«Психологическое сопровождение проектной деятельности обучающихся»
статья на тему
С данной статье раскрыты основные направления психологического сопровождения проектной деятельности обучающихся. В работе приведен алгоритм работы над проектом, показан пример работы педагога-психолога с детьми над мини-проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poltora_veka_nazad_dzh_2.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликова Лариса Васильевна, педагог-психолог, МБОУ «Подсинкая СШ», Алтайский район.
«Психологическое сопровождение проектной деятельности обучающихся».
Полтора века назад Дж. Дьюин сформулировал основные концепции новой, «инструментальной» педагогики. В основу ее были положены: спонтанный интерес и личный опыт ребенка. Эти идеи противостояли взгляду на образование как на процесс репродуктивного усвоения культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями, и стали научной основой принципиально нового педагогического метода – метода проектов. «Проект» (в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед) толкуется в современных словарях как «прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности». А проектирование определяется как деятельность, направленная на «промысливание того, что должно быть».
Под психологическим сопровождением понимается «система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и психического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия».
Важно организовать психологическую работу с педагогами и обучающимися по реализации проектной деятельности. Психологическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям:
• Диагностика личностных особенностей ребенка, его интересов и склонностей позволяет ученику понять, какой проект ему лучше делать – по тематике, форме, способам представления результата, объемности исследовательской и практической части и пр.
• Психологическое сопровождение организации специальной развивающей работы, направленной на формирование психологических умений и способностей. Сензитивный возраст для развития общеучебных умений является младший школьный возраст. В этом возрасте развиваются организационно-деятельностные, рефлексивные, коммуникативные способности детей, а значит, осуществляется подготовка к самой проектной деятельности.
Именно на данном этапе важно донести детям смысл проектной деятельности, познакомить с ее структурой, а также осуществлять совместно с детьми мини – проекты.
• Следующим шагом психологического сопровождения проектной деятельности является организация работы с педагогами. В соответствии с ФГОС ООО по окончании 9 класса учащиеся защищают итоговые проекты. Педагогам важно показать, как с помощью проектной деятельности можно развивать общеучебные навыки учащихся, а также какие существуют способы эффективного взаимодействия учителя и ученика в работе над проектом с учетом возрастных особенностей детей.
• Проекты могут быть связаны с различными областями знаний, в том числе и с психологией. В частности, обучающийся, работая над проектом в области психологии, реализует личностные потребности, стремится осознать свои возможности и разобраться в себе. Проектная деятельность позволяет школьнику применить свои академические знания, использовать свой жизненный опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Она позволяет узнать границы своих возможностей, увидеть рост своей компетентности в различных областях знаний, сформировать представления о своей будущей профессии, о своей взрослой жизни. В этом случае педагог-психолог выступает в своей основной профессиональной роли специалиста по сопровождению.
Приведем пример мини - проекта, реализуемого педагогом-психологом.
Тема мини - проекта «Строим башню»
Участники проекта: учащиеся 4 класса.
Цель: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе проектной деятельности.
Задачи: 1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать.
2. Развивать творческие способности учащихся: оригинальность и продуктивность мышления.
3. Развивать коммуникативные и организаторские навыки учащихся.
Оборудование: пластиковые трубочки для коктейля, ножницы, скотч.
Ход занятия
Учащиеся класса делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает пластиковые трубочки для коктейля, ножницы, скотч. Задание группам формулируется так: «Из имеющихся у вас материалов необходимо построить башню. Башня должна быть высокая, красивая, устойчивая. На работу отводится не более 20 минут. Рабочее место по окончании работы должно быть убрано».
Представляется детям алгоритм работы над проектом.
Алгоритм работы над проектом
Этапы работы над проектом | Деятельность в группе | |
| Из предложенных материалов необходимо построить башню. | |
| У нас есть проблема: необходимо построить башню из предложенных материалов. – возможно ли это: сможем ли мы построить ее высокой, устойчивой и красивой. | |
| Наша цель – высокая, устойчивая и красивая башня, сделанная при помощи пластиковых трубочек для коктейля, ножниц, скотча. Это позволит решить имеющуюся проблему. | |
| постановка задач, исходящих из цели | Что делать: какие шаги необходимо осуществить на пути к цели |
определение последовательности предстоящих шагов | Когда делать: в какой последовательности будут осуществляться эти шаги | |
выбор способов работы (технологии) | Как делать: какие потребуются детали, как они будут соединяться между собой. | |
5. Реализация плана | Осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов их соединения между собой. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел. | |
6. Рефлексия | Оценивание, удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели; сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом (получилась ли высокая, устойчивая, красивая башня – опора на предложенные критерии оценивания); анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему); самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения). | |
7. Презентация | Демонстрация проектного продукта и доказательство того, что цель достигнута, проблема решена. |
Затем группы знакомятся с тем, как будет оцениваться их работа. Для этого помещается на доске или раздается группам оценочный лист.
Оценочный лист
Критерии | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 |
Высота (максимально 3 балла) | ||||
Устойчивость (максимально 3 балла) | ||||
Эстетичность (максимально 3 балла) | ||||
Быстрота работы(максимально 3 балла) | ||||
Опрятность рабочего места (максимально 3 балла) |
Для усиления интриги в ходе работы групп педагог обращает внимание на то, что дополнительный бонус получит группа, которая закончит работу раньше других, что соперники могут воспользоваться вашей идеей, если группа слишком громко обсуждает свою работу и т.п.
Для оценки результатов работы в состав жюри приглашаются по одному представителю от каждой группы (лучше выбрать не самых активных участников «строительства башни») – это повысит их статус в группе и смотивирует на более активную работу в дальнейшем.
Группа, набравшая максимальное количество баллов, становится победителем и поощряется символическим призом.
На следующем этапе работы необходимо провести рефлексию, обсудить с учащимися:
- как шла работа, какие возникали идеи, что удалось реализовать и от чего пришлось отказаться, почему, как можно было выполнить проект еще лучше;
- как проявили себя отдельные участники группы, как удалось преодолеть разногласия;
- какие эмоции возникли в ходе работы, по ее окончании, в процессе оценивания и по ее завершении, справедливо ли присужден приз.
Этапы работы над мини – проектом
Педагог-психолог неявно формулирует цель. Учащимся приходится задавать вопросы, проявлять инициативу, что порождает проблему.
Проблематизация. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает недоумение учащихся стремление ее преодолеть. Ребята задают уточняющие вопросы, высказывают свои соображения.
Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно следующий этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель. Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляет учащихся приступить к деятельности.
Планирование – важный этап работы над проектом, в результате которого конкретные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, найдены ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступить непосредственно к работе.
Реализация имеющегося плана – следующий этап проектной деятельности. Участники проекта осуществляют достижение намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов их соединений. По завершению работы участники сравнивают полученный результат со своим замыслом. Это этап осмысления, анализ допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе работы. Все это является содержанием рефлексии.
Завершающим этапом работы над проектом является презентация. Участники проекта демонстрируют проектный продукт, что доказывает: цель достигнута, проблема решена. Самопрезентация приобретенного участниками нового опыта.
Таким образом, психологическое сопровождение направлено на раскрытие личностного потенциала обучающегося и развитие его жизненных целей через реализацию проектной деятельности.
Литература
1.Битянова М.Р. «Организация психологической работы в школе» - М., 1996.
2.Бухаркина М.Ю. «Разработка учебного проекта» - М., 2003.
3. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» - М., 2014 .
4. Ожегов С. «Толковый словарь русского языка» - М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода в обучении
Итоговая аттестационная работа на тему "Организация проектной деятельности обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода в обучении"В работе рассмотрены теоретическ...
Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"
В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...
«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».
Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого? Ли...
Методическая разработка «Проектная деятельность обучающихся на уроках спецрисунка как средство активизации исследовательской и практической работы по теме « историческая прическа»
Курсовая работа содержит материал исследования учебной деятельности обучающихся профессии "парикмахер" на уроках спец.рисунка....
Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении специальных дисциплин
Представление опыта использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе видеоматериалов на уроках профессиональных дисциплин по пофессии "Повар, кондитер", специальности &qu...
статья "Эффективное образование: от компетенции учителя к компетенции ученика через аспекты проектной деятельности обучающихся"
описание педагогической практики социально-ориентированной направленности, позволяющие реализовать задачи формирования предметных знаний, умений и навыков в рамках ФГОС нового поколения...
Психологическое сопровождение при подготовке обучающихся к демонстрационному экзамену — это необходимость!
Психологическое сопровождение выпускников в период подготовкик государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавателей профес...