Доклад. Августовская конференция. 2013 г.
материал по теме

 Юсупова Илюза Исламовна

Традиции и инновации в современной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2013_konferentsiya_traditsii_i_innovatsii.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции и инновации в современной музыкальной педагогике.


 Система музыкального образования, созданная в России в XVIII в.,  формируется и развивается на протяжении всех последующих веков.

        Традиционный подход музыкального образования проявляется в рамках объяснительно-иллюстративной парадигмы образования, суть которой музыкально-педагогической практикой понимается как обучение ученика исполнению эталонов музыкального искусства в соответствии с авторской трактовкой произведения. Позитивная сторона такого обучения выражается в искреннем стремлении традиционной музыкальной педагогики обучать исключительно образцам классического, высокохудожественного, полноценного искусства, добиваясь соответствующего же – профессионального – исполнения как результата обучения. Главенствующим в музыкальном образовании становится светское направление, ориентированное на  педагогические концепции и технологии, сформировавшиеся к этому времени в странах Западной Европы. В   рамках взаимодействия отечественных и западноевропейских традиций формировалось важнейшее качество отечественного музыкального образования - открытость его к диалогу и умение трансформировать зарубежный опыт в русле своей художественной ментальности.

        Постепенно в развитии отечественного музыкального образования намечается  проявление тенденций, тяготеющих к раскрытию творческого потенциала человека и новых возможностей для удовлетворения его потребностей в общении с музыкой. Новые идеи в области музыкального образования проходили стадии противостояния и взаимодействия с уже существующими нормами и установками. В результате   происходило обновление педагогических традиций при сохранении их глубинных оснований, его всеобщность, преобладание в нем духовно-содержательного начала над техническим, отношение к музыке как к искусству выражения человеческих чувств, пристальное внимание к внутреннему эмоционально-чувственному миру человека. 

«Любая традиция — это бывшая инновация, и любая инновация — в развитии будущая традиция.

Традиции в процессе исторического развития отечественного музыкального образования воздействовали на инновации, задавая им определенную направленность, а распространение и освоение инноваций в области музыкального образования со временем превращало их в традиции.

        Слайд №2.  Как отмечают исследователи: традиция ─ это самое главное, коренное, сущностное качество образования, которое всегда точно соответствует духовно-нравственному ориентиру и менталитету народа. Традиционные основы образования ─ “результат нравственных усилий народа в течение столетий”. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Реформы и инновации, отторгающие или деформирующие традиции, скорее всего не достигнут поставленных целей.

         Слайд №3 Понятие "нововведение” (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.  Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных свыше новшеств, то теперь инновация - результат, прежде всего, творческой педагогической деятельности преподавателя, ориентируется не только на государственные стандарты, но и на потребности и интересы личности ребёнка.    

Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы  решения проблемы не дают положительного эффекта в независимости от квалификации педагога.

        Именно поэтому важным направлением работы становится изучение педагогических инноваций  и создание  условий для их успешной работы. Вхождение учреждений дополнительного образования в систему рыночных отношений, приводит к необходимости быть конкурентноспособным.  А инновации во всех отношениях деятельности являются эффективным инструментом повышения конкурентноспособности организации.

        Слайд № 4 Итак, внедрение инноваций в образовательный процесс учреждения дополнительного образования с учетом  всех вышеперечисленных аспектов, будет  реальным и эффективным, если первым шагом на пути внедрения инноваций будет формирование инновационного климата в коллективе, который  способствует обсуждению, применению и отбору лучших методов построения учебного процесса на примере работы коллег. Следующим этапом должно стать внесение изменений в систему воспитательной работы, а также учебно-методическое обеспечение учебного процесса, учебного плана и программы. Эти преобразования повлекут за собой изменение в системе контроля и оценки уровня образования. В конечном итоге это приведет к качественным преобразованиям в деятельности педагогов и учеников.

                Существует несколько классификаций инноваций, но для сферы  музыкальной педагогики   первоочередное значение имеют инновации в методическом обеспечении образовательного процесса. Методические инновации – это инновации в области методики обучения, воспитания и преподавания. Этот тип инновации доминирует в частных методиках и позволяет адаптировать данные инновации под  личностные особенности ученика.  

        В учреждения дополнительного образования зачисляются дети, желающие научиться  игре на музыкальных инструментах с разными базовыми способностями: это память, слух и чувство ритма. Доминирующее условие – это желание учиться. Обучающиеся, по своим способностям классифицируются на одаренных, талантливых, способных и обучающихся со средними музыкальными способностями. В первую очередь инновационные методические программы нужны для детей со средними музыкальными способностями, так как именно они больше всего нуждаются в инновациях с целью всестороннего  овладения музыкальными знаниями. Перед обучающимися со средними музыкальными способностями не ставится задача профессиональной ориентации дальнейшего музыкального образования. В работе с этой группой обучающихся  педагогу следует использовать такие возможности, методы и способы обучения, порой не лишенные экспериментирования, чтобы  они  были понятны и пробудили интерес к музыке, творчеству, а значит к учебному процессу. Не все учащиеся, обладая средними музыкальными данными способны к усвоению исполнительских навыков в полном объеме, но при гибкой корректировке программы, введению новых тем музыкального развития, обучающиеся могут успешно учиться, художественно развиваться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками творческих коллективов.

        Слайд № 5. Педагог всегда был и остается главным стратегическим ресурсом системы образования. Ключевой характеристикой современного школьного образования является «новый» тип учителя – чуткого и внимательного к интересам детей, творчески думающего и открытого ко всему новому, владеющего современными методами и технологиями образования, способами конструирования педагогического процесса и умениями прогнозировать свой конечный результат. Педагог музыкального учреждения дополнительного образования по классу специальных дисциплин должен в рамках занятия реализовать не только учебно-воспитательную функцию, но и сыграть роль консультанта, психолога и наставника. Он должен   способствовать всестороннему развитию личности и формировать целостность характера, закладывая нравственные основы воспитания. Именно эти познания с профессиональным опытом должны стать основой в создании инновационных методов и техник обучения.   

        В более благоприятных условиях, с точки зрения возможности внедрения инновационных педагогических технологий, находятся предметы музыкально- теоретического цикла. Групповые занятия позволяют более активно применять различные виды новых педагогических технологий.

         В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами компьютерами, аудио- и видео-средствами, информационными технологиями и информационной продукцией (слайд-шоу, презентации, фонограммы, лекция с аудио сопровождением и личным показом, цифровые инструменты, нарезки)

Инновационные методики, которые используются в работе:

- Адаптированная  система обучения  А.С. Границкой. Наглядные пособия.

Эта система очень удобна при изучении музыкально-теоретических понятий на уроках сольфеджио и теории музыки.

- Ягненкова Н.В.   "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ" рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных уроков (Автор - А.А.Окунев) и приводит ряд нетрадиционных технологий урока:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, интервью, репортаж, рецензия;

- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение, урок-презентация ;

- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, телепередача, телемост, рапорт;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте,  ученый совет;

- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

 - перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", утренник, спектакль, концерт,   "посиделки" и др.

           Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Составление конспектов, хронологических и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.

 Представляется возможным привести еще ряд примеров педагогических инноваций, которые могут использоваться на уроках в ДМШ, и предлагаются в книге А.К. Колеченко "Энциклопедия педагогических технологий".

- Взаимоконтроль.

 Цели: 1) проверка знаний; 2) предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах; 3) снятие неуверенности у слабых учеников; 4) развитие речи учащихся; 5) интенсификация опроса; 6) воспитание Я-концепции. Группа разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям.  

- Ищу ошибки.

   Вызывает интерес у учащихся, развивает внимательность, сотрудничество при работе в малых группах.

- Консультанты на уроке (шефы).

  Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать. Технология может использоваться не только на уроках теоретического цикла, но и может быть эффективной на уроках специальности.

- Цепочка (опрос)

 Цели: 1) бесконфликтная проверка знаний, умений учащихся; 2) развитие умений формулировать вопросы. Данная технология применяется как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу.  

         Предложенные методы и технологии, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в детской музыкальной школе.

        На уроках фортепиано педагоги также используют в своей работе инновационные методы работы.  Много современных методик появилось для учащихся подготовительной группы. Это упражнения – игры, которые помогают ребёнку правильно сидеть за инструментом, ровно держать спинку, оставляя руки и ноги свободными, всевозможные   игры, для организации пианистических движений, переходя постепенно к играм развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука. Сколько нового появилось для знакомства детей с клавиатурой, в донотный период обучения, по развитию метро - ритмического чувства, восприятию нотной записи.  Особое место занимают  у педагогов творческие задания для детей. Инновационными являются  методы по развитию музыкальной фантазии у детей. Творческое развитие учащихся младшего и среднего школьного возраста разной степени одарённости, где главное - это ввести ребёнка в мир музыкального творчества, заинтересовать его такими формами музицирования, как сочинение музыки к стихам, создание пьес различного образного содержания в простых музыкальных формах, подбор аккомпанемента к детским песням, сочинение музыкальных сказок. Предлагая всё новые, постепенно усложняющиеся творческие задания, мы помогаем ребёнку активно освоить важнейшие элементы музыкального языка, применять их в собственном творчестве. Инновационным можно назвать работу по дополнению текста: досочинить конец пьесы, решить аппликатурные задачи, определить размер. При выполнении этих заданий происходит формирование навыка записи нот и остальных знаков записи текста, что имеет большое значение для закрепления связи между звуком и нотой.   Стимулирование творческих способностей ученика, нацеливание его на самостоятельные поиски способствуют развитию воображения ребёнка, укрепляют веру в свои силы, улучшают контакт между учеником и педагогом, создают атмосферу заинтересованности и увлечённости.

Слайд № 6.  При организации инновационной деятельности следует помнить, что:

•  "чужой" опыт педагог должен "пропускать через себя" (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод ;

•  инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям ребёнка, должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;

•  инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива;

•  инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;

•  в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения.

        Важно понимать, что педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития    педагогики и они необходимы для совершенствования системы музыкального образования. Повышение эффективности образовательного процесса – это основной результат и цель инновационных преобразований.    

Пусть же никогда не иссякает педагогическая мысль, наполненная большой любовью к детям и огромной ответственностью за свой нелегкий труд.

 Список литературы

  1. Праслова, Г А Традиции и инновации в историко-педагогической

  подготовке   педагога-музыканта теоретико-методологический анализ    

  Монография -СПб Астерион, 2007 .

  1. Никонова Л.С., Никонова Л.С. Воспитание музыкального вкуса (из опыта работы  МОУ ДОД ДМШ им. В.И. Ряховского).
  2. Барышева Т.А., Тулина И.Г., Шекалов В.А. Креативный ребенок: диагно-стика творческих способностей детей.

4.  Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии.

5.  Радионова Т. Учитесь импровизации // «Музыкальная жизнь». – 1990.- №7.

6 . Светличная, С. Л. Экспериментально – психологические исследования  

  взаимосвязи в развитии музыкальных и познавательных способностей детей 5-  

  7 лет.- Ставрополь,1999.6.

7. Циклер, Э. Творческое музицирование – основная тенденция музыкального воспитания XX века. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на конференцию «Педагогическая этика»

Д О К Л А Д на конференцию «Педагогическая этика» ...

Доклад на конференцию,посвященную передовым педагогическим технологиям,сопровождаемый презентацией

В сентябре в нашем колледже проводилась педагогическая конференция. Мой доклад был на тему :Игровые технологии как один из методов исследовательской деятельности обучающихся".Он сопровождался презента...

Презентация. Августовская конференция 2013 г.

Традиции и инновации в современной музыкальной педагогике....

Доклад на конференцию. Тема: Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО

На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно - воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информац...

Игры, в которые играют учителя. Доклад на конференции

Выступление посвящено необычным играм, которые придумывают учителя, чтобы решить вопросы организационные, возникающие практически на каждом уроке...

Доклад на конференцию по теме "Практика взаимодействия ГАПОУ МО ПК «Энергия» СП Старая Купавна с работодателями на примере специальностей 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, 19.02.01 Биохимическое производство"

Эффективное взаимодействие колледжа и работодателей - одна из актуальных проблем современной России, поскольку от ее решения в значительной степени зависит полноценное развитие и системы среднего обра...