Использование возможности проведения третьего урока физической культуры и спорта в общеобразовательных школах, как урока настольного тенниса
методическая разработка на тему
Одной из основных задач физического воспитания младших школьников является обучение разнообразным двигательным действиям, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
При игре в настольный теннис применяется множество ударов
и их разновидностей.
Только вариативность выполнения подач исчисляется сотнями приемов, и на каждый из них теоретически существуют сотни ответов.
Г.С. Захаров (1990) отмечает, что точность и четкость двигательных действий, пластика и красота движений, виртуозная работа ног при игре в настольный теннис сравнима с таким видом искусства как балет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Использование возможности проведения третьего урока физической культуры и спорта в общеобразовательных школах,
как урока настольного тенниса
Подготовила:
тренер-преподаватель
ДЮСШ «Юность»
отделения настольного тенниса
Ненашева Мария Вадимовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……
ГЛАВА 1. Развитие двигательных умений и навыков средствами
настольного тенниса во время проведения третьего урока физической культуры и спорта в общеобразовательных школах ……………………….…
ГЛАВА 2. Педагогическое наблюдение ……………………………………....
ГЛАВА 3. Взаимосвязь показателей общей физической подготовленности с показателями двигательной подготовленности в настольном теннисе у детей младшего школьного возраста……………………………………………..……
3.1.Метрологическое обоснование тестов на двигательную подготовленность в настольном теннисе ………………………………..……
- Влияние упражнений из настольного тенниса на показатели гибкости у детей 7-8 лет …………………………………………………….……
- Влияние упражнений из настольного тенниса на показатели общей выносливости у детей 7-8 лет …….……………………………….……..
- Изменение показателей общей выносливости у младших школьников ……………………………………………………………………….
3.5. Уровень технической подготовленности в настольном теннисе учащихся экспериментальных групп …………………………………….……
Выводы ………………………………………………………………………….…
Практические рекомендации …………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………………….……
ВВЕДЕНИЕ
Ю.Д.Железняк и Л.Е.Савиных (2001) разработали и внедрили в практику программу по физической культуре с повышенным объёмом двигательной активности, которая предусматривает четырёхразовые занятия физической культурой. Программа содержит базовую часть в объёме 72 часов и вариативную в объёме 64 часов, из которых 34 часа отводится на элементы спортивных игр (настольный теннис), 20 часов на элементы аэробики и 10 - на интегральную подготовку.
В настоящее время специалистами в области физического воспитания и спорта ведется поиск дополнительных эффективных средств физического воспитания, за счет которых должна увеличиться двигательная активность школьников.
По мнению А.П.Матвеева (1997) основанием в формировании физических качеств выступают психобиологические (природные) свойства человека, которые характеризуются: анатомо- морфологическими возможностями (возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата, мышечной системы, внутренних органов и анатомических структур); физиологическими и биохимическими возможностями (особенности развития вегетативной и центральной нервной систем, системы энергообеспечения) и психическими возможностями (особенности развития функций отражения и регулирования). Данные возможности характеризуются своеобразной возрастной динамикой, которая опосредуется детерминантной (врожденными программами) и адаптивной (собственной двигательной активностью) формами регуляции развития ребенка и отражается в гетерохронном развитии физических способностей. Выделяемые в связи с этим периоды возможного целенаправленного развития физических способностей соотносятся с особенностями социокультурного развития школьников.
Ряд исследований доказывают, что период естественного интенсивного развития функций организма является благоприятным моментом в физическом совершенствовании детей.
Под критическими периодами развития в современной психофизиологии понимают обусловленные генетически и внешней средой взаимосвязанные во времени периоды интеграции процессов, в результате чего наступает стойкий морфологический или физиологи-
ческий сдвиг.
В исследовании Л.К.Федякиной (1998), выявлена достоверная взаимосвязь между интеллектуальными и координационными способностями мелкой моторики пальцев рук у школьников 1-3 классов.
Это согласуется с результатами исследований Н.А.Фоминой (1996), которые подтверждают необходимость целенаправленного развития координационных способностей именно в этом возрасте с использованием интеллектуальных заданий. Автором выявлена возрастная тенденция усиления взаимосвязи между координационными, психомоторными и интеллектуальными способностями.
Накопленные к настоящему времени морфо-функциональные данные свидетельствуют о том, что у детей к 6 годам происходит перестройка функциональной организации мозговых структур, определяющей такие важные психологические функции как внимание и восприятие, расширяются возможности к обучению произвольным двигательным действиям.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что игра как средство и метод физического воспитания детей в силу соответствия её специфическим особенностям возраста воспринимается как мультифункциональное явление.
В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, так и типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления, возникают и разрешаются игровые конфликты. При этом рельефно выявляется и формируется ряд этических качеств личности.
В последнее время специалистами в области физической культуры и спорта разрабатывается и внедряется в практику такое направление, как спортивно ориентированное физическое воспитание детей.
Проведенные исследования доказывают эффективность применения спортивных игр в физическом воспитании детей, начиная с дошкольного возраста.
Ю.Д.Железняк утверждает, что спортивные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания всех категорий населения - от детей дошкольного возраста до пенсионеров. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания, таких как: формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; физическое совершенствование и укрепление здоровья; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение необходимого и достаточного уровня физических качеств, системы двигательных умений
и навыков; освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры.
Игра в настольный теннис знакома всем, это очень популярная игра во всём мире. Практика и научные исследования показали, что настольный
теннис позволяет развивать и совершенствовать такие физические качества человека как ловкость, скоростные и скоростно-силовые способности, выносливость и координацию движений. По мнению Л.К.Серовой, в настольном теннисе определяющим физическим качеством является ловкость. Это качество комплексное, объединяющее все другие качества.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию специальной игровой и особенно скоростной выносливости, так как теннисисту приходится многократно выполнять удары и передвижения с высокой скоростью
Оздоровительный и психотерапевтический эффект от занятий настольным теннисом объясняется прежде всего его аэробной сущностью.
Комиссия ЮНЕСКО назвала настольный теннис в числе наиболее перспективных видов спорта, широко доступных и служащих на благо здоровья.
Несмотря на огромную популярность настольного тенниса среди школьников, большинство научных исследований направлено на спорт высших достижений. При этом в литературе очень мало научных данных о возможности развития двигательных качеств младших школьников с помощью упражнений из настольного тенниса в условиях процесса физического воспитания в общеобразовательной школе.
- РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Одной из основных задач физического воспитания младших школьников является обучение разнообразным двигательным действиям, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
При игре в настольный теннис применяется множество ударов
и их разновидностей.
Только вариативность выполнения подач исчисляется сотнями приемов, и на каждый из них теоретически существуют сотни ответов.
Г.С. Захаров (1990) отмечает, что точность и четкость двигательных действий, пластика и красота движений, виртуозная работа ног при игре в настольный теннис сравнима с таким видом искусства как балет.
Как указывалось выше, настольный теннис предъявляет высокие требования к координации движений. Одним из показателей, характеризующим координационные способности, является способность к овладению новыми движениями.
Особое место в развитии координационных способностей детей 6-8 лет отводится овладению движениями мелкой моторики пальцев рук.
В работе В.П.Дудьева прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность недостаточности развития общей моторики, тонких
движений кистей и пальцев рук с речевой патологией детей.
М.М.Кольцова отмечает, что среди прочих двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которой является ускоренное развитие речи ребенка.
Исследования Л.К.Федякиной (1998) доказывают, что направленное развитие координационных способностей, в частности развитие мелкой моторики пальцев рук повышают уровень интеллектуальных показателей младших школьников.
В настольном теннисе развитию мелкой моторики кисти и пальцев рук на этапе начального освоения техники движений придается большое значение. Умение управлять маленькой ракеткой и маленьким мячом предъявляет высокие требования к тонкой координации пальцев рук. Поэтому, обучение правильной хватке, упражнения с мячом и ракеткой, различные жонглирования, перекатывания мяча, специальные пальчиковые упражнения занимают значительную часть времени при обучении техническим элементам.
Таким образом, постоянная тренировка и стимуляция мыслительной деятельности младших школьников с помощью игры в настольный теннис позволяет развивать не только их физические способности, но и дает возможность развитию творческого потенциала каждого ребенка.
Преимущество игры в настольный теннис обусловлен также и тем, что в отличие от других спортивных игр он более доступен детям. Для этой игры не требуется особо сложного оборудования и больших помещений, а маленький мяч, небольшая и легкая ракетка наиболее соответствуют особенностям детского организма.
Анализ научной, педагогической и методической литературы выявил такую проблему, стоящую в настоящее время перед реформой образования в нашей стране, как оздоровление и адаптация школьников к современным условиям жизни. Одним из путей решения данной проблемы является повышение двигательной активности учащихся общеобразовательных школ.
Основными задачами физического воспитания школьников являются:
- укрепление здоровья и повышение физической подготовленности обучающихся, развитие функциональных возможностей их организма;
- воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями для физического и духовного совершенствования, формирования здорового стиля жизни;
- обучение должному объёму знаний в области физической культуры, гигиены и медицины, овладение знаниями и умениями по основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- развитие двигательных качеств быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, скоростно-силовых и координационных способностей;
- интегральное совершенствование физических качеств и двигательных навыков;
- содействие укреплению здоровья, закаливанию;
- воспитание нравственных и волевых качеств.
Совместное постановление Министерства образования, Госкомспорта и Минздрава России о введении трёх уроков физической культуры в общеобразовательной школе выдвигает задачу научного обоснования наиболее эффективных дополнительных средств физического воспитания, за счет которых должна увеличиться двигательная активность школьников.
Установлено, что игровые средства являются наиболее эффективными в процессе физического воспитания младших школьников в силу соответствия их анатомо-физиологическим и психологическим особенностям этого возраста. В отличие от упражнений строго регламентируемого характера они всегда связаны с инициативным решением двигательных задач, побуждают к проявлению положительных эмоций, что в свою очередь вызывает у детей живой интерес к занятиям, способствует неослабевающей активности учащихся, проявлению ими необходимых морально-волевых и интеллектуальных качеств, а также мобилизует физиологические процессы детского организма.
Литературные данные свидетельствуют, что всем выше перечисленным задачам и условиям в полной мере соответствуют упражнения из настольного тенниса.
Средства настольного тенниса могут успешно использоваться как эффективное дополнительное средство физического воспитания младших школьников, так как с их помощью можно добиться комплексного воздействия на развитие у учеников необходимых физических качеств, значительно разнообразить двигательный потенциал младших школьников.
С помощью настольного тенниса можно осуществлять дифференцированный подход к учащимся с различным уровнем физической подготовленности, особенностями психики и темперамента благодаря возможности использовать в игре технико-тактические действия в атакующем, защитном и комбинированном стиле, тем самым подойти индивидуально к запросам и особенностям каждого ученика.
Немаловажно, что для включения упражнений из настольного тенниса не требуется дорогостоящего инвентаря, больших спортивных залов, а низкая травматичность и возможность круглогодичных занятий позволяет использовать данное средство физического воспитания в процессе учебных, внешкольных и самостоятельных занятий.
Вместе с тем, анализ литературных источников выявил, что при всей популярности настольного тенниса среди детей школьного возраста, в настоящее время нет достаточного количества научных исследований и разработок в этом направлении.
В меньшей степени изучен вопрос применения упражнений из настольного тенниса с целью повышения эффективности процесса физического воспитания младших школьников.
Данные литературного обзора позволяют сделать заключение о необходимости научного обоснования использования упражнений из настольного тенниса в качестве дополнительного средства физического воспитания младших школьников.
- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Важным методом исследования до начала и в течение всего эксперимента являлось педагогическое наблюдение. Были проведены следующие наблюдения:
Наблюдалось, как сочетается базовая и вариативная части на уроках физической культуры в младших классах общеобразовательных школ (применяемые средства, методы, подходы и др.).
Наблюдался учебно-тренировочный процесс на 25 тренировочных занятиях в группах начальной подготовки в ведущих ДЮСШ России по настольному теннису за последовательностью изучения технических приемов, сочетанием общей и специальной физической подготовки, новыми методическими подходами тренеров.
Проведено наблюдение за соревновательной деятельностью юных теннисистов (проанализировано более 10 соревнований различного ранга) на предмет использования ими технических и тактических приемов настольного тенниса, особенностей их психического и эмоционального поведения во время игры.
Результаты наблюдений учитывались при разработке содержания методики, сочетающей базовые средства физического воспитания младших школьников и средства настольного тенниса.
Тестирование двигательной подготовленности в настольном теннисе
Для определения скоростных способностей юных теннисистов применялись следующие контрольные упражнения:
1.Частота движений игровой руки за 10 с. Определялось количество движений игровой рукой, которые способен выполнить испытуемый за 10 с. Для проведения тестирования на теннисном столе отмечаются две вертикальные линии на расстоянии 30 см друг от друга. Испытуемому необходимо с максимальной частотой касаться игровой рукой поочередно каждой линии. Определяется количество касаний за 10 с.
2. Бег вокруг теннисного стола (по О.В.Матыцину, 2001). Тест выполняется от линии, которая является продолжением левой кромки стола, сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки два раза, т.е. всего четыре круга. В случае умышленного касания стола результат не засчитывается. Определяется время выполнения теста.
Для определения скоростно-силовых способностей применялись:
1. Прыжки боком через линию. На полу чертится линия, можно положить скакалку или гимнастическую палку. Испытуемый выполняет прыжки на двух ногах боком через линию с максимальной частотой. Определяется количество прыжков за 15 с.
2. Прыжки через шнур. Данный тест является прототипом теста
«Прыжки через гимнастическую скамейку боком», который широко используется в практике настольного тенниса. Но, беря во внимание возраст испытуемых, мы заменили скамейку менее травматичным оборудованием -резинкой или шнуром. Процедура тестирования: на высоте 25 см от пола натягивают резинку или шнур. Испытуемый выполняет прыжки боком с двух ног через шнур в течении 10 с. Определялось количество выполненных прыжков.
Для определения координационных способностей применялись
следующие тесты:
- Броски теннисным мячом в зоны на столе. Процедура тестирования: на дальней половине теннисного стола, разделенного сеткой, отмечаются зоны как показано на рис. 1.
Рис.1. Расположение зон на теннисном столе.
Испытуемый выполняет броски мячом для большого тенниса последовательно в каждую зону три серии (12 раз). Определяется количество точных попаданий в заданные зоны.
2. Перемещения боком в 3-метровой зоне (22, 23). В спортивном зале ставятся две гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии трёх метров. Испытуемый перемещается приставными шагами от одной скамейки к другой, при этом каждый раз касаясь скамейки «игровой» рукой. Необходимо выполнить 10 перемещений с максимально быстрой скоростью. Определяется время выполнения теста.
Для определения общей выносливости применялся тест «Перемещения боком с имитацией ударов за 3 мин». На полу отмечаются две параллельные линии. Расстояние между линиями 3 метра. Испытуемый перемещается приставным шагом в игровой стойке от одной линии к другой, при этом выполняет имитацию удара при пересечении каждой линии. Определяется количество выполненных ударов за 3 мин.
Для определения технической подготовленности 7-8 летних детей в настольном теннисе применялись следующие контрольные упражнения:
1. Жонглирование теннисного мяча на ракетке (22, 28). Испытуемый выполняет жонглирования мячом ладонной стороной ракетки. Определяется количество подбиваний мяча ракеткой за 30 с. Если при выполнении теста испытуемый роняет мяч, его необходимо быстро поднять и продолжить упражнение.
2. Подбрасывание и ловля теннисного мяча игровой рукой.
Испытуемый подбрасывает игровой рукой вверх (на 20-25 см от руки), а затем ловит теннисный мяч. Данное упражнение повторяется в течении 30 с. При потере мяча необходимо его быстро поднять и продолжить выполнение. Определялось количество пойманных мячей.
3. Имитация «наката справа» за 10 с. Испытуемый, стоя в игровой стойке, по команде «марш!» начинает выполнять имитацию наката справа с максимально возможной скоростью. Определялось количество выполненных имитационных движений за 10 с.
4. Тест на быстроту реакции. Определялась реакция на изменение направления полета мяча. Тренер (учитель) выбрасывает поочередно 10 мячей на половину стола испытуемого со скоростью примерно 1 мяч в секунду в различных направлениях. Испытуемый должен отразить прилетающие мячи ударами ракеткой справа или слева (в зависимости от направления полета мяча). Засчитывались те мячи, которые испытуемый смог отразить ракеткой.
В содержание уроков настольного тенниса в экспериментальных группах входили:
1) Упражнения на физическую подготовленность в настольном теннисе:
-упражнения для развития «чувства мяча» (подбрасывания и ловля малого мяча на различную высоту, из различных положений, броски по мишеням, игра об стенку, в парах, двумя-тремя мячами, жонглирования, игра малым мячом на столе по правилам настольного тенниса без ракеток);
-упражнения для развития специальной гибкости (пальцев рук, запястья, плечевого пояса, голеностопа, используя небольшие отягощения, упражнения для развития скоростной гибкости);
-упражнения для развития быстроты перемещений и ударных движений (передвижения в игровой стойке в трёхметровой зоне, ловля и броски малого мяча со всего стола, имитация разворотов, имитация ударных движений в быстром темпе, имитация ударных движений с небольшим отягощением);
-упражнения для развития прыгучести (прыжки в игровой стойке в различных направлениях, прыжки на скакалке, через шнур, через «коридор», запрыгивания на гимнастическую скамейку, игра «Зеркало»);
-упражнения для развития точности (броски малым мячом в
зоны и мишени на полу, на стене, на столе; попадания откидками в
зоны и мишени на стене, на столе; игра на стабильность - выполнение серии технических элементов без ошибок);
-упражнения для развития быстроты реакции (изменение направления перемещений по сигналу, игры с реакцией на движущийся мяч, игры с реакцией на изменения положений соперника);
2) Упражнения на техническую подготовленность в настольном теннисе:
- хватка ракетки;
- игровая стойка;
- упражнения с мячом и ракеткой, жонглирования, перенос мячей;
- передвижения в левосторонней, правосторонней стойке, развороты;
- откидка слева (имитация, игра у стенки, игра у стола);
- подача откидкой слева;
- откидка справа (имитация, игра у стенки, игра у стола);
- подача откидкой справа;
- накат справа (имитация, игра у стенки, игра у стола);
- накат слева (имитация, игра у стенки, игра у стола);
- подача накатом справа;
- подача накатом слева;
- сочетание накатов и откидок;
- учебная игра на счёт, командные игры у стола.
Контроль за освоением технических элементов настольного тенниса в экспериментальных группах осуществлялся с помощью выполнения следующих контрольных упражнений:
- жонглирование мяча ладонной стороной ракетки (50-100 раз);
- жонглирование мяча тыльной стороной ракетки (50-100 раз);
- игра откидкой слева (30-50 раз);
- игра откидкой справа (30-50 раз);
- подача откидкой слева (7-10 раз из 10 подач);
- игра накатом справа (25-50 раз);
- игра накатом слева (25-50 раз);
- подача накатом справа (7-10 раз из 10 подач);
Данные нормативы разработаны для спортивно - оздоровительного этапа в ДЮСШ и предполагают достаточный уровень технической подготовленности.
- ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В НАСТОЛЬНОМ
ТЕННИСЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной главе решались задачи метрологического обоснования тестов двигательной подготовленности в настольном теннисе и установления количественной меры связи между этими тестами и общепринятыми тестами на общую физическую подготовленность.
Для решения этих задач нами были протестированы 30 мальчиков и 30 девочек 7-8 лет после одного года теннисной подготовки в ДЮСШ.
3.1. Метрологическое обоснование тестов на двигательную
подготовленность в настольном теннисе
Обоснование тестов для выявления двигательной подготовленности детей 7-8 лет в настольном теннисе необходимо для определения тех упражнений, которые в большей степени будут воздействовать на развитие таких физических качеств и навыков, которые необходимо развивать в этом возрасте.
В качестве тестов-критериев общей физической подготовленности использовались следующие тесты:
- бег на 20 м с ходу;
- частота движений в беге на месте;
- прыжок в длину с места;
- прыжок вверх с места;
- сгибание и разгибание туловища из положения лёжа;
- прыжок на разметку;
- бросок теннисного мяча в цель;
- челночный бег 3 х 10 м;
- наклон вперёд сидя;
- «выкрут рук»;
- 5-минутный бег.
При выборе тестов и упражнений, применяемых в практике настольного тенниса, был сделан упор на имеющиеся тесты, описанные в работах Барчуковой Г.В.(1984, 1990), Матыцина О.В.(2001) и др., а также, использовали новые адаптированные упражнения, исходя из поставленных задач, особенностей возраста и низкой травматичности данных упражнений.
Для того чтобы контрольное упражнение можно было применять в качестве теста, оно должно удовлетворять следующим метрологическим требованиям:
- должна быть определена цель применения теста;
- следует использовать стандартизированную методику тестирования;
- применяемые тесты должны отвечать требованиям надежности и информативности;
- должна быть разработана система оценок результатов в тестах
Были отобраны 14 специальных упражнений, используемых в
практике настольного тенниса для 7-8 летних детей, из них 8 специальных тестов, отражающих физическую подготовленность и 6 - техническую и проведена их метрологическая проверка путем корреляционного анализа на информативность и надежность.
Информативность определялась путем сопоставления результата теннисного теста с общепринятым тестом-критерием на общую физическую подготовленность (R>0,36 при Р= 0,05) (приложение 1, табл. 1 и 2).
Надежность контрольных упражнений определялась путем повторного тестирования с интервалом в одну неделю (приложение 2). При этом проводилась проверка на согласованность и эквивалентность.
При определении системы оценок тестов использовались средние значения результатов и их стандартные отклонения.
Поскольку теннисные тесты «Бег вокруг теннисного стола», «Жонглирование теннисным мячом на ракетке», «Перемещения в 3-метровой зоне», «Подбрасывание и ловля теннисного мяча», «Откидка слева в зоны на столе» уже описаны в литературе, нет необходимости в их подробном метрологическом обосновании.
Ниже приведены метрологическое обоснование тех тестов, которые на момент исследования не были описаны в литературе.
1. Частота движений игровой руки.
Цель применения теста: определение скоростных качеств игровой руки.
Процедура тестирования: на теннисном столе отмечаются две вертикальные линии на расстоянии 30 см. друг от друга. Испытуемый с максимальной частотой касается рукой поочередно каждой линии. Определяется количество касаний за 10 секунд.
Информативность теста: R мальч.=0,53 (Р<0,05); R дев.= 0,45 (Р<0,05) при сравнении с тестом «Частота движений в беге на месте».
Надежность теста: R=0,84 (Р<0,01).
Оценка результатов: 45 и больше - отлично, 40-44 - хорошо, 39 и меньше -удовлетворительно.
2. Прыжки боком с двух ног через линию.
Цель применения теста: определение скоростно-силовых качеств мышц ног.
Процедура тестирования: На полу чертится линия (можно положить скакалку). Испытуемый выполняет прыжки через линию на двух ногах боком с максимальной частотой. Определяется количество прыжков за 15 секунд. Во время выполнения упражнения туловище держать вертикально, ноги вместе.
Информативность теста: К мальч.=0,75 (Р<0,05), К дев. = 0,85 (Р<0,05) при сравнении с тестом «Прыжок в длину с места».
Надежность теста: R=0,89 (Р<0,01).
Оценка результатов: 40 и больше - отлично, 39-30 - хорошо, 29 и меньше - удовлетворительно.
3. Прыжки через шнур.
Данный тест является прототипом теста «Прыжки через гимнастическую скамейку боком», который широко используется в практике настольного тенниса. Но, беря во внимание возраст испытуемых, мы заменили скамейку менее травматичным оборудованием - резинкой или шнуром.
Цель применения теста: определение скоростно-силовых качеств мышц нижних конечностей.
Процедура тестирования: на высоте 25 см от пола натягивают резинку или шнур. Испытуемый выполняет прыжки боком на двух ногах через шнур в течении 10 с.
При выполнении упражнения туловище держать вертикально, ноги вместе.
Информативность теста: Кмальч.=0,57(Р<0,05), Кдев.= 0,75 (Р<0,05) при сравнении с тестом ≪Прыжок вверх с места≫.
Надежность теста: R=0,80 (Р<0,01).
Оценка результатов: 15 и больше - отлично, 14-10 - хорошо, 9 и меньше - удовлетворительно.
4. Броски теннисным мячом в зоны на столе.
Цель применения теста: определение координационных качеств.
Процедура тестирования: на дальней половине теннисного стола, разделенного сеткой, отмечаются зоны как показано на рис.1. Испытуемый, стоя у теннисного стола, выполняет броски мячом для большого тенниса последовательно в каждую зону три серии (12 раз). Определяется количество точных попаданий в заданные зоны.
Информативность теста: Кмальч.=0,70 (Р<0,05), Кдев.= 0,74 (Р<0,05) при сравнении с тестом «Бросок теннисного мяча в цель».
Надежность теста: R=0,86 (Р<0,01).
Оценка результатов: 12-10 - отлично, 9-7 - хорошо, 6 и меньше - удовлетворительно.
5. Скоростная гибкость.
Цель применения теста: комплексное определение гибкости и координационных качеств.
Процедура тестирования: для выполнения упражнения необходимы 4 коробочки и 6 мячей для б/тенниса. Три коробочки находятся на столе перед испытуемым и одна с 6 мячами за его спиной на уровне пояса (см. рис. 2). Перед тестированием определяется индивидуальное расстояние от испытуемого до коробочек (либо мишеней) на столе путём контрольного дотягивания игровой рукой с мячом. Испытуемый начинает выполнять упражнение по команде преподавателя. Беря по одному мячу игровой рукой из коробочки «за спиной», он раскладывает их поочерёдно в каждую из трёх коробочек на столе. Первые три мяча тестируемый делает повороты туловища влево, а следующие три мяча вправо. Определяется время выполнения упражнения.
Информативность теста: Кмальч.=0,63 (Р<0,05), Кдев.= 0,89 (Р<0,05) при сравнении с тестом «Наклон вперёд сидя»; Кмальч.= 0,74 (Р<0,05) Кдев.=0,43 (Р<0,05) при сравнении с тестом «Челночный бег».
Надежность теста: R=0,79 (Р<0,01).
Оценка результатов: 15,0 и меньше - отлично, 15,1-17,0 - хорошо, 17,1 и больше - удовлетворительно.
Таким образом, проведенное нами исследование на определение информативности и надежности упражнений, применяемых в практике настольного тенниса, позволило выделить те из них, которые имеют высокий уровень информативности и надёжности при выявлении и развитии таких двигательных качеств 7-8 летних детей как скоростно-силовые, координационные, частота движений, эффективно развиваемые в этом возрасте.
- Влияние упражнений из настольного тенниса на показатели гибкости у детей 7-8 лет
Для оценки общей гибкости у младших школьников обычно применяют тест «Наклон вперёд». В исследовании применялся данный тест, в варианте – «Наклон вперёд из положения сидя».
Поскольку гибкость достаточно консервативное качество, его развитие осуществляется в основном специальными средствами и методами. Однако, проведенный множественный регрессионный анализ выявил достаточно сильную взаимозависимость этого теста с некоторыми упражнениями из настольного тенниса и в частности с упражнением «Скоростная гибкость» (особенно у девочек). Девочки в большей степени за счет гибкости позвоночного столба добивались более высокой результативности в этом упражнении.
Так, независимая переменная «Наклон вперёд» у девочек совокупно взаимосвязана с тестами «Скоростная гибкость», «Бег вокруг стола», «Имитация наката» при R= 0,906 и D= 0,821 (Р<0,05). При этом «Скоростная гибкость» объясняет 75,7%, «Бег вокруг стола» - 6,9%, «Имитация наката» - 5,1%. У мальчиков «Скоростная гибкость» объясняет 38,3%, а «Броски теннисным мячом в зоны» - 17,9% независимой переменной «Наклон вперёд сидя» при R=0,701 и D=0,491. Остальные теннисные тесты оказывают очень незначительное или даже слабо отрицательное влияние на проявления общей гибкости у детей 6-8 лет.
- Влияние упражнений из настольного тенниса на показатели общей выносливости у детей 7-8 лет
Влияние упражнений из настольного тенниса на показатели общей выносливости у детей 7-8 лет экспериментально подтвердить не удалось, вероятно из-за ограниченных разрешающих возможностей, использованных для этого методов. Лишь один теннисный тест «Перемещения в трёхметровой зоне за 3 мин» имеет достоверную корреляционную связь с тестом «5-минутный бег» как у девочек, так и у мальчиков.
Следовательно, вопрос влияния настольного тенниса на проявления общей выносливости у детей 7-8 лет требует специальных дополнительных исследований и разработки в перспективе более совершенных методик.
Проведенное исследование двигательной подготовленности 7-8-летних теннисистов позволило выявить взаимосвязь между общепринятыми тестами на общую физическую подготовленность и контрольными упражнениями из настольного тенниса.
Определение информативности и надежности некоторых теннисных контрольных упражнений, позволило нам метрологически обосновать и описать пять новых тестов, адаптированных для выявления двигательной подготовленности младших школьников, занимающихся настольным теннисом: «Частота движений игровой руки», «Прыжки боком с двух ног через линию», «Прыжки через Шнур», «Броски теннисным мячом в зоны на столе», «Скоростная Гибкость».
Используя метод множественного регрессионного анализа, была выявилена степень влияния отдельных теннисных упражнений на проявления скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости и общей выносливости, которые целесообразно развивать в этом возрасте. Кроме того, выявлены различия в характере влияния одних и тех же теннисных упражнений у девочек и у мальчиков.
Установлено, что одна из составляющих скоростных качеств - частота движений совокупно взаимосвязана и обусловлена рядом теннисных упражнений. По данным литературы возраст 7-8 лет является наиболее благоприятным периодом для развития именно частоты движений. Это позволяет предположить, что включение в экспериментальную методику упражнений, имеющих высокую степень влияния на проявления частоты движений таких как «Прыжки боком через линию», «Скоростная гибкость», «Имитация наката» и подобные им, положительно повлияют на развитие данного качества у младших школьников.
Достоверной взаимосвязи теста «Бег на 20 метров с ходу» со специальными теннисными упражнениями как у мальчиков, так и у девочек не наблюдается. Это можно объяснить тем, что на результат в этом тесте влияет не только частота работы ног, но и сила отталкивания, которая развивается вероятно в более старшем возрасте.
Как показали результаты исследования, общепринятые тесты, выявляющие скоростно-силовые способности младших школьников достаточно тесно взаимосвязаны с упражнениями из настольного тенниса. Причем, у мальчиков в большей степени с упражнениями, совпадающими по направлению усилий, а у девочек с техническими тестами.
Проведенные наблюдения и практика подтверждают, что для совершения быстрых перемещений у стола, эффективного выполнения резких и быстрых ударов необходима именно «взрывная» сила.
Следовательно, к проявлению скоростно-силовых качеств игра в настольный теннис предъявляет повышенные требования. В то же время младший школьный возраст является сенситивным периодом для воспитания скоростно-силовых качеств и занятия настольным теннисом в этом возрасте предпочтительны.
В результате исследования выявлена сильная положительная взаимосвязь теннисных упражнений с проявлениями координационных качеств у детей 7-8 лет. Это и понятно. При игре в настольный теннис необходимо быстро и в то же время точно отражать летящий мяч, в условиях постоянной смены направления, ритма, вращения и скорости полета мяча. В итоге, полученные результаты позволяют заключить, что, несмотря на различное влияние одних и тех же упражнений у мальчиков и девочек, многие из представленных упражнений из настольного тенниса, требующих проявления различных видов ловкости будут иметь определенное положительное влияние на формирование и совершенствование общих координационных способностей младших школьников.
Общеизвестно, что гибкость достаточно консервативное качество, его развитие осуществляется в основном специальными средствами и методами. Однако, проведенный множественный регрессионный анализ выявил довольно сильную взаимозависимость этого теста с некоторыми упражнениями из настольного тенниса и в частности с упражнением «Скоростная гибкость» (особенно у девочек). Девочки в большей степени за счет гибкости позвоночного столба добивались более высокой результативности в этом упражнении. Однако, большая часть теннисных тестов оказывает очень незначительное влияние на проявления общей гибкости у детей 7-8 лет. Отсюда следует, что для полноценного развития общей гибкости, и в особенности гибкости позвоночного столба, применение
только теннисных упражнений недостаточно. Их необходимо сочетать со специальными гимнастическими и общеразвивающими упражнениями на гибкость и растяжку.
Влияние упражнений из настольного тенниса на показатели общей выносливости у юных теннисистов экспериментально подтвердить не удалось, вероятно из-за ограниченных разрешающих возможностей, использованных для этого методов. Лишь один теннисный тест «Перемещения в трёхметровой зоне за 3 мин» имеет достоверную корреляционную связь с тестом «5-минутный бег» как у девочек, так и у мальчиков. Вместе с тем, исследования отечественных и зарубежных специалистов в настольном теннисе указывают, что энергозатраты высококвалифицированных игроков в настольный теннис и их уровень МПК близок к таковым у лыжников и пловцов. А в этих видах спорта к проявлениям выносливости предъявляются высокие требования. Таким образом, полученные результаты позволяют выявить те упражнения, применяемые в настольном теннисе, которые в большей степени будут воздействовать на развитие физических качеств, которые необходимо развивать в этом возрасте. Данные упражнения были включены в содержание физического воспитания учащихся первых классов общеобразовательной школы, основанное на сочетании «базовых» средств физического воспитания и средств настольного тенниса.
3.4. Изменение показателей общей выносливости у младших школьников
Уровень развития общей выносливости у учащихся первых классов выявлялся с помощью теста «5-минутный бег».
На начальном этапе эксперимента девочки всех групп показали средний уровень развития общей выносливости, соответствующий их возрасту.
В конце учебного года показатели общей выносливости девочек во всех группах достоверно улучшились. Причем девочки контрольной и первой экспериментальной групп пробежали за 5 минут примерно одинаковую дистанцию (в среднем 813 и 816,5м соответственно), а девочки из ЭГ2 лишь незначительно превысили данные результаты (в среднем 829 м). При этом в ЭГ2 зафиксированы более высокие показатели рассеивания. В целом к концу педагогического эксперимента девочки всех групп продемонстрировали достаточно хорошие и стабильные проявления общей выносливости. Межгрупповых отличий в данном тесте не выявлено.
У мальчиков в ходе эксперимента наблюдается похожая тенденция в динамике результатов. При первоначальном тестировании достоверных различий между группами не отмечалось, хотя мальчики контрольной группы чуть опережали две другие группы как по плотности результатов, так и по дальности пробегаемой дистанции. Прирост показателей в конце эксперимента у мальчиков во всех трех группах оказался примерно одинаковым. Произошедшие улучшения достоверны во всех группах без исключения. Как показало тестирование, проявления общей выносливости у
мальчиков данных групп также соответствуют требованиям, предъявляемым к этому качеству в своей возрастной группе.
- Уровень технической подготовленности в настольном теннисе учащихся экспериментальных групп
Освоение навыков игры в настольный теннис в экспериментальных группах включало в себя изучение 8 технических элементов и их комбинаций, ряд подводящих упражнений, а также упражнения, развивающие специальные физические качества.
Уровень технической подготовленности учащихся экспериментальных групп в конце педагогического эксперимента оценивался с помощью специальных контрольных упражнений на стабильное выполнение того или иного технического элемента определенное количество раз, при этом фиксировался не максимальный результат, а «достаточный» для освоения того или иного технического элемента.
Результаты выполнения контрольных технических упражнений свидетельствуют, что все девочки первой экспериментальной группы освоили жонглирование мяча ладонной и тыльной стороной ракетки, а также откидку слева и справа. Более сложные технические элементы - накаты справа и слева освоили 80% девочек этой группы.
Мальчики первой экспериментальной группы также показали хороший уровень освоенности технических элементов: жонглирование мяча ладонной стороной ракетки — 100%, жонглирование мяча тыльной стороной ракетки, откидка слева, накат слева и подача справа - 90%, накат справа - 80% и откидка справа - 70%.
Большинство девочек второй экспериментальной группы проявили хорошие навыки игры в настольный теннис. Все девочки выполнили необходимый норматив по жонглированию мяча ладонной и 90% тыльной стороной ракетки, подавляющее большинство (90%) справились с откидкой справа и подачей слева, откидку слева и подачу справа отлично освоили 80% девочек. Накаты справа и слева уверенно освоили 7 из 10 девочек этой
группы.
Мальчики второй экспериментальной группы показали следующие результаты технической подготовленности в настольном теннисе: 90% из них выполнили нормативы по жонглированию и подаче слева; 80% - по откидке слева и подаче справа; 70% - освоили навыки откидки справа и накатов справа и слева.
Различия методик в экспериментальных группах по количеству часов, отводимых на развитие специальных физических качеств и совершенствование технических элементов, проявилось в следующих особенностях освоения навыков игры в настольный теннис: учащиеся первой экспериментальной группы проявляли большую стабильность в выполнении технических элементов, однако учащиеся второй экспериментальной группы отличались большей силой и скоростью выполнения ударов и передвижений,
что также немаловажно при игре в настольный теннис.
В целом полученные высокие результаты в освоении основ техники настольного тенниса свидетельствуют, во-первых, о доступности данных технических упражнений для детей этого возраста и во-вторых, о высокой заинтересованности детей научиться играть в настольный теннис.
Анализ результатов педагогического эксперимента позволил выявить влияние каждой из трех опытных методик на показатели физической подготовленности младших школьников.
Результаты первоначального тестирования свидетельствуют о том, что существенных различий в уровне подготовленности учеников контрольной и экспериментальных групп не выявлено.
Результаты тестирования младших школьников в конце педагогического эксперимента анализировались по степени прироста показателей физической подготовленности. Следует отметить, что у учащихся всех групп, участвующих в эксперименте, наблюдалась положительная динамика результатов по всем основным показателям двигательных способностей, но степень прироста отдельных величин подготовленности была различной.
Полученные нами результаты показали, что ученики всех трёх групп как у мальчиков, так и у девочек к концу года достоверно улучшили показатели скоростных способностей. Однако, если в тесте «Бег на 20 м с ходу» мы не наблюдаем достоверных различий результатов между группами, то во втором тесте, который характеризует одну из составляющих быстроты - частоту движения, мы находим достоверные различия в результатах между
контрольной группой, занимающейся по общепринятой методике, и группами, сочетающими базовые средства физического воспитания с упражнениями из настольного тенниса.
Очевидно, что упражнения из настольного тенниса эффективно развивают одну из составляющих быстроты - частоту движений. Результаты повторного тестирования скоростно-силовых способностей позволяют говорить об эффективном влиянии на них методики, используемой во второй экспериментальной группе, которая основывалась на теннисных упражнениях. Несмотря на то, что ученики всех групп превысили свои прежние результаты в тесте «Прыжок в длину с места», достоверные улучшения как у девочек так и у мальчиков произошли только в ЭГ2. Очевидно включение большего количества теннисных упражнений, развивающих «взрывную силу» ног, во второй экспериментальной группе
сыграло положительную роль в развитии скоростно-силовых способностей учащихся.
Второй тест, используемый в практике физического воспитания для определения скоростно-силовых способностей – «Сгибание туловища из положения лёжа за 10 сек.», не выявил преимущества какой либо методики как у девочек, так и у мальчиков. Различия между группами на конец эксперимента статистически не достоверны. Однако, динамика результатов
внутри каждой группы показала достоверный прирост показателей к концу учебного года (Р<0,01). Следовательно, можно заключить, что развитие скоростно-силовых качеств в этом возрасте имеет высокие темпы естественного роста. Это означает, что необходимо максимально эффективно использовать данный возрастной период для направленного развития скоростно-силовых качеств. Многочисленными исследованиями доказано, что уровень развития координации движений у младших школьников оказывает большое влияние на проявления их общей двигательной
подготовленности. Тест, оценивающий координационные способности младших школьников – «Челночный бег 3 х 10 м» выявил достоверный прирост результатов во всех группах без исключения как у девочек так и у мальчиков, при этом межгрупповых различий не обнаружено.
Второй тест «Прыжок на разметку» оценивает способность ребенка управлять своим телом, его возможность точно оценивать, дифференцировать и управлять пространственными и силовыми параметрами движения. У девочек экспериментальных групп в этом тесте произошли значительные положительные изменения. Кроме того, наблюдаются достоверные межгрупповые различия между КГ и ЭГ1, КГ и ЭГ2. У мальчиков также достоверных улучшений в данном тесте добились только экспериментальные группы, однако межгрупповых различий не выявлено. Это означает, что методика, применяемая нами во второй экспериментальной группе, может использоваться для направленного развития мышечной координации, а упражнения из настольного тенниса являются эффективным средством совершенствования и развития способности к дифференцированию мышечных усилий.
При тестировании гибкости в начале эксперимента средние показатели девочек и мальчиков не имели значительных межгрупповых различий, но внутри каждой группы разброс результатов оказался достаточно высоким. Это указывает на индивидуальные различия в степени развития гибкости у данного контингента.
Тест «Наклон вперёд сидя» выявил достаточно низкие показатели развития гибкости позвоночного столба у более половины мальчиков в каждой группе.
К моменту поступления в школу около 30% мальчиков вообще не смогли зафиксировать положительный результат в данном упражнении. Девочки этого возраста при поступлении в первый класс в среднем имели более высокие показатели гибкости, чем у мальчиков, но при отсутствии отрицательных результатов большинство не достигало должных нормативов, соответствующих их возрасту. Данный факт вызывает определенную тревогу, так как уровень развития гибкости зависит также и от общего состояния здоровья детей. Отсюда следует, что необходимо повысить внимание к развитию гибкости в дошкольных учреждениях. К концу учебного года во всех группах у мальчиков и девочек мы наблюдаем положительную динамику роста гибкости в тесте «Наклон вперед сидя», но отсутствие нормального распределения результатов во всех группах не дает нам оснований говорить о достоверности этих изменений. Проявления гибкости в различных суставах могут значительно различаться у одного и того же индивида в зависимости от индивидуальных особенностей и рода деятельности. Например, занятия определенным видом спорта на подвижность одних суставов оказывают большее влияние, а на подвижность других меньшее. Игра в настольный теннис способствует развитию и поддержанию высокой подвижности в таких суставах, как плечевой, локтевой, лучезапястный, тазобедренный, а также в сочленениях позвоночного столба.
Тест «Выкрут прямых рук» оценивает подвижность в плечевых суставах. К концу эксперимента достоверные улучшения в результатах этого теста наблюдаются у девочек в обеих экспериментальных группах, а у мальчиков только в ЭГ2. Такие изменения в экспериментальных группах произошли очевидно за счет специальной подготовительной части урока, применяемой в практике настольного тенниса, которая содержит большой набор упражнений на развитие подвижности в плечевых, локтевых и
лучезапястных суставах.
Уровень развития общей выносливости у учащихся первых классов выявлялся с помощью теста «5-минутный бег». На начальном этапе эксперимента девочки всех групп показали средний уровень развития общей выносливости, соответствующий их возрасту. К концу педагогического эксперимента девочки всех групп продемонстрировали достаточно хорошие и стабильные уровни развития общей выносливости. Межгрупповых отличий в данном тесте не выявлено.
У мальчиков в ходе эксперимента наблюдается похожая тенденция в динамике результатов. Прирост показателей у мальчиков во всех трех группах оказался примерно одинаковым. Причем произошедшие улучшения достоверны во всех группах без исключения. Как показало тестирование, проявления общей выносливости у мальчиков данных групп соответствуют
требованиям, предъявляемым к этому качеству в своей возрастной группе.
Таким образом, экспериментально доказано, что методика применяемая в ЭГ2 более эффективно влияет на развитие скоростных и координационных способностей. В частности, на показатели частоты движений и дифференцирования мышечных усилий.
Результаты педагогического эксперимента не выявили преимущества какой - либо методики в развитии скоростно-силовых способностей, гибкости и общей выносливости. При этом все группы к концу эксперимента добились определенных положительных результатов в этих видах двигательной подготовленности.
Достаточно высокий уровень технической подготовленности в настольном теннисе, показанный учащимися экспериментальных групп в конце педагогического эксперимента свидетельствует о доступности простейших элементов этого вида спорта для изучения их детьми 6-7 лет, а также о высокой заинтересованности учащихся в освоении навыков игры в настольный теннис.
Учитывая также такие положительные факторы, как низкая травматичность (в течении всего эксперимента не зафиксировано ни одной травмы на уроках настольного тенниса), развитие в процессе игры в настольный теннис мелкой моторики, высокая эмоциональность и увлекательность занятий, возможность сопряженного развития физических качеств и разнообразных
двигательных навыков, предлагаемая нами методика включения средств настольного тенниса в систему уроков физической культуры может успешно применяться в физическом воспитании младших школьников.
ВЫВОДЫ
1. Анализ научно-методической литературы показал, что в теории и практике физического воспитания содержание третьего урока физической культуры в общеобразовательной школе, ещё полностью не раскрыто. Имеющиеся в литературе и практике данные выявили возможность использования средств настольного тенниса для повышения эффективности уроков физической
культуры у младших школьников.
2.Обоснованы новые тесты, адаптированные соответственно возрасту для выявления двигательной подготовленности младших школьников, занимающихся настольным теннисом: «Частота движений игровой руки»,
«Прыжки боком через линию», «Прыжки через шнур», «Броски теннисным мячом в зоны на столе», «Скоростная гибкость».
З.С помощью метода множественного регрессионного анализа выявлен ряд контрольных упражнений из настольного тенниса, имеющих значительную степень влияния на показатели общей физической подготовленности мальчиков и девочек 7-8 лет. Эти данные в дальнейшем легли в основу экспериментальной методики во второй экспериментальной группе.
4. В ходе эксперимента выявлено, что эффективный прирост показателей физической подготовленности младших школьников будет при условии сочетания базовых средств физического воспитания и средств настольного тенниса, которые целесообразно использовать в отдельных учебных занятиях, уделяя настольному теннису 50 часов в год при прохождении всех разделов школьной программы.
5. Результаты педагогического эксперимента показали, что применение упражнений из настольного тенниса на уроках физической культуры положительно влияет на развитие частоты движений в беге на месте; способствует совершенствованию координационных способностей младших школьников и, в большей степени способностей к дифференцированию мышечных усилий (у девочек), о чём свидетельствуют достоверные межгрупповые различия в тесте «Прыжок на разметку».
6. Результаты педагогического эксперимента выявили достоверный прирост показателей в тестах «Бег на 20 м с ходу», «Частота движений в беге на месте», «Сгибание туловища из положения лёжа», «Челночный бег 3x10 м» и «5-минутный бег» к концу учебного года во всех опытных группах, что подтверждает научные сведения о высоких темпах естественного роста соответствующих физических способностей в этом возрасте.
7. Достаточно высокий уровень технической подготовленности в настольном теннисе, показанный учащимися экспериментальных групп в конце педагогического эксперимента (более 70% учащихся обеих групп полностью освоили 8 основных технических элементов), свидетельствует о доступности этого вида спорта для детей 6-7 лет, а также о высокой заинтересованности учащихся в освоении навыков этой игры.
8. Учитывая такие положительные моменты, как низкая травматичность, высокая эмоциональность и увлекательность занятий, возможность сопряженного развития физических качеств и разнообразных двигательных навыков, предлагаемая нами методика использования средств настольного тенниса может успешно применяться в системе уроков физической культуры у младших школьников.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Результаты проведенных исследований позволяют предложить ряд практических рекомендаций для реализации программы по физической культуре учащихся первых классов с использованием в вариативной части средств настольного тенниса.
1.Рекомендуется применять предложенную в методической разработке методику использования средств настольного тенниса на уроках физической культуры в первых классах для повышения эффективности учебного процесса, развития двигательных качеств и расширения арсенала двигательных умений и навыков детей 7-8 лет.
2.Для проведения занятий с учащимися первых классов рекомендуется использовать столы уменьшенных размеров, что позволяет хотя бы частично компенсировать маленький рост и небольшую длину рычагов (рук и ног), а также использовать облегченные ракетки.
З.При составлении комплексной программы по физическому воспитанию учащихся первых классов общеобразовательных школ рекомендуется использовать предложенное содержание и последовательность включения упражнений из настольного тенниса в общую структуру уроков физической культуры.
4. Для обеспечения контроля за освоением учебного материала на уроках настольного тенниса рекомендуется использовать предложенные специальные контрольные тесты. Контроль за соревновательной подготовленностью осуществляется, исходя из особенностей возраста. Практикуются не только личные соревнования, а в большинстве командные, чтобы у всех детей, даже отстающих, была возможность, участвуя в составе команды и внося свой посильный вклад, стать победителями. В первом классе дети играют на счет по правилам настольного тенниса как
ракетками, так и без ракеток малыми мячами.
5. Рекомендуется следующая схема построения уроков настольного тенниса:
1.Теоретическая подготовка 3 мин,
2. Жонглирование мячом 5 мин.
3. Обучение технике игры 7 мин.
4. Имитация ударов и передвижений 5 мин.
5. Игра на столе 15 мин.
6. Подвижные игры 8 мин.
7. Подведение итогов занятия 2 мин.
6. Для увеличения плотности занятий и сокращения времени на подбор мячей рекомендуется при изучении технических элементов на столе использовать большое количество мячей. На каждый стол выдаются по две коробочки (контейнера) с 5-10 мячами.
7. Для закрепления нового материала рекомендуется выполнение детьми домашних заданий, так как такие технические упражнения как набивания, удержания мяча на ракетке в различных положениях, имитационные упражнения перед зеркалом дети могут легко выполнять в домашних условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Амелин А.П. Анализ техники современных подач в настольном теннисе и экспериментальное обоснование их совершенствования: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М., 1972.
2.Амелин А.Н. Современный настольный теннис. - М.: ФиС, 1982.
3.Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис. - М.: ФиС, 1999.
4.Апокин В.В. Научно-технологическое обоснование стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. - 2003, №4.
5.Ахметов Н.К. Игра как процесс обучения. - Алма-Ата, 1955.
6. Ю.Бабасян М.А. Экспериментальное обоснование методики воспитания скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М., 1971.
6.Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. - 1993
7.Бальсевич В.К. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников // Советская педагогика. - 1983, №8.
8.Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. - 2003
9.Барчукова Г.В. Анализ соревновательной деятельности в настольном теннисе // Теория и практика физической культуры. -1982, №5
10.Барчукова Г.В. Анализ тактики подач в настольном теннисе
// Теория и практика физической культуры. - 1986, №2
11.Барчукова Г.В. Методы контроля технико-тактической подготовленности спортсменов в настольном теннисе. - М.: РГАФК,1996.
12.Барчукова Г.В. Настольный теннис: физическая подготовка игроков: Метод, разраб. для студ. ГЦОЛИФКа. - М.,1989.
13.Барчукова Г.В. Настольный теннис. - М.: ФиС, 1990.
14.Барчукова Г.В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольном теннисе. - М.: ГЦОЛИФК, 1984.
15.Барчукова Г.В. Пути совершенствования тактики в настольном теннисе: Автореф. дисс канд. пед. наук. -М., 1982.
16.Барчукова Г.В. Тактика современной игры в настольный теннис: Лекция для студентов ГЦОЛИФКа. - М., 1985.
17.Барчукова Г.В. Техника игры в настольный теннис: Лекция для студентов ГЦОЛИФКа. - М., 1986.
18.Барчукова Г.В. Учись играть в настольный теннис. - М.: Советский спорт. - 1989.
19.Барчукова Г.В. Эргометрическая характеристика настольного тенниса: Метод, разраб. для студентов ГЦОЛИФКа. М., 1989.
20.Барчукова Г,В., ШпрахС.Д. Игра, доступная всем, - М.: Знание. - 1991.
21.Белиц-Гейман СП. Анализ и оценка соревновательной деятельности теннисиста / Теннис: Сборник. - М.: ФиС, 1982.
22.Богушас В. Обучение и тренировка в настольном теннисе. -
Вильнюс, 1981.
23.Богушас В. Последовательность обучения технике настольного тенниса.- Вильнюс, 1976.
24.Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: ФиС, 1987.
25.Бондаревский Е.Я., Лобанов С.Г., Уваров В.А. О надежности контрольных упражнений // Физическая культура в школе,1970, №12.
26.Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки // Физическая культура в школе. - 1990, №12
27.Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей.
- Киев: Здоров'я, 1972
28.Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. -
Киев: Здоров'я, 1981
29.Годик М.А., Шанина Т.А., Шитикова Г.Ф. О методах тести-
рования физического состояния детей // Теория и практика физи-
ческой культуры, 1973, №8
30.Дорофеев В.А. Использование технических средств для развития и совершенствования специальных физических качеств и технико-тактической подготовки в настольном теннисе: Метод, разработка для студентов.
М., 1987
31.Дорофеев В.А. Структура совершенствования технико-тактической подготовки в настольном теннисе на базе использования специальных технических средств: Метод, разработка для студентов. М., 1987. - 64 с.
32.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М.: ФиС, 1966
33.3ациорский В.М. Спортивная метрология. - М.: ФиС, 1982.
34.Куашева Д.А. Особенности морфофункционального развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста в условиях применения новых образовательных и физкультурно - оздоровительных технологий: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Майкоп, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.Техника безопасности на уроках физической культуры по легкой атлетики (начальная школа)
Презентация.Техника безопасности на уроках физической культуры по легкой атлетики (начальная школа)...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Самой важнейшей ценностью для любого человека всегда было и будет его здоровье. В настоящее время все чаще поднимаются вопросы сохранения здоровья, поддержания здорового образа жизни, в связи с ...
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
ГПОУ "Сыктывкарский лесопромышленный техникум". Республика Коми, г. Сыктывкар Состовитель: Осадчий Алексей Иванович , руководитель физ-воспитания.Тема: "Использование зд...
Адаптивная физическая культура и спорт как одно из средств реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями
Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что физическая культура и спорт для них- наиболее действенные методы ...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Выступление на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"...
Мотивация к занятиям физической культурой и спортом, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Создание условий для приобщения детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ к спорту, возможности их общения и как следствие реабилитации и социальной адаптации....