Проектная работа "Почему снег скрипит?"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей "Снегурочка""
Проектная работа
"Почему снег хрустит?"
Авторы: дети средней группы №7.
Руководитель: Петрова Т.В.
г. Югорск. 2017 г
Проектная работа «Почему снег хрустит?»
Введение
Обоснование и постановка проблемы Актуальность проекта:
Продолжается волшебница зима, везде лежит снег. Идём мы с детьми на прогулку, а под ногами хрустит снег. Я взяла в руки снег и надавила и мы услышали хруст. Что создает этот звук? Этот звук возникает при ходьбе по снегу. Когда на улице было теплее, и хруста такого не было слышно. А когда на улице холодно и снег хрустит сильнее. Есть люди, которые могут оценивать температуру воздуха по воспринимаемым на слух изменениям в характере хруста снега. Хруст снега – не что иное, как шум от раздавливаемых мельчайших кристалликов снега. В отдельности каждый из них так мал, что, ломаясь, издает звук, недоступный человеческому уху.
Чем выше температура, кристаллики, сопротивляясь перелому, изгибаются, выделяя при этом тепло и хруста почти не слышно. Это способствует еще большему подтаиванию снежинок. В таком снеге не слышно ни звука перелома, ни звука трения.
Смоченные водой кристаллики издают звук, отличавшийся от звука трения сухих снежинок, а если на улице тепло снег вообще перестаёт хрустеть. Это связано с тем, что при определённой температуре снежинки при сдавливании не ломаются, а начинают подтаивать, выделяющаяся вода смачивает снежинки и вместо сухого трения возникает «скольжение снежинок по смоченной поверхности».Из всего выше сказанного можно вывести проблему: почему и по какой причине хрустит снег? Детям это стало интересно и мы решили, во время зимних прогулок, наблюдать за хрустом снега и за температурой воздуха.
Тема проектной работы: «Почему снег хрустит?»
Цель: выяснение возникновения хруста у снега.
Задачи:
1. Познакомить детей с составом снега.
2. Формировать у детей умение анализировать информацию и делать выводы.
3. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
4. Закреплять умение задавать вопросы (восполняющие, почемучкины и описательные).
5. Выяснить какой снег хрустит сильнее сухой или мокрый?
Методы и приёмы необходимые для достижения цели.
Методы теоретического уровня: теоретический анализ печатных и электронных источников информации (книги, иллюстрации и рисунки о зиме), периодических изданий изучение и их обобщение. Данные методы применяются с целью первоначального сбора информации по интересующей проблеме.
Методы экспериментального уровня: наблюдения, опыты.
Тип проекта:
По количеству участников: групповой;
По направленности: информационный, практико-ориентированный;
По контингенту: дошкольники 5 лет;
По продолжительности: долгосрочный.
План реализации проекта:
1. Выделение и постановка проблемы.
2. Сбор материала. Анализ полученных данных.
3 Проведение опытов и экспериментов.
4 Получение продукта проекта.
5 Представление проекта.
Основная часть.
Анализ хода работы: Выделение и постановка проблемы. Дети нашей группы очень любят зиму с её зимними забавами, морозами, снегами. На занятиях окружающего мира мы изучали тему «Зима в природе». Наблюдали на прогулках за снегом. .Детям стало интересно, почему снег хрустит. Что создает этот звук? Этот звук возникает при ходьбе по снегу. Когда на улице было теплее и хруста такого не было слышно. А когда на улице холодно, снег хрустит сильнее. Во время зимних прогулок мы наблюдали за снегом, за снежинками и за температурой воздуха. И мы с детьми решили больше узнать о том, почему хрустит снег и из чего состоит снежинка, и рассказать об этом другим детям. С детьми собрали копилку(книги, иллюстрации о зиме, рисунки),(приложение №1) проводили наблюдения на улице. (Приложение №2)
Данный проект предполагает изучить почему хрустит снег, провести опыты и наблюдения за температурой воздуха и хрустом снега.
Сбор материала. Анализ полученных данных.
Причины возникновения хруста.
Существует две причины возникновения хруста снега:
- Снег состоит из снежинок, представляющие собой кристаллы, в которые превращаются капли воды в снежных облаках. Во время перелома этих кристаллов и слышен скрипящий или хрустящий звук.
- Трение кристаллов снега друг об друга при смещении.
Первая причина рассматривается, как основная.
Снег хрустит только в мороз, и сила его хруста меняется в зависимости от температуры воздуха – чем крепче мороз, тем снег сильнее хрустит.
В нашу копилку входят- наблюдения и опыты.
Наблюдение № 1. (Приложение №2)
Когда мы с детьми наблюдали за снегом, дети думали, что под снегом лежит лёд, и он при надавливании трескается.
Снег сегодня хрустит. Разгребаем снег лопаткой. Под снегом не видим льда. Значит, наше предположение неправильное.
Предположим, что снег пушистый и при надавливании снег издает хруст. Мы с детьми ходили по снегу, брали в руки снег и слушали хруст снега.
Опыт №1. (Приложение №3)
Для исследования хруста снега, мы изготовили модель снега из бумаги. Нарезали бумагу на мелкие кусочки - «снежинки». Насыпали их настол и ладошкой надавливали с детьми на этот «сугроб». Раздался хруст. Как возник этот звук?
Когда мы с детьми сминали «снежинки», каждая из них шуршит и потрескивает. Тоже самое происходит со снегом. Снег под ногами хрустит.
Опыт №2. (Приложение №4)
Мы с детьми смешивали сухие сахар с солью и услышали звук похожий на
хруст снега.
Опыт №3.
Затем мы смочили водой соль и сахар.
Звук изменился! Его почти не слышно.
Опыт №4. (Приложение№ 5)
Провели опыт на бумажной модели снежинки. Для этого взяли стакан с водой и 2 листочка бумаги – «снежинки».
Первый листочек - это модель мокрой снежинки, такой она бывает в тёплую погоду. Опустили листочек в стакан с водой и оставили намокать.
Второй листочек – это модель сухой снежинки, такой она бывает в морозную погоду. Разорвали листочек и послушали звук. Листочек рвется со звуком.
Вытащили «мокрую снежинку» из стакана с водой, разорвали её и послушали звук, раздавшийся при этом. А звука нет!
Во время наблюдений и опытов дети задавали такие вопросы на которые сами ответили:
Почему хрустит снег?
Какие снежинки по цвету?
Почему снег по цвету белый?
Какие снежинки по весу?
Как зимой дети играют со снегом?
Почему влажный снег не хрустит? и.т.д.
Мы сделали с детьми следующий вывод:
Сухой листочек рвётся со звуком, мокрый листочек разорвался без звука. Сухая соль издает хруст, а у мокрой соли звука нет.
Значит, сухой снег в морозную погоду хрустит под ногами, мокрый снег в тёплую погоду под ногами не хрустит.
Наблюдение №2.
Мы провели наблюдение. Следили за хрустом снега в зависимости от температуры воздуха. Все наблюдения мы заносили в таблицу (приложение №5)
Заполняя эту таблицу, дети поняли, что хруститснег лишь в мороз. А сила хруста меняется в зависимости от температуры воздуха – чем крепче мороз, тем снег сильнее хрустит.
В холод снег сухой и твёрдый. Усиление морозов делает ледяные кристаллики более твердыми и хрупкими. При каждом шаге ледяные иглы ломаются. В оттепель снег влажный и мягкий. Скрип снега слышен при температуре ниже −10 °. Выше этой температуры скрип не слышен или плохо слышен. Мы с детьми поняли, что снежинки состоят из шести граней и одинаковых снежинок не бывает. Поэтому продуктом нашим был альбом из нарисованных детьми снежинок. (Приложение№6). Затем мы пригласили старшую группу №10 и всё им рассказали и показали. Всем было очень интересно. (Приложение №7).
Вывод:
Ознакомившись с литературой, наблюдая и проделав опыты, мы сделали следующие выводы:
1. Наши опыты, наблюдения и сведения из литературы о хрусте снега совпадают.
2. В результате проведенных опытов и наблюдений подтвердилось, что снег пушистый и при надавливании снег издает хруст.
Основной причиной хруста снега считается именно ломанье кристалликов.
3 Мы с детьми хотели бы понаблюдать за снегом весной.
Список литературы
- Большая книга знаний для детей. М.: Астрель, 2010. – 128 с.
- Всё обо всём. География. М.: Астрель, 2011 г. – 40 с.
- Энциклопедия «Я познаю мир»/ М.: Астрель, 2012 г. – 413 с.
Интернет-ресурсы
- Как образуются снежинки? (doshkolenok.kiev.ua)
- Картинки зимы (фотографии снежинок) – (images.yandex.ru)
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии (ru.wikipedia.org › wiki/Снег)
- Наука о снеге – (science.km.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок Для чего нужен снег
Интегрированный урок Для чего нужен снег...
Физические свойства снега. «Исследование снега в городе Чапаевск»
Не следует забывать, что атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой. Результаты исследований, выполненных в России и за рубежом, показали, что между здоровьем населе...
Откуда берется снег и лед.
Пезентация используется на уроке "Окружающий мир"....
Александров Александр Сколько стоит снег?
Александров Александр Сколько стоит снег?...
Инструкция "По правилам безопасного поведения в гололед, при падении снега, сосулек и наледи с крыш домов"
инструкция...
Управление автомобилем зимой: езда по снегу и в гололед
Даже в крупных городах дорожные службы не всегда справляются со снежным покровом на дорогах, а в сельской местности или за пределами основных трасс и вовсе очистке дороги не уделяют должного внимания....