Методическая разработка урока по рисованию «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» (работа в технике граттаж)
методическая разработка на тему
Цель:
- познакомить с техникой «граттаж»
- создать композицию «Северное сияние»
Задачи:
Обучить: новому приему работы в технике «граттаж»; формировать умение выбирать горизонтальное или вертикальное расположение листа в зависимости от замысла;
Развивать: творческое воображение и находить композиционное решение;
Воспитывать: усидчивость, аккуратность, любовь к природе.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок – путешествие
Методы проведения:
- беседа
- наглядно-иллюстративный
- практический
Оборудование:
Для учащихся: белый картон А4, акварельные краски, кисточки, парафиновая свеча, черная гуашь, перья с держателем, ножницы, клей, белая бумага.
Для учителя: иллюстративно наглядный материал по теме, магнитная доска, компьютер, конспект урока.
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Сообщение темы и задач урока (5-7 мин.)
3. Беседа (5 мин.)
4. Практическая часть (25 мин.)
5. Рефлексия (5 мин.)
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы совершим небольшое путешествие на Северный полюс. А зачем мы с вами туда отправимся, вам подскажет загадка:
Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает -
Солнцу силы не хватает!
Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние? -
Это -... (северное сияние)
(ответы детей)
Правильно! Мы будем изображать северное сияние. Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж» или «цап - царапки». Граттаж (франц. grattage, от gratter — скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом. А кто знает, что такое северное сияние? (ответы детей)
В ясные морозные ночи Северное небо, озаренное лишь светом луны и бесчисленных звезд, неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем. Это явление называют северным или полярным сиянием, потому что оно наблюдается не только на севере, но и на Южном полюсе – Антарктиде. И чтобы не было обидно ни белым мишкам, ни пингвинам, ученые называют сияние полярным.
Игра «Представьте себе…»
Правила игры очень просты: я буду вам читать отрывок из книги В. Суслова «В краю поющих сугробов», а вы закроете глаза и постараетесь представить себе северное сияние, но так как рассказывает нам писатель. Готовы? Закрывайте глаза.
Сейчас мы с вами мысленно отправимся на северный полюс. Представьте себе северный полюс, бескрайние просторы снега, ночь и вдруг…
«На небе большими зигзагами полоскались разноцветные ленты. Их было много: красные, желтые, зеленые,… всякие! Они то свертывались в огромный клубок, то развертывались, разбрасывая по небу золотистые нити.
Потом ленты собрались вместе, и с темного неба, почти до самой земли, опустился радужный занавес. А перед ним вырос причудливый, как из сосулек, высокий дворец. Возле дворца прыгали смешные человечки и бросали кругленькие снежки. Снежки летели по небу и тянули за собой золотистый, зеленый хвост из тонких нитей.
Но скоро все куда-то исчезло. В темном небе остались одни звезды. Крупные. Мохнатые. Будто вырезанные из серебристой бумаги на новогоднюю елку».
Практическая часть
1. Заливаем лист бумаги разноцветными пятнами. Чем ярче они будут, тем лучше.
Даём высохнуть.
2. Покрываем парафином получившийся шедевр. Берем свечу и натираем лист так, чтобы парафин покрыл всю поверхность листа.
3. Парафин покрываем чёрной гуашью (она должна быть консистенции густой сметаны). Кисточку не мочить!
4. Последний этап работы - зубочисткой процарапываем до показавшегося пёстрого слоя, создавая эффект северного сияния.
Дополним работу аппликацией. Кто живёт на Северном полюсе? Нам на помощь опять приходит загадка.
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? - Белые... (медведи)
Подведение итога урока:
- С какой новой техникой вы познакомились?
- Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?
- Какие выразительные средства применяются в этой технике?
- Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?
Вы сегодня прекрасно работали, настоящие художники! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме:«Возможности Интернета. Работа в сети Интернет».
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока и презентации учащихся, позволяющиее более наглядно раскрыть тему.Internet безусловно представляет собой очень важный источ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА. Тема: Освоение техники композиционной сборки украшений. МДК 02.01 Технология постижерных работ
Профессиональный модуль «Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей», МДК 02.01 «Технология постижерных работ» формирует профессиональные компетенции ...
Методическая разработка урока по учебному предмету «Специальность (флейта)». Тема: «Развитие исполнительской техники в работе над музыкальными произведениями»
Обобщение и распространение педагогического опыта...
Методическая разработка урока учебной практики "Подготовка к работе сеялки СЗС-2.1"
Методическая разработка урока учебной практики на тему "Подготовка к работе сеялки СЗС-2.1" является частью раздела "Подготовка МТА к работе" профессионального модуля ...
Методическая разработка урока "Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии"
План урока...
Методическая разработка урока по физической культуре Спортивные игры:«Совершенствование техники владения мячом»
Методическая разработка урока по физической культуре поможет преподавателям в планиров...
АТТЕСТАЦИЯ. МЕТОДИЧЕСКАЯ разработка урока Тема: «Свадебный макияж. Основные типы и техники»
По МДК 02.02 Технология визажа Специальность «Технология эстетических услуг»...