Консультация для родителей "Тренировка логического мышления старших дошкольников"
консультация на тему

Приблизительно к четырнадцати годам ребёнок достигает стадии, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Тренировка логического мышления старших дошкольников»

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Уже в 5-7 лет ребенок уже может овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

Предлагаемые игры отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.

Археологические раскопки

Вы с ребенком - «археологи». В песочнице вы «откопали» некий предмет и изучаете его для истории. По очереди выделяете свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами.

Пример:

-назови этот предмет (на раскопках обнаружен необычный флакон от духов мамы);

-сказать, зачем он нужен (для жидкости - фантазии -может быть принцесса наливала в него духи или масло);

-каковы его основные признаки: цвет, форма, размер (бесцветный, квадратный, небольшой);

-каков он на ощупь, на запах, на вкус (гладкий, без запаха, без вкуса);

-похож «на» (на коробочку (форма), на маленький телевизор (формой), на окно (стеклом));

-отличается «от» (коробочки - крышечкой, от телевизора - «не техника»);

-что случится, если его: бросить в воду (утонет), в огонь (не сгорит); ударить по нему (не разобьется), подбросить (упадет).

На «раскопках» могут быть обнаружены: монеты, «старинные пуговицы», пергаменты, зеркальце, предметы быта (ложки, вилки, чашки, тарелки) и т.д.

«Раскопки» можно устроить и в помещении под ковром, в шкафу - в вещах, на полу под обрывками старых газет.

Чем похожи и чем отличаются?

Игра направлена на развитие умения выделять в предметах признаки сходства и различия.

Ребёнок получает карточку с парой предметов: нужно назвать одно сходство и одно различие.

  1. дерево - куст;
  2. джинсы - туфли;
  3. роза - гвоздика;
  4. медведь - кошка;
  5. холодильник и пылесос;
  6. книга - блокнот;
  7. рыбы - птицы;
  8. река - море;
  9. человек - обезьяна.

Найди  вырезанные кусочки

Можно из старых журналов вырезать квадратики, а ребенку предложить «загадать» страничку (важно, чтобы кроме «верного квадрата» из странички были 3-4 «неверных квадратов» из других страниц журнала).

Я знаю...

Эта словесная игра совершенствует конкретизацию понятий и координацию движений.

Ведущий задает малышу тему, а он, подбрасывая мяч, называет 5 названий по этой теме.

Например:

-Я знаю 5 названий городов - бьет рукой по мячу -Ростов-на-Дону - раз, Волгоград - два, Москва - три, Воронеж - четыре, Сочи - пять.

Если вы одни с ребенком - можно называть как можно больше и поочередно.

Темы: мебель, посуда, фрукты, ягоды, овощи, одежда, обувь, транспорт, дорожные знаки, породы собак, птицы, рыбы, насекомые, звери из леса, кто живет с человеком, звери и птицы жарких стран, музыкальные инструменты, игрушки, геометрические фигуры, государства (страны), реки, дни недели, месяцы.

Усложнения: планеты солнечной системы, острова, столицы государств.

Назови одним словом

Словесная игра на обобщение:

  1. шкаф, этажерка, тумбочка... (мебель);
  2. вилка, чашка, сахарница... (посуда);
  3. бананы, яблоки, груши... (фрукты);
  4. свекла, огурец, капуста... (овоши);
  5. майка, шарф, носки... (одежда);
  6. корабль, самолет, троллейбус... (транспорт);
  1. пудель, спаниель, мопс... (породы собак);
  2. ворона, голубь, сорока... (птицы);
  3. муха, шмель, комар... (насекомые);

  1. камбала, налим, карп... (рыбы);
  2. заяц, лось, белка... (звери из леса);
  3. свинья, корова, курица... (домашние животные);
  4. слон, бегемот, лев... (звери жарких стран);
  5. баян, труба, саксофон... (музыкальные инструменты);
  6. Украина, Россия, Швеция... (страны);
  7. Ростов, Уфа, Орск... (города);
  8. телевизор, миксер, кофеварка... (бытовые приборы);
  9. синий, красный, белый... (цвета);
  10. дуб, ясень, рябина... (деревья);
  11. кисель, сок, кофе... (напитки);
  12. юла, кукла, мяч... (игрушки);
  13. лыжи, ролики, коньки... (спортивный инвентарь);
  14. ручка, пенал, тетрадь... (школьные принадлежности, канцелярские товары);
  15. запад, юг, восток... (стороны света).

Вы называете три слова, которые относятся к одной группе, а ребенок называет их одним обобщающим понятием (правильный ответ указан в скобках). Обобщение может состоять из нескольких слов.

Игры на «классификацию»

Подберите для игры картинки с изображением предметов четырех групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (3-4 карточки по теме) или другие темы.

Сюжет игры: в универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Малышу, который играет роль продавца, предстоит трудная работа - разложить товар по отделам.

Подскажите ребенку, что всего должно получиться 4 отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из 2-х оставшихся отделов товары так же подходили друг другу, были чем-то похожи, чтобы их можно было назвать одним словом (овощи и фрукты - продукты; школьные принадлежности и музыкальные инструменты - вещи).

Дополни  сам!

(Развитие логики, воображения). Даны неоконченные предложения:

  1. Платье - ткань, гвоздь - ... (металл)
  2. Книга - бумага, стакан - ... (стекло)
  3. Игла - ткань, карандаш - ...(бумага)
  4. Коза - домашнее животное, лиса - ... (дикое)
  5. Ястреб - птица, карп - ... (рыба)
  6. Окно - стекло, занавеска - ... (материя)
  7. Тарелка - каша, кружка - ... (чай)
  8. Куртка - кожа, кофта - ... (шерсть)
  9. Глаза - зеленые, волосы - ... (белые, черные...)

10. Молоток - гвоздь, отвертка - ... (шуруп)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по развитию логического мышления через решение логических задач на уроках математики, физики и электротехники

В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям  СПО очной формы обучения 49.02.01 Физическая культура, 44.02.0...

Сравнительный анализ развития логического мышления у дошкольников с ДЦП и их умственно-отсталых сверстников.

В статье освещаются закономерности формирования мышления в детском возрасте, особенности формирования элементов логического мышления у детей с особенностями развития и сравнительный анализ развития эл...

Статья на тему: Разработка урока на тему:Арифметические, строковые и логические выражения» для учащихся 9 класса с использованием элементов технологии развития критического и логического мышления

Применение технологии критического мышления на уроках информатики. Эти приемы позволяют вызвать интерес учащихся к предмету, развивают логическое и творческое мышление.К настоящему времени сложилось з...

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказок»«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь»В.Г. БелинскийСо...

дипломная работа «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

ВведениеВ период дошкольного возраста дети развиваются стремительно и бурно. Поэтому крайне важно заложить в них основные знания, навыки и умения для дальнейшей жизни. Развитие логического мышления &m...