Классный час: «Безопасность дорожного движения»
план-конспект занятия на тему
Цели:
- проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
- ознакомить обучающихся с правилами безопасного движения по дороге;
- воспитывать культуру поведения на улице и дороге;
- ознакомить обучающихся со штрафами ГИБДД.
Задачи:
- углублять знания обучающихся о правилах дорожного движения и штрафах при их нарушении;
- формировать представления о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам;
- воспитывать навыки выполнения основных правил поведения обучающихся на улице, дороге, с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
Форма проведения: лекция с элементами беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_dorozhnogo_dvizheniya.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГАПОУ СО« СТПТ и АС »
«Безопасность дорожного движения»
группа №С- 216
Руководитель- организатор ОБЖ: Шилов С.В., куратор гр.№С- 216
г.Красноармейск 2016
Открытый классный час: «Безопасность дорожного движения»
Цели:
- проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
- ознакомить обучающихся с правилами безопасного движения по дороге;
- воспитывать культуру поведения на улице и дороге;
- ознакомить обучающихся со штрафами ГИБДД.
Задачи:
- углублять знания обучающихся о правилах дорожного движения и штрафах при их нарушении;
- формировать представления о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам;
- воспитывать навыки выполнения основных правил поведения обучающихся на улице, дороге, с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
Форма проведения: лекция с элементами беседы.
Ход открытого классного часа.
Эксперты изучили причины и статистику ДТП в России. Их исследования легли в основу федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", которую утвердил Дмитрий Медведев.
Авторы программы утверждают, что количество ДТП в России не зависит от количества автомобилей, и признают: движение на дорогах России остается небезопасным по сравнению с наиболее развитыми странами. "В частности на 100 тысяч жителей в дорожно-транспортных происшествиях в России гибнет почти в пять раз больше человек, чем в Нидерландах, и в два раза больше, чем в Чехии, уровень автомобилизации в которой почти в два раза выше российского", - сказано в тексте документа.
Специалисты выяснили: наибольшее количество ДТП происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. В таких авариях погибает подавляющее число пострадавших - 85,9%. При этом три четверти ДТП происходят по вине водителей легковых автомобилей, из них каждый тринадцатый в момент аварии находится в состоянии алкогольного опьянения. Около 70% аварий происходит в городах и населенных пунктах. Сообщается также, что 60% пострадавших умирает до госпитализации.
Только за 2012 г. произошло более 20 тыс. аварий с участием детей и подростков до 16 лет, в результате которых погибли 940 и получили ранения 22 016 детей. При этом каждый второй погибший ребенок был не пешеходом, перебегавшим дорогу в неустановленном месте, а пассажиром попавшего в аварию авто. Но нарушения ПДД пешеходами остается самой распространенной причиной наездов на детей (62,1%).
При этом авторы программы признают: причиной почти каждого пятого ДТП (21%), гибели каждого четвертого участника дорожного движения (24,8%) и ранения каждого пятого участника дорожного движения (21,1%) стали "недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети".
Существуют определенные нормы поведения, уставы, правила, законы, которые принято исполнять, соблюдать или не нарушать. Если от нарушений некоторых общепринятых норм Вы можете о себе только создать определенное впечатление, мнение окружающих, то нарушение Правил и Законов несет за собой ответственность в виде наказаний от устного замечания до уголовной ответственности.
Основная цель Правил дорожного движения – безопасность на дорогах. Правила являются основным нормативным актом и содержат требования к участникам движения, к транспортным средствам, определяют значение сигналов регулирования дорожного движения. Нарушение Правил влечет за собой привлечение к дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной ответственности. Это необходимо помнить всем – водителям, пешеходам, пассажирам (и др., например должностным лицам). Государственная автомобильная инспекция обеспечивает безопасность дорожного движения и имеет право:
- останавливать транспортные средства;
- требовать соблюдения «Правил дорожного движения»;
- запрещать использование неисправных транспортных средств;
- отстранять от вождения лиц, которые не имеют права управлять данным видом транспорта, находятся в состоянии алкогольного опьянения или грубо нарушают ПДД;
Пешеходы и водители обязаны выполнять требования сотрудников ГАИ.
Сегодня Государственная автомобильная инспекция – серьезная сила, в ней служат профессионалы. Им поручено очень важное дело – сохранять порядок на дорогах большой страны и решать много других задач. Передовой и самый мощный отряд Госавтоинспекции – дорожно-патрульная служба (ДПС). В 1998 году Госавтоинспекция была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Однако широкая общественность новую аббревиатуру не очень жаловала, и было решено оставить два названия – ГАИ и ГИБДД (применительно к аппарату управления).
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».
Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.
Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.
Нарушение Правил дорожного движения могут привести к дорожно-транспортному происшествию. Причинами могут быть и скользкая дорога, недостаточная видимость и мн. др., а неправильные действия в подобных условиях так же могут обернуться трагедией. На дорогах теряет свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. Необходимо помнить, что транспортное средство невозможно остановить сразу, опасность появления на проезжей части перед близко идущим транспортом велика.
К дорожно-транспортному происшествию могут привести опасные действия пешеходов, такие как:
- переход проезжей части в неположенном месте
- переход перед близко идущим автомобилем
- переход в нетрезвом состоянии
- неожиданный выход из-за автомобиля (укрытия)
- неподчинение сигналам регулирования дорожного движения
- невнимательность
Из числа погибших пешеходов во время происшествия:
от 47 до 69% переходили проезжую часть дороги в не установленном месте;
- от 15 до 28% двигались вдоль дороги в попутном направлении движению;
- от 5-13% двигались вдоль дороги навстречу движению;
Почти 70% погибших пешеходов были сами виновниками в создании дорожно-транспортного происшествия.
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей и подростков происходят в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
- переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35–40 %;
- неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25–30 %;
- неподчинение сигналам светофора 10–15 %;
- игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10 %.
Нельзя доверять и водителю, рассчитывая на его профессионализм, иногда имеет место и человеческий фактор – состояние здоровья, психическое, душевное состояние. Более 100 нарушений ежедневно на дорогах нашего города выявляют и привлекают к ответственности водителей инспектора дорожно-патрульной службы. Но осуществить контроль за каждой машиной на дороге невозможно, равно как невозможно предупредить об опасности каждого нарушающего пешехода. Безопасность на дороге напрямую зависит от культуры поведения всех участников дорожного движения. Дорога ошибок не прощает, и исправить их возможности не предоставляется. Уверенность, а не самонадеянность, внимание, а не суетливость, умение правильно оценить ситуацию и здравое суждение помогут Вам избежать трагедий.
За нарушение Правил дорожного движения Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено привлечение к ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С этого возраста нарушитель несет полную ответственность, предусмотренную настоящим Законом. Наиболее распространенные виды наказаний за административные правонарушения в области дорожного движения;
- устное замечание – без составления протокола;
- предупреждение – составление административного протокола и наказание, выраженное в официальном порицании нарушителя;
- административный штраф – составление административного протокола и наказание, выраженное в денежном взыскании, при этом срок уплаты штрафа строго определен Кодексом. В случае неуплаты в сроки, предусмотренные Законом, постановление направляется в службу судебных приставов для принудительного удержания. При отсутствии самостоятельно заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
Куратор раздает на каждую парту раздаточный материал «Таблица штрафов ГИБДД», обучающиеся 3-5 мин. просматривают ее и далее беседуют с куратором.
- лишение права управления транспортными средствами – предусматривает изъятие водительского удостоверения с запретом управлять ТС на срок, вынесенный постановлением по делу об административном правонарушении.
- административный арест - назначается в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам 1 и 2 группы.
За совершенное административное правонарушение составляется протокол, который должен содержать все сведения о лице, привлекаемом к ответственности, о потерпевших и свидетелях (если таковые имеются), статья Закона, описание события нарушения с указанием точного времени, даты и места совершения, объяснения нарушителя.
Самые распространенные виды нарушений Правил дорожного движения среди подростков от 14 до 18 лет:
- нарушение пешеходом (переход в не установленном месте, на запрещающий сигнал светофора и др.);
- нарушение лицом, управляющим велосипедом или мопедом;
- управление в состоянии алкогольного опьянения;
- нарушение правил учебной езды;
- управление не имея права управления ТС.
Правила дорожного движения для пешеходов.
Куратор задает вопрос обучающимся. Прежде чем переходить к рассмотрению ПДД для пешеходов, нужно понять, кто такой пешеход. Подумайте и ответьте, как вы понимаете этот термин «пешеход».
Ответы обучающихся.
Согласно пункту 1.2 правил дорожного движения:
"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Тут прежде всего стоит отметить, что велосипедист, мопедист, мотоциклист могут выступать как в роли пешеходов, так и в роле водителей. Если Вы сели на велосипед, то Вы водитель, если слезли с велосипеда - пешеход. Соответственно, можно следовать правилам либо для водителей, либо для пешеходов для выполнения разных маневров.
Обратите внимание, что лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах являются пешеходами.
Также отмечу, что дорожные рабочие пешеходами не являются и правила для пешеходов им выполнять не обязательно. При этом если рабочий никакой работы не выполняет, то он автоматически становится пешеходом.
Движение пешеходов по дороге
Теперь обсудим правила, связанные с движением пешеходов по дороге (правила дорожного движения пункт 4.1):
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
Куратор задает вопрос обучающимся. Самое время рассказать о том, что такое тротуар и обочины. Как вы понимаете эти термины, попробуйте дать им определение.
Ответы обучающихся.
"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Куратор: Отмечу, что на дороге не может быть одновременно тротуара и обочины. Тротуар либо вплотную примыкает к проезжей части, либо отделен от нее газоном. Обочина также примыкает к дороге на одном уровне с ней. Т.е. обочина обязательно располагается на одном уровне с дорогой. Если рядом с дорогой углубление или возвышение, то это уже не обочина.
Куратор: Что такое тротуар и обочина, разобрались. Перейдем к пешеходной дорожке и велопешеходной дорожке.Как вы понимаете эти термины.
Ответы обучающихся.
"Пешеходная дорожка" - обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Вопрос куратора: А каким знаком обозначается пешеходная дорожка?
Ответы обучающихся.
Пешеходная дорожка обозначается знаком 4.5.1:
"Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)" - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.
Правила предписывают пешеходам в первую очередь двигаться либо по тротуару, либо по пешеходной дорожке, либо по велопешеходной дорожке. А что же выбрать, если есть одновременно и пешеходная дорожка, и велопешеходная дорожка, и тротуар. В этом случае Вы можете выбрать дорогу по собственному усмотрению. Отмечу лишь, что на практике такого обилия альтернативных пешеходных маршрутов я не встречал.
И только при отсутствии и пешеходной дорожки, и велопешеходной дорожки, и тротуара ПДД разрешают двигаться по обочине.
Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
Т.е. в исключительных случаях пешеходы могут двигаться в том числе и по краю проезжей части. Однако на практике двигаться пешком по проезжей части я рекомендую как можно реже. В целях Вашей безопасности.
Пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке, но только в случае отсутствия тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и велопешеходных дорожек.
Еще одна особенность движения пешеходов по проезжей части. Запрещается двигаться в середине дороги около разделительной полосы.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Обратите внимание, что пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам, т.е. по встречной полосе. Однако пешеходы, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл или передвигающиеся в инвалидных колясках должны следовать по попутной полосе.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:
"Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
"Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.
Например, можно воспользоваться специальным желтым жилетом, который обычно используется дорожными рабочими. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 - 200 рублей.
Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь светоотражатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено, я советую прислушаться к этим рекомендациям. Светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.
Информационные источники:
- http://pddmaster.ru/pdd/pdd-pravila-peshexoda-na-doroge-chast-4-kak-pravilno-perexodit-dorogu.html
- http://www.sakor.org/statistika/
- http://rufor.org/showthread.php?t=18675
- http://www.utro.ru/articles/2013/10/08/1148803.shtml
- http://irinaslepova.ucoz.ru/publ/pedagogam/klassnyj_chas_starsheklassnikam_o_povedenii_na_doroge/2-1-0-7
- http://pddmaster.ru/documents/pdd/1-obshhie-polozheniya-tekst-pdd
- http://pddmaster.ru/pdd/pdd-pravila-peshexoda-na-doroge-chast-1-gde-mozhno-dvigatsya-po-doroge.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»
Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ПОВЫШАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В статье рассматривается решение проблемы дорожно-транспортных происшествий среди пешеходов на автомобильных дорогах федерального значения. Приведена статистика дорожно-транспортных происшествий ...
Лекция к разделу "Основы безопасности дорожного движения Вопросы теории движения легкового автомобиля"
Теоретический анализ эксплуатационных свойств помогает выяснить предельные возможности автомобиля и реализовать в дорожных условиях конструктивные особенности конкретной модели автомобиля.К основным э...
Лекция к разделу "Основы безопасности дорожного движения" Дорожно-транспортные происшествия
Дорожно-транспортным (ДТП) называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных...
Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Требования техники безопасности при эксплуатации легкового автомобиля
При вождении легкового автомобиля, как и любого транспортного средства, основное внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении безопасности людей. В соответствии со статьей «Основ граждан...
Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел №5 Организация работы службы безопасности движения в автотранспортных организациях
Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический материал ...
Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел 4 Основы безопасного управления транспортным средством
Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический мат...