Понятие одаренность и его классификация
статья на тему
Одаренный ребенок -какой он? Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность.Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии.Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей.Различают общую одаренность и ее специальные виды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
понятие одаренности и его классификация | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренный ребенок
1.Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2.Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3.Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4.Склонен к рискованным действиям.
5.Обладает богатой фантазией, воображением.
6.Обладает хорошо развитым чувством юмора.
7.Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8.Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического
изучения.
10. Стремится к самовыражению, к творческому использованию предметов.
Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность.
Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии.
Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей.
Различают общую одаренность и ее специальные виды. Под общей одаренностью понимают некий общий уровень развития личности человека, характеризующийся большими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, характерными особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности и т. д. Под специальными видами одаренности понимают высокий уровень развития какой-нибудь отдельной, изолированной способности, который может быть и не связан обязательно с высоким общим развитием личности. Например, человек может обладать выдающейся памятью, далеко превосходящей все те проявления памяти, которые наблюдаются у других людей, и вместе с тем по развитию своего интеллекта быть ниже среднего уровня; он может обладать выдающимся музыкальным слухом и в то же время низким уровнем музыкальной культуры и т. Д
Талант в той или другой области не может основываться только на специальной одаренности, он всегда требует высокого уровня развития нескольких взаимосвязанных способностей. Так, талантливый музыкант, кроме музыкального слуха, обычно обладает высокоразвитым чувством ритма и музыкальной формы, тонким эстетическим вкусом, творческим воображением, впечатлительностью.
Существует много видов классификации одарённых детей. Приведём лишь некоторые из них.
Следующие виды одаренности:
• В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную
• В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
• В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
• В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
• И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными:
1. дети с высоким IQ;
2. дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности,
3. дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).
Другой специалист в области психологии интеллекта, М. А. Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть шесть:
детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);
Имеющиеся в психологии материалы также позволяют обратить внимание педагогов и родителей на следующие категории одаренных детей.
I. Дети с ускоренным умственным развитием.
Нередки случаи, когда дети очень рано, начиная с двух-трех лет, тянутся к учению, в три-четыре года умеют читать и считать, иногда вопреки желанию старших. Такие дети могут на несколько лет опережать сверстников по уровню развития. Естественно можно подумать, что дети с ранним умственным подъемом – самые благополучные, преуспевающие школьники. Но на самом деле это не так: у них свои специфические трудности в учении и общении, свои драмы возрастного развития. К таким детям необходим особый подход,- они могли бы пройти школьное обучение в более сжатые сроки, а у некоторых из них могут оказаться предпосылки выдающегося интеллекта.
II. Дети с ранней умственной специализацией
Это дети, у которых, при таком же, как у сверстников, общем уровне интеллекта, обнаруживается особая расположенность к какому-нибудь определенному учебному предмету (области науки или техники). Иногда сфера познавательных интересов находится за пределами школьной учебной программы.
III. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей
Данную категорию детей отличают такие замечательные качества отдельных психических процессов, как необычная память на какие-нибудь объекты или яркость воображения, особая наблюдательность и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные системы - понятие и классификация
Информационная система (ИС) - это совокупность взаимосвязанных информационных, технических, программных, организационных, правовых и других средств, а также персонала. ИС предназначена для сбора, хран...
Деловая игра на тему : "Понятие о сталях, их классификация и принципы маркировки"
Деловая игра на тему : "Понятие о сталях, их классификация и принципы маркировки"...
Выпрямители.Понятие.Виды.Классификация
Предмет: Основы электроники и цифровой схемотехники...
Методические указания к выполнению практических работ по ОП. 02 Психология (раздел «Понятие девиантного поведения, классификация видов, профилактика, методы диагностики и коррекции»)
Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.02 Психология с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисцип...
Тема 2.1. Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения Тема урока: "Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийног...
Понятие и классификация МПЗ. Оценка МПЗ
Понятие и классификация МПЗ. Оценка МПЗ...
Технологическая карта занятия по дисциплине Педагогика "Понятие о методах и приёмах обучения. Классификация методов обучения"
Технологическая карта открытого занятия по дисциплине Педагогика на тему "Методы воспитания. Условия эффективности методов стимулирования деятельности" предназначена для студентов 2 кур...