Методическая разработка "Возрастные особенности нервной системы у детей"
консультация на тему

Каменева Елена Юрьевна

Материал знакомит с особенностями строения и работы нервной системы у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennosti_nervnoy_sitemy.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности строения  и

работы нервной системы у детей.

Развитие нейрона.

К моменту рождения нервная система ребенка уже сформирована,  развиты все отделы нервной системы, но она еще не совершенна в своей работе (по своей функциональной деятельности).

        Нервная система начинает формироваться на  3-ей неделе эмбрионального развития из клеток эктодермы (наружного зародышевого листка эмбриона).

Вначале нейроны представляют собой ядро окруженное цитоплазмой. На 3-ем месяце внутриутробного развития начинается рост аксона. Он растет к периферии, вплоть до конечного органа. Функциональная деятельность нейрона начинается с того момента, когда аксон достигает органа. Вместе с аксоном развивается синапс. Дендриты растут после аксона. Способность проводить возбуждение у дендрита появляется позже, чем у аксона: аксон функционирует уже до рождения, а дендрит – после. В коре больших полушарий количество дендритов возрастает с увеличением числа условнорефлекторных связей.

             После рождения количество нервных клеток изменяется незначительно. Усложнение функций нервных клеток  происходит благодаря следующим изменениям:

  • за счёт увеличения размера нейронов;
  • роста аксона в длину;
  • ветвления дендритов;
  •  увеличения диаметра отростков;
  • увеличения расстояния между нервными клетками.

Миелинизация нервных волокон.

По мере роста аксонов происходит их миелинизация. Этот процесс осуществляется от тела клетки к периферии аксона. Миелинизация начинается на 4-5 месяце эмбрионального развития и заканчивается в основном к 3 годам жизни ( хотя рост миелиновой оболочки продолжается и после 3-х лет). Пока нет миелиновой оболочки, функциональные возмож-ности нервного волокна ограничены (возможны только слабые реакции). По мере разви-тия миелиновой оболочки возбудимость нервного волокна постепенно увеличивается.

   Раньше других миелинизируются периферические нервы, затем волокна спинного мозга, позже – нервные волокна ствола и мозжечка,  и в последнюю очередь – волокна больших полушарий.

 Двигательные нервы и проводящие пути спинного мозга покрываются миелином к моменту рождения,чувствительные – к 3-м мес. жизни, черепно-мозговые нервы – к 3-4 годам.

 По мере миелинизации нейронов головного мозга ребёнок способен выполнять те или иные действия и движения. Например: миелинизация речевого центра заканчивается к 1,5- 2 годам, поэтому у ребёнка появляется речь.

Недостаток миелина приводит к «разлитой» реакции, т.е. на один раздражитель ребёнок отвечает многочисленными действиями. Например: когда грудной ребёнок хочет есть, он не только чмокает губами,но также плачет, кричит и совершает различные движения телом, руками, ногами. В 3 мес., видя знакомого взрослого, ребёнок не только улыбатся ему, но и совершает движения, начинает издавать звуки.

Миелинизация ускоряется в тех волокнах,  которые начинают усиленно функционировать

( работать).  Для того, чтобы быстрее происходила миелинизация какого-либо отдела головного мозга, необходимо проводить массаж, пассивную и активную гимнастику, пальчиковую гимнастику, развивать мелкую моторику рук. (Развитие мелкой моторики

руки ведёт к ускорению миелинизации в головном мозге, и как следствие, к ускорению умственного и физического развития).

Развитие спинного и головного мозга.

К моменту рождения строение мозга в основном завершено.

Наиболее развит спинной мозг. Его масса к рождению около 4 гр., к 6 месяцам увеличивается в 2 раза, к 3 годам – в 4 раза, к 6г. – в 5 раз, к 20 годам  увеличивается в 8 раз.

К рождению все клетки хорошо развиты. Рефлексы, за которые отвечает спинной мозг, устанавливаются ещё в период внутриутробного развития.

Головной мозг формируется ещё до рождения. На 5-ой нед. у эмбриона образуются мозговые пузыри, из которых развиваются все отделы головного мозга. В этот период важно сохранение здоровья матери, недопустимы заболевания, курение ( в том числе пассивное ),алкоголь.

У новорожденного масса мозга составляет  350-370 грамм. Наиболее интенсивно головной мозг растёт и развивается на протяжении первых 7 лет. К 1 году масса мозга удваивается,

к 3 годам – утраивается, к 7 годам – приближается к массе взрослого, достигая 1250 гр.

В школьном возрасте нарастание массы мозга резко замедляется и к наступлению зрелос-ти составляет примерно 1400 гр., максимума достигает к 20 – 29 годам.

Но функциональные возможности мозга имеют большие отличия, т.к. клетки головного мозга у детей имеют более простое строение.

Одновременно с ростом мозга происходит усложнение его строения, а следовательно, развиваются и совершенствуются функции нервной системы ребёнка.

К моменту рождения хорошо развиты отделы мозга, отвечающие за безусловные рефлексы (рефлексы дыхания, сердечно- сосудистой системы, пищевые, защитные и ориентировочные  рефлексы). Со 2-ого мес. жизни у ребёнка на основе безусловных рефлексов начинают вырабатываться условные рефлексы.

Развитие коры больших полушарий.

         Развитие коры происходит в течение длительного периода онтогенеза. Кора начинает формироваться рано. До 4 мес. у плода поверхность больших полушарий гладкая, с 5 мес. появляются основные борозды. К моменту рождения кора имеет такой же тип строения, как и у взрослого, но она отличается по форме и величине борозд и извилин. В дальнейшем, по мере роста ребёнка, борозды становятся глубже, извилины между ними рельефнее, продолжается формирование мелких борозд и извилин.

        К моменту рождения кора имеет такое же количество нервных клеток, как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы: клетки имеют более простое строение, имеют простую форму, небольшое количество отростков. Кора тоньше, чем у взрослых, корковые слои слабо дифференцированы, нервные центры недостаточно сформированы.

       После рождения кора развивается очень быстро. К 2 годам  площадь коры увеличивается в 2,5 раза (за счёт увеличения количества отростков и их длины).

       Миелинизация нервных волокон головного мозга идёт неравномерно. В последнюю очередь миелином покрываются нервные волокна лобной доли. Поэтому возбуждение распространяется  на большое количество мышц, что проявляется в бурной двигательной реакции ребёнка.

      К 5-7 годам мозг ребёнка похож на мозг взрослого, но отличается по своим функциональным возможностям. Поведение новорожденного регулируется не корой, а безусловными рефлексами: пищевыми, кожными, хватательными, сгибательными - разгибательными,  статическими, стато-кинетическими и т.д. Реакции новорожденного с вовлечением коры происходят на звуковые и световые раздражители: кора участвует в повороте глаз и головы в сторону света и звука, и в различении красного и зелёного цвета. По мере развития коры у ребёнка совершенствуются все реакции и движения, появляются условные рефлексы.

Различные зоны коры созревают неравномерно. Созревание сенсорных и моторных зон  завершается в основном к 3 годам. Значительно позже созревают ассоциативные зоны. К 7 годам отмечается значительный скачок в развитии ассоциативных областей, однако их созревание, формирование связей с другими отделами мозга происходит вплоть до подросткового возраста. Наиболее поздно созревают лобные области коры( двигательные зоны). Так, двигательный центр устной  речи формируется к 3 годам жизни. Двигательный центр письменной речи окончательно формируется  к 7 годам. Зрительный центр письменной речи – до 7 лет.

 Постепенно (в дошк., мл. и ср. шк. возрасте) идёт увеличение ассоциативных волокон и образование новых нервных связей между участками коры.

Такое постепенное созревание структур коры больших полушарий определяет возрастные особенности высших нервных функций и поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реабилитации пациентов с травмами и заболеваниями нервной системы

Данная презентация содержит материал о реабилитации пациентов пациентов после инсульта...

Методическая разработка теоретического занятия ""Реабилитация пациентов при заболеваниях нервной системы"

Представлена методическая разработка в помощь преподавателю для проведения теоретического занятия....

Методический материал по теме: "Центральная нервная система" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Методический материал по теме: "Центральная нервная система" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Методический материал по теме: "Вегетативная нервная система" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Методический материал по теме: "Вегетативная нервная система" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Тема:Нервная система. Центральная нервная система

В системе подготовки высококвалифицированных медицинских работников со средним профессиональным образованием приоритетным направлением является самостоятельное освоение обучающимися учебного мате...

Заболевания нервной системы у детей и их профилактика

Отклонения нервной системы у детей носят функциональный характер и никак не связаны с ее органическими и морфологическими нарушениями. Неврозы. Это длительные функциональные нарушения высшей...

Методическая разработка по теме практического занятия ПМ01. МДК01.01 "Диагностика заболеваний периферической нервной системы". Пропедевтика клинических дисциплин. Специальность 31.02.01.

Практическое занятие по теме:Диагностика заболеваний периферической нервной системыМетодическое пособие по ПМ01. Диагностическая деятельность, МДК01.01. Пропедевтика клинических дисциплин, разде...