РОЛЬ КУРСА ОБЖ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНEДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

На территории России встречаются более 30-ти опасных природных явлений: землетрясения, наводнения, бури, ураганы, оползни, природные пожары….. можно продолжать этот перечень долго. Большинство из них характерно и для  Кемеровской области. Кемеровская область относится  к районам с наиболее высокой степенью техногенной опасности. Только  химических опасных объектов - 75. В Новокузнецке таких объектов - 34. Значительную долю в Кузбассе занимают пожаро- и взрывоопасные объекты. Кузбасс уникальный регион с точки зрения техногенного воздействия на природу из-за большой плотности предприятий угольной, химической, металлургической промышленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kursa_obzh.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ КУРСА ОБЖ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Население с конца 20 века и нач. 21 живет в условиях нарастания угроз и опасностей  природного и техногенного характера и с каждым годом они приобретают  более масштабный характер. Развитие техники в данный период привело к стремительному росту числа аварий и катастроф. Изобретение взрывчатых веществ, радиоактивности, появления новых химических соединений, современных видов транспорта, большого количества электроприборов, вычислительной техники наряду с положительным результатом принесли немало бед и страданий. Пожары, взрывы, выбросы АХОВ, радиоактивных веществ, электрические воздействия  стали неотъемлемой частью жизни человека                                   

Успешное развитие экономики столкнется  с необходимостью решения проблем защиты населения и территорий от опасностей. Самый эффективный и экономически оправданный подход к решению проблем безопасности – предупреждение возникновения опасных ситуаций и max снижение тяжести их последствий. Решение современного комплекса проблем безопасности жизнедеятельности -  важнейшая задача для всех и каждого человека. Одно из  решений проблемы – обеспечение определенного уровня подготовки всего населения. Необходимы знания особенностей современного мира, пропаганда и внедрение знаний, умений и навыков обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Безопасность всегда предметна. Она не существует вообще. Когда говорят  о безопасности, то имеют в виду безопасность человека в самом широком понимании. Защита населения предполагает защиту каждого человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это ответственность государства. Ответственность же граждан состоит, в первую очередь, в изучении основ самопомощи и взаимопомощи при ЧС, умении применять эти знания.

На территории России встречаются более 30-ти опасных природных явлений: землетрясения, наводнения, бури, ураганы, оползни, природные пожары….. можно продолжать этот перечень долго. Большинство из них характерно и для  Кемеровской области. Кемеровская область относится к районам с наиболее высокой степенью техногенной опасности. Только  химических опасных объектов - 75. В Новокузнецке таких объектов - 34. Значительную долю в Кузбассе занимают пожаро- и взрывоопасные объекты. Кузбасс уникальный регион с точки зрения техногенного воздействия на природу из-за большой плотности предприятий угольной, химической, металлургической промышленности.

Целью всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной прежде всего для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие, способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз. Сегодня  установлено, что всё более грозные опасности возникают не случайно, а по вине самого человека. Поэтому школьников необходимо готовить не только к защите себя, но и к предотвращению угроз обществу от собственной жизнедеятельности. Необходимо формирование у учащихся  сознательного освоения  современной культуры безопасности.  Решение задач безопасности достигается через общее образование: детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве.

         В России с 1991 г. эту роль выполняет курс "Основы безопасности жизнедеятельности", в который позднее были включены вопросы основ военной службы. Курс ОБЖ предназначен для воспитания "личности безопасного типа" - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

Курс ОБЖ с 5-11 класс направлен на подготовку школьника к современным условиям жизнедеятельности. Эффективность подготовки зависит от содержания курса ОБЖ, его связи с другими предметами, подготовки учителя,  методического обеспечения, оснащения кабинета.

В курс ОБЖ входят следующие модули:

1.Основы безопасности личности, общества и государства;

2.Основы медицинских знаний и ЗОЖ;

3.Основы  военной службы;

В ст. 2 Закона РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что "подготовке в области защиты от ЧС подлежат... учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования". Связанные в единую систему отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность учащихся, важнейшую для сохранения жизни в XXI в. Это позволит выпускникам общеобразовательной школы обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности, безопасности общества.

Десять лет курс ОБЖ утверждается в общеобразовательных учебных заведениях. Это, конечно, небольшой срок. В учебный процесс школы курс ОБЖ входит с большими трудностями. Многие его считают не нужным (нет ЕГЭ), другие легким, мнения разные даже среди учителей. Обеспечение материально- технической базы идет по остаточному принципу. Но несмотря ни на что данный курс занимает подобающее место в школе и среди учащихся. Необходимо решать следующие вопросы предмета при реализации ФГОС: создать условия для самостоятельного выбора учащимися способов работы, типа заданий, вида и форм учебного материала, использования разнообразных интерактивных форм занятий. Сегодня учителю необходимы такие программы и пособия, которые бы отражали требования ФГОС и способствовали процессу самосовершенствования личности учащегося через:

- формирование навыков обеспечения системы личной безопасности, в основе которой лежат психофизические и адаптационные возможности организма;

- активного применения различных форм самоконтроля;

- обучение способам безопасного поведения с учетом врожденных индивидуальных качеств учащегося;

- согласно ФГОС в планировании результатов освоения ОБЖ способствует развитию УУД через различные технологии, методики, приемы, технологию учебных ситуаций, построенных на основе предметного содержания;

Больше всего проблем в основной школе. Для 5-9-х классов курс ОБЖ приказом Минобразования России введен в вариативную часть Базисного плана. В гимназии 73 в параллелях 5-6 классов ОБЖ проводится как  «Школа выживания» внеурочной деятельности. Уроки в 7-11 кл.  входят в базисный план. Программа по предмету и учебники   5 -11 авторов   В.Н. Латчук, В.В. Марков,  С.К. Миронов, С.Н. Вангородский,  методические пособия  представляют собой завершенную  предметную линию и позволяют  решать вопросы подготовки школьников к современным условиям жизнедеятельности.

В гимназии проводится большая внеурочная работа по предмету. В 2017 году создан отряд «Юнармеец». На базе 6-7 классов  имеется отряд ДЮП «Огнеспас» и «Светофор», которые проводят большую профилактическую работу, выступают в конкурсах и соревнованиях. В гимназии  традиционно  проходит конкурс песни и строя. Лучшие ученики несут Почетный караул у Вечного огня. Учащиеся гимназии выступают на олимпиадах районного, муниципального и регионального уровня,  где занимают призовые места.    

Важным звеном по вопросам безопасности является массовые мероприятия «День туриста» на станции «Водный» и традиционный поход на «Красноярские столбы».  Большое внимание уделяется систематическим тренировкам по эвакуации. По предмету проходит защита проектов: в 8-х классах - коллективные в 16-17г. по теме «Здоровый образ жизни» в 17-18 « Экологические проблемы Новокузнецка». В этом году - индивидуальные в 9-х классах по темам:  «Генномодифицированные  продукты: за и против»; «Землетрясения; действия населения при стихийных бедствиях»; «Мобильный телефон. Влияние ЭМВ  на организм человека»; «Разрушение озонового слоя – экологическая катастрофа»; «Компьютерная зависимость». Для более эффективной подготовки учащихся к безопасной жизнедеятельности в современных условиях интеграция должна применяться как можно шире. Формы этой интеграции могут быть различными: приглашение на урок специалистов в различных областях, проведение интегрированных уроков ОБЖ и других школьных предметов.  На уроках и внеклассных мероприятиях в гимназии приглашаются сотрудники МЧС, врач-нарколог, медицинские работники.

Школа имеет материальную базу, достаточную для достаточно высокого уровня преподавания ОБЖ. Есть специализированный кабинет ОБЖ, снабжённый необходимыми плакатами по основам безопасности в различных областях жизнедеятельности и по основам военной службы; в кабинете есть достаточное количество разнообразных средств защиты: противогазы различных моделей, костюм химической защиты, огнетушители; В школе есть спортивный зал, оснащённый необходимыми гимнастическими снарядами и спортивная площадка.  Информатизация школы находится на достаточно высоком уровне - имеется 3 компьютерных класса, снабжённых программным обеспечением. Особенности этих уроков в том, что используются задания, разрабатываемые вместе с детьми.

Школьное здание снабжено современной системой пожарного оповещения, в  кабинетах повышенной опасности есть огнетушители,  в каждом кабинете имеются  все необходимые инструкции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.Проблема безопасности жизнедеятельности в её современном виде растёт в связи с ростом мощности технологий преобразования человеком окружающей среды.

2.Важнейшая задача в области преподавания ОБЖ состоит в том, чтобы направить разум учащихся на достижение цели гармоничного развития человека, природы, техносферы.

3.Исходя из того, что ОБЖ - предмет сугубо практический и охватывающий все стороны человеческой деятельности, в планировании преподавания данного предмета в средней школе необходимо учесть связь ОБЖ с другими предметами школьной программы. Использование таких связей позволяет не только усилить положительную мотивацию школьников к изучению ОБЖ и учесть индивидуальные особенности и интересы каждого школьника, но и более всесторонне подготовить учащихся к жизнедеятельности в современных условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука// «Безопасность жизнедеятельности»- 2003. - № 2

2. Власова Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. М., Наука, 2004.

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера (сборник произведений): М., 2002.

4. Латчук В.Н. (составитель). Безопасность жизнедеятельности (сборник документов): М., 1998.

5. В.В.Ромашин, Е. Г. Арутюнян статья «Кузбасс: природные угрозы и опасности».

6. Шершнёв Л.И. Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для преподавателей образовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: М., Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Причины плохой успеваемости школьников и создание условий для их устранения».

В консультировании отражена практическая работа с родителями на тему " Причины плохой успеваемости школьников и создание условий для их устранения". Во время консультирования родители являются активны...

Развитие лингвистической компетенции у младших школьников средствами современных образовательных технологий

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает как инте...

Роль педагога в современных условиях

Аннотация. Статья посвящена профессионализму педагога в современных условияхв системе профессионального образования. Актуальность доклада обусловлена тем,что для успешной реализации требований государ...

Роль социально-личностных компетенций, будущих специалистов в современных условиях (научная статья)

Роль социально-личностных компетенций, будущих специалистов в современных условиях (V Международная заочная научно-практическая конференция «Гуманитарные аспекты высшего профессионального образо...