Консультация для родителей "Тренировка логического мышления старших дошкольников"
консультация на тему
Приблизительно к четырнадцати годам ребёнок достигает стадии, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_rodit_trenirovka_logicheskogo_myshleniya_starshih_doshkolnikov.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Тренировка логического мышления старших дошкольников»
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Уже в 5-7 лет ребенок уже может овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Предлагаемые игры отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.
Археологические раскопки
Вы с ребенком - «археологи». В песочнице вы «откопали» некий предмет и изучаете его для истории. По очереди выделяете свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами.
Пример:
-назови этот предмет (на раскопках обнаружен необычный флакон от духов мамы);
-сказать, зачем он нужен (для жидкости - фантазии -может быть принцесса наливала в него духи или масло);
-каковы его основные признаки: цвет, форма, размер (бесцветный, квадратный, небольшой);
-каков он на ощупь, на запах, на вкус (гладкий, без запаха, без вкуса);
-похож «на» (на коробочку (форма), на маленький телевизор (формой), на окно (стеклом));
-отличается «от» (коробочки - крышечкой, от телевизора - «не техника»);
-что случится, если его: бросить в воду (утонет), в огонь (не сгорит); ударить по нему (не разобьется), подбросить (упадет).
На «раскопках» могут быть обнаружены: монеты, «старинные пуговицы», пергаменты, зеркальце, предметы быта (ложки, вилки, чашки, тарелки) и т.д.
«Раскопки» можно устроить и в помещении под ковром, в шкафу - в вещах, на полу под обрывками старых газет.
Чем похожи и чем отличаются?
Игра направлена на развитие умения выделять в предметах признаки сходства и различия.
Ребёнок получает карточку с парой предметов: нужно назвать одно сходство и одно различие.
- дерево - куст;
- джинсы - туфли;
- роза - гвоздика;
- медведь - кошка;
- холодильник и пылесос;
- книга - блокнот;
- рыбы - птицы;
- река - море;
- человек - обезьяна.
Найди вырезанные кусочки
Можно из старых журналов вырезать квадратики, а ребенку предложить «загадать» страничку (важно, чтобы кроме «верного квадрата» из странички были 3-4 «неверных квадратов» из других страниц журнала).
Я знаю...
Эта словесная игра совершенствует конкретизацию понятий и координацию движений.
Ведущий задает малышу тему, а он, подбрасывая мяч, называет 5 названий по этой теме.
Например:
-Я знаю 5 названий городов - бьет рукой по мячу -Ростов-на-Дону - раз, Волгоград - два, Москва - три, Воронеж - четыре, Сочи - пять.
Если вы одни с ребенком - можно называть как можно больше и поочередно.
Темы: мебель, посуда, фрукты, ягоды, овощи, одежда, обувь, транспорт, дорожные знаки, породы собак, птицы, рыбы, насекомые, звери из леса, кто живет с человеком, звери и птицы жарких стран, музыкальные инструменты, игрушки, геометрические фигуры, государства (страны), реки, дни недели, месяцы.
Усложнения: планеты солнечной системы, острова, столицы государств.
Назови одним словом
Словесная игра на обобщение:
- шкаф, этажерка, тумбочка... (мебель);
- вилка, чашка, сахарница... (посуда);
- бананы, яблоки, груши... (фрукты);
- свекла, огурец, капуста... (овоши);
- майка, шарф, носки... (одежда);
- корабль, самолет, троллейбус... (транспорт);
- пудель, спаниель, мопс... (породы собак);
- ворона, голубь, сорока... (птицы);
- муха, шмель, комар... (насекомые);
- камбала, налим, карп... (рыбы);
- заяц, лось, белка... (звери из леса);
- свинья, корова, курица... (домашние животные);
- слон, бегемот, лев... (звери жарких стран);
- баян, труба, саксофон... (музыкальные инструменты);
- Украина, Россия, Швеция... (страны);
- Ростов, Уфа, Орск... (города);
- телевизор, миксер, кофеварка... (бытовые приборы);
- синий, красный, белый... (цвета);
- дуб, ясень, рябина... (деревья);
- кисель, сок, кофе... (напитки);
- юла, кукла, мяч... (игрушки);
- лыжи, ролики, коньки... (спортивный инвентарь);
- ручка, пенал, тетрадь... (школьные принадлежности, канцелярские товары);
- запад, юг, восток... (стороны света).
Вы называете три слова, которые относятся к одной группе, а ребенок называет их одним обобщающим понятием (правильный ответ указан в скобках). Обобщение может состоять из нескольких слов.
Игры на «классификацию»
Подберите для игры картинки с изображением предметов четырех групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (3-4 карточки по теме) или другие темы.
Сюжет игры: в универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Малышу, который играет роль продавца, предстоит трудная работа - разложить товар по отделам.
Подскажите ребенку, что всего должно получиться 4 отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из 2-х оставшихся отделов товары так же подходили друг другу, были чем-то похожи, чтобы их можно было назвать одним словом (овощи и фрукты - продукты; школьные принадлежности и музыкальные инструменты - вещи).
Дополни сам!
(Развитие логики, воображения). Даны неоконченные предложения:
- Платье - ткань, гвоздь - ... (металл)
- Книга - бумага, стакан - ... (стекло)
- Игла - ткань, карандаш - ...(бумага)
- Коза - домашнее животное, лиса - ... (дикое)
- Ястреб - птица, карп - ... (рыба)
- Окно - стекло, занавеска - ... (материя)
- Тарелка - каша, кружка - ... (чай)
- Куртка - кожа, кофта - ... (шерсть)
- Глаза - зеленые, волосы - ... (белые, черные...)
10. Молоток - гвоздь, отвертка - ... (шуруп)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по развитию логического мышления через решение логических задач на уроках математики, физики и электротехники
В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям СПО очной формы обучения 49.02.01 Физическая культура, 44.02.0...
Сравнительный анализ развития логического мышления у дошкольников с ДЦП и их умственно-отсталых сверстников.
В статье освещаются закономерности формирования мышления в детском возрасте, особенности формирования элементов логического мышления у детей с особенностями развития и сравнительный анализ развития эл...
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Игры на развитие логического мышления...
Статья на тему: Разработка урока на тему:Арифметические, строковые и логические выражения» для учащихся 9 класса с использованием элементов технологии развития критического и логического мышления
Применение технологии критического мышления на уроках информатики. Эти приемы позволяют вызвать интерес учащихся к предмету, развивают логическое и творческое мышление.К настоящему времени сложилось з...
«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
laquo;Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказок»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказок»«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь»В.Г. БелинскийСо...
дипломная работа «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
ВведениеВ период дошкольного возраста дети развиваются стремительно и бурно. Поэтому крайне важно заложить в них основные знания, навыки и умения для дальнейшей жизни. Развитие логического мышления &m...