Вечер бардовской песни "Я песней с вами говорю"
классный час по теме
Как возникает песня?
Та, которой сужено затронуть души людей, идти с ними по свету. Стать надежным другом «и в любви и в радости, и в горе»…
Новая жизнь – новая эпоха. Эпоха песен неопубликованных, не записанных на пластинки, песен. Об авторах, которых никто не знал, которые передавались из уст в уста, от одной туристской группы к другой.
Эти песни такие теплые, близкие, понятные любому слушателю, которые становятся роднами в любое время и для любого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_pesney_s_vami_govoryu_111.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
ГПОУ ТО
«Новомосковский строительный колледж»
«Я песней с вами говорю»
(Вечер бардовской песни)
Автор: преподаватель ГПОУ ТО «НСК»
Семенкова Ирина Михайловна
Новомосковск – 2016
Действующие лица: ВЕДУЩИЙ 1, ВЕДУЩИЙ 2,
Хор (участники представления)
На сцене: эмблема туризма, палатка, гитара, костер (имитация).
Звучит гитара.
Выходит ВЕДУЩИЙ 1
1. Для того и дорога дана,
Чтоб души вниманье не дремать.
Человеку важно знать немало –
Оттого дорога и длинна.
Человеку важно знать людей.
Чтоб от них хорошего набраться.
Чтоб средь всех идей идею братства
Ненароком он не проглядел.
И еще полезно знать, что он –
Не песчинка на бархане века,
Человек не меньше человека –
В этой теме важен верный тон. (В.Сухарев)
Выходит ВЕДУЩИЙ 2
П. И вот идет человек дальнею дорогой. Где-то встречаются с другим человеком. А там еще дорога, еще человек… А дороги пересекаются и уже звенит гитара и звучит песня…
Выходят ребята в туристской одежде с рюкзаками,
располагаются на привал. Пьют чай. Тихо переговариваются.
Кто-то берет гитару и тихо начинается песня.
ЛЮДИ ИДУТ ПО СВЕТУ
Муз.Ченборисовой Р, сл.Сидорова И.
Люди идут по свету…
Им вроде немного надо –
Была бы прочна палатка.
Да был бы нескушен путь!
Но с дымом сливается песня.
Ребята отводят взгляды.
И шепчет во сне бродяга
Кому-то «Не позабудь».
Люди идут по свету,
Слова их порою грубы.
-Пожалуйста…извините…-
С усмешкой они говорят.
Но грустную нежность песни
Ласкают сухие губы.
И самые лучшие книги
Они в рюкзаках хранят.
Выверен старый компас,
Получены карты и сроки,
Выштопан на штормовке
Лавины предательский след.
Счастлив. Кому знакомо
Щемящее чувство дороги.
Ветер рвет горизонты
И раздувает рассвет.
- А ведь это самодеятельная, непрофессиональная песня, то есть написана не композитором и не поэтом.
П. А как возникает песня? Та, которой сужено затронуть души людей, идти с ними по свету. Стать надежным другом «и в любви и в радости, и в горе»…
- В один из пасмурных осенних дней 1037 года два друга – школьник и студент-первокурсник – собрались вместе и решили…сочинить песню. Один любил рисовать и умел немного, на слух, играть на рояле. Другой писал стихи, мечтал стать поэтом.
П. Они хотели сочинить песню о дальних морях, путешествиях, о людях мужественных. Сильных духом, непохожих на тех. Кому слишком дорог домашний уют. Об этом они читали в комсомольской газете и приключенческих романах. К этому готовили себя, вступая во взрослую жизнь.
- Павел почти сразу придумал стихи, а Георгий, никогда прежде неписавший музыку, храбро прикоснулся пальцами к клавишам. Через два часа «Бригантина», подняв паруса. Отправилась в дальнее и длительное плавание по океану романтики надежд. Поиска и открытий.
П. По-разному в дальнейшем сложилась судьба друзей. Оба ушли на фронт, оба воевали. Лейтенант Павел Коган – военный переводчик, молодой талантливый поэт – погиб в 1942 году под Новороссийском. Гвардии младший сержант Георгий Лепский вернулся с войны живым, окончил институт, учил детей рисованию и черчению, водил их в туристские походы.
- И разве могли предположить создатели «Бригантины» сколь долгой будет жизнь и сколь счастливой окажется судьба их песни. Ее быстро подхватили студенты всех вузов.
- И началась новая жизнь – новая эпоха. Эпоха песен неопубликованных, не записанных на пластинки, песен. Об авторах, которых никто не знал, которые передавались из уст в уста, от одной туристской группы к другой.
«БРИГАНТИНА»
(муз.Лепского Г., сл.Когана П.)
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза…
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса…
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас,
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
И в беде, и в радости и в горе
Только чуточку прищурь глаза –
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса.
- А вместе с «Бригантиной» у привальных костров зазвучали и другие самодеятельные песни, называются фамилии Юрия Визбора, Булата Окуджавы.Ады Якушевой, Александра Городницкого,Сергея Никитина, Владимира Высоцкого, Юлия Кима.
П. Цитирую высказывание Юрия Визбора: «…В 1951 году я поступил учиться в Московский педагогический институт имени Ленина. Представьте себе музыкальную атмосферу того времени: кончалась эпоха прекрасных военных песен, вернее песни остались, но жизнь уже развивалась по новым, мирным законам и требовала других песен. Что предлагало радио? Почти каждый день появлялись песенные новинки, в основном неплохие, но предназначенные для громкого массового пения
на демонстрациях и площадях. Они решали свои и очень важные задачи. Кроме подобных песен, ничего практически не было.
1. Мы, как все молодые люди, работали, учились, увлекались туризмом, ходили в походы и очень любили петь. А вот таких песен, которые можно было бы петь в общежитиях, у костра, веселых студенческих обозрениях или даже включать в выступления студенческих агитбригад, таких песен не было… создался этакий своеобразный вакуум, он должен был чем-то заполняться.
П. К сожалению этот вакуум не смогли заполнить профессиональные музыканты-песенники, не сумевшие вовремя откликнуться на настроение и чувства послевоенной молодежи.
- И мне кажется, что главная причина взлета самодеятельной песни – это стремление в честности, правдивости, внимания к душевному миру человека.
ВЕЧЕР БРОДИТ
(Якушева А.)
Вечер бродит по лесным дорожкам,
Ты ведь тоже любишь вечера.
Подожди тогда еще немножко,
Посидим с товарищами у костра.
Вслед за песней позовут ребята
В неизвестные еще края.
И тогда над крыльями заката
Вспыхнет яркой звездочкой мечта моя.
Вижу целый мир в глазах тревожных
В этот час на берегу крутом.
Не смотри ты так неосторожно –
Я могу подумать что-нибудь не то.
- Давай поговорим с этими ребятами, которые поют эти песни.
Подходят к Хору
П. Чем тебе нравятся самодеятельные песни?
1-й. Песня – это душа человека. Человек может проявить себя в песне мужественным, нежным, задумчивым, веселым, грустным, гневным…
2-й. Но не фальшивым. А в самодеятельной песне как раз и есть и душевность, и простота. И поэтическое, образное содержание, человечность, свежесть восприятия мира. Душевная молодость.
3-й. Меня эти песни заставляют задуматься, так ли я живу, все ли делаю правильно. Иногда рассказывают, что делать.
АТЛАНТЫ
(Городницкий А.)
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди.
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках.
Атланты держат небо
На каменных руках.
Держать его махину
Не мед со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней других работ:
Из них ослабнет кто-то –
И небо упадет.
Во тьме заплачут вдовы,
Повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый,
И кончится земля.
А небо год от года
Все давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда
Ракетных кораблей.
Стоят они навеки,
Уперши лбы в беду,
Не боги – человеки,
Привычные к труду.
И жить еще надежде
До той поры, пока
Атланты держать небо
На каменных руках.
4-й. Как верно однажды заметил Евгений Бачурин, один из авторов-исполнителей: «Пройдет время – и по голосам бардов будущего поколения тоже будут судить о нашем времени, о наших бедах и радостях, о наших жгучих проблемах и отношении к ним».
5-й. А я видела передачу, где были геологи. И они рассказывали, что в экспедиции, когда вспоминаешь дом, дорогих людей, конечно такая песня помогает. Бродяга всегда мечтает о доме. И очень многие песни родились в походах, вдали от дома. Лиричные и мужественные песни. Поешь и как будто это твои чувства, твои мысли.
ГОВОРИШЬ, ЧТОБ ОСТАЛСЯ Я
(Кукин Ю.)
Говоришь, чтоб остался я,
Чтоб опять не скитался я,
Чтоб восходы с закатами
Наблюдал из окна.
А мне б дороги далекие,
И маршруты нелегкие,
Да и песня в дороге мне
Словно воздух нужна.
Чтобы жить километрами,
А не квадратными метрами.
Холод, дождь, мошкара, жара –
Не такой уж пустяк.
И чтоб устать от усталости,
А не от собственной старости,
И грустить об оставшихся,
О себе не грусти.
Пусть лесною Венерою
Пихта лапкой по нервам бьет,
Не на выставках – на небе
Изучать колера.
И чтоб таежные запахи,
А не комнаты затхлые.
И не жизнь в кабаках – рукав
Прожигать у костра.
(Повторение 1 -го куплета)
6-й. А многие песни я узнал от отца. Особенно песни Владимира Высоцкого.
7-й. А знаете, что он говорил об авторской песне: «Песня не дает мне покоя ни днем, ни ночью. И если бросить на чашу веков все, что я делал кроме песен, а на другую чашу – только песня, то последняя перевесит…»
ПЕСНЯ О ДРУГЕ (из к/ф «Вертикаль»)
(Высоцкий В.)
Если друг отказался вдруг
И не друг и не враг, а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни – рискни! –
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз.
Шаг ступил на ледник - и сник,
Оступился - м в крик.
Значит рядом с тобой – чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел за тобой, как в бой.
На вершине стоял хмельной,
Значит как на себя самого,
Положись на него.
8-й. Я вспоминаю песни, которые мы пели в оздоровительном лагере. Веселые, задорные и толь совсем недавно узнал, что эти песни самодеятельного автора – Юрия Кима, поэта и драматурга.
РЫБА-КИТ
(Ким Ю.)
На далеком севере
Ходит рыба-кит,
А за ней на сейнере
Ходят рыбаки.
ПРИПЕВ: Но нет кита, нет кита,
Нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну, до чего ж обидно!
Как-то ночкой черною
Вышел капитан,
И в трубу подзорную
Ищет он кита.
ПРИПЕВ.
Как-то юнга Дудочкин
Бросил в море лот.
И на эту удочку
Клюнул кашалот.
ПРИПЕВ: Вот так кит, ну что за вид!
Ну, только ребра видно.
Ах, какой, худой такой –
До чего ж обидно!
9. А какие песни сочиняли о своих любимых инженеры. Учителя. Геологи. Физики, журналисты. В этих песнях есть все оттенки любовного чувства, которые доступны человеку. Они искренни и, действительно, написаны любящим сердцем.
СОЛНЫШКО ЛЕСНОЕ
( Визбор Ю.)
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись искры костра.
Вот и окончилось все. расставаться пора.
ПРИПЕВ: Милая моя!
Солнышко лесное!
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Крылья сложили палатки – их кончен полет.
Крылья расправил искатель разлук – самолет.
И потихонечку пятиться трап от крыла _
Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла!
ПРИПЕВ.
Не утешайте меня, мне слова не нужны,
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны.
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте меня.
ПРИПЕВ.
1.Семь основных нот в музыке. Семь цветов у радуги. И каждому цвету найдется соответствие в многоголосии этих песен.
П. Вот цвет красный. Цвет крови, пролитой защитниками Родины на фронтах гражданской и отечественных войн.
- Нам и места в землянке хватало вполне,
На и время – текло для обоих…
Все теперь одному, только кажется мне –
Это я не вернулся из боя.
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
П. Оранжевый и желтый цвета: цвет фантазии, мечты. Романтичной выдумки.
2. Но если нас уговорят поверить,
Что жизнь возможна без морей и гор,
Сорвем друг с друга голубые перья
И вновь рванемся в штормовой простор.
АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ
П. Зеленый цвет – цвет деревьев, воды, камней, природы вообще.
3. Я волнуем и вечно томим
Колыханьем. Дыханьем земным.
Что ни день – то весна,
Что ни ночь – то без сна…
Зелено, зелено, зелено…
1. Два последующих цвета – голубой и синий – напоминают о прогулках под луной, о мягком свете звезд, о любимом поэтами цвете глаз.
4. С вот этой елью надо мной,
С двумя палатками в лесу
Прощаться грустно, но домой
Зато я песню принесу –
Про эти первые ручьи,
Еще несмелые пока,
И про глаза. Глаза твои
Такие синие слегка.
БОРИС ВАХНЮК
П. Цвет фиолетовый. Как нет радуги без этого цвета, так нет жизни без огорчений. Походы, путешествия, длительные экспедиции непременно
Сопровождаются разлуками и ожиданиями. А значит, всегда жива тоска по дому, по городу, грусть от разлуки с любимым человеком, с друзьями.
5. Перепеты все песни
И расстаться нам жаль
В нашей песне прощальной
Прозвучала печаль.
Но ведь ты со мной рядом
Тишина над костром.
И последнюю песню
Мы вместе поем.
Звучит гитара
1. Перепеты все песни, написанные самодеятельными поэтами и композиторами вряд ли удастся, но мы очень хорошо знаем, что где бы ни были геологи, буристы и вообще – бродячий народ, всегда будет гитара, гитара, звездное небо над головой и конечно песня – гимн всех любителей дальних дорог:
ГЛОБУС
(муз. Светлова М.)
Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой, -
Глобус крутиться, вертится,
Словно шар голубой.
И мелькают города и страны,
Параллели и мередианы,
Но таких еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.
Знаю, ест неизвестная
Широта из широт,
Где нас дружба чудесная
Непременно найдет.
И узнаем мы тогда, что смело
Каждый брался за любое дело,
И места , в которых мы бывали,
Люди в картах мира отмечали.
Кто бывал в экспедиции,
Тот поет этот гимн,
И его по традиции
Мы считаем своим,
Потому что мы народ бродячий,
Потому что нам нельзя иначе,
Потому что нам нельзя без песен,
Потому что мир без песен тесен.
Все участники выстраиваются на авансцене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "История военной песни"
Тип классного часа: БеседаЦели:Формирование патриотических чувств у молодежи.Воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.Участники:группа 21Б, гости, ...
"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений"
"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных прои...
Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.
приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции....
Литературно-музыкальная композиция: «Какие б песни мы не пели, Поём мы песни той войны…»
Сценарий для внеклассного мероприятия, посвящённый песням Великой Отечественной войне....
Методическая разработка вечера песни «Громить врага нам помогала песня, а песню подвига здесь каждый написал» (к 70-летию Победы в ВОВ) с участием волонтерского отряда
Разработка волонтерского музыкального вечера для пожилых и инвалидов, обслуживающихся в центре социального обслуживания населения....
Песня на выпускной вечер для 11-х классов "Как промчались быстро годы школьные"
Переделанная песня А.Пугачёвой "До свиданья лето, досвидания", на выпускной вечер одиннадцатиклассникам от классного руководителя....
Конкурс инсценированной военной песни «Песни великого подвига»
Конкурс инсценированной военной песни «Песни великого подвига», мы вспомним вместе с вами песни военных лет, песни, которые помогали нашим защитникам идти в бой, переживать разлуку с...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень интересное мероприятие,
Очень интересное мероприятие, можно будет провести его с моими второкурсниками!!!!