Урок - экскурсия
статья на тему
Предварительный просмотр:
Урок-экскурсия
Перед каждым преподавателем стоит вопрос: как заинтересовать студентов и сделать урок интересным. Одной из форм, которая позволяет повышать познавательный интерес, и является урок-экскурсия. Уроки этого типа делают процесс обучения более интересным, заинтересовывают студентов, заставляют думать, размышлять, логически мыслить, развивают наблюдательность. Экскурсия конкретизирует учебный процесс, программный материал, расширяет кругозор и углубляет уже имеющиеся знания учащихся.
Экскурсия позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью.
Актуальность темы обусловлена внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, в котором особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно активные и нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность студентов, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Учебные экскурсии - это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений и других качеств личности, подготовке студентов к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний в производстве.
Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Уроки-экскурсии выполняют следующие функции:
Первая. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их студенты, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
Вторая. Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить студентов с производством, с применением научных знаний в промышленности.
Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности.
Типы уроков-экскурсий
В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:
Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы.
Экскурсия по определенной теме.
Итоговая экскурсия, систематизирующая знания по разделу или курсу.
Цели урока:
Методическая:
использование наглядной реальной информации для активизации познавательной деятельности учащихся
Образовательные:
углубить знания по пройденному материалу
Развивающие:
развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы;
развивать наблюдательность, самостоятельность.
Воспитательные:
прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам экскурсии;
прививать интерес к избранной специальности.
При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий.
План урока-экскурсии
В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.
- Организационно-мотивационная часть. Перед уроком-экскурсией преподаватель знакомит студентов с местом экскурсии, целью посещения, т.е. создает мотивацию студентов для успешной познавательной деятельности, проводит инструктаж по технике безопасности.
- Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
- Непосредственно экскурсионная часть, в которой студенты должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
- Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Студенты делятся своим мнением, впечатлениями.
- Итоги. Преподаватель оценивает работу студентов, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др.
Можно утверждать, что уроки-экскурсии вооружают учащихся знаниями и умениями практического характера, которые в будущем, несомненно, помогут стать им высококлассными специалистами.
Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по выполнению отчета "Урок - экскурсия"
Основные понятия и определения по строительной дорожной техники в сфере деятельности специальности 190605....
Урок- экскурсия "ЛЕРМОНТОВ М. Ю. В ТАМАНИ"
Реферат учащегося 7 класса Игнатьева Максима может стать наглядным приложением к уроку литературы. Может использоваться в любом классе средней щколы. Информация охвватывает творчество Лермонтова...
Уроки - экскурсии как метод повышения качества профессиональной подготовки студентов
Научно - меодическая работа преподавателя среднего профессионального образования в пределах своей компетенции....
Методическая разработка к уроку-экскурсии по теме "Летний сад"
В предлагаемом материале можно познакомиться с конспектом интерактивного урока по теме "Летний сад" . К конспекту прилагается презентация "Летний сад"...
Методика проведения практического занятия (урока – экскурсии) по предмету «Организации культурно - досуговой деятельности»
Методика подготовки экскурсии учениками...
Урок-экскурсия
Урок-экскурсия...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА НА ТЕМУ: «Урок – экскурсия на строительный объект 80 – квартирный жилой дом» в г. Рыльске (часть 1)
Экскурсия является нетрадиционной формой обучения. Она может проводиться как вместо уроков теоретического обучения, так и вместо уроко...