Образовательная программа «Игра как средство экономического воспитания детей»
рабочая программа на тему

Хисамутдинова Юлия Исламовна

Образовательная программа «Игра как средство экономического воспитания детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Назаровский детский дом»

Принято на заседании методического совета

№ 1 от 11 октября 2017 года

Директор КГКУ

«Назаровский детский дом »

___________Г.А. Козлова

«____»___________2017 г.

Образовательная программа

«Игра как средство экономического воспитания детей»

Автор – составитель:

воспитатель: Хисамутдинова Ю.И.

Срок реализации: 2 года.

Назарово 2017

Пояснительная записка

Актуальность. Программа направлена на обучение воспитанников младшего школьного возраста азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка детского дома к самостоятельной жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, приобщение к бережливости, экономности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Программа разработана и предлагается для детей младшего школьного возраста и рассчитана на два года обучения.

Формирование экономического сознания приближает младшего школьника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Данная программа базируется на системе работы, по экономическому воспитанию детей используя в основе сказки, «Экономика для дошкольников» авторы Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова; «Экономический сказочный словарь» автор Смирнова Т.В.; «Экономика для младших школьников» Сасова И.А., Землянская Е.М.; «Белка и компания» Смирнова Т.В.

Авторы в сказочной и игровой для ребенка форме дают объяснение основным экономическим категориям. Каждому экономическому термину посвящена своя сказка. Этот литературный прием позволяет включить детей в процесс решения реальных экономических задач, помогает понять действие экономических законов.

Большую смысловую нагрузку несут и иллюстрации пособия.

Программа рассчитана на 2 года, всего 64 занятия, 1 занятие в неделю по 30-45 пинут.

Цель: формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры средствами игры.

Задачи:

  1. Формировать у детей доступные экономические понятия.
  2. Актуализировать знания воспитанников о содержании деятельности людей некоторых профессий.
  3. Воспитывать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.

Прогнозируемые результаты:

  • знания детей приближены к реальной действительности, есть зачатки экономического мышления.
  • знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
  • словарный запас обогащен понятиями, связанными с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий;
  • знают правила честного приобретения денежных средств, присутствуют взаимосвязи понятий «труд - деньги»;
  • у воспитанников имеется необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
  • владеют экономическими умениями и навыками (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями);
  • проявляют бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость в повседневной практической деятельности.

Этапы реализации программы:

Программа состоит из пяти связанных между собой блоков:

  • семейная экономика;
  • потребности;
  • труд (профессии);
  • товар;
  • деньги.

Внутри каждого блока, в каждой игре, решается конкретная задача.

Мониторинг:

  1. Мониторинговая программа «Портрет воспитанника» критерий сформированность качеств труженика.
  2. Диагностический этап:
  • блиц-опрос (Приложение 1);
  • тестирование (Приложение 2);
  • индивидуальные беседы.

  1. Практический этап:
  • игра «Ярмарка»;
  • Экономический КВН.

Календарно-тематическое планирование

1 год реализации программы

Дата проведения

Тема

Содержание

Форма занятия

Сентябрь

3 неделя

Диагностика

Выявление сформированности экономических представлений

Блиц-опрос

4 неделя

Диагностика

Выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач.

Тестирование

Октябрь

1 неделя

«Царица экономики и ее помощники».

Раскрыть перед детьми через сказку понятие экономика – как умение вести домашнее хозяйство. Познакомить детей с помощниками экономики, как о людях, занимающихся каждый своим делом.

Чтение сказки

2 неделя

Бюджет семьи.

Белка раскрывает свой секрет

Познакомить детей понятием планирование.

Объяснить необходимость планирования доходов и расходов семьи.

Рассказ. Работа в рабочей тетради

«Путешествие в компании белки и её друзей». Задачник.

3 неделя

«Семейный бюджет»

Развивать умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями.

Игра

4 неделя

Пословицы об экономии и бережливости

Познакомить детей с пословицами о бережливости и экономии. Учить детей объяснять их значения. Развивать умение рассуждать и анализировать.

Заучивание пословиц

Ноябрь

1 неделя

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Познакомить детей с экономическим понятием собственность. Показать на примере сказки, что у мельника была собственность – мельница, осел и кот. Закрепить представление о собственности как о том, что принадлежит человеку.

Чтение сказки

2 неделя

«Кондитерская фабрика»

Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий.

Игра

3 неделя

«Больница

Формировать представление о содержании деятельности людей медицинских профессий.

Сюжетно – ролевая игра

4 неделя

«Что сделано трудом человека».

Обобщение знаний детей о труде взрослых, воспитание бережного отношения к предметам, которые являются результатом труда человека. Развитие мышления и речи.

Дидактическая игра

Декабрь

1 неделя

«Супермаркет»

Учить правильно воспринимать рекламу (не покупай все, что рекламируется, прежде чем купить подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение.

Социоигра

2 неделя

«Правила поведения»

Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим миром: вещами следует пользоваться по назначению.

Практикум.

3 неделя

Мы идем за покупками

Формировать у детей понятие о правилах совершения покупок.

Рассмотреть правила поведения в магазине. Отрабатывать отдельные действия при совершении покупок.

Вычисление стоимости покупки, размера сдачи

Экскурсия в магазин

4 неделя

«Угадай профессию».

Развивать познавательные способности детей.

Игра

Январь

1 неделя

«Кому что нужно для работы».

«Кем я буду, когда врасту».

Воспитывать желание и стремление детей быть занятыми полезным делом, помогать взрослым. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

Беседа, дидактическая игра

2 неделя

«Угадай, что я рекламирую»

Развивать у детей активный словарный запас.

Словесная игра

3 неделя

«Как Миша цену назначал»

О том, почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже и от чего это зависит.

Чтение рассказа, решение задачи.

4 неделя

Мир профессий.

Закрепление темы.

Игра.

Февраль

1 неделя-

«Три поросенка»

(сказка)

Продолжать воспитывать экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).

Чтение сказки

2 неделя-

Заработная плата.

Что такое зарплата? В чем причины различий в зарплате.

Беседа с элементами

игры.

3 неделя

«Я бы в фермеры пошёл».

Формирование лидерских качеств.

Деловая игра

4 недели.

«Как Миша учился деньги делить»

О том, как правильно деньгами распоряжаться.

Рассказ

Март

1 неделя

Правила экономии.

Познакомить детей с правилами экономии («Выключай свет, когда уходишь из комнаты»; «Закручивай туго кран, чтобы вода не капала» и.т.д.;

Беседа с элементами игры

2 неделя

Пословицы об экономии и бережливости

Познакомить детей с пословицами о бережливости и экономии. Учить детей объяснять их значения. Развивать умение рассуждать и анализировать.

Заучивание пословиц

3 неделя

«Угадай профессию».

Развивать коммуникативные компетенции.

Игра

4 неделя

«На что можно потратить деньги».

Развивать творческие способности детей.

Конкурс рисунков

Апрель

1 неделя

Я познаю мир экономики

Активизация познавательной деятельности по экономике.

Экономический турнир.

2 неделя

Н. Забила «Наша Родина»;

«Россия – страна ресурсов».

Познакомить с ресурсами своего края, региона, страны.

Формировать навыки бережного отношения к результатам труда взрослых, умение ценить чужой и собственный труд.

Чтение художественной литературы. Просмотр презентации

3 неделя

Закрепление темы.

Учить рассчитать денежные средства на приготовление блинов.

Практическое занятие.

4 неделя

«Кто построил новый дом».

«Уважай чужой труд».

Обогатить и уточнить представления детей о профессии строителя, о труде рабочих разных  строительных специальностей. Закрепить понятие, что дома, кинотеатры, школы, детские сады и другие здания - это результат труда людей, их любви к своему делу. Воспитание бережливости и уважения к чужому труду.

Беседа, дидактическая игра.

Май

1 неделя

Итоговая диагностика

Выявление сформированности экономических представлений.

Выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач.

Блиц-опрос, тестирование

2 неделя

«Ярмарка»

Проведение деловой игры

Практическое занятие

Календарно-тематическое планирование

2 год реализации программы

Дата проведения

Тема

Содержание

Форма занятия

Сентябрь

3 неделя

Диагностика

Выявление сформированности экономических представлений

Блиц-опрос

4 неделя

Диагностика

Выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач.

Тестирование

Октябрь

1 неделя

Филин вводит новые налоги

Познакомить детей с новым экономическим понятием налог на имущество, налог на землю.

Чтение рассказа

2 неделя

«Рынок»,

«Аукцион», «Ярмарка».

Дети узнают о разных формах сбыта продукции.

Игра

3 неделя

«Фукс становится владельцем ресторана»

Познакомить с понятием залог

Рассказ. Работа в рабочей тетради «Путешествие в компании белки и её друзей»

4 неделя

«Почта»

В игровой форме формировать представление о содержании профессий людей работающих на почте.

Сюжетно – ролевая игра

Ноябрь

1 неделя

Не все продается и покупается за деньги.

Донести до детей, что есть такие ценности, которые нельзя купить и продать. Показать детям на примерах педагогических ситуаций, что за деньги не купишь маму, папу, весну, лето, дружбу, любовь - то есть то, что тебе дорого.

Беседа с элементами игры

2 неделя

«Путешествие товаров»

Развитие коммуникативных навыков

Сюжетно – ролевая игра

3 неделя

Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Через чтение художественной литературы прививать любовь к труду.

Чтение художественной литературы

4 неделя

«Как Миша из покупателя превратился в продавца»

О том, с чего нужно начинать, если хочешь организовать свое дело, и как определить, что в этом деле самое главное.

Чтение художественной литературы

Декабрь

1 неделя

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Чтение и обсуждение сказки о потребностях и возможностях

Чтение художественной литературы

2 неделя

Теремок на новый лад

Подготовка к показу спектакля

Экономическая сказка

3 неделя

Потребности

Показать необходимость постоянно анализировать свои потребности и делать выбор

- научить определять разницу между «хочу» и «могу»

Работа с понятием,

работа в рабочей тетради

«Путешествие в компании белки и её друзей»

4 неделя

«Как Миша учился деньги делить»

О том, как правильно деньгами распоряжаться.

Чтение рассказа, решение задачи

Январь

1 неделя

Практическое занятие.

Умение рационально использовать денежные средства.

Готовим вкусно.

2 неделя

«Бизнес крокодила Гены»

Познакомить детей с новым экономическим понятием банк, где хранятся деньги, и понятием вкладчики банка, как люди, которые хранят свои деньги в банке, и получают за это от него премию.

Рассказ.

3 неделя

«Водяная крыса запуталась в долгах и разорилась»

Познакомить детей с новым экономическим понятием долговая расписка, долговая яма.

Чтение рассказа. Работа в рабочей тетради

«Путешествие в компании белки и её друзей»

4 неделя

Распределение семейных обязанностей.

Учит распределять семейные обязанности между членами семьи.

Беседа – с элементами игры

Февраль

1 неделя

Фукс так сэкономил, что пришлось платить штраф

Познакомить детей с новым экономическим понятием штраф.

Рассказ. Работа в рабочей тетради

«Путешествие в компании белки и её друзей».

2 неделя-

Любимые дела по дому.

Развивать трудовые навыки.

Дидактические игры,

игры-пантомимы

3 неделя

«Банк».

Используя игру, дать детям знания о труде работников банка: управляющем, кассире, охраннике воспитание дружеских отношений

Сюжетно – дидактическая игра

4 неделя

«Магазин».

Рассказать детям о том, что царица экономика устанавливает цены на товар. Цена - это стоимость товара. Чем больше труда потратит мастер на изготовление этой вещи, тем она стоит дороже. Развивать мышление детей при решении проблемных ситуаций.

Сюжетно-дидактическая игра

Март

1 неделя

Путешествие в мир профессий

Знакомство в мир профессий.

Просмотр диафильма

2 неделя

Экскурсия в библиотеку.

Формировать представление о содержании профессий людей работающих в библиотеке.

Экскурсия.

3 неделя

С. Михалков «Как старик корову продавал»

Знакомство со значением слова «рынок».

Рынок – сфера взаимодействия покупателей, посредников и продавцов, сфера обмена товарами по договорной цене.

Инсценирование стихотворения.

4 неделя

Друзья помогают Фуксу вернуть его нору

Познакомить с понятием аренда, арендная плата.

Рассказ. Работа в рабочей тетради «Путешествие в компании белки и её друзей»

Апрель

1 неделя

Заводы нашего города.

Развивать кругозор детей.

Игра занятие

2 неделя

Экономическое «Поле чудес»

Повторить основные термины, проверить усвоение экономических понятий, расширить словарный запас детей.

Игра

3 неделя

По ступенькам экономики

Закрепление терминов

Экономическая игра.

4 неделя

Каникулы в Простоквашино

Закрепить знания детей о деньгах, как цене товара. Воспитывать умение внимательно смотреть и делать простейшие умозаключения.

Просмотр мультфильма

Май

1 неделя

Итоговая диагностика

Выявление сформированности экономических представлений.

Выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач.

Блиц-опрос, тестирование

2 неделя

Экономический КВН.

Выявить уровень сформированности знаний у детей по экономическому воспитанию.

КВН.

Список использованной литературы:

  1. Галкина, Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний  у детей старшого дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис. канд.пед.наук. – Екатеринбург, 1999.- 20 с.
  2. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику [Текст]  /А.А. Смоленцева. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 176 с.
  3. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст] / А.А. Смоленцева. - М.: АРКТИ, 2006.
  1. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] /А.Д. Шатова. - М., 2005.
  2. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы».
  3. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников/ А.Ф. Аменд.– Челябинск, 1982. – 177 с.

Приложение 1

Блиц опрос на выявление сформированности экономических представлений, у детей младшего школьного возраста

(Выбери правильный ответ)

  1. Экономика это:
  • плановое ведение хозяйства;
  • продукт труда, произведенный для обмена (продажи).
  1. Собственность – это:
  • договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять;
  • то, чем мы владеем, пользуемся и распоряжаемся по праву.
  1. Товар – это:
  • продукт труда, произведенный для обмена (продажи);
  • плановое ведение хозяйства.
  1. Деньги – это:
  • ценные бумаги;
  • стоимость товара, выраженная в деньгах.
  1. Потребности это:
  • нужда в чем-либо важном для поддержания жизнедеятельности, развития личности, требующая удовлетворения;
  • договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять.
  1. Аренда это:
  • предоставление собственности в пользование за определённое вознаграждение и на определённый срок;
  • сотрудничество людей друг с другом с целью продать или купить товар.
  1. Арендная плата это:
  • плата за аренду, то есть за пользование чужой собственностью;
  • продукт труда, произведенный для обмена (продажи).
  1. Налоги это:
  • обязательные для всех платежи, устанавливаемые властями;
  • стоимость товара, выраженная в деньгах.
  1. «Бюджет - это:
  • план распределения ожидаемых доходов и предполагаемых расходов на определенный период времени;
  • сотрудничество людей друг с другом с целью продать или купить товар.
  1. Бережливость это:
  • качество личности, проявляющееся в стремлении сохранить продукты труда и природные ресурсы, продлить их срок службы;
  • договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять.
  1. Какие профессии вы знаете?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Тест «Готовность младших школьников к решению социально-экономических задач»

(Правильный ответ подчеркни)

1. Оставляешь ли ты включенным свет в комнате, из которой выходишь?

а) да, если выхожу ненадолго 1

б) если не забуду 0

в) всегда выключаю 2

2. Как ты обращаешься со своими и чужими школьными принадлежностями?

а) не бережно 1

б) аккуратно 2

в) купят другие 0

3. Как ты поступишь со старыми газетами, журналами и книгами?

а) выбросишь 0

б) считаешь макулатурой, поэтому собираешь и сдаешь на приемный пункт 2

в) хранишь 1

4. Что ты делаешь с одеждой, когда она тебе стала мала?

а) выбрасываешь 0

б) оставляешь младшему братику (или сестричке) 2

в) собираешь, и с родителями относите в детский дом (красный крест, малоимущим многодетным семьям) 2

5. Если ты не доел хлеб, то ты:

а) отдашь домашним животным, птицам, рыбам 2

б) выбросишь вместе с мусором 0

в) положишь в бак для пищевых отходов 1

6. Как ты поступишь с деньгами, которые накопил?

а) отдашь воспитателям 2

б) купишь нужную вещь, подарок 1

в) израсходуешь на игры 0

7. У тебя в конце учебного года в тетрадях остались чистые страницы. Как ты поступишь:

а) выбросишь, не задумываясь, т. к. учебный год окончен 0

б) спросишь у старших, что делать с ними 1

в) аккуратно отделишь листы и оставишь на черновики 2

8. Когда ты приходишь домой из школы, как ты поступаешь:

а) бросаю портфель в прихожей и бегу гулять с друзьями 0

б) мою руки и иду кушать 1

в) переодеваюсь 2

9. Что находится дома в твоём шкафу (тумбочке):

а) все вперемешку, даже не могу объяснить 0

б) только самое необходимое 2

в) не помню 1

        10. Если вам понравилась какая-то вещь, а у вас не хватает денег, то как вы поступите?

а) пойду и попрошу денег у знакомых 0

б) буду понемногу копить карманные деньги, а потом куплю эту вещь 2

в) откажусь от покупки этой вещи и куплю что-то другое 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты  нравственного воспитания детей через организацию народных праздников....

Опыт работы на тему: «Игры как средство экологического воспитания»

Дошкольный возраст – самоценный в развитии экологической культуры личности.Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологиче...

ВКР: Пословицы как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

       Опытно - экспериментальная работа студентки четвёртого курса Белой М.А. посвящена важной проблеме  в теории и практике дошкольного об...

ВКР: Русские народные сказки как средство полоролевого воспитания детей шестого года жизни

В опытно - эксперементальной работе по теме:"Русские народные сказки как средство полоролевого воспитания детей шестого года жизни"  подтверждается ...

ВКР: Дидактическая игра как средство формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32204463","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 178px; width: 127px; float: left;"}}]]...

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.Одна из задач дошкольно...