Опыт использования технологий «Технология диалоговой взаимопомощи», «Методика взаимообмен заданиями» в образовательном процессе.
статья на тему
Опыт использования технологий
«Технология диалоговой взаимопомощи», «Методика взаимообмен заданиями» в образовательном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии
«Технология диалоговой взаимопомощи», «Методика взаимообмен заданиями»в образовательном процессе.
Традиционный урок - одновременное занятие с группой обучающихся, в ходе которого преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на изложение нового материала, его воспроизведение обучающимися, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа преподавателя ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, которые передаются обучающимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; преподаватель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса.
К традиционным технологиям обычно относят объяснительно-иллюстративное обучение, т.е. практические, наглядные, словесные методы
Проблема методов обучения остается актуальной в теоретическом и в практическом плане: от ее решения изменится сам учебный процесс, деятельность преподавателя и обучающихся, а следовательно и результат обучения.
Традиционная подготовка рабочего профессионала, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо выпустить рабочего, профессионала получившего подготовку высокого уровня, адаптированного к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений: умеющего принимать
взвешенные, аргументированные решения, самостоятельно добывать знания, повышать свою квалификацию.
Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современной России обусловила необходимость модернизации образования, переосмысления теоретических подходов и накопившейся практики работы преподавателей.
В настоящее время возросла потребность в преподавателе, способном обогащать содержание своей деятельности посредством творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Творческое отношение к педагогической деятельности дает возможность получения устойчивых теоретических знаний, специальных практических умений и навыков в разрешении возникающих в процессе обучения и воспитания проблемных ситуаций, развивает способности к исследовательской инновационной деятельности.
Потребность в инновационной образовательной деятельности в современных условиях развития общества определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных модулей требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.
В - третьих, происходит изменение отношения преподавателей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
Инновационная деятельность-это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса. К основным функциям инновационного процесса относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления.
Инновационный процесс в обучении представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых дидактическое открытие или методическая идея превращаются в образовательное нововведение.
Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованостью.
Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования, но важную роль продолжают играть фундаментальное и нормативное обучение, именуемое традиционным, сложившимся на протяжении столетий.
Ведущая цель инновационных технологий – формирование профессиональных компетенций, способность квалифицированно решать профессиональные задачи, создание для обучающегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто "усваивать" предлагаемый преподавателем (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. Ориентация при разработке технологий направлена на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению с которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.
Жизнь требует от современного преподавателя инновационного поведения, т.е. активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение – это максимальное развитие индивидуальности.
Образовательные инновационные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов:
- имеющих фундаментальные и прикладные знания;
- способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области; гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия;
- обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
К формам и методам инновационных технологий обучения: «Технология диалоговой взаимопомощи», «Методика взаимообмен заданиями», «Сократовский диалог», «Парацентрическая технология»и др. Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения – это: ролевые игры, деловые игры, семинары, повторительно–обобщающие уроки, конференции, диспуты, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады, сообщения; тестирование, исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения.
Обилие инноваций – моделей, планов и стратегий их реализации на практике – признак современного образования.
С целью повышения качества подготовки рабочего профессионала, активизации познавательной деятельности обучающихся, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности я на уроках применяю: «Технологию диалоговой взаимопомощи», «Методика взаимообмен заданиями».
Методика взаимообмен заданиями – методика в которой один обучающийся— носитель информации, т. е. выступает в роли учителя , а другой — в роли обучающегося, затем они меняются ролями.
Для изучения берется небольшая тема, которая разбивается на 4-9 карточек, каждая карточка является самостоятельным входом в тему.
Карточки по этой методике для работы в парах сменного состава составлены таким образом, что после каждого пункта плана даны контролирующие или уточняющие вопросы, затем практическая или расчетная задача.
Карточки с которыми работают обучающие состоят из 2 частей:
1 часть- задание для ввода и для взаимообмена, содержащие теоретический материал в виде конспекта, презентации
2 часть- задание для самостоятельной работы и для взаимоконтроля, содержащие теоретический материал в виде презентации, практической работы
В зависимости от уровня подготовки обучающихся, их возраста и сложности изучаемой темы ввод нового материала можно осуществлять несколькими способами:
- ввод делает учитель
- ввод делают ассистенты - высокоэффективный метод организации взаимодействия учащихся и повышения их успеваемости
- групповой ввод
-самоввод
- самоввод с групповой консультацией преподавателя
Это разнообразит учебный процесс и сделает его интересным для обучающихся.
На уроках учащиеся работают в парах постоянного и сменного состава, что позволяет исключить конфликты между обучающимися, обеспечивает качественное усвоение информации урока, передачу изучаемых сведений без искажений и потерь.
На уроках обучающиеся не являются пассивными слушателями, происходит постоянная смена деятельности:
- изучить и записать 1 часть карточки, используя конспект, презентацию
- выполнить задание 2 части карточки
- выслушать и записать ответ товарища
-рассказать товарищу 1 часть карточки
- выполнить задание карточки товарища
- проверить правильность выполнения задания – лучше всего помогает организовать взаимодействие между обучающимися и вызывает высокий интерес к изучаемому материалу
- выставить оценки
Достоинства методики:
- свободное перемещение по классу
- за урок выставляется большое количество оценок
- методика позволяет обучающимся детально изучить материал карточек в индивидуальном темпе
- самостоятельность изучения темы с помощью литературы, интернета развивает необходимые для изучения учебной и научной литературы умения
- возникают оптимальные условия для реализации индивидуального подхода и элементов проблемного обучения.
- каждый из обучающихся развивает в себе умение излагать свои мысли, у учащихся воспитывается умение работать в коллективе сверстников, выслушивать ответы других, выставлять оценки, умение поработать на уроке в роли учащегося и преподавателя.
- приобретаются в деятельности и нравственные аспекты: взаимопомощь, взаимовыручка, уважение к мнению другого. Программа осваивается общими усилиями, т. е. основная деятельность обучающегося приобретает коллективный характер, который способствует формированию доверительных отношений между учащимися.
«Технология диалоговой взаимопомощи» - способ организации учебной деятельности, позволяющей организовывать многократное повторение информации данной преподавателем.
«Технология диалоговой взаимопомощи» является личностно-ориентированной технологией, позволяющей создавать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, учитывает индивидуально-личностные характеристики обучающихся.
Обучающиеся во время урока должны усвоить содержание всех 7 карточек и помочь товарищам в усвоении содержания своей карточки, которую делал самостоятельно дома и правильность выполнения, которой проверялось преподавателем.
После обмена информацией обучающиеся помогают друг другу осуществлять взаимоконтроль: они спрашивают друг друга по всем 8 карточкам и выставляют друг другу оценки, правильность выставления которых проверяет преподаватель при защите оценки.
Достоинства технологии:
- проведение методики возможно в течении одного урока
- методика направлена для закрепления знаний и умений обучающихся
- позволяет организовать процесс говорения примерно в течении 10-15 минут для каждого обучающегося
- основное время отведено на организацию самостоятельной деятельности
- учащимся предоставляется возможность работать в индивидуальном темпе, такая работа может осуществляться в компьютерном классе по 2 учащихся за компьютером.
Преимущества применения инновационных образовательных технологий:
- меняются функции преподавателя и обучающегося: преподаватель становится консультантом-координатором , а обучающиеся работают в индивидуальном темпе
- обучающимся предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала
- формирование в классе системы взаимопомощи путем организации работы учащихся- консультантов
- методики дают возможность посмотреть на взаимоотношения обучающихся и преподавателя, обучающихся между собой
-решают вопросы с индивидуально-личностным развитием каждого участника образовательного процесса
- диалог в парах постоянного и сменного составов предполагает диалог на равных
Инновационные технологии я применяю на уроках технологии по следующим темам: «Соединительные швы», «Краевые швы», «Отделочные швы», «Обработка карманов», «Детали кроя. Технические условия на раскрой», «Обработка отделочных деталей», «Обработка низа рукавов», «Подготовка изделий к примерке», «Обработка воротника и соединение воротника с изделием».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"
Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования....
Здоровьеобеспечение деятельности студентов колледжа через использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов.
Современное образование готовит детей, подростков, студентов к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должно обеспечить им высокий уровень реального здоровья, вооружив ...
Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».
Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...
Опыт использования здоровьесберегающих педагогических технологий в процессе преподавания иностранного языка
Текст выступления на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин в ГПОУ ТО "ТГМК им. Н. Днмидова"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)
Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...
Использование педагогом справочно-правовой системы «КонсультантПлюс: Средняя школа» в образовательном процессе
Использование педагогом справочно-правовой системы «КонсультантПлюс: Средняя школа» в образовательном процессеОдним из важнейших аспектов повышения эффективности учебного процесса и качест...
Совершенствование образовательного процесса с использованием игровых технологий обучения МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения как средство повышения успеваемости обучающихся среднего профессиональ
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каж...