Технология развития критического мышления: взаимообучение
методическая разработка на тему

Еросланова Римма Ивановна

Преобразрования, происходящие во всех сферах российсского общества ставят новые задачи перед образовательными организациями, решить которые невозможно, работая по старому, без разработки и и внедрения каких - либо новшеств. Особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентрованные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя. Одной из таких технолгий  - технология развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx565.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

на тему: «Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС»

Аннотация

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества — экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. Особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.

         В рамках семинара «Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС» преподаватели получили знания, умения и навыки в области проектирования учебных занятий, познакомились с технологией развития критического мышления, посредством погружения участников семинара  в эту технологию.

Цель мастер - класса — оказание методической помощи учителям, методистам. В мастер - классе рассмотрены дидактические  особенности и дидактические принципы технологии развития критического мышления.

Тема «Технология развития критического мышления: «взаимообучение»

Цель: Совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, уровня их компетентности в области учебных дисциплин и методики их преподавания в условиях введения и реализации ФГОС.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: наглядный, практический, контроля, познавательный.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, карточки с информационным текстом, индивидуальные карточки с заданиями, презентация 

Этап 1. Вступительное слово преподавателя 

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Главные изменения в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования:

  1. ускорение темпов развития  и необходимость подготовки людей к жизни быстро меняющемся обществе;
  2. переход к постиндустриальному, информационному обществу;
  3. динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы малоквалифицированного труда и др.  

Цель профобразования подготовить профессионального специалиста, конкурентоспособного, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному росту социальной и профессиональной мобильности.

Для реализации этих целей мы в техникуме начали изучать и внедрять новые образовательные технологии. Одна из них – технология развития критического мышления.

Целевое назначение технологии - формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, прийти к определённым умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно.

Дидактические особенности технологии:

-обучение направлено на формирование обобщённых знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости.

-появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;

-создаются условия для вариативности и дифференциации;

-используется положительное стимулирование учеников;

-формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Дидактические принципы технологии:

-активность субъектов образовательного процесса;

-связь обучения с жизнью;

-ценность личности;

-сотрудничество в обучении.

Технологии разрушают следующие стереотипы педагогической деятельности школьного учителя:

-учащийся не должен делать ошибки;

-на уроке нужно оценивать ученика;

-учитель знает, как и что должен отвечать ученик;

-учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на уроке;

-на вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть дан ответ.

В основе технологий лежит следование трём фазам:

1. Вызов, который подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.

2. Осмысление новой информации (смысловая стадия), предполагает ввод новой информации.

3. Рефлексия (размышление), является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности.

Технология «Взаимообучение»

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Прием «Верите ли Вы в то, что…»

«Зигзаг»

Сводная таблица

Фаза вызова.

Учитель использует прием «Верите ли Вы в то, что…», т.е. просит учащихся (они объединены в группы по 5 – 6 человек) ответить на вопросы и обосновать свое мнение.

Обсуждение ответов идет в группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всего класса. А можно каждой группе предложить для обсуждения и озвучивания один - два вопроса.

Фаза осмысления.

Используется прием «Зигзаг»:

Шаг 1. Разбейте группу на подгруппы и распределите материал.

Вся группа делится на четверки. Каждому члену четверки достается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу (т.е. первый член группы отвечает за первую часть текста, второй – за вторую и т.д.).

Шаг 2. Экспертные группы изучают материал и готовят его презентацию.

 Экспертные группы объединяют учащихся, которым дан для изучения один и тот же материал. Партнеры – эксперты читают и изучают материал сообща, планируют эффективные способы его преподавания и проверки качества усвоения в первоначальных четверках.

Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки.

Обучающиеся возвращаются в первоначальные группы. Там они по очереди знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: чтобы каждый овладел всей темой целиком.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность.

Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее член овладел всем материалом. Отдельных членов группы могут затем попросить продемонстрировать свои знания самыми разными способами (например, написать письменную проверочную работу, ответить устно на ряд вопросов, представить материал, которому их обучили товарищи по группе).

Фаза рефлексии.

Используется прием «Сравнительная таблица». Этот прием предполагает сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблицу можно строить так: по горизонтали то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Последним этапом работы станет презентация таблицы.

Демонстрация презентации  «Технология развития критического мышления».

Этап 2. Имитация

F:\ФОТОГРАФИИ 2014 год\Теорет семинар\сжатые\DSC03805.JPG

Фаза вызова

Используется прием «Верите ли Вы в то, что…»

Цель этапа: мотивировать преподавателей  на познавательную деятельность, определяется направление изучаемой темы семинара. Проводится фронтальная беседа.

F:\ФОТОГРАФИИ 2014 год\Теорет семинар\сжатые\DSC03786.JPG

Верите ли Вы в то, что:

  • Существуют принципы организации групповой работы?
  • При организации групповой работы группы комплектуются произвольно?
  • Групповая работа протекает по определенным этапам?
  • Учитель пассивен в процессе групповой работы и выполняет роль наблюдателя?
  • Не предъявляется особых требований к учебному материалу, предлагаемому для самостоятельной групповой работы?

 F:\ФОТОГРАФИИ 2014 год\Теорет семинар\сжатые\DSC03775.JPGF:\ФОТОГРАФИИ 2014 год\Теорет семинар\сжатые\DSC03781.JPG

Фаза осмысления

Цель этапа: активное восприятие содержания по теме «Технология развития критического мышления».

Работа в группах.  Все преподаватели делятся на четверки. Каждому члену четверки достается одинаковый материал для изучения (материал делится на части) (Приложение 1). Они читают информационный материал индивидуально, выделяют главное, делают пометки на своем листе, готовятся излагать его устно. Рассказывают друг другу основные положения изучаемого материала.  Далее с помощью приема «Зигзаг» члены группы меняются местами. Таким образом, за одним столом  оказались преподаватели  с разным содержанием вопросов изучаемой темы. Там они по очереди знакомят друг друга со своим информационным  материалом. Задача: чтобы каждый овладел всей темой целиком. После второго этапа работы  возвращаются в первоначальные группы.  

    F:\ФОТОГРАФИИ 2014 год\Теорет семинар\сжатые\DSC03788.JPGF:\ФОТОГРАФИИ 2014 год\Теорет семинар\сжатые\DSC03784.JPGF:\ФОТОГРАФИИ 2014 год\Теорет семинар\сжатые\DSC03796.JPG

Фаза рефлексии

Цель этапа: обобщить материал по теме, уметь презентовать результаты работы, уметь выделять проблемы и находить пути решения, оценивать результаты деятельности.

  • Группы в первоначальном составе презентуют свой учебный материал. Применяется прием – метаплан.
  • Возвращение к вопросам «Верите ли Вы в то, что…». Участники семинара  могут вернуться и сравнить, какие у них были знания  до начала  знакомства с темой семинара и какие появились после самостоятельного изучения  учебного материала.
  • Обобщение материала по теме «Технология критического мышления»
  • Итог занятия.

Этап 3. Моделирование

Разработать технологическую разработку учебного занятия по данной технологии (Приложение 2)

Этап 4. Рефлексия

Вопросы для рефлексии:

  1. Довольны ли вы результатом мастер - класса?
  2. Какие трудности возникли у вас на занятии?
  3. Дайте самоанализ результатов деятельности.
  4. Оцените деятельность каждой группы.

 Приложение 1

Этапы организации групповой работы.

Процесс организации работы в группах складывается из следующих элементов:

Подготовительный этап, который включает такие шаги: точное осознание целей использования данной технологии, определение проблемы (задачи), подбор форм групповой работы согласно целям, подготовку оснащения. Оснащение состоит из: учебного материала, заданий, краткой и чёткой инструкции, точного расчёта времени, расположения групп в пространстве аудитории, выбора принципа формирования групп, плана распределения групповых интеллектуальных ресурсов.

Выполнение учебного задания, которое начинается с распределения исполнительских ролей.

На этапе обучения роли могут распределяться учителем, затем учитель обозначает лишь ролевые функции. Возможны такие роли: организатор (лидер, ведущий), «расширитель» словарного запаса, иллюстратор, связной (ищет и устанавливает связи между текстом о окружающим миром, находит параллели), фиксатор (тот, кто записывает идеи), репортёр (тот, кто излагает классу), таймер (хронометрист).

На этом этапе учащимся необходимо напомнить правила работы в группе.

Например такие:

  • Свободный обмен мнениями (каждый имеет право вносить свои мнения, предлагать свои варианты, выдвигать гипотезы и идеи, каждому предоставляется право на ошибку, на первом этапе работы вводится запрет на критику);
  • Уважение к мнению каждого участника (мнение, высказанное участником дискуссии, не должно остаться без внимания, должно быть услышано);
  • Терпимость к критике (поощрять критику, касающуюся существа дела, но не критику личности).

Преподаватель на этом этапе обеспечивает режим «саморегуляции», старается не вмешиваться в работу групп, но при необходимости приходит на помощь тем, у кого возникли вопросы.

Затем следует презентация результатов, общий вывод из результатов, рефлексивное осмысление каждым участником проделанной работы и своего участия в ней.


Функции учителя при групповой работе.

Надо отметить, что при всех имеющихся очевидных преимуществах групповая форма обучения не имеет абсолютного значения. Для разных учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная формы имеют неодинаковое значение. Учащиеся со средними способностями одинаково хорошо усваивают учебный материал, как при фронтальной, так и при групповой формах. Этот слой составляет основную массу школьников, и обучение ориентировано именно на их познавательные возможности. У сильных учащихся на первом месте по продуктивности стоит индивидуальная работа, а у слабых – групповая. По данным И.М.Чередова, слабые учащиеся при групповой работе выполняют объем любых упражнений на 20 – 30% больше, чем при фронтальной форме.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы,
  • разбивка учащихся на группы
  • раздача заданий для групп,
  • контроль хода групповой работы,

Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску,

После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, осуществляющему управлением классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, регулировать взаимодействие учащихся. Учитель должен помнить, что в учебном заведении учащийся восходит к самому себе, учась понимать других и окружающий мир, раскрывая в себе способности и таланты, обретая реальные ценности сознательной жизни и умения их достигать. Навыки взаимодействия, который он получает в учебном заведении, обеспечат ему всестороннюю социализацию в мире взрослых людей: свободно вступать в диалог, четко излагать свои мысли, свою точку зрения, слышать собеседника, быть терпимым к замечаниям. По словам О.Мандльштама: «каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими».


Требования к учебному материалу.

При отборе учебного материала для работы необходимо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания  (понятия, факты, законы, методические задания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются по крайней мере два требования. По своей структуре знание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интереснее идет взаимодействие между участниками групп.

Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля за действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышления. Групповые обсуждения, дискуссия оживляют поисковую активность   учащихся


Принципы организации групповой работы.

Групповая работа организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой  для выработки и принятия решений, и в максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний. Не секрет, что ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Знания в этом случае актуализируются. Конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются. Еще Ян Амос Каменский оценил обращенную речь как катализатор мышления. Он советовал ученику искать того, кому можно было бы объяснить изучаемое. Л. Выготский указывал на то, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, то есть социальных процессов. Он предположил, что более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений, диалога между людьми. Реальная практика подтверждает эти идеи.

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за приобретаемые знания. Происходит индивидуальное обобщение знаний каждого ученика ориентированное не коллективный интеллект класса.

Процесс обучения при групповой работе в значительной степени индивидуализируется за счет регулирования темпа продвижения при обучении, индивидуальной помощи от учителя, учеников – консультантов, одногруппников.

Таким образом, групповая работа в обучении, как правило, используется в качестве средства для активизации деятельности учащихся в процессе усвоения ими определенного учебного содержания, являясь одновременно средством обучения взаимодействию. При групповой работе учащиеся работают над одной и той же проблемой , изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть оригинальное решение.

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы организации групповой работы:

  • Класс разбивается на несколько небольших групп – от 3 до 6 человек.
  • Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.
  • Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.
  • Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.
  • Выбранные в группе решения обсуждаются всем классом. Для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. И это принципиально меняет их в глазах смысл и значение учебной деятельности.

                                       Комплектование групп

     Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы - правильное комплектование групп. Производное комплектование снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы  или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности ( гетерогенная группа ) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже из слабых учеников. Отметим, что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает. Низкая обученность, пробелы в знаниях, слаборазвитые коммуникационные способности, несформированность познавательного интереса, отсутствие лидера – все это не приведет к каким – либо положительным результатам. Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Правда, есть опасность, что лидер подменит всю группу, сведя участие всех остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать межличностные отношения учащихся. Психолог Ю. Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи. Снимаются тревожность и страх».

      Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен комплектовать группы, если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом: « С кем бы вы хотели работать в одной группе?». Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Хотя, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и между участниками устанавливаются дружеские отношения. А какова численность групп? В одном исследовании изучался вопрос, как влияет количественный состав на психологический климат в группе, на её работоспособность и результативность. Выяснилось, что группа из четырёх человек  в большой мере склонна к осуждению проблем, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом  учащихся  при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразно создавать группу  с нечетным составом. Считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной.


Приложение 2

Технологическая карта

Тема занятий «Программное обеспечение»

№ п/п

УВМ

занятия

Задачи

УВМ

СУМ и Д

МО

ФОПД

КР

Наблюдения и выводы

1

повторение

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Словесный, устный опрос

фронтальная

Постепенно активность растет

2

Постановка цели

Принятие цели, развитие познавательного интереса

Тему объявили студенты, цели и план урока поставил преподаватель через мультимедиа

Словесный, наглядный

фронтальная

Реально было поставить цель совместно со студентами

3.

Группообразование

Создание условий для познавательной деятельности

4.

Выполнение группового задания

Формирование знаний, познавательных умений

Содержание работы в группах определяет преподаватель, студенты включаются в выполнение

Практический, поисковый

Индивидуальная, групповая

Студенты успешно справляются с заданием, 100% включенность в познавательную деятельность

5

Пересадка взаимообмен информацией

Формирование знаний, познавательных умений, формирование коммуникативных умений

Каждый студент сообщает свою порцию информации другим членам вновь образованной группы, преподаватель организатор и консультант

Самостоятельная работа, практический, репродуктивный

Групповая, индивидуальная

Студенты успешно справляются с заданием, 100% включенность в познавательную деятельность

6.

Обучение в группах прежнего состава

Формирование знаний, познавательных и интеллектуальных умений

Студенты готовят групповое сообщение, путем выделения самого главного, существенного

Самостоятельная работа, частично - поисковый

Групповая, индивидуальная

Студенты успешно справляются с заданием, 100% включенность в познавательную деятельность

7.

Презентация материала группами

Формирование знаний, формирование коммуникативных умений

Крепят свои выступления и проводят групповой доклад

Словесный, наглядный, дискуссионный

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Студенты успешно справляются с заданием, 100% включенность в познавательную деятельность

8.

Повторение и обобщение

Формирование знаний

Проводит преподаватель

Словесный, наглядный

фронтальная

Многократное повторение материала и обобщение преподавателя способствовали успешному усвоению материала урока

9.

Закрепление

Формирование знаний, применение знаний в новой ситуации

Вопросы на применение знаний

Вопросы с ошибкой

Словесный, наглядный, частично - поисковый

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Вопросы на применение знаний в новой ситуации позволяют усваивать и творческий уровень

10.

Рефлексия

Обратная связь

Что узнали нового?

Частично - поисковый

Фронтальная

Рефлексия отразила успешность обучения на уроке. Более полезна при рефлексии была бы не фронтальная , а индивидуальная ФОПД



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Данная статья  о работе в технологии развития критического мышления которая приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего...

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

"Современные образовательные технологии.Технология развития критического мышления. Приём ЗИГЗАГ"

Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.Печатный документ содержит краткое ...

Технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская.

Технология развития критического мышления;  личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская....

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...