Методическая разработка комплекса физкультурных тминуток и пауз для использования на уроках профессионально-трудового обучения
методическая разработка на тему

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrab.word_4_3.docx99.12 КБ

Предварительный просмотр:

    Uосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Самара»

«РАССМОТРЕНО»

Центром методического объединения «Подросток»

Протокол №_____

от «__»__________2017 г.

Председатель ЦМО

__________ Е.А. Буцына

              «УТВЕРЖДЕНО»                            Педагогическим  советом  

       школы-интерната №115

                  Протокол №_____

                  от «   »             2017 г.       

        

Методическая разработка

комплекса физкультурных минуток и пауз для использования на уроках профессионально-трудового  обучения

   Разработано

 Никитиной В.В

учителем

физической культуры  

                                       

                                                   

                                                          Самара,  2018 г.

 Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Задача школы – сохранить и по возможности укрепить здоровье детей.

Давно доказано, что традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют учащихся, вызывают эмоциональный дискомфорт. Поэтому возникает необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий важно потому, что они:

- обеспечивают эмоциональный подъём учащихся;

- снижают уровень тревожности;

- «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (в то время, как современные методики связаны с перегрузкой левого полушария мозга);

- облегчают процесс запоминания материала;

- формируют познавательный интерес к учёбе.

С этой целью на уроках важно использовать физминутки (упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, упражнения, корректирующие осанку, дыхательную гимнастику).

Комплексы физминуток подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке. В этот комплекс  входят простые, доступные упражнения, которые не требуют сложной координации. Упражнения охватывают ряд мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы сидения на уроке. Это: потягивание, наклоны, прогибания, полуприседания и приседания с различными движениями рук.

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

     Зрение является самым важным инструментом для успешного обучения в школе. Электронные физминутки позволяют заниматься профилактикой, и не допускают зрительного утомления. В физминутки  необходимо добавляють и двигательные упражнения, которые помогают расслабить  костно-мышечный аппарат ребенка, укрепляют осанку.Продолжительность физминуток не менее 1,5 – 2 минут каждая.

В состав упражнений для физминуток входят:

  • упражнения по формированию осанки, 
  • укреплению зрения, 
  • укреплению мышц рук, 
  • отдых позвоночника, 
  • упражнения для ног, 
  • релаксационные упражнения для мимики лица, 
  • психогимнастика, 
  • дыхательная гимнастика. 


Упражнения для снятия зрительного утомления 

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз). 2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз). 3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза). 4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза). 5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты. 6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза. Упражнения для профилактики близорукости. И.п. – стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища: посмотреть вверх-вниз, влево - вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться; посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться; круговые движения глазами по часовой стрелки (3-5 раз); закрыть глаза, расслабиться; движения губами вперед, влево – вправо, вве Сказки - зарядки.

Глазодвигательные упражнения

Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

Физкультминутка “Гимнастика для глаз”

Чтоб глаза твои зорче были, 
Чтоб в очках тебе не ходить 
Эти легкие движенья 
Предлагаю повторить. 
Вдаль посмотрим и под ноги, 
Вправо, влево побыстрей. 
Удивимся – что такое? 
И закроем их скорей. 
А теперь по кругу быстро, 
Словно стрелочки часов, 
Проведем глазами дружно, 
Ну, а дальше – будь здоров! 
Теперь вы все отдохнули, 
Новая забота. 
Нужно сделать на “отлично” 
Математику

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Любопытная Варвара 
Смотрит влево, 
Смотрит вправо, 
Смотрит вверх, 
Смотрит вниз. 
Чуть присела на карниз 
И с него свалилась вниз

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ 

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

Пальчиковая гимнастика.

   Для того чтобы руки были в хорошей форме, полезна небольшая разминка, которая поможет улучшить кровообращение и со временем придаст кистям более правильные формы:

  1. Сожмите-разожмите кисти в кулак. Повторите 10 раз.

  2. Сожмите кисти в кулак, затем разожмите, при этом вытянув пальцы. Повторите 10 раз.

  3. Помассируйте каждый палец, как вам удобно: помассируйте снизу вверх, погладьте и т.п.

  4. «Умываем» руки. Имитируем движения, которые вы делаете, когда моете руки: потрите ладони друг о друга, одной кистью как бы «омойте» вторую.

  5. Потрите тыльную сторону ладони 10 раз на одной руке и на другой.

  6. Сцепите кисти «в замок» и выверните «замок» вперед, затем вниз, вбок и вверх. Повторите 10 раз.

  7. Круговые движения «замком» по часовой стрелке и в другую сторону. Повторите 10 раз.

  8. Продолжаем упражнения с «замком». Поверните «замок» влево, затем вправо. Повторите 10 раз.

  9. Представьте, что показываете фиги. Только обеими руками сразу, и большой палец проходит не только между указательным и средним, но и между средним и безымянным, безымянным и мизинцем.

  10. Вспомните, как бить щелбаны. Партнер вам не понадобится — каждым пальцем «выбейте» в воздух по 3 щелбана.

  11. Сожмите ладони и наклоните их влево-вправо, вперед-назад. Повторите 10 раз.

  12. Опустите руки и потрясите кистями. Энергично встряхните их несколько раз в разные стороны.


   Помните, что наши руки нуждаются в уходе не меньшем, чем лицо. Чтобы их было не стыдно показать, о руках необходимо заботиться и беречь от повреждений 

Физминутка  для улучшения мозгового кровообращения. 

  • Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 
  • И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 
  • И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через 
  • правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. 
  • Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 


Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук. 

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 

И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 

И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 


И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний. 

И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 

картинка 1 из 2

Физминутки  при сидячей ручной работе. 

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. 
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 

Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. 
И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. 
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

Двигательные действия и задания.

Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…”

Сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых.

Чаще всего физминутки проводятся в стихах.

Например: “Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.

Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!” 

Физминутка «Близнецы»  Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По моему сигналу они выполняют следующие команды:

·        присесть

·        встать

·        встать на пальчики, опуститься

·        наклониться влево

·        наклониться вправо

·        прогнуться назад

·        постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене

·        постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене

·        открыть глаза и тихо сесть. 

“ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА”          Встаньте все. Отдохнём.

  1. Отдых будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (5 раз).
  2.  Наложите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. 

 «Наперсток» Пальцами левой руки одеваем и снимаем наперсток на пальцы правой руки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЛИНИИ ФИГУРЫ»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26638_395bca444c56f8033bb05ea76c8423e0.jpg.jpg

Упражнение № 1. «Линия шеи».
Исходное положение — стоя в проходе около парты (стола) так, чтобы не мешать друг другу.
1.Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед — отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.
2.Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти сцеплены.
3.Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.
Повторить 3-4 раза одно из предложенных упражнений по выбору учителя.

Упражнение № 2. «Линия груди».
Исходное положение — стоя в проходе около парты (стола) так, чтобы не мешать друг другу.
1-й вариант:
1.Поднять руки перед собой на уровне груди.
2.Развести руки в разные стороны, чтобы сократились мышцы спины и лопатки соприкоснулись.
3.Возвратить руки в исходное положение на уровне линии груди.
4.Опустить руки вниз.
Повторить 3-4 раза.
2-й вариант:
1.Руки тянуть в разные стороны по горизонтали на уровне груди и по команде учителя «натянуть веревочки».
2.Руки расслабить и «бросить» вниз — «веревочки оборвались».
Повторить 3-4 раза.

Упражнение № 3. «Линия талии».
Исходное положение — стоя в проходе около парты (стола) так, чтобы не мешать друг другу, руки на поясе (талии).
1.Максимальный прогиб туловища назад.
2.Наклон туловища вперёд.
Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение № 4. «Линия бёдер».
Исходное положение — стоя в проходе около парты (стола) так, чтобы не мешать друг другу, руки на бёдрах.
1.Поворот туловища вправо раскачивающими движениями.
2.Поворот туловища влево. 
Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение № 5. «Линия бока».
Исходное положение — стоя в проходе около парты (стола) так, чтобы не мешать друг другу.
1.Расслабить все мышцы и как бы бросить руки вниз.
2.Скользящими движениями рук (не отрывая) по боку правой рукой максимально опускаемся вниз, при этом левая рука, согнутая в локте, поднимается вверх (но не отрывается от туловища).
3.Скользящими движениями рук (не отрывая) по боку левой рукой максимально опускаемся вниз, при этом правая рука, согнутая в локте, поднимается вверх (но не отрывается от туловища).
Примечание: можно использовать и другие упражнения. Главная задача — снять напряжение с мышц спины и шеи, а также с кистей рук и закрепить на практике основных условных линий фигуры.

Физкультминутка. 

 Цель : соблюдение охранительного режима.

Мы ладошки положили,

Ими резали и шили.

Пусть немного отдохнут

И опять творить начнут.

А теперь мы дружно встанем,

Ноги ровненько поставим,

Сделаем назад наклон,

А потом вперед поклон.

Повторим его два раза,

Заодно присядем сразу;

И движение головой

Вправо, влево, круговое.

Упражнение для глаз:

Повторим его пять раз,

И улучшится сейчас

Настроение у нас.

Физминутка «Одежда для куклы»

Не плачь, куколка, моя
(имитация укачивания)

Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать
(движения кулачками друг о друга)

Твои платья и носки
(загибают пальцы поочередно)

Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет,
Я налью воды чуток,
(имитация налива воды)

В таз насыплю порошок.
(имитация ладошкой)

Пену снежную взобью
(круговые движения ладонями)

Постираю и пойду
(движения кулачками, ходьба на месте)

Пока светит солнышко,
(показ солнышка)

Натяну веревочку.
(ладони в стороны)

К ней одежду прикреплю
(движения пальцами)

Ветерком все просушу.
(махи ладонями)

Утюгом туда - сюда
(гладим правой рукой)

Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем
(хлопки вверх – вниз)

А теперь и отдохнем.
(ладони под голову, «спим»).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство как способ повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в Специальной (коррекционной) школе VIII вида

Дано понятие "Социальное партнерство", цель социального партнерства, виды социального партнерства, специфика социального партнерства с учетом новых федеральных государственных стандартов для специальн...

Разработка учебного занятия по теме «Медицина»с использованием форм и методов продуктивного обучения для студентов 2 курса

Урок разработан на основе применения зарубежной технологии самообразования или SOL( Selbstorganisiertes Lernen), которая, на наш взгляд, является одной из актуальных и эффективных современных зарубежн...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках профессионально – трудового обучения в условиях столярной мастерской».

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на ...

Методическая разработка комплекса упражнений для развития лексической компетенции учащихся 8 класса и 1 курса СПО (начальный уровень)

ВведениеЦелью обучения лексической стороне устной речи является овладение строительным материалом для осуществления устно-речевого общения, т.е. прямыми средс...

Методическая разработка мастер класса для педагогов на тему: "Использование здоровьезберегающих технологий на уроках в начальной школе для обучающихся с ОВЗ"

Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?...

Методическая разработка Комплекс упражнений по грамматике английского языка

Данная методическая разработка предназначена для студентов 2-го курса специальности 43.02.11 "Гостиничный сервис" (углубленная подготовка). Она может быть использована в качестве дополнитель...

Учебно-методическая разработка комплекса учебных заданий

Материал включает полный пакет разработанных учебных занятий по профессии 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) на 1 полугодие....