Психологическое здоровье педагога как фактор профессиональной стабильности.
статья на тему
Успешность труда педагога, его профессиональная стабильность могут быть раскрыты через его, прежде всего психологическое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическое здоровье педагога. | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. И эти показатели повышаются по мере увеличения стажа работы. Для проработавших в педагогической среде 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», низкий уровень социальной адаптации. К числу причин относится: повышенная продолжительность дня, высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность.
Необходимо отметить, что состояние психологической готовности молодого педагога к педагогической деятельности не полностью соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Успешность труда педагога, его профессиональная стабильность могут быть раскрыты через его, прежде всего психологическое здоровье. Известно, что психологическое здоровье в целом определяется двумя признаками [1].
Первый - соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или стремление придерживаться «золотой середины». При этом - зона оптимума для каждого человека своя.
Второй признак психологического здоровья: эффективная адаптация, в первую очередь – социальная, социально-психологическая и интрапсихическая. В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармонией с природой, с людьми и с самим собой [1].
«Проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны», пишет Л.М. Митина.
Под определением профессионального здоровья учителя (педагога) [3] мы понимаем состояние организма, при котором он способен сохранять и активизировать эмоциональные, когнитивные, мотивационные, рефлексивные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности работника во всех условиях и на всех этапах протекания профессиональной деятельности.
В качестве симптомов нарушения профессионального здоровья педагога можно выделить следующие [3]:
- негативный субъективный статус, который проявляется ухудшением самочувствия, повышением артериального давления, снижением уровня профессиональной активности, снижением интереса к инновациям, сопротивления им, а также в нестабильности настроения, быстрых переходах от гнева к состоянию апатии;
- болевого синдрома (в том числе и психоэмоционального – «болит душа»);
- снижение или полная утрата трудоспособности, при которой у учителя нет сил для выполнения профессиональных обязанностей даже в начале рабочего дня;
- уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов (быстрая утомляемость педагога, снижение объема внимания, отказ от активных методов обучения, требующих больших психофизиологических затрат, длительный период врабатываемости, снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок);
- психологического насилия в образовательной среде (самоутверждение за счет других), проявляющееся в открытом неприятии и постоянной критике ученика; унижении его человеческого достоинства; угрозах в адрес ученика; предъявлении к ученику требований, не соответствующих возрасту или его возможностям.
Достаточно наличия выраженности у педагога 2-3 симптомов нарушения профессионального здоровья, чтобы возникли проблемы в процессе реализации педагогической деятельности:
- снижение эффективности обучения и воспитания,
- повышение конфликтности во взаимоотношениях с обучающимися и коллегами,
- возникновение и закрепление в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт.
Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты личностного развития.
Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления психологического здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также овладение приемами и способами психической саморегуляции являются важными факторами профессиональной стабильности и успешности.
Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности.
Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя, направленная на повышение стрессовоустойчивости педагога, его самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции.
Большинство педагогов думает, что их здоровье зависит от питания, медицины, экологии и др. факторов. Но мало кто знает, что здоровье и благополучие зависит от жизненной философии, которая складывается из принципов мышления. Принято считать, что нравственное здоровье человека зависит от того, какой философией он владеет [2]. У каждого педагога имеется своя философия профессиональной деятельности, которая отражается в ее результатах.
В качестве одной из конкретных иллюстраций возможности повысить уровень психологического здоровья педагога может быть взят курс «Развитие оздоравливающего мышления педагога», в основе которого лежит теория и практика саногенной рефлексии (СГР) Ю. М. Орлова и С. Н. Морозюк. Система прошла проверку опытом в исследовательских лабораториях и в обучении, вошла в диссертации. СГР согласуется со многими видами психотерапии и системами самооздоровления. Здесь предлагается ведение дневника и практика целительного рисования. Они хорошо согласуются и могут применяться в любое удобное для человека время.
Занятия по овладению методами психической саморегуляции [4]:
- Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону (устраняет тревогу в стрессовых ситуациях);
- Самомассаж ;
- Прежде всего - утренняя зарядка;
- Дыхательная гимнастика;
- Лицевая гимнастика;
- Микропаузы. Предназначены для устранения какого-либо зажима, неприятного ощущения, неуверенности, т.е. тех состояний, которые понижают настроение.
Некоторые упражнения:
а) дыхательная гимнастика,
б) гимнастика бодрости.
Проводится сидя на стуле, в кресле, на диване: полное дыхание (3 раза); энергично растереть уши, сначала вперед-назад, потом вверх-вниз; оскалить зубы и сделать несколько резких движений зубами вверх-вниз; потереть щеки; потереть крылья носа; пальцами рук помассировать затылок; провести несколько легких движений по бровям; имитируя умывание, легко помассировать все лицо;
в) пальцевая гимнастика; сгибание пальцев; прогибание пальцев; массирование пальцев; как бы навинчивая гайку на палец, массировать пальцы обеих рук.
Психодиагностические методики для профессионалов: методика на выявление степени удовлетворенности своей профессией и работой (по Н. Журину и Е. Ильину) - http://prof-diagnost.org/prof_reg.php
Список литературы:
- Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
- Орлов Ю.М. Исцеление философией. Основные умственные операции / Составитель А. В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 2. – М.: Слайдинг, 2004. – 96 с.
- Педагогическая психология / 68.Самовоспитание и самообразование в системе непрерывного образования.
- Свядош A.M., Ромен АС. Применение аутогенной тренировки в терапевтической практике (Техника самовнушения). Методологическое пособие. - Караганда, 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование комнаты релаксации для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов
Необходимость создания комнаты релаксации для преподавателей в учебных учреждениях для восстановления эмоционального,физического и умственного истощения...
1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганды культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке)
Справка о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы...
Психологическое здоровье. Способы укрепления психологического здоровья.
Психологическое здоровье является важным компонентом счастливой и успешной жизни. И чтобы поддерживать его на высоком уровне, необходимо следить за ним так же, как и за физическим здоровьем....
Психологическое здоровье педагогов-залог успешной работы в доу.
Консультация для педагогов:"Психологическое здоровье педагогов-залог успешной работы в доу."...
Психологическое здоровье детей и подростков. Рекомендации педагога-психолога. Презентация.
Рекомендации педагога-психолога о сохранении психологического здоровья....
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...
Мастер-класс по профилактике профессионального выгорания педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок».
Профессия педагога очень энергоёмкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....