Педагогическая технология развития вокально-певческих навыков у дошкольников
статья на тему
В статье представлена технология по развитию у дошкольников вокально-певческих навыков. Идея данной работы - интеграция деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kashkanova_olga.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-
ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Кашканова Ольга Алексеевна
студентка 430 группа
Научный руководитель к.п.н.
Крашенинникова Надежда Борисовна
Пение – самый массовый и доступный для детей исполнительский вид музыкальной деятельности, а голос – это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент.
Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Выразительное исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему доброму прекрасному и порой убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем.
Человеческий голос по мнению многих музыкантов, является самым замечательным музыкальным инструментом, данным человеку природой [2.С.160-163].
Как же обучать детей-дошкольников пению?
Ключевой идеей данной работы над вокально певческими навыками является тесная связь вокально-певческой работы с развитием речи. Действительно, дети знакомятся с самого раннего возраста с большим количеством народных песенок, потешек, считалок, которые служат материалом для обучения их родному языку. Пение улучшает произношение звуков, развивает речевой аппарат, обогащает словарь, повышает культуру речи, расширяет кругозор детских представлений.
С другой стороны слово является органическим элементом песни, поэтому овладение родным языком помогает ребенку более выразительно исполнять песню. Обучить детей умению выразительно исполнять песни очень трудно при отсутствии у них интонационной выразительности речи. Если ребенок не может передать чувства, эмоции в слове, то для него сложно передать чувства и эмоции в пении.
Таким образом, работа над речью влечет за собой развитие певческих навыков и наоборот - занятия вокально-певческой деятельностью способствуют развитию речи.
В данной работе мы попытались использовать взаимосвязь развития речи и певческих навыков для обучения детей выразительному пению.
Цель исследования – развития вокально-речевых навыков у дошкольников.
Технология развития вокально-речевых навыков дошкольников, предложенная в данной работе, построена на основе интеграции двух методик: методики развития речи и методики обучения пению.[3.С.3-7.]
В экспериментальной деятельности по данной технологии требуется объединения усилий воспитателя в развитии речи и музыканта в обучении вокально-певческим навыкам. Методические работы, которые конкретно направлены на интеграцию методик развития речи и пения, практически нет. Поэтому данное исследование - актуально.
Н.Поддьяков подчеркивает, что в общем процессе психического развития дошкольника преобладают интеграционные процессы, выполняющие поисковую и прогностическую функции. Таким образом выход на интеграцию видов деятельности является закономерным .
Общность речи и музыки проявляется как в музыкальных средствах выразительности обучения пению, так и технике речи.
Как правило, воспитатели работают по методике развития речи О.С. Ушаковой, а музыканты по вокально-певческим методикам Н.А. Ветлугиной, Н. Метлова, О.П.Радыновой и т.д. Это традиционная система работы над речевыми и вокально-певческими навыками.
Более успешно обучение пению и речи, не наш взгляд, будет протекать, если музыкант и воспитатель объединятся в этой деятельности.
Идея интеграции деятельности воспитателя и и музыканта по развитию речи заставляет технологизировать данный процесс и представить его в виде технологии, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Проведение совместного планирования деятельности воспитателя и музыкального руководителя по развитию музыкально-речевых навыков у дошкольников.
2 этап. Подбор дидактических средств и репертуара для развития музыкально-речевых навыков у дошкольников.
3 этап. Разработка технологии формирования певческих навыков и эле ментов хорового пения у дошкольников. Работа по технологии протекает в несколько этапов. Особенности певческой деятельности определяются в первую очередь спецификой детского голосового аппарата.
4 этап. Результаты опытно-экспериментальной работы по данной технологии направленной на интеграцию деятельности музыкального руководителя и воспитателя.
Рассмотрим по подробнее каждый этап технеологии. В ходе совместного планирования дошкольной деятельности на первом этапе музыкальный руководитель и воспитатель определяют задачи, содержание и средства для занятий как по развитию речи, так и вокально-певческих умений.[1.С. 140-144].
Сначала, планируется работа по звуковой культуре воспитателя как самостоятельный вид деятельности на неделю, месяц, а не от случая к случаю, т.е. по мере необходимости.
Затем , работа по звуковой культуре воспитатель проводит не только на специально отведенных занятих , но и во всех других видах дошкольной деятельности, во все режимные моменты ( утренняя гимнастика, подвижные игры, разные виды занятий, прогулка и т.д.)
Наконец, воспитатель вводит в практику своей работы отдельные упражнений игры, музыкальный материал, который использует музыкальный руководитель.
На первом этапе в работу музыкального руководителя как и воспитателя вносятся существенные изменения.
Во-первых, планируется работа по звуковой культуре на каждом музыкальном занятии ( над теми же звуками, что и воспитателем). Подбираются упражнения, певческий репертуар в соответствиис планом воспитателя.
Во - вторых, вводится новый тип занятий - это музыкально-речевое занятий, которое является связующим звеном между деятельностью музыканта и воспитателя . Воспитатель присутствует на данном занятии и может помогать в его проведении. Данное занятие позволяет музыкальному руководителю отводить чуть больше времени работе над звуковой культурой.
Во- третьих , музыкальный руководитель задает образец работы над вокально-певеческими навыками и умениями воспитателю. Вырабатывается единство подходов к подготовке и развитию как речевых навыков, так и вокально-певческих.
Подбор репертуара и дидактических средст по развитие речевых и воскально-певческих навыков на втором этапе протекает в максимальном соединении двух программ: Программы музыкального воспитания и Программы по развитию речи.
В программе развития речи воспитатель используются такие формы работы как чистоговорки, речевки,считалки. В программе по музыкальному воспитанию музыкант использует такие формы работы как - потешки, попевки, дидактические игры, и, конечно, песню. При совместном планировании воспитатель и музыкант обмениваются этими формами работы и каждый использует их на своих занятиях с детьми.
Существенно обогатились сегодня ,благодаря информационно-коммуникативных технологиям, среда и дидактические средства, обеспечивающие успешность проведения занятий.
Так, широко используются для развития артикуляционного аппарата ребенка - видео материал: сказки, загадки, стихи, песенки ,пословицы, поговорки - где дети не только видят, но и слышат правильное произношение , проговаривание звуков.
Тщательный подбор певческого репертуара, который будет соответствовать не только программе по музыкальному воспитанию, но и программе по развитию речи.
Формирования певческих навыков и элементов хорового пения у дошкольников проходит на 3 этапе. Для него продуман алгоритм, который протекает по шагово. Особенности певческой деятельности определяются в первую очередь спецификой детского голосового аппарата.
1шаг. Накопление музыкально-слухового опыта по развитию звуковой культуры как на музыкальных занятиях так и на занятиях по развитию речи. обогащение слухового опыта протекает путем ознакомления детей детскими песнями и включением их в деятельность воспитателя в различные режимные моменты.
Музыкальный руководитель совместно с воспитателем подбирает репертуар, знакомит с этим музыкальным репертуаром не только детей ,но и воспитателя. Воспитатель включает музыкальный репертуар во все режимные моменты жизни детей в детском саду : утренние часы( время прихода в садик -звучат марши, танцы. Например.Ф. Шуберт Марш, С.Рахманинов Полька и т.д; во время игр, во время одевания на прогулку звучат детские песни ( Когда мои друзья со мной В.Шаинский, Песня о дружбе муз.А Киселева и т.д. При подготовке к тихому часу подбирается спокойная музыка : колыбельные песни или например: Сонная песенка Р.Паулса, Любимый котик муз. Л.Вихарева, П.Чайковский Утреннее размышление и.д. При пробуждании - Чунга-Чанга муз. В.Шаинского, Тарантелла С.Прокофьев и т.д.
2 шаг. Обогащение музыкальной среды группы - это создание музыкального уголка. Для музицирования детей в музыкальном уголке необходимы музыкальные инструменты, а также музыкальный центр, диски с песнями, мультфильмами, концертами, стихами, музыкальными сказками и т.д.
3 шаг. Индивидуальная работа с детьми в зависимости от развития их способностей , певческих умений и интереса к пению .
4 шаг. Консультации для родителей.
5 шаг. Разработка методических рекомендаций для слушания и певческой деятельности детей. Подбор репертуара : диски, флешки с детскими песнями для слушания и пения.
6 шаг. Диагностика по результатам коллективной и индивидуальной певческой и речевой работы. Ожидаемые результаты по данной педагогической технологии.
Таким образом, обучение дошкольников выразительному пению как одна из основных и самых сложных задач музыкального воспитания в детском саду, благодаря данной технологии интеграции речевой и певческой деятельности дошкольников осуществляется, на наш взгляд, значительно успешнее. Воспитатели и музыкальный руководитель добиваются качествееых результатов как в области речевого, так и вокально-певческого развития детей.
Литература
1. Гогоберидзе А.Г. деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.- Спб:. Изд . Детство-пресс, 2013. - 656с.
2. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста .- М.: Дубна: Феникс, 2014.- 223с.
3. Замыцкая Л. Крашенинникова Н.Б. Обучение выразительному пению
дошкольников, Н.Новгород , НГЦ, 2004.-134с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста"
Конспект урока МДК 02.05. Теория и методика музыкального развития детей с практикумом...
Голос и вокально-певческие навыки детей 5-6-7 лет.
Методический материал для работы с детьми 5-6-7 лет....
Вокально-певческие навыки и основные принципы обучения в классе академического вокала.
Пение-основное средство музыкального воспитания....
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»
Что побуждает ученика учиться? Какие факторы мотивируют его к учению? Как сделать, чтобы работа учителя пробудила познавательный интерес и желание учиться у обучающегося, а педагог, в свою очередб, см...
Презентация по ПДДТТ. " Применение кейс-технологий в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге"
Меня очень заинтересовала работа с кейс-технологиями. Так как позволяет погрузить группу детей в проблемные ситуации и путем подбора решений найти выход. Дает возможность на практике использовать полу...
Влияние педагогических технологий на формирование профессиональных навыков и развитие творческой активности студентов в области изобразительного искусства.
В статье раскрывается эффективность применения различных практических и демонстрационно-наглядных методов обучения, а так же использование современных педагогических технологий на практических занятия...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"
Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...