Личные расходы
классный час на тему

Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена». Можно услышать много разных суждений по данному вопросу, зачастую слишком противоречивых. Красивая жизнь киноэкранных героев, зазывающая своим блеском реклама, соблазн сверкающих витрин магазинов. Где взять деньги и на что их потратить? Являются ли деньги самоцелью и можно ли возводить их значимость в ранг культа? Эти вопросы сложны и для взрослого человека. Сориентироваться подростку в этих сложных денежных отношениях поможет открытый коллективный разговор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnye_rashody.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЛИЧНЫЕ РАСХОДЫ»

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Методическая характеристика темы.

2. План классного часа.

3. Технологическая карта проведения открытого мероприятия.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

   Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена». Можно услышать много разных суждений по данному вопросу, зачастую слишком противоречивых. Красивая жизнь киноэкранных героев, зазывающая своим блеском реклама, соблазн сверкающих витрин магазинов. Где взять деньги и на что их потратить? Являются ли деньги самоцелью и можно ли возводить их значимость в ранг культа? Эти вопросы сложны и для взрослого человека. Сориентироваться подростку в этих сложных денежных отношениях поможет открытый коллективный разговор.

ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Организационный момент (мотивация к деятельности).
  2. Актуализация знаний.
  3. Проблемное объяснение нового знания.
  4. Мастер-класса по составлению бизнес-проекта.
  5. Этап погружения в совместную групповую деятельность (работа над проблемными ситуациями.)
  6. Этап включения в систему знаний.
  7. Подведение итогов  классного часа  (рефлексия деятельности).

Цель: знакомство учащихся с финансово-экономической составляющей жизни человека
Задачи:

образовательные:

- получить многоаспектное видение проблемы в процессе обсуждения;
- сформировать у учащихся рациональное отношение к денежным средствам;
развивающие:

- ознакомить с основами составления сбалансированного семейного бюджета;
- акцентировать внимание на соотношение духовных и материальных ценностей;
воспитывающие:

- раскрыть основы культуры обращения с деньгами.

Педагогические технологии: технология личностно-ориентированного обучения, кейс-технология, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ.

Материальное обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, презентация «Личные расходы» (программа «Microsoft Power Point»), аудио и видеоматериалы, раздаточный материал для кейсов (теоретическая информация, фотоматериал, ватман, клей, маркеры).

Межпредметные связи: история, литература

Тип классного часа: личностно-ориентированный (открытие нового знания).

Подготовительная работа:
1.Разбить учащихся на три группы.
2.Каждая группа должна провести социологическое исследование по следующим направлениям:
- откуда берутся карманные деньги?
- на что подростки тратят свои карманные деньги?
- какое количество денежных средств необходимо современному

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

№ этапа

Название этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент (мотивация к деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Воспитанницам  представляют три термина: «Доходы – Карман - Расходы». Им предлагается подумать и ответить на следующие вопросы:
О чем сегодня на классном часе пойдет речь?
- о деньгах? Какие вопросы мы сегодня сможем рассмотреть?
- сколько вам нужно денег?
- как часто родители должны вам их давать?
- на что их нужно тратить?

Воспринимают учебную ситуации, созданную педагогом, оценивают, пытаются связать тематику слайдов, прогнозируют тематику занятия в целом.

2.

Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений

Прежде чем мы займемся аналитической и проектной работой давайте проведем зарядку для ума.
Издавна на Руси было особое отношение к деньгам. Их тратили, дарили, берегли, копили, отдавали в долг. Спустя столетия отношение к ним не изменилось. А вот свою мудрость в денежном вопросе народ выразил в пословицах и поговорках. Некоторые известны нам с детства, а некоторые встречаются крайне редко. Давайте вспомним их.
(Восптанницам предлагается закончить пословицы и поговорки)
Не имей сто рублей, а имей сто (друзей).
Копейка рубль бережет, а рубль голову (стережет).
Денежки не рожь, и зимой растут; денежки не лед, и зимой (тают).
Дружба дружбой, а денежки (врозь).
Из чужого кошелька легко (платить).
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому – и тысяч (мало).
Лишние деньги – лишняя (забота).
Не жалей алтына, а то отдашь (полтину)
Не легко деньги нажить, а легко (прожить).
У скупого рубль плачет, а у щедрого и полушка (скачет).

О деньгах, точнее об их расходовании.

Воспринимают информацию на слайде

Выделяют общий признак, объединяющий слова,

пытаются сформулировать тему классного часа,

Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)

Работа в сотрудничестве

Формулируют тему классного часа

Формулируют цель

3.

Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

1.Общая беседа с учащимися? Нужны ли вам деньги на карманные расходы? Для чего они вам нужны?

2.Что имеем?
Воспитанницам предлагается провести мини-исследование по вопросу «Наши карманные деньги». Исследование проводится  внутри группы или с представителями других групп.

Полученные результаты обобщаются. Лидер группы оглашает результат.
Вопросы для исследования.
-Выделяют ли вам родители деньги?
-Как часто они это делают
-Хватает ли вам этих денег?

Участвуют в эвристической беседе

Формулируют ответы на поставленные вопросы

Систематизируют полученные ранее знания о финансах.

Прогнозируют возможные варианты ответов

После обсуждения и подготовки лидер группы представляет мини-исследование одноклассникам. Учащиеся обсуждают, задают вопросы. Определяют наиболее реализуемый и полезный для них.

4.

Бизнес-проект

Цель этапа: проведение мастер-класса по составлению бизнес-проекта, закрепление полученных сведений

Что хотим иметь?

 Составьте бизнес-проект.
Классный руководитель.
А теперь попробуйте представить свой бизнес-проект по представленному вопросу. При создании проекта следует учитывать его последующую реализацию.
Для помощи воспитанницам предлагаются следующие вопросы:
- Нужно ли выделять вам деньги?
- С какой периодичностью это должно происходить?
- Какая сумма вам необходима?
- На что вы их будете тратить?


После обсуждения и подготовки лидер группы представляет проект одноклассникам. Учащиеся обсуждают, задают вопросы.

Определяют наиболее реализуемый и полезный для них проект.

        Выполняют задание в индивидуальном или групповом сотрудничестве.

Работают индивидуально

Учащиеся дают оценку, предлагают свой вариант решения проблемы.

Оценивают свою работу

5

Этап погружения в совместную групповую деятельность (работа над проблемными ситуациями)

Цель этапа: организация деятельности по решению проблемы.

Классный руководитель.
Не только взрослые, но и дети должны владеть культурой обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.
Группам раздаются ситуации.
Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но...
Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.
Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата- первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...
Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но...
Классный руководитель.
Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения.
Учащиеся дают оценку, предлагают свой вариант решения проблемы.

Выполняют проектную работу, распределяют роли,  систематизируют полученные знания. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся дают оценку, предлагают свой вариант решения проблемы

6

Этап закрепления полученных знаний

Цель: погружение в сферу нового знания, обобщение ранее известных фактов.

Классный  руководитель.
А сейчас давайте вновь обратимся к народной мудрости. Все ли в нашей жизни продается и покупается? Есть ли в мире такие ценности, которые купить невозможно?
Группам по очереди задаются вопросы:
Все ли можно купить за деньги?
За деньги можно купить часы... (но не время).
За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).
За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).
За деньги можно купить еду... (но не аппетит).
За деньги можно купить дом... (но не семью).
За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей).
За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).
За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).
За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).
За деньги можно купить икону... (но не веру).
За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).
За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь).
За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение).

Показывают знание пословиц и поговорок.

Тест для учащихся.
1. Представьте, что у вас есть свободная сумма денег. Что вы с ней сделаете?
а) вложу в бизнес, чтобы денег стало ещё больше;
б) открою счёт в банке;
в) приобрету вещь своей мечты.
2. Что вы почувствуете, получив дорогой подарок?
а) удовлетворение;
б) радость;
в) неловкость.
3. Часто ли вы берете в долг деньги у знакомых?
а) никогда;
б) редко;
в) систематически.
4. Как влияет информация о курсе доллара на ваше настроение?
а) прямо пропорционально;
б) обратно пропорционально;
в) никак
5. Следуете ли вы закону, что небогатый человек покупает только хорошие вещи?
а) да;
б) как когда;
в) нет.
6. Заметив под ногами рублёвую монету, вы решите её подобрать?
а) нет, я живу заработком, а не находками;
б) если в данный момент нахожусь «на мели»;
в) обязательно!
7. Любите ли вы обсуждать цену собственных покупок?
а) это тема для меня закрыта;
б) почему бы нет?
в) да, это предмет моей гордости.
8. Пересчитываете ли вы сдачу?
а) обязательно;
б) если не забываю;
в) ленюсь.

Формулируют устные высказывания:

ПОДСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Присвойте себе за каждый ответ "а" 3 балл, "б" – 2 балла и "в" – 1 балла. Итог просуммируйте.
От 19 до 24 баллов. Вы – прирождённый финансист с нюхом на прибыль, и ни один финансовый крах не способен сделать вас нищим. Теряя, вы тут же находите; падая, поднимаетесь. Но иногда деньги становятся для вас самоцелью, а это уже плохо…
От 14 до 18 баллов. Вы имеете сложные взаимоотношения с деньгами; они то идут косяком, то улетают с порывом ветра… Что ж, зато вы избавлены от страхов, свойственных богатым людям, и всегда преодолеете финансовые трудности, снизив свои затраты.
От 8 до 13 баллов. Вас деньги не любят; не за что… Впрочем, и вы их тоже – что совершенно необъяснимо для обычного человека.

7.

Подведение итогов  классного часа  (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание воспитанницами своей учебной деятельности,

самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Классный руководитель.
Вот несколько правил.

Вы можете добавить свои.
-Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
-Зарабатывай честно.
-Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
-Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
-Старайся не влезать в долги.
-Не играй в лотереи, азартные игры.

Учащиеся работают над правилами, потом их зачитывают.

Формулируют речевые высказывания,  отвечая на вопросы.

Воспитанницы работают над правилами, потом их зачитывают.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Награждение активных участников

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные способы учета расхода воды

Представлена презентация о контрольно-измерительных приборах применяемых в коммунальном хозяйстве....

Урок «ВНП, особенности его учёта. Расчёт ВНП по доходам и расходам. Понятие и расчёт ЧНП, НД, ЛД, РД»

Методическая разработка   урока  по Основам экономики на тему  «ВНП, особенности его учёта. Расчёт ВНП по доходам и расходам. Понятие и расчёт ЧНП, НД, ЛД, РД»  составлена в р...

Презентация к уроку по теме: "Доходы и расходы"

Презентация включая тест на повторение, статьи доходов и расходов, закон Э.Энгеля, " Перевёртыши", задание на закрепление  изученной темы....

Нормы расхода топлива

Нормы расхода топлива...

Методическая разработка презентация по теме: «Определение расчетных расходов бытовых стоков и проверка пропускной способности стояков и выпусков из здания»

Определение расчетных расходов бытовых стоков и проверка пропускной способности стояков и выпусков из здания...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Классный час Тема: Оптимизация расходов семьи на обучение детей

Родители, оплачивающие обучение своих детей, имеют право наполучение налогового вычета.Классный час поможет студентам и их родителям воспользоваться этой льготой...