Взаимодействие в проектной деятельности: широкий спектр результатов.
статья на тему

Петракова Елизавета Юрьевна

Взаимодействие в проектной деятельности способствует повышению эффективности и результативности образовательного процесса и развитию коммуникативных навыков., а так же расширяет границы образовательного пространства в целом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУДО Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга

отдел прикладного творчества

педагог дополнительного образования

Петракова Елизавета Юрьевна

Взаимодействие в проектной деятельности:

 широкий спектр результатов.

Проектная деятельность в нашем отделе имеет давнюю историю. Коллектив студии «Художественная роспись ткани. Батик» принимает активное участие в коллективных творческих проектах и реализует собственные проекты.

В этом учебном году был реализован проект «Революция в искусстве», направленный на организацию коллективной творческой деятельности педагогов и воспитанников отдела прикладного творчества по воплощению темы «Искусство начала 20 века»  средствами изобразительной и декоративно-прикладной деятельности в рамках организации районной выставки.

Для участия в выставке «Революция в искусстве» появилась идея создания творческой работы по теме «Импровизация». Создание абстрактной композиции вызывало затруднения и поэтому мы вместе с детьми придумали «Игру формы и цвета», благодаря которой были созданы композиции для 3-х панно в технике «Холодный батик». Однако, результат не полностью удовлетворил, и было принято решение для придания композиции из 3-х плоскостных панно большей художественной выразительности привлечь к участию в проекте коллектив «Волшебная нить» для вышивки отдельных элементов, а так же для отражения динамики и выделения отдельных деталей в композиции. Увидев на выставке объемные кубы коллектива «Волшебный мир тряпичной куклы» мы решили дополнить композицию объемными фигурами, и воспитанники этого коллектива помогли нам справиться с этой задачей. Презентация коллективного проекта «Импровизация»  состоялась в марте этого года на городском фестивале «Круг друзей», где нас отметили дипломом победителя. Но получение диплома – это не главный результат. По моему мнению, есть более значимые образовательные результаты:

  • Метапредметные: например, овладение умением ставить проблемы и находить способы их решения (в том числе альтернативные); отбирать и анализировать необходимую информацию. В процессе совместной работы над проектом и последующей публичной презентации результатов  развиваются коммуникативные умения, приобретается опыт межличностной коммуникации.
  •  Личностные: развитие мотивации в познавательной деятельности, развитие критического и творческого мышления, самостоятельности и инициативности и т.д.

Этот проект не единственный, который реализовывался несколькими коллективами отдела, и взаимодействие всегда было успешным. Проект изостудии «Первоцвет» и творческой мастерской «Радуга» «Экобатискаф» - лауреат Всероссийского конкурса Комната моей мечты», осенью стал   победителем Международного конкурса «Биос-олимпиада», где участники проекта представляли свои проектные идеи. В данном случае как значимый личностный результат можно отметить самостоятельность в подготовке презентации и выступлению, развитие самоанализа и самооценки собственной деятельности.

Постоянно расширяются границы взаимодействия: проектная деятельность не ограничивается стенами кабинетов отдела. Для осуществления некоторых идей необходимо участие коллективов других отделов дворца. Глобальный проект «В глубину веков» реализованный совместно с музеем «Истории земли Ижорской и Колпино» и отделом туризма и краеведения ДТДиМ в этом учебном году стал победителем конкурса  регионального и всероссийского уровня.

Возможность представлять свои проекты на разных уровнях возникает потому, что помимо образовательных результатов мы стремимся к получению и методического результата:

  • Оформление паспортов  проектов,
  • портфолио включающих положения, информационные письма, материалы, отражающие содержание деятельности в ходе реализации проекта
  • сценарии мероприятий проекта
  • фотоматериалы
  • дипломы участников проекта
  • Материалы  из опыта проектной деятельности публикуются в различных педагогических изданиях.

К участию в проектах мы приглашаем и учащихся других образовательных учреждений района. Не первый год мы реализуем телекоммуникационный проект «Гриффель – марафон», в ходе которого с помощью игрофикации повышается мотивация участников к систематическим зарисовкам с натуры.

В этом учебном году был запущен социально-творческий проект «Колпинские мечтатели» в рамках которого создаются работы по разным темам, посвященным родному городу и тому каким его видят и хотят видеть современные дети и подростки. Проект способствует созданию условий для развития социальной и творческой активности, достижения личностных результатов в процессе практической деятельности.

Темы проекта:

  • Форма колпинского школьника
  • Колпинский памятник
  • Маршрут «Спортивное Колпино»
  • Новый мост через р. Ижору
  • Элементы оформления к 300-летию Колпино

Проект начался с проектного семинара, в котором приняли участие 22 школьника района. На этом мероприятии участники проектировали и рисовали эскизы новой школьной формы. Этот проектный семинар положил начало проекту "Колпинские мечтатели". Проект был рассчитан на 5 недель, каждую неделю ребятам-участникам проекта предлагается пофантазировать на новую тему. Работы ребят оценивало жюри, по сумме баллов определялись  победители недели и победители всего проекта. В этом проекте главным было не умение рисовать, а желание выдвигать и развивать новые оригинальные идеи.

В следующем году проект будет продолжен и для привлечения наибольшего количества участников будут использоваться разные формы представления идей: описание (эссе), фото, видео, коллаж, таким образом в проекте смогут принять участие не только рисующие дети и мы призываем учащихся и педагогов других отделов присоединиться к проекту.

Выставочные проекты нашего отдела позволили выйти на всероссийский и международный уровень. Благодаря сотрудничеству с образовательными и художественными учреждениями работы наших детей выставлялись в Архангельске, Саранске, итальянских городах Маратея и Трамутола. Благодаря обмену выставками воспитанники отдела познакомились с творчеством и традиционными видами декоративно-прикладного искусства, а педагоги обменялись опытом с коллегами из других городов и стран. Итальянцев на мастер-классах познакомили с традиционной культурой и искусством России.

Можно сделать вывод о том, что взаимодействие в проектной деятельности:

  • способствует повышению эффективности и результативности образовательного процесса
  • социализации, развитию коммуникативных навыков
  • предоставлению возможности выбора содержания и форм деятельности
  • расширению границ образовательного пространства в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках физической культуры как элемент достижения метапредметных результатов

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  ...

Результаты участия обучающихся в социально-значимой / проектной деятельности

Участие в социально-значимой и проектной деятельности...

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ОП. 11 «Моделирование эффективного взаимодействия со службами отеля»

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ОП. 11 «Моделирование эффективного взаимодействия со службами отеля» основной профессиональной образова...

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образ...

Проектная работа "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников"

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. П...

Социализация обучающегося, как результат взаимодействия семьи и образовательной организации

Колледж это один из важнейших образовательных этапов в общественно-социальном развитии человека. В ходе контакта с образовательной средой создаются условия для профессионального, интеллектуального и н...