Урок - экскурсия
статья на тему

Худякова Светлана Ивановна

статья о значимости уроков экскурсий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekskursiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия

Перед каждым преподавателем стоит вопрос: как заинтересовать студентов и сделать урок интересным. Одной из форм, которая позволяет повышать познавательный интерес, и является урок-экскурсия. Уроки этого типа делают процесс обучения более интересным, заинтересовывают студентов, заставляют думать, размышлять, логически мыслить, развивают наблюдательность.  Экскурсия конкретизирует учебный процесс, программный материал, расширяет кругозор и углубляет уже имеющиеся знания учащихся.

Экскурсия позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью. 

Актуальность темы обусловлена внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, в котором особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно активные и нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность студентов, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Учебные экскурсии - это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

         Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений  и других качеств личности, подготовке студентов к практической деятельности и профессиональной ориентации.
      Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний в производстве.

 Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.

Уроки-экскурсии выполняют следующие функции: 

Первая. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их студенты, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями. 
Вторая. Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой. 
Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить студентов с производством, с применением научных знаний в промышленности.
Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности. 

Типы уроков-экскурсий

В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:

Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы.

Экскурсия по определенной теме

Итоговая экскурсия, систематизирующая знания по разделу или курсу. 

Цели урока:

Методическая:

использование наглядной реальной информации для активизации познавательной деятельности учащихся

Образовательные:

углубить знания по пройденному материалу

Развивающие:

развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы;

развивать наблюдательность, самостоятельность.

Воспитательные:

прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам экскурсии;

прививать интерес к избранной специальности.

При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. 
План урока-экскурсии

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

  1. Организационно-мотивационная часть. Перед уроком-экскурсией преподаватель знакомит студентов с местом экскурсии, целью посещения, т.е. создает мотивацию студентов для успешной познавательной деятельности, проводит инструктаж по технике безопасности.
  2. Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть, в которой студенты должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Студенты делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги. Преподаватель оценивает работу студентов, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др.

Можно утверждать, что уроки-экскурсии вооружают учащихся знаниями и умениями практического характера, которые в будущем, несомненно, помогут стать им высококлассными специалистами.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по выполнению отчета "Урок - экскурсия"

Основные понятия и определения по строительной дорожной техники в сфере деятельности специальности 190605....

Урок- экскурсия "ЛЕРМОНТОВ М. Ю. В ТАМАНИ"

Реферат учащегося 7 класса Игнатьева Максима может стать наглядным приложением к уроку литературы. Может использоваться в любом классе средней щколы. Информация охвватывает  творчество Лермонтова...

Уроки - экскурсии как метод повышения качества профессиональной подготовки студентов

Научно - меодическая работа преподавателя среднего профессионального образования в пределах своей компетенции....

Методическая разработка к уроку-экскурсии по теме "Летний сад"

В предлагаемом материале можно познакомиться с конспектом интерактивного урока по теме "Летний сад" . К конспекту прилагается презентация "Летний сад"...

Урок-экскурсия

Урок-экскурсия...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА НА ТЕМУ: «Урок – экскурсия на строительный объект 80 – квартирный жилой дом» в г. Рыльске (часть 1)

Экскурсия   является  нетрадиционной  формой обучения. Она может  проводиться  как  вместо уроков   теоретического  обучения, так и  вместо уроко...