Опыт использования технологий «Технология диалоговой взаимопомощи», «Методика взаимообмен заданиями» в образовательном процессе.
статья на тему

Марина Юрьевна Милятинская

Опыт использования технологий

«Технология диалоговой взаимопомощи», «Методика взаимообмен заданиями» в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии

«Технология диалоговой взаимопомощи», «Методика взаимообмен заданиями»в образовательном процессе.

Традиционный урок - одновременное занятие с группой обучающихся, в ходе которого преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на  изложение  нового материала, его воспроизведение обучающимися, оценивает результаты этого воспроизведения.        Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа преподавателя ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, которые передаются обучающимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; преподаватель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса.

К традиционным технологиям обычно относят объяснительно-иллюстративное обучение, т.е. практические, наглядные, словесные методы

Проблема методов обучения остается актуальной  в теоретическом и  в практическом плане:  от ее решения изменится сам учебный процесс, деятельность преподавателя и обучающихся, а следовательно и результат обучения.

Традиционная подготовка рабочего профессионала, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо   выпустить рабочего, профессионала  получившего подготовку высокого уровня, адаптированного к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений: умеющего принимать

взвешенные, аргументированные решения, самостоятельно добывать знания, повышать свою квалификацию.

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современной России обусловила необходимость модернизации образования, переосмысления теоретических подходов и накопившейся практики работы преподавателей.

В настоящее время возросла потребность в преподавателе, способном обогащать содержание своей деятельности посредством творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Творческое отношение к педагогической деятельности дает возможность получения устойчивых теоретических знаний, специальных практических умений и навыков в разрешении возникающих в процессе обучения и воспитания проблемных ситуаций, развивает способности к исследовательской инновационной деятельности.

Потребность в инновационной образовательной деятельности в современных условиях развития общества определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.

        Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных модулей требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.

        В - третьих, происходит изменение отношения преподавателей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.

      Инновационная деятельность-это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса. К основным функциям инновационного процесса относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления.

    Инновационный процесс в обучении представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых дидактическое открытие или методическая идея превращаются в образовательное  нововведение.

    Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованостью.

      Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования, но важную роль продолжают играть фундаментальное и нормативное обучение, именуемое традиционным, сложившимся на протяжении столетий.

     Ведущая цель инновационных технологий   – формирование профессиональных компетенций, способность  квалифицированно решать профессиональные задачи,  создание для обучающегося  возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто "усваивать" предлагаемый преподавателем (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. Ориентация при разработке технологий направлена на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению с которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.

   Жизнь требует от современного преподавателя  инновационного поведения, т.е. активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение – это максимальное развитие индивидуальности.

      Образовательные инновационные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов:

- имеющих фундаментальные и прикладные знания;

- способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области; гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия;

- обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

К формам и методам инновационных технологий обучения: «Технология диалоговой взаимопомощи», «Методика взаимообмен заданиями», «Сократовский диалог», «Парацентрическая технология»и др. Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения – это: ролевые игры, деловые игры, семинары,  повторительно–обобщающие уроки, конференции, диспуты, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады, сообщения; тестирование,  исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения.

Обилие инноваций – моделей, планов и стратегий их реализации на практике – признак современного образования.

С целью повышения качества подготовки рабочего профессионала, активизации познавательной деятельности обучающихся, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности  я на уроках применяю: «Технологию диалоговой взаимопомощи», «Методика взаимообмен заданиями».

      Методика взаимообмен заданиями – методика в которой  один обучающийся— носитель информации, т. е. выступает в роли учителя , а другой — в роли обучающегося, затем они меняются ролями.

Для изучения берется небольшая тема, которая разбивается на  4-9 карточек, каждая карточка является самостоятельным входом в тему.

Карточки по этой методике для работы в парах сменного состава составлены таким образом, что после каждого пункта плана даны контролирующие или уточняющие вопросы, затем практическая или расчетная задача.

Карточки с которыми работают обучающие состоят из 2 частей:

1 часть- задание для ввода и для взаимообмена, содержащие теоретический материал в виде конспекта, презентации

2 часть- задание для самостоятельной работы и для взаимоконтроля, содержащие теоретический материал в виде  презентации, практической работы

     В зависимости от уровня подготовки обучающихся, их возраста и сложности изучаемой темы ввод нового материала можно осуществлять несколькими способами:

- ввод делает учитель

- ввод делают ассистенты - высокоэффективный метод организации взаимодействия учащихся и повышения их успеваемости

- групповой ввод

-самоввод

- самоввод с групповой консультацией преподавателя

Это разнообразит учебный процесс и сделает его интересным для обучающихся.

На уроках учащиеся работают в парах постоянного и сменного состава, что позволяет исключить конфликты между обучающимися, обеспечивает качественное усвоение информации урока, передачу изучаемых сведений без искажений и потерь.

На уроках обучающиеся не являются пассивными слушателями, происходит постоянная смена деятельности:

- изучить и записать 1 часть карточки, используя конспект,  презентацию

- выполнить задание 2 части карточки

- выслушать и записать ответ товарища

-рассказать товарищу 1 часть карточки

- выполнить задание карточки товарища

- проверить правильность выполнения задания – лучше всего помогает организовать взаимодействие между обучающимися и вызывает высокий интерес к изучаемому материалу

- выставить оценки

   Достоинства методики:

- свободное перемещение по классу

- за урок выставляется большое количество оценок

- методика позволяет обучающимся детально изучить материал карточек в индивидуальном темпе

- самостоятельность изучения темы с помощью литературы, интернета развивает необходимые для изучения учебной и научной литературы умения

      - возникают оптимальные условия для реализации индивидуального подхода и элементов проблемного обучения.

- каждый из обучающихся развивает в себе умение излагать свои мысли, у учащихся воспитывается умение работать в коллективе сверстников, выслушивать ответы других, выставлять оценки, умение поработать на уроке в роли учащегося и преподавателя.

- приобретаются в деятельности и нравственные аспекты: взаимопомощь, взаимовыручка, уважение к мнению другого. Программа осваивается общими усилиями, т. е. основная деятельность обучающегося приобретает коллективный характер, который способствует формированию доверительных отношений между учащимися.

«Технология диалоговой взаимопомощи» - способ организации учебной деятельности, позволяющей организовывать многократное повторение информации данной  преподавателем.

     «Технология диалоговой взаимопомощи» является личностно-ориентированной технологией, позволяющей создавать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, учитывает индивидуально-личностные характеристики обучающихся.

      Обучающиеся во время урока должны усвоить содержание всех 7 карточек и помочь товарищам в усвоении содержания своей карточки, которую делал самостоятельно дома и правильность выполнения,  которой проверялось преподавателем.

     После обмена информацией обучающиеся помогают друг другу осуществлять взаимоконтроль: они спрашивают друг друга по всем 8 карточкам и выставляют друг другу оценки, правильность выставления которых проверяет преподаватель при защите оценки.

   Достоинства технологии:

    - проведение методики возможно в течении одного урока

    - методика направлена для закрепления знаний и умений обучающихся

    - позволяет организовать процесс говорения примерно в течении 10-15 минут для каждого обучающегося

   - основное время отведено на организацию самостоятельной деятельности

   - учащимся предоставляется возможность работать в индивидуальном темпе, такая работа может осуществляться в компьютерном классе по 2 учащихся за компьютером.

     Преимущества применения инновационных образовательных технологий:

    - меняются функции преподавателя и обучающегося:  преподаватель становится консультантом-координатором , а обучающиеся работают в индивидуальном темпе

 - обучающимся предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала

-  формирование в классе системы взаимопомощи путем организации работы учащихся- консультантов

- методики дают возможность посмотреть на взаимоотношения обучающихся и преподавателя, обучающихся между собой

-решают вопросы с индивидуально-личностным развитием каждого участника образовательного процесса

- диалог в парах постоянного и сменного составов предполагает диалог на равных

    Инновационные технологии я применяю на уроках технологии по следующим темам: «Соединительные швы», «Краевые швы», «Отделочные швы», «Обработка карманов», «Детали кроя. Технические условия на раскрой», «Обработка отделочных деталей», «Обработка низа рукавов», «Подготовка изделий к примерке», «Обработка воротника и соединение воротника с изделием».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"

Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования....

Здоровьеобеспечение деятельности студентов колледжа через использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов.

Современное  образование готовит детей, подростков, студентов  к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должно обеспечить им высокий уровень реального здоровья, вооружив ...

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...

Опыт использования здоровьесберегающих педагогических технологий в процессе преподавания иностранного языка

Текст выступления на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин в ГПОУ ТО "ТГМК им. Н. Днмидова"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)

Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...

Использование педагогом справочно-правовой системы «КонсультантПлюс: Средняя школа» в образовательном процессе

Использование педагогом справочно-правовой системы «КонсультантПлюс: Средняя школа» в образовательном процессеОдним из важнейших аспектов повышения эффективности учебного процесса и качест...

Совершенствование образовательного процесса с использованием игровых технологий обучения МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения как средство повышения успеваемости обучающихся среднего профессиональ

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каж...