".

Вариант для родителей "Я тебя люблю, но на мой взгляд, нона мой взгляд ты поступил плохо, потому-то ( а еще лучше: ты поступил так, что другим людям и тебе и тебе от этого было так-то, так-то)".

        Ограничение, контроль

Послание при ограничении

"Тебе достаточно. Ты не можешь сам определить меру, я определяю ее за тебя ".  

        Ребенок, которого ограничивают, однозначно становится зависимым, то есть у ребенка не формируется внутренний контроль. Запретный под как известно сладок, и добравшись до него он оказывается поглощен тем, что он делает (формируется зависимость и неважно какая пищевая, игровая, эмоциональная ит.д )

        Альтернатива ограничениям - создание условий для достаточно важное у него могут отнять о наполненной жизни. Человек впадает в зависимость, когда ощущает нечто. Но если говорить ребенку: "Ты сам учишся распоряжаться своим ресурсом, тем важным, что у тебя есть (Временем, сладким, не очень полезной едой)" мы не закладываем ощущения что его вот-вот чего -то лишат.

        Слова "тебе хватит" вызывают возмущение и желание набраться желаемого в прок. В случаи необходимости можно ненавязчиво установить границу "Я понимаю что тебе еще хочется (шоколаду, посидеть за компьютером, погулять и.т.п)", но на сегодня остановимся, в другой раз ты можешь еще......

        Критика, похвала

Послание: "Вдруг ты не знаешь, де ошибся, в чем ты плох и несостоятелен Моя задача - это доносить до тебя, иначе ты не заметишь своих оплошностей и слабых мест, возомнишь о себе, зазнаешься и не будешь стараться стать лучше". 

Ребенок которого часто критикуют, вырастает зависимым от чужих оценок.

Критикуя ребенка, мы забираем у него самоценность, (т.е уверенность, что он ценен для нас каких то ни было достижений)  и его самооценку (способность реально себя оценивать).

Альтернатива критике - обучение ребенка оценивать собственную деятельность.

        Похвала

        Кажется, что хвалить гораздо полезнее, чем ругать и критиковать, но это всего лишь от части. Но с ней необходимо быть аккуратной, так как похвала это та же оценка, только положительная. Послание при похвале "Я замечаю, когда ты что- то делаешь хорошо. Я этому рад.  А еще мне важно чтоб ты понял, что делать что-то хорошо - это означает меня радовать" Я хочу убедиться, что тебе и впредь будет приятнее меня радовать, чем огорчать"

        Ребенок которого много хвалят, будет также  зависеть от внешних оценок, как и тот кого критикуют.  

Упражнение "Развилка"

Материалы: листы А3, наборы цветных фломастеров, доска и лист ватмана, на них тренер напишет вопросы, над которыми нужно подумать.

Инструкция  

Путник шел по дороге, которая называется "Жизнь". Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился осмотрелся, и задумался по какому пути ему идти дальше. Представьте себя на месте этого путника, притворитесь им, что чувствуете.

Перед вами чистый лист бумаги . Возьмите фломастеры и изобразите на листе:

- свою прошлую историю,

- свое положение в настоящий момент;

- несколько вариантов (не менее трех) своей будущей жизни.

Подумайте:

- куда вы хотите пойти?

- с чем встретитесь на своем пути?

- чем отличается прошлый путь от будущего и что общего между ними?

чем отличается каждый вариант вашего будущего пути?

-что нужно сделать, чтобы попасть на каждый из них?

- какой путь вы предпочитаете?

- что нужно сделать, чтобы не ступить на какой либо путь?

- по каким признакам вы узнаете, что вы на каком то из трех путей (опишите признаки каждого пути)?

        Расскажите, что у вас получилось. Что для вас было важным, значимым в этом упражнении?

        Подведение итогов

        Сейчас, когда вы рисовали перекресток, вам пришлось задумываться, выбирать, оценивать. И в жизни часто стоим перед такими развилками. К сожалению, многие люди выбирают направление движения стихийно, не задумываясь о последствиях, или еще хуже если этот выбор делает кто - то за нас. Нет свободы выбора. Нет выбора значит нет ответственности. А что есть свобода? Слово свобода произошло из двух: "сво" и "бода". Это значит: "своя бода" или "свой путь".  Это получается если мы делаем выбор, за ребенка выбор, то по чьему пути он идет?

        Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.

 Самостоятельность обеспечивает:

 Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

10

Рис.: Пространство гармонического развития личности. Пространство воспитывающих обстоятельств совершения поступков.

        Свобода, самостоятельность и ответственность - это человеческие качества, которые полностью и без остатка определяют личность как единое, целое, «системное», социальное не только по происхождению, но и по существованию в реальности. Уровни развития базовых качеств личности по закону гармонии должны соответствовать друг другу. Всякая дисгармония ведет к отклонениям в развитии поступков и к тому, что в психологии часто определяется как девиантное поведения.         Поступок может быть слишком свободным или, наоборот, недостаточно свободным - зависимым. Поступок может быть “невротически” ответственным или малоответственным. Поступок может быть чересчур самостоятельным, или несамостоятельным в той или иной мере.

        Чтобы обеспечить соответствие шагов развития свободы, самостоятельности и ответственности необходимо следовать закону «часовой стрелки». Этот закон описывает механизм соотношения поступков со стороны свободы, самостоятельности и ответственности.         Анализ эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что если педагог-воспитатель хочет обеспечить осуществления воспитанником шага развития в самостоятельности («увеличить» свою самостоятельность), то оно должен непосредственно заняться педагогической организацией ситуаций ответственности. И так далее: хочешь сделать более ответственным воспитанника - предоставь свободу, хочешь, чтобы человек сталь более свободным - организуй ему самостоятельность в совершении поступка.

К волевым качествам, которые наиболее характеризуют силу воли личности, относятся самостоятельность и инициативность.

Самостоятельность - это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своих взглядов и убеждений.

Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведение изменения.

Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.

        Подведение итогов

        Рефлексия

Список литратуры

  1. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге [Текст] / Е.В. Емельянова.- М.: Генезис, 2015.-376 с.
  2. Млодик, И.Ю. Метаморфозы родительской любви, или как воспитать, но не калечить [Текст]: Родительская библиотека/ И.Ю. Млодик. – М.: Генезис, 2014. – 160с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Агрессивное поведение детей и подростков"

Доклад для семинара цикловой методической комиссии кураторов...

Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков из социально-неблагополучных семей

Главным условием для нормального социального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности ...

Выступление на родительском собрании "Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании"

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.            Фундамент здоровья и становле...

Дискуссия в рамках родительского собрания на тему: «Психофизиологическое развитие подростков (трудный возраст)»

Дискуссия  в рамках родительского собранияна тему: «Психофизиологическое развитие подростков (трудный возраст)»Вопросы для обсуждения:1.  Трудный возраст и физическое состояние студентов – п...

Консультация для родителей. Влияние родительских установок на развитие детей

Материал предназначен для родителей детей от 2 до 8 лет...

Родительское собрание Тема: Профилактика правонарушений среди подростков.

Цели: профилактика преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.Задачи: ознакомить родителей с видами ответственности, которую несут несовершеннолетние правонарушители и их родители,...

Родительское собрание "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание детей, с помощью дидактических игр....