программы
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
«Утверждаю».
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Приказ №_____ от «___»________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Этике и психологии семейной жизни»
для обучающихся 10 класса
IV уровень общего образования
Количество часов 34
Составитель: учитель высшей категории Панченко Нина Ивановна.
1.Пояснительная записка.
1.1 Адаптированная рабочая программа создана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015. №4/15.
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26.
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п;
- Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Закон «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
- Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.2002г. №1277).
- Учебного плана государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2018-2019уч.г.
- Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
- Годового календарного учебного графика ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
- Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год
1.2 Цель программы: формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Задачи:
- формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;
- формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
- формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
- сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;
- формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
1.3.В соответствии с учебным планом ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» учебный предмет «Этика и психология семейной жизни» изучается в 10 классе – 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.
Программа «Этика и психология семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа – интернат» на 2018-2019 уч.г. описание места учебного предмета представлено в следующей таблице:
Класс | Количество часов (в неделю) | Количество учебных недель | Количество часов (за год) |
10 класс | 1 ч. | 34 уч. недель |
|
2. Планируемые результаты
4.1. Личностные результаты изучения предмета «Этика и психология семейной жизни»:
№ п/п | Личностные планируемые результаты | Достижения личностных результатов |
1 | Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину | Осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности |
2 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др., уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности. Высказывание своей точки зрения, доказывать и отстаивать свою позицию, бережно относиться к культурно- историческому наследию родного края и страны. |
3 | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. О насущно необходимом жизнеобеспечении | Быт и экономика (доходы, потребности и расходы семьи, бюджет) |
4 | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | Социально – бытовые навыки для обеспечения жизненной цели, планы в обществе.. адаптация к новым условиямв жизни |
5 | Овладение социально- бытовыми умениями, используемые в повседневной жизни | Понятие» быт семьи», режим семьи, потребности семьи, организация домашнего хозяйства,применять в школе полученные знания и умения навыков самообслужиания , участие в общественной жизни школы |
6 | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия | Жизненные знания и умения важные для семейной жизни. Решение актуальных жизненных задач используя коммуникацию как средство достижения цели, расширение круга жизненных ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели |
7 | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем , принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Значение семьи для общества, атмосфера семьи, активно включение в общественно полезную социальную деятельность, знание правил поведения в общественных местах, в разных социальны ситуациях |
8 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося , формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | Расширять и обогащать словарь, формирование мотивации к изучению предмета |
9 | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Как создаются хорошие взаимоотношения. Решение различных жизненных ситуаций, оценивание и нахождение мотивов, поступков других людей и своих собственных на жизненном опыте и знании |
10 | Формирование эстетических потребностей , ценностей и чувств | Формы обращения ко взрослым и сверстникам могут являться показателем индивидуальной культуры человека |
11 | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Атмосфера семьи, нравственные правила взаимоотношений в семье, доброта в отношениях, взаимопонимание в семье, иметь представления о некоторых этических нормах, правила поведения в семье. |
12 | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Семья и семейные ценности, профилактика правильного здорового образа семейной жизни. |
13 | Формирование готовности к самостоятельной жизни | Личность и семья, мотивы вступления в брак, качества, необходимые в семейной жизни, нравственная, материальная, физическая готовность к созданию семьи |
4.2. Предметными результатами изучения предмета «Этика и психология семейной жизни»: являются следующие знания и умения:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
|
|
4.3. Базовые учебные действия, которыми смогут овладеть обучающиеся 10 классов:
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | Регулятивные учебные действия: | Познавательные учебные действия |
| • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
| • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. |
|
5. Содержание учебного предмета.
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Семья. | 10 | Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). Влияние семьи на формирование личности ребенка. Родственники и родственные отношения. Правила поведения в семье, с родственниками. |
2 | Создание семьи. | 24 | Представления людей о семейном счастье. Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение). Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение. Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения. Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)? Как сообщить родителям о своем решении? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)? Почему родители могут быть против вашего брака? |
Итого: | 34 |
.
- Календарно-тематическое планирование по « Этике и психологии семейной жизни» для 10 класса
Проверено «__»________2018г.
Зам.дир.по УР________С.И. Шишкалова
I четверть – 8 часов
№ п\п | Дата | Тема урока | Кол-во ч. | Основные виды учебной деятельности | Коррекционная направленность уроков | Материально-техническое оснащение | |
Теоретическая | Письменная | ||||||
Семья . Общество. 8 | |||||||
1 | 03.09. | Введение. Что изучает предмет «Этика и психология семейной жизни» | 1 | Беседа | |||
2 | 10.09. | Что такое семья?.Значение семьи для общества. | 1 | Беседа. Устное сочинение « Моя семья» | Компьютер. Презентация | ||
3 | 17.09. | Семья и семейные ценности | 1 | Конспект | |||
4 | 24.09. | Функции семьи. Структура семьи | 1 | Беседа | |||
5 | 01.10 | Молодая семья. « любовью дорожить умейте» | 1 | Конспект (взаимоотношения в семье, первые шаги в жизни молодой семьи. Привыкание к привычкам и особенностям характера партнера. Уважение, терпимость | Корригировать эмоционально- волевую сферу личности | ||
6 | 08.10. | Основные понятия этики | 1 | Честность, добро и зло, совесть | Конспект | ||
7 | 15.10. | Мотивы вступления в брак | 1 | Беседа( брак, готовность к браку, брачный возраст, этические основы вступления в брак, гражданский брак, брачный контракт | Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно- образного мышления | ||
8 | 22.10. | Тестовая работа | 1 | Тестовая работа | |||
ИТОГО: 8 ч. 2 четверть-8 часов Этика межличностных отношений. | |||||||
9 | 05.11. | Качества человека необходимые, в семейной жизни | 1 | Конспект | |||
10 | 12.11. | Заключение брака. Права и обязанности супругов | 1 | Изучить особенности в семье, правила распределения обязанностей | Конспект | ||
11 | 19.11. | Имущественные права супругов. Брачный договор | 1 | Конспект | |||
12 | 26.11. | Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек | 1 | Беседа Раскрыть понятия « мужественность». «женственность». Красота внутренняя и внешняя | |||
13 | 03.12. | Дружба, влюбленность, любовь | 1 | Беседа Раскрыть значимость этих чувств в жизни человека, показать зависимость глубины и характера этих чувств от уровня развития личности | |||
14 | 10.12. | Общение в семье | 1 | Беседа Рассмотреть особенности общения в молодой семье. Обратить внимание на умение выслушать друг друга, охарактеризовать основные функции семьи | |||
15 | 17.12. | Особенности молодой семьи | 1 | Показать что супружество-это новый этап развития любви, когда издвух «я» формируется одно целое, как оставаться интересными друг другу( одежда, макияж, прическа, привычки» | Конспект | ||
16 | 24.12. | Тестовая работа | 1 | Тестовая работа | |||
3 четверть-10 часов Планирование семьи .Ребенок в семье | |||||||
17 | 14.01. | Воспитание детей в семье | 1 | Беседа( обсудить главный вопрос в молодой семье- вопрос о детях.количество детей. Противозачаточные средства, аборт и здоровье будущей матери, семейное воспитание, педагогическая культура, ошибки воспитания | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, коррекция пространственной ориентировки, активизщация мыслительных процессов6 анализ, синтез., коррекция мыслительных процессов :Обобщения и исключения, коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала, коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов | ||
18 | 21.01. | Родственники и родственные отношения. Роль каждого члена семьи( отец, мать, дедушка, бабушка, и т д )Отношения между членами семьи. | 1 | Взаимное уважение , любовь . долг, ответственность дру задруга, внутри семейная поддержка, откровенность, отзывчивость, умение уступать, связь между поколениями. | Конспект | ||
19 | 28.01. | Этика взаимоотношений юношей и девушек | 1 | Взаимоотношение в семье. Любовь и счастье, кого и за что можно любить?. Влюбленность и любовь, Нравственность и сексуальность, .Почему ссорятся влюбленные? Как прощать обиды. | |||
20 | 04.02. | Трудности семейных взаимоотношений | 1 | Типичные недостатки семейного воспитания.Дефицит любви.ложные формы проявления любви.Однообразие общения с детьми.отсутствие трудового воспитания.Разрыв между требованиями и поступками родителей.Профилактика нарушений семейных отношений.Разногласие молодыхсупругов с родителями.Неумение преодолевать семейные трудности.Развод. | Сюжетно- ролевая игра « Как найти компром» | ||
21 | 11.02. | Ребенок в семье. Воспитание детей. | 1 | Правильный образ жизни родителей. Отказ от вредных привычек, подготовка родителей к будущим обязанностям Незаменимость семьи в воспитании днтей.Влияние на детей личного примера.привычки в семье, Любовь к детям.ответственность перед обществом за воспитание детей. | Анкета | ||
22 | 18.02. | Досуг. Семейные праздники | 1 | Беседа о том, как проводить свободное время в семье( досуг. Хобби, учет интересов друг друга).Вспомнить какие семейные празлники отмечают в семьях ребят.( семейные традиции, обычаи, родословная) | Примеры из жизни Устное сочинение « Мой любимый праздник « | ||
23 | 25.02. | Искусство ведения домашнего хозяйства. | 1 | Потребности и бюджет семьи.распределение семейного бюджета..Бережливость в отличие от скупости и расточительности.Разумная организация питания.Садовый участок- дополнительные продукты.Эстетика быта.удобство и уют.Знать основные статьи доходов расходов | Конспект. Примеры из жизни Составь схему распределения бюджета твоей семьи. | ||
24 | 04.03. | Что такое материнство? отцовство? | 1 | Роль матери и отца , их обязанности по отношению к ребенку | конспект | ||
25 | 11.03. | Повторение предыдущего материала, подготовка к тестовой работе | 1 | Устный опрос | |||
26 | 18.03 | Тестовая работа | 1 | Тестовая работа | |||
ИТОГО: 10 ч. 4 четверть-9 часов Знание законов. | |||||||
27 | 01.04. | Основные положения Закона о семье. | 1 | Беседа. Способы осуществления развода, раздела имущества | Презентация | ||
28 | 08.04. | Условия, влияющие на поведение и деятельность человека. | 1 | Беседа. Что такое долг, совесть.свобода. Необходимость, ответственность,Свобода выбора и мера ответственности за поступки. Что такое» мораль» и «право» | Конспект | ||
29 | 15.04. | Поступки человека и закон | 1 | Семейное право.Уголовное право.Административное право.Трудовое право.Нравственное и безнравственное поведение человека | Презентация | Презентация | |
30 | 22.04. | Закон на защите прав детства и семьи Проблемы сиротства и детства. | 1 | Знакомство с положениями Гражданского Кодекса Р Ф .Обязанности отца и матери по отношению к детям. распад семейных отношений. Лишение родительских прав, опекун усыновитель. | Конспект | ||
31 | 29.04. | Совместный труд супругов и детей-залог благоприятного семейного климата. | Беседа. Разумное планирование труда. Устный опрос | ||||
32 | 06.05. | Права и обязанности родителей на общение со своими детьми после развода | 1 | Знать основные обязанности родителей по отношению к своим детям .Семейный Кодекс. Декларация прав ребенка, Конституция РФ | конспект | Компьютер | |
33 34 35 | 13.05. 20.05. 27.05 . | Права несовершеннолетнего ребенка Тестовая работа Итоговый урок Итого: 35 часов | 1 1 1 | Сюжетно- ролевая игра « Знаю ли я свои права?» | Тестовая работа Повторение изученного материала за год | ||
|
МАТЕРИАЛЬНО_- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дидактический материал
Карточки с заданиями
Тесты
Наглядные пособия
Дидактические игры
Презентации
компьютер
Музыкальный центр
Диски с записями песен
Методическая литература
Амелин Ю.Н., Амелин М.Ю. Этикет в вопросах и ответах.- Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 2001-320
с.Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости.- 3-е изд.-М.: Педагогика, 1989.-144с.:и
Волина В.В. Как стать хорошим. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 2001.-224 с., ил
.Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 08 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР в части освоения основного вид...
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ
Программа производственной практики (преддипломной) разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01 механическАЯ кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...