Доклад. Августовская конференция. 2013 г.
материал по теме
Традиции и инновации в современной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013_konferentsiya_traditsii_i_innovatsii.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции и инновации в современной музыкальной педагогике. |
Система музыкального образования, созданная в России в XVIII в., формируется и развивается на протяжении всех последующих веков.
Традиционный подход музыкального образования проявляется в рамках объяснительно-иллюстративной парадигмы образования, суть которой музыкально-педагогической практикой понимается как обучение ученика исполнению эталонов музыкального искусства в соответствии с авторской трактовкой произведения. Позитивная сторона такого обучения выражается в искреннем стремлении традиционной музыкальной педагогики обучать исключительно образцам классического, высокохудожественного, полноценного искусства, добиваясь соответствующего же – профессионального – исполнения как результата обучения. Главенствующим в музыкальном образовании становится светское направление, ориентированное на педагогические концепции и технологии, сформировавшиеся к этому времени в странах Западной Европы. В рамках взаимодействия отечественных и западноевропейских традиций формировалось важнейшее качество отечественного музыкального образования - открытость его к диалогу и умение трансформировать зарубежный опыт в русле своей художественной ментальности.
Постепенно в развитии отечественного музыкального образования намечается проявление тенденций, тяготеющих к раскрытию творческого потенциала человека и новых возможностей для удовлетворения его потребностей в общении с музыкой. Новые идеи в области музыкального образования проходили стадии противостояния и взаимодействия с уже существующими нормами и установками. В результате происходило обновление педагогических традиций при сохранении их глубинных оснований, его всеобщность, преобладание в нем духовно-содержательного начала над техническим, отношение к музыке как к искусству выражения человеческих чувств, пристальное внимание к внутреннему эмоционально-чувственному миру человека.
«Любая традиция — это бывшая инновация, и любая инновация — в развитии будущая традиция.
Традиции в процессе исторического развития отечественного музыкального образования воздействовали на инновации, задавая им определенную направленность, а распространение и освоение инноваций в области музыкального образования со временем превращало их в традиции.
Слайд №2. Как отмечают исследователи: традиция ─ это самое главное, коренное, сущностное качество образования, которое всегда точно соответствует духовно-нравственному ориентиру и менталитету народа. Традиционные основы образования ─ “результат нравственных усилий народа в течение столетий”. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Реформы и инновации, отторгающие или деформирующие традиции, скорее всего не достигнут поставленных целей.
Слайд №3 Понятие "нововведение” (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных свыше новшеств, то теперь инновация - результат, прежде всего, творческой педагогической деятельности преподавателя, ориентируется не только на государственные стандарты, но и на потребности и интересы личности ребёнка.
Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта в независимости от квалификации педагога.
Именно поэтому важным направлением работы становится изучение педагогических инноваций и создание условий для их успешной работы. Вхождение учреждений дополнительного образования в систему рыночных отношений, приводит к необходимости быть конкурентноспособным. А инновации во всех отношениях деятельности являются эффективным инструментом повышения конкурентноспособности организации.
Слайд № 4 Итак, внедрение инноваций в образовательный процесс учреждения дополнительного образования с учетом всех вышеперечисленных аспектов, будет реальным и эффективным, если первым шагом на пути внедрения инноваций будет формирование инновационного климата в коллективе, который способствует обсуждению, применению и отбору лучших методов построения учебного процесса на примере работы коллег. Следующим этапом должно стать внесение изменений в систему воспитательной работы, а также учебно-методическое обеспечение учебного процесса, учебного плана и программы. Эти преобразования повлекут за собой изменение в системе контроля и оценки уровня образования. В конечном итоге это приведет к качественным преобразованиям в деятельности педагогов и учеников.
Существует несколько классификаций инноваций, но для сферы музыкальной педагогики первоочередное значение имеют инновации в методическом обеспечении образовательного процесса. Методические инновации – это инновации в области методики обучения, воспитания и преподавания. Этот тип инновации доминирует в частных методиках и позволяет адаптировать данные инновации под личностные особенности ученика.
В учреждения дополнительного образования зачисляются дети, желающие научиться игре на музыкальных инструментах с разными базовыми способностями: это память, слух и чувство ритма. Доминирующее условие – это желание учиться. Обучающиеся, по своим способностям классифицируются на одаренных, талантливых, способных и обучающихся со средними музыкальными способностями. В первую очередь инновационные методические программы нужны для детей со средними музыкальными способностями, так как именно они больше всего нуждаются в инновациях с целью всестороннего овладения музыкальными знаниями. Перед обучающимися со средними музыкальными способностями не ставится задача профессиональной ориентации дальнейшего музыкального образования. В работе с этой группой обучающихся педагогу следует использовать такие возможности, методы и способы обучения, порой не лишенные экспериментирования, чтобы они были понятны и пробудили интерес к музыке, творчеству, а значит к учебному процессу. Не все учащиеся, обладая средними музыкальными данными способны к усвоению исполнительских навыков в полном объеме, но при гибкой корректировке программы, введению новых тем музыкального развития, обучающиеся могут успешно учиться, художественно развиваться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками творческих коллективов.
Слайд № 5. Педагог всегда был и остается главным стратегическим ресурсом системы образования. Ключевой характеристикой современного школьного образования является «новый» тип учителя – чуткого и внимательного к интересам детей, творчески думающего и открытого ко всему новому, владеющего современными методами и технологиями образования, способами конструирования педагогического процесса и умениями прогнозировать свой конечный результат. Педагог музыкального учреждения дополнительного образования по классу специальных дисциплин должен в рамках занятия реализовать не только учебно-воспитательную функцию, но и сыграть роль консультанта, психолога и наставника. Он должен способствовать всестороннему развитию личности и формировать целостность характера, закладывая нравственные основы воспитания. Именно эти познания с профессиональным опытом должны стать основой в создании инновационных методов и техник обучения.
В более благоприятных условиях, с точки зрения возможности внедрения инновационных педагогических технологий, находятся предметы музыкально- теоретического цикла. Групповые занятия позволяют более активно применять различные виды новых педагогических технологий.
В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами компьютерами, аудио- и видео-средствами, информационными технологиями и информационной продукцией (слайд-шоу, презентации, фонограммы, лекция с аудио сопровождением и личным показом, цифровые инструменты, нарезки)
Инновационные методики, которые используются в работе:
- Адаптированная система обучения А.С. Границкой. Наглядные пособия.
Эта система очень удобна при изучении музыкально-теоретических понятий на уроках сольфеджио и теории музыки.
- Ягненкова Н.В. "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ" рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных уроков (Автор - А.А.Окунев) и приводит ряд нетрадиционных технологий урока:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, интервью, репортаж, рецензия;
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение, урок-презентация ;
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, телепередача, телемост, рапорт;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, ученый совет;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", утренник, спектакль, концерт, "посиделки" и др.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Составление конспектов, хронологических и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.
Представляется возможным привести еще ряд примеров педагогических инноваций, которые могут использоваться на уроках в ДМШ, и предлагаются в книге А.К. Колеченко "Энциклопедия педагогических технологий".
- Взаимоконтроль.
Цели: 1) проверка знаний; 2) предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах; 3) снятие неуверенности у слабых учеников; 4) развитие речи учащихся; 5) интенсификация опроса; 6) воспитание Я-концепции. Группа разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям.
- Ищу ошибки.
Вызывает интерес у учащихся, развивает внимательность, сотрудничество при работе в малых группах.
- Консультанты на уроке (шефы).
Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать. Технология может использоваться не только на уроках теоретического цикла, но и может быть эффективной на уроках специальности.
- Цепочка (опрос)
Цели: 1) бесконфликтная проверка знаний, умений учащихся; 2) развитие умений формулировать вопросы. Данная технология применяется как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу.
Предложенные методы и технологии, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в детской музыкальной школе.
На уроках фортепиано педагоги также используют в своей работе инновационные методы работы. Много современных методик появилось для учащихся подготовительной группы. Это упражнения – игры, которые помогают ребёнку правильно сидеть за инструментом, ровно держать спинку, оставляя руки и ноги свободными, всевозможные игры, для организации пианистических движений, переходя постепенно к играм развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука. Сколько нового появилось для знакомства детей с клавиатурой, в донотный период обучения, по развитию метро - ритмического чувства, восприятию нотной записи. Особое место занимают у педагогов творческие задания для детей. Инновационными являются методы по развитию музыкальной фантазии у детей. Творческое развитие учащихся младшего и среднего школьного возраста разной степени одарённости, где главное - это ввести ребёнка в мир музыкального творчества, заинтересовать его такими формами музицирования, как сочинение музыки к стихам, создание пьес различного образного содержания в простых музыкальных формах, подбор аккомпанемента к детским песням, сочинение музыкальных сказок. Предлагая всё новые, постепенно усложняющиеся творческие задания, мы помогаем ребёнку активно освоить важнейшие элементы музыкального языка, применять их в собственном творчестве. Инновационным можно назвать работу по дополнению текста: досочинить конец пьесы, решить аппликатурные задачи, определить размер. При выполнении этих заданий происходит формирование навыка записи нот и остальных знаков записи текста, что имеет большое значение для закрепления связи между звуком и нотой. Стимулирование творческих способностей ученика, нацеливание его на самостоятельные поиски способствуют развитию воображения ребёнка, укрепляют веру в свои силы, улучшают контакт между учеником и педагогом, создают атмосферу заинтересованности и увлечённости.
Слайд № 6. При организации инновационной деятельности следует помнить, что:
• "чужой" опыт педагог должен "пропускать через себя" (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод ;
• инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям ребёнка, должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;
• инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива;
• инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;
• в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения.
Важно понимать, что педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы музыкального образования. Повышение эффективности образовательного процесса – это основной результат и цель инновационных преобразований.
Пусть же никогда не иссякает педагогическая мысль, наполненная большой любовью к детям и огромной ответственностью за свой нелегкий труд.
Список литературы
- Праслова, Г А Традиции и инновации в историко-педагогической
подготовке педагога-музыканта теоретико-методологический анализ
Монография -СПб Астерион, 2007 .
- Никонова Л.С., Никонова Л.С. Воспитание музыкального вкуса (из опыта работы МОУ ДОД ДМШ им. В.И. Ряховского).
- Барышева Т.А., Тулина И.Г., Шекалов В.А. Креативный ребенок: диагно-стика творческих способностей детей.
4. Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии.
5. Радионова Т. Учитесь импровизации // «Музыкальная жизнь». – 1990.- №7.
6 . Светличная, С. Л. Экспериментально – психологические исследования
взаимосвязи в развитии музыкальных и познавательных способностей детей 5-
7 лет.- Ставрополь,1999.6.
7. Циклер, Э. Творческое музицирование – основная тенденция музыкального воспитания XX века. – М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД на конференцию «Педагогическая этика»
Д О К Л А Д на конференцию «Педагогическая этика» ...
Доклад на конференцию,посвященную передовым педагогическим технологиям,сопровождаемый презентацией
В сентябре в нашем колледже проводилась педагогическая конференция. Мой доклад был на тему :Игровые технологии как один из методов исследовательской деятельности обучающихся".Он сопровождался презента...
Презентация. Августовская конференция 2013 г.
Традиции и инновации в современной музыкальной педагогике....
Доклад на конференцию. Тема: Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО
На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно - воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информац...
«Интернет- зависимость студентов». Результаты социологического исследования. Презентация к докладу на конференции "Компьютерная зависимость"
презентация к докладу на конференции "Компьютерная зависимость"...
Игры, в которые играют учителя. Доклад на конференции
Выступление посвящено необычным играм, которые придумывают учителя, чтобы решить вопросы организационные, возникающие практически на каждом уроке...