урок милосердия
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
МИЛОСЕРДИЕ
Урок
подготовила
классный руководитель
Панченко Н. И.
Цели:
- образовательные:
познакомить детей с таким нравственным понятием как милосердие с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
- развивающие:
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, развивать такие личностные качества, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, критически осмыслять собственные нравственные поступки и поступки сверстников и одноклассников;
- воспитательные:
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Задачи:
1. познакомить обучающихся с таким нравственным понятием как милосердие;
2. расширять кругозор обучающихся, развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление;
3. воспитывать такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие, воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Оборудование: компьютер, ручки, чистые листы бумаги, карточки с тестами, маленькие сердечки, компьютер.
« Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» (Конфуций)
(запись на доске)
Ход урока
1.Организационный момент.
Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берет с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то скорее всего погибнут, - ответил малыш, не прерывая своего занятия.
— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?
Мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес:
— Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!
Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает.
(Притча о милосердии)
Беседа с учащимися:
- Как вы оцениваете поступок мальчика?
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о доброте, милосердии)
2. Сообщение темы.
Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о милосердии.
Тема единого урока «Милосердие»
- Как вы понимаете, что такое «милосердие»? (выслушивание ответов)
Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие».
Оно таит в себе два корня «мил», «серд». Давайте подберем родственные слова к ним
- Кто милый? (Ребенок, мама, котенок, цветок)
- Значит, «милый» - это приятный?
- С какой интонацией мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)
Мы с нежность говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.
- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» (Милость)
- Что думаете о значении этого слова?
- Назовите близкие по смыслу слова? ( Помощь, дать денег).
« Милость» - это любовь, жалость.
Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминаем об отношении к пожилым людям и детям)
- Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»?
- Как вы думаете, когда так говорят?
Конечно, когда просят о чем-нибудь. А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»?
- Нет? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить.
Итак, родственные слова - милый, милость, помиловать.
Теперь подберем родственные слова с корнем «серд». Слово «сердце».
Вот оно, какое наше сердце.
Частенько приходится слышать «Сердце болит», объясните, пожалуйста. (ответы детей).
А как вы думаете, есть ли еще значение у фразы «Сердце болит»? (Душа болит).
- Когда мы так говорим? (Когда нам обидно. Когда обидели. Когда ругают, а я не виноват и т.д.)
«Сердце болит, душа болит».
Когда мы так говорим? ( Когда за кого-то переживаем.)
-Ребята, бывает, что вы кого-то обижаете. Человек обиделся и ушел, не стал с вами разговаривать.
- Как вы себя чувствуете?
- Неужели душа не болит и вам все равно? (ответы детей)
Я рада, что ошиблась, рада, что в таких ситуациях и у вас, и у меня болит сердце.
-Сделайте милость, повернитесь друг к другу и скажите шепотом:
«Если я тебя обидел, прости меня!» Улыбнитесь друг другу!
Приведите слова близкие по значению к слову «милосердие» (например: чуткий, отзывчивый, внимательный). Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность.
3. Высказывание
Милосердным может быть только человек.
Давайте посмотрим, как объясняется значение слова в толковых словарях.
Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, поступок, за который не ждут вознаграждения. И не важно, какая это помощь: физическая, духовная или материальная. Главное - это желание оказать помощь человеку, который оказался в беде. Ласковое и доброе слово, исходящее из сердца человека способно изменить многое и направить человека на добрые и светлые поступки.
4. Тестирование.
Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли ты человек.
Тест : Добрый ты человек.
1. Можешь ли ты простить человека, который тебя очень обидел?
2. У тебя появились деньги. Смог ли бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
3. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, будешь ли ты его слушать?
4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять им настроение?
5. Часто ли ты говоришь маме о своей любви к ней?
6. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя не интересует?
7. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
8. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
9. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей , если она не входит в твои обязанности ( что – то выполнить за кого – то из домочадцев , например)
Результаты теста.
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков: Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого – то ты идёшь на всё, старайся быть со всеми ровным, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Практическое занятие
«Милосердное сердце».
Цель: закрепить знания о понятии «милосердие».
Нравственная составляющая практической части урока – это символизация открытости вашего сердца навстречу взрослому сердцу, первый шаг навстречу, это новый шаг на пути к милосердию.
На сегодняшнем занятии мы сможем подарить частицу своего сердца и наполнить добром и светом сердца ваших близких. Что мы для этого можем сделать? ( предлагаются версии). Я предлагаю каждому из вас сердечко, с обратной стороны которого вы напишите то качество человека, которое входит в понятие «милосердие». У каждого свое видение милосердия, напомню, что это понятие многогранно. Ласковое и доброе слово, исходящее из сердца человека, способно изменить многое и направить человека на добрые и светлые поступки.
5. Заключительное слово.
Каждый день - это маленькая жизнь, в которой нужно увидеть главное. Жизнь – это счастье! Нужно это не забывать и видеть это самому и помогать видеть другим! Милосердие в этом помогает человеку
Без Милосердия что скажем?
Без Милосердия что прочтём?
Без милосердия как жить будем?
Я думаю, вы многое поняли и о многом задумались: а правильно ли я себя веду по отношению к старшим и своим друзьям. Желаю, чтобы вы всегда были добропорядочными и милосердными.
Дарите друг другу хорошее настроение, помогайте словом и делом, и даже взглядом всем, кому нужна ваша помощь. Каждый день, когда вы будете ложиться спать, подумайте: «А что сегодня я сделал хорошего»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Милосердие"
Презентация может использована при организации внеучебной деятельности студентов в рамках воспитания профнеессинально значимых качеств личности: сострадание, эмпатия....
Тема: «Белые голубки» России - сестры милосердия в Первой Мировой Войне (1914-1918).
Содержание работы.I. Введение: Многие российские женщины на той, «забытой» войне становились сестрами милосердия....
"Белые голубки-сёстры милосердия в 1-ой мировой войне"
Тема: «Белые голубки» России - сестры милосердия в Первой Мировой Войне (1914-1918)Содержание работы.I. Введение: Многие российские женщины на той, «забытой» войне становились сестрами милосердия....
ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Актуальность темы воспитания милосердия у будущей медицинской сестры обусловлена рядом факторов. Изменения, происходящие во всех сферах современного российского общества, значительно обострили у людей...
Введение в программу "Младшая сестра милосердия"
Данное занятие позволяет ребятам "окунуться" в загадочный мир медицины. Занятие призвано почувствовать свою значимость в медицине, и значимость медицины для построения своей успешной профессиональной ...
Урок доброты и милосердия
Работа классного руководителя о доброте и милосердии...