кружок с песней по жизни
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. Занятия по кружку внеурочной деятельности «С песней по жизни» призваны помочь учителю в реализации этой задачи. Основным предметом обучения на занятиях кружка является хоровое пение - самый доступный и активный вид творческой деятельности.
Рабочая программа по кружку внеурочной деятельности хор «С песней по жизни» для 5-9 классов составлена на основе:
Описание места программы во внеурочной деятельности.
Программа направлена на реализацию духовно-нравственного направления внеурочной деятельности. Учебный план предусматривает занятия с учениками с 5 по 9 класс один раз в неделю по 2 часа, что составляет 68 часов в год.
Общая характеристика учебного курса.
Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры и мыслителями всех времен и народов. Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики. Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый фундамент всякого музыкального развития. В процессе совместного, хорового исполнения у ребят развиваются не только музыкальные способности, а также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребёнка: воображение, творческая активность, целеустремлённость, взаимовыручка, чувство локтя. Хоровое пение содействует также овладению культурной речи, выработке чёткого выразительного произношения. А. Д. Кастальскому, крупнейшему композитору и педагогу нашего хорового искусства, принадлежат мудрые слова: «Исполнять музыку детям всего легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение, где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом». «Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства». Кроме того, в последнее время наметилась тревожная тенденция к ухудшению детского здоровья. Поэтому, кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще одну немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Хоровое пение представляет собой средство снятия напряжения. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Дети всех возрастов на хоровых занятиях раскрепощаются, у них улучшается настроение, появляется уверенность в себе. В настоящей программе обобщен отечественный опыт теории и практики хорового воспитания детей. Использован собственный многолетний опыт работы с детским хоровым коллективом. Программа составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением.
Цель программы :
создать условия для оптимального певческого и эстетического развития каждого учащегося, воспитание потребности в общении с хоровой музыкой.
В основе реализации лежат следующие принципы:
1. Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;
3. Принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов обучения, единства художественного и технического развития учащихся, Оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации работы.
4. Основу учебного репертуара составляют песни детских и современных композиторов, соответствующие возрастным особенностям детей, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
- развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, - творческого воображения, музыкальной памяти;
- умственного и эмоционального развития ребенка.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;
- приобретение навыков пения по нотам.
Программа направлена на формирование у обучающихся умения петь в хоре; петь в ансамбле, сольно, понимать дирижёрские жесты и следовать указаниям руководителя хора. Начало формирования всех вокально-хоровых навыков происходит с первого дня занятия.
Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: - вокально-хоровая работа; - занятия по музыкальной грамоте; - музыкально-ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика, , упражнения для дыхания.
Формы контроля:
отчётные концерты или поездки с концертной программой.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса. Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания. Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности .
Планирование результатов освоения кружковой работы
Личностные результаты:
• Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
• формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
• формирование эмоциональное отношение к искусству;
• формирование духовно-нравственных оснований;
Предметные результаты:
знать:
• элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
• правильную певческую установку;
• особенности музыкального языка. уметь применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при участии во внеурочной и внешкольной деятельности;
• исполнять одноголосные произведения с аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
• исполнять вокально-хоровые песни.
Содержательные линии
Основные разделы программы по курсу:
• пение учебно-тренировочного материала, основанного на принципах здоровьесберегающей технологии В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»;
• разучивание и исполнение хорового репертуара.
Хоровая студия способствует воспитанию вокальных и исполнительских навыков, развитию слуха, чувства метроритма. В занятиях хора присутствуют разделы распевания и непосредственно работы над произведениями. Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели: - приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим существенно отличается от речевого; - с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки;
По строению вокальные упражнения представляют попевки на выдержанном тоне, по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных песен. Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т.д.
Основные методические принципы распевания: - выстроенность от простого к сложному;
- развитие навыков, необходимых для текущей работы;
- материал для упражнений желательно подбирать простой, легко запоминающийся и постоянный. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразив его динамикой, темпом, штрихами, характером звуковедения, использованием различных слогосочетаний;
- дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений;
- в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но действовать с умеренностью и давать каждому из навыков время на закрепление;
- все упражнения должны быть логически взаимосвязаны;
- любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный тон.
Необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности. Кроме этого, необходимо отслеживать рост и изменчивость детского организма, а особенно голоса, поэтому нужно придерживаться ряда правил для его охраны:
- не допускать перегрузок, связанных с длительностью репетиций;
- проводить занятия в проветренных, не душных помещениях;
- не допускать в работе резкого, форсированного пения;
- внимательно относиться к подбору репертуара.
- при болезнях голосового аппарата, при переутомлении освобождать детей от работы на занятиях.
После распевания можно разучивать ритмические упражнения , так как они способствуют развитию чувства ритма и интонации. Необходимо также работать с детьми над песнями а сарреllа, т.к. именно этот вид пения особенно развивает слух детей. Научить ребёнка слушать и слышать то, что он поёт, первоначальная задача каждого педагога. Пение а сарреllа – достаточно сложный вид пения, но именно он активно развивает слух детей, ритм, вырабатывает звонкость и полёт звука, чувство «локтя» и др.
Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его выборе педагог должен:
- учитывать возрастные особенности детей (интересы и физиологические возможности);
- включать в репертуар произведения различных эпох, ; обработки народных песен, современные эстрадные песни и др.). Важно, чтобы дети понимали содержание песен, которые они исполняют.
- наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей последовательности изучения вводить более сложные произведения, т.к. это служит стимулом для профессионального роста детей
Большую роль в становлении ребят играет организация концертных выступлений. Так, в случае с хоровой студией , это может быть участие:
- в различных праздниках внутри школы;
- в общешкольных мероприятиях;
- в отчётных концертах
Концертный репертуар составляется только из песен , разученных на занятиях. Занятия предполагают работу с детьми над простейшими хореографическими движениями, над эмоциональным самовыражением.
Требования к уровню подготовки учащихся по хоровому пению.
должны знать/понимать:
• дирижёрские жесты, касающиеся художественно-исполнительского плана произведения;
• формы музыкальных произведений;
• жанры вокальной музыки;
• средства музыкальной выразительности;
• все виды дыхания;
• ансамблевость;
пение без сопровождения;
• основные тембры голоса. получить следующие вокально-интонационные навыки:
пение с сопровождением и без сопровождения.
• внимательное и эмоциональное интонирование отдельного звука.
Выполнение певческих правил пения в хоре, охрана голоса в предмутационный и мутационный период
. • певческая установка обеспечивает наилучшие условия для работы дыхательных органов.
• дыхание ровное, спокойное, экономное, долгое.
• регулирование подачи дыхания в связи с постепенным усилением и ослаблением звука.
• умение находить близкую вокальную позицию; звук певческого голоса мягкий, звонкий, полетный, с небольшой вибрацией и индивидуальным тембром.
• четкая дикция.
• вокальные упражнения: – формирование подвижности голоса к более быстрому темпу; – пение закрытым ртом; – упражнения исполняются на одном дыхании; – свободное владение приемом «цепного дыхания»; – упражнения с более широким звукорядом.
• слуховое внимание и самоконтроль. Работа над текстом.
• правильная расстановка логических ударений в хоровом песне. Работа над исполнением песни.:
• анализ художественного содержания произведения. Музыкально-теоретический разбор произведения.
• понимание и исполнение требований своего руководителя кружка.
• умение правильно оценивать исполняемую песню
.Конечным результатом обучения хоровому пению формой контроля являются: выступления учеников на школьных мероприятиях и концертах, участие в поездках с концертами в дом престарелых и т. д.
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов программы | Кол-во часов |
1 | Интонация | 18 |
2 | Звукообразование | 14 |
3 | Артикуляция | 20 |
4 | Дирижёрский жест | 16 |
Итого: | 68 |
Описание материально-технического обеспечения , список литературы :
3.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
4.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 1996г.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
В. Попов, П. Халабузарь «Хоровой класс».
О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
Ю. Рауль «Певческий голос».
Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи».
Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск Москва, 1982 год.
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Музыкальный центр, компьютер.
3. Записи фонограмм в режиме «+» и «-
4. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
5. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
6. Записи выступлений, концертов.
Календарно-тематическое планирование | |||
№ п/п | дата | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | 03.09 | Обследование обучающихся. | 2ч. |
3-4 | 10.09 | Составление списков. | 2ч. |
5-6 | 17. 09. | Организационные моменты. | 2ч. |
7-8 | 24. 09. | Работа по составлению списков солистов и вокальных групп. | 2ч. |
9-10 | 08. 10. | Организационное занятие (выбор старосты кружка, совета кружка). Знакомство с программой кружка на учебный год. Слушание музыки. Караоке. | 2ч |
11-12 | 15. 10. | Обучение певческой установке: правильно сидеть или стоять при пении, постановка артикуляции гласных звуков как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием. Пение распевок, развитие умения брать дыхание спокойно, бесшумно, не поднимая плеч. Пение коротких музыкальных фраз на одном дыхании. Разучивание песни «Алые паруса» (соло), «Семья»(хор) , заучивание слов песен , запоминание мелодии. | 2ч |
13-14 | 22. 10. | Беседа: «Развитие дыхания». Вокально-артикуляционные упражнения. Разучивание распевок, слушание музыки. Развитие умения петь спокойно, без выкриков, следить за правильностью артикуляции, развитие слухового внимания и чувства ритма. Разучивание песни «Бабушка» ( соло), «Нарядные пятерки ( хор) _ аннотация песен, заучивание слов, петь по музыкальным фразам. | 2ч |
15-16 | 05.11. | Беседа: «Правила пения». Развитие понимания дирижерских жестов: внимание, вдох, начало пения и окончание. Привитие навыка напевного звучания, спокойного и внимательного слушания музыки. Ознакомление с силой звучания: громкое, тихое. Закрепление выученных песен, повторение слов и мелодии песни, пение по музыкальным фразам. | 2 ч |
17-18 | 12. 11. | Вокально-артикуляционные упражнения, распевки, слушание музыки. Выразительно-эмоциональное исполнение с простейшими элементами динамических оттенков. Разучивание песни « Птица певчая» ( соло) , « Быть человеком» ( хор), Родилась в России я» заучивание слов песен, пение распевок по одному. | 2 ч |
19-20 | 19. 11 | Беседа: «Выразительность исполнения». Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, удерживая дыхание на более длинных фразах. Вокально-артикуляционные упражнения, распевки, музыкальная игра. Разучивание песни « Родилась в России я» ( соло) , « Что мы Родиной зовем» ( хор) , заучивание слов и мелодии. | 2 ч |
21-22 | 26. 11.
| Беседа: «Развитие голоса». Распевки. Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно песни напевного характера. Ритмослуховые упражнения. Караоке. Слушание музыки. Закрепление выученных песен. повторение слов и мелодии песни. | 2 ч |
23-24 | 03. 12. | Беседа: «Развитие музыкального слуха». Вокально-артикуляционные упражнения, распевки, слушание музыки. Выразительно-эмоциональное исполнение с простейшими элементами динамических оттенков. Закрепление выученных песен, повторение слов песен, пение по одному и группой. | 2ч |
25-26 | 10. 12. | Беседа: «Развитие чувства ритма». Ритмослуховые упражнения с движениями рук и ног, пение распевок, выученных песен, музыкальных игр. Разучивание новогодней песни « С Новым годом, друзья! ( ( хор), « Я- елка-современная »( соло). заучивание слов песни и мелодии, пение по музыкальным фразам. | 2 ч |
27-28 | 17. 12. | Повторение новогодних песен, выученных в прошлом году. Разучивание песни «Снежный вальс»( соло). « Этот новый год» ( хор) , заучивание слов и мелодии песни. | 2 ч |
29-30 | 24. 12. | Вокально-артикуляционные упражнения, ритмослуховые упражнения, распевки. Развитие умения петь хорошо выученные песни в составе группы или индивидуально, а также без музыки. закрепление выученных песен. повторение слов. | 2 ч |
31-32 | 14. 01. | Повторение новогодних песен. Музыкальная игра, вокально-артикуляционные упражнения. Дальнейшее развитие подвижности артикуляционного аппарата, умение правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки. разучивание песни «Доброта» ( хор), «Пограничная весна» ( соло) . | 2 ч |
33-34 | 21. 01. | Ритмослуховые упражнения с движениями и словами. Беседа: «О жанрах в музыке». (Танец, марш). Разучивание песни « Небо» ( хор), «Эх, Андрюшка» ( соло) , заучивание слов, закрепление мелодии песни. Развитие умения различать запев и припев в песне, вступление. | 2 ч |
35-36 | 28. 01 | Упражнения для дыхания, распевки. Развитие умения определять разнообразные по содержанию и характеру песни: маршевые, плясовые, веселые, грустные. Разучивание песни «_______________________________». | 2 ч |
37-38 | 04. 02. | Беседа: «Как композитор становится композитором». Развитие умения различать звуки по высоте (высокие, низкие) и длительности (долгие. короткие). Закрепление песен, повторение слов песен . | 2 ч |
39-40 | 11. 02. | Ритмослуховые упражнения с движениями и словами. Распевки, повторение песен, посвященных Российской армии. Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (постепенно, громко, тихо). Разучивание песни « Мы русские»- ( хор) , « Две березы» -( соло) , заучивание слов и мелодии песни. | 2 ч |
41-42 | 18. 02. | Беседа: «развитие музыки». Вокально-артикуляционные упражнения. Распевки, музыкальная игра, Разучивание песни « Идет солдат по городу» ( соло) , « Женщины в погонах» ( хор) заучивание слов и мелодии песен. | 2 ч |
43 44 | 25. 02 | Разучивание распевок, музыкальной игры, ритмослуховые упражнения. Использование разнообразных средств (разных темпов и динамических оттенков) для большей выразительности исполнения песен. Закрепление выученных песен. повторение слов. слов и мелодии песен. | 2 ч |
45-46 | 04. 03. | Вокально-артикуляционные упражнения, распевки, пение выученных песен об армии. Пение на слух звукоряда до – си, вверх и вниз. Слушание музыки. Разучивание песни «Снегири на ветках» ( соло) . « Женский праздник »( хор) заучивание слов песен и мелодии. | 2 ч |
47-48 | 11. 03. | Беседа: «Народная песня – зеркало жизни народа». Знакомство с народными музыкальными инструментами: балалайкой, домброй, ложками, рожком, гармонью. Вокально-артикуляционные упражнения, распевки, упражнения для дыхания. Разучивание русской народной песни «Маков цвет»- ( хор). « Нет родней никого»- ( соло), заучивание слов песен и мелодии. | 2 ч |
49-50 | 18. 03. | Закрепление выученных песен, повторение слов песен. « Ритмослуховые упражнения, распевки, музыкальная игра, беседа: «Правила пения». Знать элементарные сведения о структуре музыкальных произведений: фразах, предложениях. | 2 ч |
51-52 | 01. 04. | Частушки. Разучивание частушек, заучивание слов частушек, мелодии, распевки, ритмослуховые упражнения с движениями и словами, упражнения для дыхания, музыкальная игра. | 2 ч |
53-54 | 8. 04. | Культура и быт донских казаков, казачьи народные песни в исполнении хора донских казаков Хороводные, игровые, плясовые казачьи песни ( видео с выступлением донских казачьих песен, слушание казачьих песен. Разучивание полюбившейся песни. | 2 ч |
55-56 | 15. 04. | Украинская народная песня. Слушание украинских песен ( видео с выступлением ансамблей, хоров, певцов. исполняющих украинские песни. ( А в ваших семьях поют украинские песни). | 2ч |
57-58 | 22. 04. | Вокально-артикуляционные упражнения, упражнения для дыхания, распевки, музыкальная игра, Разучивание песни « Я горжусь, что родился в России» ( соло), «Мы рисуем голубя» ( хор) », заучивание слов и мелодии песен. | 2 ч |
59-60 | 29.04 | Разучивание песни «Вальс победы» - (хор), «Мир, который нужен мне». (соло) Развитие понимания смысла текста песни на основе характера песни. | 2 ч |
61-62 | 06.05 | Вокально-артикуляционные упражнения, упражнения для дыхания. Музыкальная игра, распевки. Закрепления песни, повторение слов песен. Совершенствование и закрепление навыков певческого дыхания. | 2 ч |
63-64 | 13.05 | Закрепления песни, повторение слов песен. Совершенствование и закрепление навыков певческого дыхания. | 2ч |
65-66 | 20.05 | Ритмослуховые упражнения с движениями и словами, распевки, музыкальная игра, беседа: «Музыка кавказских народов», слушание кавказских песен, кавказских плясок (лезгинка) | 2 ч |
67-68 | 27.05 | Итоговое занятие. Занятие-концерт. | 2ч |
Итого | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция: «Какие б песни мы не пели, Поём мы песни той войны…»
Сценарий для внеклассного мероприятия, посвящённый песням Великой Отечественной войне....

кружок по театральной деятельности ,,Золотой ключик"
кружок по театральной деятельности ,,Золотой ключик"...
Методическая разработка вечера песни «Громить врага нам помогала песня, а песню подвига здесь каждый написал» (к 70-летию Победы в ВОВ) с участием волонтерского отряда
Разработка волонтерского музыкального вечера для пожилых и инвалидов, обслуживающихся в центре социального обслуживания населения....

Вечер бардовской песни "Я песней с вами говорю"
Как возникает песня?Та, которой сужено затронуть души людей, идти с ними по свету. Стать надежным другом «и в любви и в радости, и в горе»…Новая жизнь – новая эпоха. Эпоха пес...

Конкурс инсценированной военной песни «Песни великого подвига»
Конкурс инсценированной военной песни «Песни великого подвига», мы вспомним вместе с вами песни военных лет, песни, которые помогали нашим защитникам идти в бой, переживать разлуку с...