Волейбол. Техника приема мяча в волейболе.
методическая разработка на тему
Обучение техники приема мяча в волейболе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_fizicheskoy_kulture._tehnika_priema_myacha_v_voleybole.docx | 156.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области "Ногинский колледж"
Методическая разработка
по дисциплине: Физическая культура
Тема: Волейбол. Техника приема мяча в волейболе.
Выполнила преподаватель физической культуры
Морозова Елена Сергеевна
Ногинск 2017
Содержание
Введение.........................................................................................................3
Основная часть...............................................................................................4
Заключение....................................................................................................13
Список литературы........................................................................................14
Введение.
Данная разработка включает в себя рекомендации по обучению техники приема мяча в волейболе.
Общие рекомендации включают в себя:
образовательные:
- ознакомить с видами приема мяча в волейболе
- обучить технике приема мяча мяча.
оздоровительные и развивающие:
- развивать общую выносливость, координацию.
воспитательные:
- формировать у обучающихся трудолюбия, стремление к достижению поставленной цели, интерес к занятиям физическими упражнениями и игры в волейбол
Местом для проведения занятий по волейболу может быть спортивный зал или спортивная площадка. В качестве оборудования могут применяться волейбольные мячи, набивные мячи.
Основная часть.
Вводная часть занятия.
Занятия рекомендуется начинать с общих развивающих упражнений которые включат в себя:
1) стоя боком к баскетбольному щиту на расстоянии 10м, метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита с последующей ловлей теннисного мяча
2) верхняя передача волейбольного мяча двумя руками над собой, на месте;
3) из основной стойки без отрыва ног и сгибания коленей переход в упор, лежа с последующим возвращением в исходное положение;
4) верхняя передача волейбольного мяча двумя руками с помощью стенки на высоте 2 или 3 м;
5) лежа на животе, поочередная ловля и подбрасывание теннисного мяча (жонглирование);
6) темповые прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180° и повторением упражнения;
7) стоя руки за головой, переход через сед перекатом назад на спину с последующим возвращением в исходное положение;
8) стоя (эспандер сзади), растягивание эспандера в стороны;
9) из упора о стенку бег на месте с высоким подниманием коленей на носках в быстром темпе;
10) стоя спиной к гимнастической стенке (взявшись руками на уровне плеч), прогибание спины с отведением рук вверх - назад за счет поочередного выпада вперед;
11) нижняя передача волейбольного мяча двумя руками с помощью стенки на уровне головы;
12) стоя в 1м от стенки, переход в упор на пальцах о стенку с последующим отталкиванием и переходом в исходное положение;
13) подбрасывание волейбольного мяча вверх над собой, верхняя подача мяча в стенку с последующей ловлей и повторением упражнения;
14) стоя руки внизу в стороны, сжимание и разжимание кистевого эспандера;
Содержание круговой тренировки на игровых уроках составляют игровые станции. В течение урока занимающиеся в определенной последовательности переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение, воспитание и совершенствование конкретных физических качеств. Также, данная методика приучает занимающихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств в условиях жесткого лимита времени.
Рисунок 4 - Комплекс упражнений для занятий по волейболу
Основная часть занятия.
Техника приема мяча снизу двумя руками
Прием подачи чаще всего производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ, и волейболисты всего мира так обычно принимают подачу. На рис. 1 показано положение игрока, принимающего мяч с подачи этим способом. В исходном положении ноги согнуты, одна нога немного впереди, руки подготовлены для приема мяча. Большое значение имеет положение рук. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, развернуты кнаружи и максимально сближены. Очень важно своевременно занять показанное исходное положение. Для этого игрок должен уметь передвигать возможное направление подачи и своевременно выйти на удобную позицию для приема.
Задача 1. Ознакомить с техникой нижнего приема мяча в волейболе. Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий, иногда говорят «на манжеты». Руки в момент приема мяча выпрямлены, грубой ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, они приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания ног, руки подставляют под мяч, регулируя траекторию первой передачи, но не «отбивают» его. Существует даже выражение «прием подачи осуществляется ногами», подчеркивая этим роль своевременного выбора исходного положения. Степень сгибания ног зависит от траектории подачи, при очень низкой - игрок принимает мяч с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину.
Задача 2. Выполнить подготовительные упражнения.
Определение навыком приема подачи во многом зависит от уровня развития определенных физических качеств, развитие которых и составляет начальныйэтап подготовки. В группе этих упражнений входят:
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями. То же, но кисти сомкнуты (пальцы сцеплены)
Из упора стоя у стены, одновременное попеременное сгибание рук в
лучезапястных суставах: ладони располагаются на стене пальцами вверх, в
стороны, вниз, пальцы сомкнуты или расставлены.
Из упора стоя у стены отталкивание ладонными и пальцами от стены
двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой.
В упоре лежа передвижения на руках по кругу, носки ног на месте.
Передвижение в упоре лежа, ноги удерживает партнер (для мальчиков)
Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа.
Броски набивного мяча (вес 1 кг) снизу двумя руками в стену, после
отражения от стены подставить руки (положение приема снизу).
То же в парах, расстояние - 3-4 м.
Бег с ускорением из статического положения в ответ на сигнал (обычно зрительный) и остановка после пробегания расстояния от 1 до 5 м.
То же, но ускорение вправо, влево, спиной вперед.
То же, но приставными шагами лицом, правым, левым боком, спиной
вперед.
Упражнения с ловлей набивного мяча весом 1 кг двумя руками на уровне коленей, руки прямые.
Броски набивного мяча (1 кг) на расстоянии до 10 м и ловля руками снизу Броски различных мячей на расстояние 15-20 м и ловля.
В этих упражнениях вырабатывается умение соразмерять свои действия с учетом направления полета мяча и развивается скорость реакции на движущийся объект, что очень важно при приеме подачи. Перечисленные упражнения применяются в занятиях систематически,
даже тогда, когда юные спортсмены уже научились играть в волейбол.
Послеопределенного периода использования этих упражнений приступают к
упражнениям с волейбольным мячом. Вначале применяют подводящие
упражнения.
Задача 3. Выполнить упражнения по обучению техники приема мяча.
В первую очередь надо научить правильному положению рук, кистей. Наиболее распространенным является такое положение рук, когда правая ладонь накладывается на левую, большой палец левой руки прижимается к пальцам правой и располагается параллельно большому пальцу правой руки. Обе кисти отгибаются внизу и в приеме мяча не участвуют. На рис. 2 показаны способы соединения кистей рук. Каждый спортсмен выбирает для себя способ
∙ Отбивание волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Движение рук - главным образом за счет разгибания ног - в плечевых суставах незначительно, в локтевых отсутствует. Основная задача - почувствовать положение рук в момент приема.
∙ То же, после перемещения вправо, влево и остановки.
∙ Прием мяча снизу, мяч набрасывает партнер (расстояние - 2-3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10-15 м).
∙ У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение руками незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.
∙ То же, но мяч посылать в стену передачей сверху двумя руками. Расстояние постепенно увеличивается. Выполнять на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад.
а,б,в - правильно, г, д, е - с ошибками
рис. 2
∙ То же, но мяч посылать в стену ударом одной рукой.
∙ Передачи над собой снизу многократно (жонглирование).
∙ Броски мяча вверх-вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока.
∙ Прием мяча в зону 6, мяч через сетку набрасывает партнер.
Систематическое применение подготовительных упражнений (для развития специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создают прочную основу для овладения навыками приема подачи в совершенстве. Главными здесь будут упражнения по технике. Они весьма многообразны.
Возможные ошибки
ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях;
руки опущены;
чрезмерный наклон вперед.
Рекомендуемые упражнения
поочередное выполнение стоек на месте;
принятие той или иной стойки по сигналу учителя;
принятие различных стоек после выполнения каких-либо заданий;
подвижная игра «Воробьи и вороны», где исходными положениями
являются стойки волейболиста;
перемещения по площадке в стойке волейболиста;
имитация различных стоек у зеркала.
Упражнения для обучения приему мяча снизу.
Имитация приема снизу двумя на месте и после перемещения.
Сделать выпад правой (левой) ногой вперед, взять прямыми руками
набивной мяч (вес 1кг.) и не сгибая рук, бросить мяч вверх.
То же, что и упр. 2, но выполнить после бега вперед и остановки.
В парах. Броски набивного мяча снизу двумя. Обратить внимание, чтобы руки были прямые и не поднимались выше уровня плеч.
Прием снизу подвешенного волейбольного мяча стоя на месте и после
перемещения.
«Жонглирование» мячом непрерывное отбивание мяча вверх снизу двумя руками.
Передача снизу
Используется при приеме подач, при игре в защите, при перебивании мячей через сетку.
Возможные ошибки
несвоевременный выход к мячу;
неправильное положение и движение рук;
несоответствие скорости движения рук и ног скорости полета мяча;
отсутствие согласованности в движении рук, туловища и ног.
Рекомендуемые упражнения
имитационные движения для уточнения положения рук, одновременное их движение в плечевых и локтевых суставах в сочетании с работой ног;
в парах: один игрок набрасывает мяч другому в удобное для приема положение, а тот возвращает его нижней передачей;
удар о пол мячом, затем перемещение и нижняя передача партнеру;
выполнение передачи над собой снизу двумя руками – на месте, в движении;
прием и передача мяча двумя руками снизу у стены или сетки.
подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану».
Передача мяча двумя руками снизу
Передача мяча двумя руками снизу - элемент техники, наиболее часто применяемый в игре. Он используется при приеме мяча после подачи, при игре в защите, при страховке и при перебивании через сетку мячей, далеко летящих за пределы площадки. Этот элемент техники игры наиболее надежен на начальном этапе обучения, когда ученики еще не обладают достаточно высокой подвижностью.
Техника его выполнения заключается в следующем. Находясь в стойке готовности, волейболист принимает исходное положение - ноги на ширине плеч, согнутые в коленных суставах, одна впереди другой, руки выпрямлены и направлены вперед - вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним.
Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям рук. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах.
Туловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавного смещения рук вперед-вверх вслед за мячом.
Выбор способа передачи мяча двумя руками снизу зависит от скорости полета мяча и высоты его траектории по отношению к игроку. При приеме мяча двумя руками снизу, летящего выше уровня пояса с незначительной скоростью, необходимы устойчивое положение игрока в средней стойке, плавное
встречное движение выпрямленных рук вперед-вверх, выпрямлением туловища и заключительное активное разгибание ног.
Если мяч летит на уровне пояса, то наклон туловища игрока вперед выражен незначительно. В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока смещается назад-вверх; скорость движения рук незначительна, что способствует смягчению удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками.
При приеме двумя руками снизу мяча, летящего с большой скоростью (18-20 м/с) ниже уровня пояса, учащийся больше сгибает ноги в коленных суставах в исходном положении; ОЦТ понижается за счет увеличения сгибания ног в коленных суставах; руки, амортизируя удар, смещаются назад-вниз
Целесообразно включать прием мяча двумя руками снизу в каждое занятие в виде эстафет у стены, встречных передач, чтобы постоянно закреплять навык в этом упражнении.
Обучение передаче мяча двумя руками снизу осуществляется параллельно с усовершенствованием передачи мяча двумя руками сверху. Обучающиеся должны научиться применять передачи снизу и сверху в зависимости от обстановки.
Передача мяча на месте
1. Передача мяча партнеру. Расстояние между учениками около 4 м. Партнер набрасывает мяч передающему игроку так, чтобы ему было удобно принять его двумя руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения передает его партнеру. Обратить внимание на технику выполнения приема.
2. Передача мяча партнеру с выпадом в стороны, вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 0,5 м левее, правее передающего, ближе к нему или за его голову. Передающий, сделав выпад, стремится принять мяч на нижнюю часть параллельно расположенных предплечий и согласованным движением ног, туловища и рук передает мяч. Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выполнения выпада к падающему мячу.
3. Прием и передача мячей, летящих по различным траекториям. Игроки в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно передают мяч по низкой, средней и высокой траектории. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх.
4. Прием и передача мячей, летящих с различной скоростью. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно передают мяч, летящий с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость быстрого встречного движения рук к мячу, летящему с
незначительной скоростью, и относительно медленном смещении рук вперед-вверх при увеличении скорости полета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать скорость полета мяча за счет амортизации, когда в момент приема мяча туловище несколько
приподнимается, а руки незначительно смещаются вверх-назад.
5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5-2 м от стенки, передают мяч двумя руками снизу с ударом о стенку (максимальное количество раз).
6. Прием и передача мяча с изменением направления под углом 45°. Трое учащихся располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3 м друг от друга. Передача мяча слева-направо, в средней стойке. Обратить внимание учащихся на необходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая нога разгибается активно, тяжесть тела переносится на левую ногу .
7. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, колонна игроков - в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, оттуда поочередно в зону 3 с возвращением мяча в зону 4.
8. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, оттуда в зону 3 с возвращением мяча в зону 2. Основное внимание уделяется передаче мяча из зоны 1 в зону 3 .
9. Передача мяча с изменением направления под углом 90°
Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, колонна игроков в зоне 6. Поочередно из зоны 6 направляют мяч в зону 2, затем в зону 4.
Прием и передача мяча через сетку. Учащиеся в колоннах располагаются с противоположных сторон сетки в 2 м от нее. Мяч передается по невысокой траектории - 0,5-1 м над сеткой.
Игроки в колоннах располагаются в зонах 4, водящие - в зонах 3.
Передача мяча из зоны 3 в зону 4, оттуда через сетку в зону 6 .
Учащиеся в колоннах располагаются в зонах 2 правым боком к сетке, водящие в зонах 6. Передача мяча из зоны 6 в зону 2, оттуда в зону 6 .
Прием мяча от сетки. Занимающиеся в колоннах расположены в зонах 4 в 1,5 м от сетки лицом к ней. Водящий с мячом стоит в зоне 6 в 3-4 м от сетки и бросает мяч в сетку; мяч поочередно после выхода вперед принимают игроки, стоящие в колонне, и передают водящему в зону 3 . Учащимся следует объяснить, что мяч отскакивает от сетки по-разному, в зависимости от того, в какое место сетки он попадает и с какой скоростью направлен в сетку.
Заключительная часть занятия.
На заключительном этапе занятий необходима «заминка», которая включает в себя:
Упражнения на расслабление:
И.П. стоя:
1. Приподнять и опустить плечи – «удивиться».
2. Поднять руки вверх, расслабить кисти, расслабить руки в локтях – кисти к плечам. Расслабить и разогнуть руки вниз туловища, опустив их вниз.
3. При расслаблении наклонить туловище вперед, покачать расслабленными руками.
Заключение.
Методические рекомендации составлены в соответствии с программой по физической культуре, которая направлена на:
-формирование физической культуры личности будущего профессионала;
-развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
-формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
-овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта знаний специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.
Список литературы
1. Войлов А. В. Техническая подготовка волейболистов – м. Физкультура и спорт, 2014 – 111с.
2. Железняк Ю. Д. Юный волейболист. Учебное пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 192с.
3. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 520 с.
4. Спортивные и подвижные игры. Учебник для физ. техникумов / Под ред. Ю.И. Портных. - М.: «Физкультура и спорт», 2012. - 382 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика обучения тактике и технике передач мяча двумя руками cверху и снизу в волейболе"
Обучение передачи мяча двумя сверху.Подбор упражнений....
Методика обучения тактике и технике передач мяча двумя руками сверху и снизу в волейболе
подбор упражнений...
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
Мето Методика обучения технике приема подачи в волейболе
Анализ подачиПодача - технический приём, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Первое время значение подач сводилось к введению мяча в игру...
Совершенствование техники приемов и передач мяча сверху, снизу двумя руками в волейболе
Данная методическая разработка по дисциплине «Физическая культура» по теме «Совершенствование техники приемов и передач мяча сверху, снизу двумя руками в волейболе » составлена...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДАЧИ МЯЧА В ВОЛЕЙБОЛЕ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ 15-16 ЛЕТ
У учащихся с ограниченными возможностями в здоровье физическая культура направлена на развитие основных физических качеств; повышение функциональных возможностей организма; становление, сохранение и и...
Методическое пособие Тема: «Техника обучения нижней прямой подаче мяча в волейболе»
Методическая разработка составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму знаний и уровню подготовки выпускника по специальности 34.02.01 Сестринское дело...