практическое занятие Методы профилактики конфликтов в ДОУ
методическая разработка на тему

практическое занятие для студентов по специальности Дошкольное образование по МДК 02.06 Психолого - педагогические основы организацииобщения детей дошольного возраста. Работа состоит из теоретического материала, в котором рассматриваются основные стратегии поведения при разрешении конфликтов, приведены  направления развития навыков общения детей, как метода профилактики конфликтов. В практической части необходимо с точки зрения изученного материала разобрать педагогические ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_metody_profilaktiki_konfliktov_v_dou.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие №7

Методы профилактики конфликтов

Цель: изучить методы профилактики конфликтов 

Порядок работы:

  1. изучить теоретический материал по теме
  2. законспектировать три основные стратегии по разрешению конфликтов.
  3. Выписать примеры игрового проектирования и примеры пособий по развитию коммуникативных навыков, профилактики и разрешению конфликтов детей в детском саду
  4. разобрать приведенные конфликтные ситуации с позиций игрового проектирования (мостик, две гири, ступеньки), ответ дать письменно с обоснованием

Теоретический материал

Задача воспитателей состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребёнок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто подчиняться требованиям педагога или более сильного партнёра. Поэтому главная задача педагога – помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из конфликтной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.

В любом конфликте педагог должен высказать детям своё отношение к нему через «Я - сообщение» примерно такого рода: «Мне не нравится, когда в группе дошкольники ссорятся и дерутся». Нет сомнения в том, что спокойное обсуждение проблемы вместе с детьми, в конце концов, приведёт к мирному её решению. И здесь педагогу важно следить за тем, чтобы дошкольники учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по разрешению конфликтов. Стратегия игнорирования. Несомненно, что дошкольники получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. Драка – это предельно ожесточенная точка конфликта, и абсолютное большинство драчунов сами не понимают, почему их тянет драться. Так что если детские драки игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное – детские души будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти.

Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать, вызвать родителей. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дошкольники делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. Драка, не законченная в группе, будет продолжена за её границей. И для каких-то детей драка такого рода будет признаком дополнительного геройства: это уже не только драка друг с другом, но и заочная драка с наказывающим их взрослым.

Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к драке, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения. Можно, конечно, ситуативно примирить ссорящихся каким-то универсальным педагогическим ходом – например, увлечь игрой или каким-то по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда конфликт не слишком глубок. Правда, в любом случае опыт такого примирения заведомо поверхностный и помогает лишь ситуативно. Ведь конфликт – всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают дошкольники. Особенно если конфликты возобновляются снова и снова, если ребенок отличается повышенной конфликтностью.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает обучение детей:

- приемам саморегуляции (в основе которой  лежит умение расслабляться) своего состояния;

- умения владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей;

- выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-треннинги, сюжетно-ролевые игры, интерактивные игры и упражнения, индивидуальные и групповые обсуждения проблемы. В качестве иллюстрации приведу некоторые варианты индивидуальных и групповых обсуждений с детьми 5-7 лет разных проблем, с которыми сталкивается дошкольники.

В основе обсуждения детских проблем лежит метод игрового проектирования проблемных ситуаций.

- «Мостик» - любая проблема создаются двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремиться доказать, что она – единственно правая в споре. Задача каждого участника сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должны быть сформулирована. Например: Коля и Миша (5 лет) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремиться взять его себе. «Мостиком» в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому. Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.

- «Две гири» - оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными последствиями. В этом случае на весы ставят две гири ребенок перечисляет на одной «чаши весов» положительные результаты достижения желаемого, а на «второй» отрицательные последствия. Что выберет ребенок?

Дать игрушку (+)

Не давать (-)

Саша будет со мной дружить.

Саша не будет со мной дружить.

Потом уступит свою игрушку.

Будет играть с другими детьми.

Будет играть вместе с ним.

Все будут меня дразнить.

- «Ступеньки» - обсуждаю проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные шаги, но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего шага. Обсуждение происходит виде «лесенки», поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку логических рассуждений снизу вверх. Например:

                                4. Миша скажет: «Давай по очереди возить грузы».

                        3. Я скажу Мише: «А давай играть вместе?»

                2. Миша скажет: «Не дам, я сам играю».

1. Я попрошу у Миши машинку.

Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков, профилактики и разрешению конфликтов детей в детском саду. Реализуя работу в данном направлении успешно используются пособия, на которых остановимся подробнее:

1. Коврик мира

Цель: Научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры. 

Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить»-.

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения:

— Почему так важен для нас «коврик мира»?

—  Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

— Почему недопустимо применение в споре насилия?

— Что вы понимаете под справедливостью?

2. Пособие "Мирилка"

Цель: Литературное пособие "Мирилка" для детей 3-6 лет для формирование у детей умения устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми на основе уважения, принятия и справедливого подхода сотрудничества, социальной нравственной компетентности у детей, содействие становлению атмосферы доверия и принятия.

I вариант. Мирилка-подушечка с аппликативной методикой. Если дети не находят в чем-то согласия - "Мирилка" приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: "Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а просто улыбнись".

II вариант. "Мирилка" - вязанная, полуплоскостная игрушка, представляющая собой двух веселых "головоножек" с руками. Одна пара рук сцеплена и расположена на подушечке в виде перчатки. Эта игрушка носит многофункциональный характер и может быть использована во многих видах детской деятельности.

3. Пособие "Коробка дружбы"

Цель: Развивает невербальные средства общения. Помогает сближению детей, стимулирует проявление внимания к сверстникам; тревожным, неуверенным, дает возможность сделать шаг к новым контактам.

Для игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями по размеру детской руки.

I вариант. "С кем я подружился"

Дети - 4-6 участников засовывают ручки в коробку (ее поддерживает ведущий), закрывают глаза, затем находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают с чьей рукой они  познакомились и подружились.

II вариант "Я хочу с тобой подружиться"

Дети стоят вокруг коробки. Ведущий предлагает или без слов только с помощью взгляда договориться с кем бы они хотели подружиться (каждый участник выбирает одного). Далее ребятам предлагается просунуть руку в прорезь и на ощупь найти руку того ребенка с кем договорились взглядом.

4. Куклы гном Весельчак и гном Грустинка

Цель:  Обучение детей навыкам эффективного разрешения конфликтных ситуаций.

С помощью кукол можно смоделировать различные конфликтные ситуации и вместе с детьми найти пути и способы их разрешения

На протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения. Лучшее, что могут сделать взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально приемлемым нормам поведения и общения.

Педагогические ситуации

1. Проблема: ребенок не желает идти в детский сад.

Описание ситуации. Ребенок конфликтует с другими детьми.

Высказывание ребенка: Я не хочу идти в группу, меня здесь обижают.

2. Проблема: нежелание ребенка идти в детский сад.

Описание ситуации. Ребенок не хочет идти в детский сад из-за нарушения режима дня.

Высказывание ребенка:  Не хочу идти в детский сад.

- Почему?

- Потому, что я хочу спать.

3. Проблема: негативизм по отношению к еде.

Описание ситуации. Ребенок отказывается от еды.

Высказывание ребенка. Я не буду есть это!

4. Проблема: негативизм по отношению ко сну.

Описание ситуации. Ребенок не хочет спать.

Высказывание ребенка: Я не буду спать.

5. Проблема: проявление негативизма к любой организованной деятельности.

Описание ситуации. Ребенок не хочет участвовать в проведении какой-либо деятельности.

Высказывание ребенка: « Не хочу ничем заниматься».

6. Проблема: ссора между детьми из-за оскорблений.

Описание ситуации. Ребенок жалуется, что его обзывают.

Высказывание ребенка: А Маша обзывается!

7. Проблема: ссора между детьми из-за лидерства.

Описание ситуации. Ребенок не умеет проигрывать.

Высказывание ребенка. Я – первый! (проигравший)

8. Проблема: ссора из-за игрушки между детьми.

Описание ситуации. Дети не могут уступить друг другу.

Высказывание ребенка: Моя игрушка!

9. Проблема: низкий уровень навыков самообслуживания.

Описание ситуации. Ребенок не хочет одеваться после сна.

Высказывание ребенка. Я не умею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА тренинга «Профилактика конфликтов, как фактор предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних»

Целями тренинга являются: обучение участников методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов в роли посредника....

Методическая разработка "Программа по профилактике конфликтов среди подростков (классный час) тема: "Создадим гармонию"

Данная методическая разработка охватывает актуальные, как раньше, так и в настоящее время, вопросы взаимоотношений обучающихся в учебной группе.Прежде всего, большое внимание в работе уделено воп...

практическое занятие метод.разработка

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: Правовое государство и гражданское общество...

Методическая разработка на тему: Профилактика конфликтов с обучающимися преподавателя учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»

Выпускная аттестационная работа на тему: Профилактика конфликтов с обучающимися преподавателя учебного центра профессиональных квалификаций   ОАО «РЖД»....

Методическая разработка практического занятия "Методы исследования в акушерстве"

Методическая разработка предназначена для преподавателя, для проведения практического занятия....

Методическая разаработка практического занятия Методы изучения наследственности человека

Методическая разарботка к практическому занятию "Методы изучения наследственности человека"  предназначена  для  студентов специальности 31.02.01. Лечебное дело, способствует...

Методическая разработка практического занятия - Конфликт: его сущность и основные характеристики

К методической разработке теоретического занятия дисциплины «Психология общения» по теме «Конфликт: его сущность и основные характеристики».Методическая разработка состоит из ...