«Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя»
статья на тему
«Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя» | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Т.В.
Выступление на МО учителей истории и обществознания
МАОУ ЦО № 13г.Тамбова имени Героя Советского союза Н.Кузнецова
09.01.2014г.
«Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя»
“Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду...”. В.В.Путин
В современных условиях фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Всем известны новые требования к современной школе, включающие и такие пункты, как обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; активные формы учебной деятельности; инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма, индивидуализация; новая роль педагога в школе; использование новых цифровых учебных инструментов, электронных медиатек.
Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решить в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности, уже внедряющей на практике новые подходы к образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом.
Компьютерные технологии настолько прочно вошли в практику работы учителей, что педагоги не только пользуются ими ежедневно, но и появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий.
Сетевые сообщества педагогов, не знающие границ и расстояний, легко решают ряд важных задач, решение которых раньше было возможно лишь при непосредственной встрече и обмене информацией по почте или через электронные носители.
В настоящее время сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования.
Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень,
Цели сетевого сообщества могут быть разными, можно назвать главные:
- создание единого информационного пространства;
- обмен опытом, поддержка и сотрудничество;
- распространение успешных педагогических практик;
- организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
- инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
- повышение профессионального уровня;
- поддержка новых образовательных инициатив.
- сетевые сообщества предоставляют следующие возможности:
- возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества;
- возможности общения (форум, чат, комментарии);
- дистанционное обучение;
- участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях;
- создание собственных электронных страниц (портфолио)
Схема подчеркивает, что возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества- это трансляция собственного опыта и возможность повысить свой уровень педагогического мастерства с помощью уже размещенных другими педагогами материалов.
Сетевые сообщества предлагают новые формы коммуникации, которые позволяют делиться опытом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, наблюдать положительный опыт других педагогов на виртуальных мастер-классах, повышать свой квалификационный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве.
Сетевые сообщества предлагают возможности дистанционного обучения, участия в профессиональных конкурсах, что так же ведет к удобным формам повышения квалификации педагога.
Сетевые сообщества являются и копилкой материалов, собранных самим педагогом-участником работы данного сообщества, что в сочетании с личными данными самого педагога, необходимыми при регистрации, является неким электронным портфолио, показывающим направления деятельности педагога, его квалификационный уровень, интересы, цели, задачи. Некоторые сетевые сообщества предоставляют удобное для заполнения пространство, являющееся виртуальным кабинетом и, одновременно, его портфолио.( Социальная сеть работников образования)
Сетевые сообщества предоставляют возможность организации таких форм деятельности как
- Обучающий семинар
- Виртуальная конференция
- Конкурс
- Проект
- Акция
- "Мастерская"или мастер-класс
- Обсуждение в чате
- Фестиваль проектов
- Телеконференция
Все формы деятельности достаточно просты в организации и активно поддерживаются членами сетевых сообществ.
В Росси в настоящее время успешно действует целый ряд виртуальных объединений учителей предметников. Вот лишь некоторые примеры:
Самый многочисленный, содержащий огромное количество полезных материалов, постоянно организующий всевозможные конкурсы, акции , интернет-семинары, удобную форму общения учителей всей страны - Сеть творческих учителей.http://www.it-n.ru/ на портал “Сеть творческих учителей” ежедневно загружается около 200 материалов, и лишь около 15% из которых публикуется
Особый интерес приобретает опыт работы сообществ портала “Сеть творческих учителей”, который отличается от аналогичных проектов Рунета как более широким охватом работников образования, так и изначальной ориентацией учительских сообществ на совместное творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные технологии в своей работе.
Очевидны и концептуальные особенности работы портала, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов проекта и его участников:
- Создание комфортной, “понимающей” среды профессионального общения педагогов;
- Развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума;
- Сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее (в первую очередь, русскоязычное образовательное пространство стран бывшего СССР);
- Создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта учителя;
- Обеспечение вхождения российских учителей и школ в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений Майкрософт, в частности.
Опыт портала “Сеть творческих учителей” убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие профессионалов позволяет выстроить особую систему тьюторства, включающую в себя многочисленные мастер-классы, консультативные недели, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации и многое другое. Принципиально важно при этом, что каждый участник портала может выбрать собственную траекторию профессионального роста.
Еще один масштабный интернет-проект для учителей-http://pedsovet.org/ Интернет-педсовет – это безграничное пространство для общения учителей на расстоянии, это одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации.
Сетевое сообщество “Открытый класс”http://www.openclass.ru/ предлагает ЦОР, мастер-классы, дистанционное обучение и мн.др
Профессиональное сообщество педагогов “Методисты.ру”. http://metodisty.ru/ Предназначено для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации.
Социальная сеть работников образования, Тамбов-вики и т.д.
К критериям эффективного сетевого профессионального сообщества педагогов можно отнести:
1. Число активных участников.
2. Продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл).
3. Динамизм сообщества
3.1.Рост числа активных участников
3.2.Количество обсуждаемых тем и их сменяемость
3.2.Плотность обсуждения
4. Аксиологическая направленность (концептуальность, цель, задачи)
5. Оформление страницы сообщества
6. Социокультурная направленность взвимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе "кодекса сетевого поведения", правил модерирования и др норм. или их обсуждение)
7. Направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению.... педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов "смежных" специальностей).
8. Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам портала:
8.1.Информационная
8.2 Методическая
8.3.Экспертно-аналитическая
8.4.Консультативная
8.5.Учебная (повышение квалификации по тематике сообщества)
8.6.Учебная (повышение ИКТ-компетентности)
8.7.Олимпиадная и проектная деятельность
9. Методическая направленность взаимодействия:
9.1.Публикация методических разработок
9.2.Взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов
9.3.Библиотека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированность базы знаний сообщества
9.4.Общественная экспертиза
9.5.Профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие
10.Информационно-коммуникативная деятельность сообщества: (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов)
10.1.Организация регулярной информационной деятельности посредством форума
10.2. Использование различных форм информационной деятельности (интернет-семинары, конференции, сетевые встречи и др.)
10.3. Информирование о деятельности сообщества
10.4.Информирование о внешних событиях по тематике сообщества
10.5 Информационное консультирование
Уже сегодня число педагогических сетевых сообществ растет практически в геометрической прогрессии.
Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Их уже тысячи, если не десятки.
Но сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание получать информацию, но не публиковать свою.
Почему учитель неохотно вливается в сетевые сообщества? После проведенного опроса среди ряда педагогов, выяснилось, что некоторые из них не умеют работать в сообществе, им не хватает ИКТ-компетентности, некоторые видят в интернете только негатив, у большинства педагогов наблюдается большая загруженность, нехватка свободного времени.
После опроса 56 учителей школы был подведен итог, представленный в виде диаграммы. Учителям разрешалось давать несколько положительных ответов по поводу их отношения к работе сетевых сообществ.
Комментируя диаграмму, следует отметить, что загруженность учителей в настоящее время огромная, но как раз сетевые сообщества помогают в работе, решая проблемы поиска материалов уроков, новых технологий, методической помощи.
Всего 5% педагогов сказали, что не видят смысла в работе сообществ, что доказывает понимание необходимости их плодотворной деятельности. Следует отметить также, что, несмотря на очень средний уровень владения ИК-технологиями, 72% учителей пользуется материалами сетевых сообществ в работе.
Что дает участие в сетевых сообществах?
Участвуя в педагогических интернет – сообществах, учитель имеет возможность: обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному человеку; получать самую современную информацию по интересующей теме; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; иметь доступ к методической базе разработок; общаться с коллегами на различных форумах; публиковать свои материалы; принимать участие в обсуждении опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах.
Если говорить конкретно о своем опыте, хочется отметить, что я являюсь членом пяти сетевых сообществ ,на уроках активно используются доступные ЦОР из сетевых сообществ, происходит постоянное активное общение с педагогами страны, и.т.д
Важной задачей является также унификация составных элементов сетевых сообществ, что позволило бы без сложностей работать не в одном, а разных сообществах.
Ну и, безусловно, идеальным решением было бы создание единого портала, объединяющего работу большого количества сообществ в единое целое, что позволило бы и объединить в единый банк портфолио педагогов страны и созданные ими ЦОР.
Таким образом, если говорить о едином информационно-образовательном пространстве современного педагога, состоящем из электронного портфолио педагога, связанным с сайтом школы, созданными педагогом дистанционными курсами, электронным журналом, электронными публикациями педагога, нельзя не включить в это пространство сетевые сообщества, в которых педагог не только черпает необходимую информацию, но и принимает активное участие в работе.
Единое информационно-образовательное пространство педагога можно представить с помощью схемы:
Любой квалифицированный педагог, строящий свое информационно-образовательное пространство, должен умело его конструировать, и включение в эту схему сетевых педагогических сообществ необходимое условие для плодотворной работы. Сетевые сообщества - это огромное поле для самореализации каждого. Безусловно, что транслируемый педагогами всей страны опыт является не только замечательной возможностью воспользоваться уже созданными ЭОР, но и повысить свой квалификационный уровень, получить квалифицированную помощь, познакомиться с замечательными практиками педагогов страны. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Невозможно представить вне сетевых сообществ успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории.
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Участие в работе сетевых педагогических сообществ - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие по МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»
В учебном пособии раскрываются основы методической работы учителя начальных классов. Учебное пособие направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...
Методическая система работы учителя математики в условиях личностно-ориентированного образования
ведущая педагогическая идея: воспитание через личностно-ориентированный подход в обучении и многообразие форм деятельности студента...
Активная роль младшего школьника в учении как основное условие преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.
Всякий раз, работая в 4 классе, я уже в начале учебного года задумываюсь о подготовке к переходу в основную школу моих воспитанников.Встречаясь с коллегами-предметниками, мы обсуждаем, как осуществить...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)
Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...
Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»)
Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов). В учебном пособии раскры...