Образовательная программа «Игра как средство экономического воспитания детей»
рабочая программа на тему
Образовательная программа «Игра как средство экономического воспитания детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа «Игра как средство экономического воспитания детей» | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Назаровский детский дом»
Принято на заседании методического совета № 1 от 11 октября 2017 года | Директор КГКУ «Назаровский детский дом » ___________Г.А. Козлова «____»___________2017 г. |
Образовательная программа
«Игра как средство экономического воспитания детей»
Автор – составитель:
воспитатель: Хисамутдинова Ю.И.
Срок реализации: 2 года.
Назарово 2017
Пояснительная записка
Актуальность. Программа направлена на обучение воспитанников младшего школьного возраста азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка детского дома к самостоятельной жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, приобщение к бережливости, экономности.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Программа разработана и предлагается для детей младшего школьного возраста и рассчитана на два года обучения.
Формирование экономического сознания приближает младшего школьника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Данная программа базируется на системе работы, по экономическому воспитанию детей используя в основе сказки, «Экономика для дошкольников» авторы Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова; «Экономический сказочный словарь» автор Смирнова Т.В.; «Экономика для младших школьников» Сасова И.А., Землянская Е.М.; «Белка и компания» Смирнова Т.В.
Авторы в сказочной и игровой для ребенка форме дают объяснение основным экономическим категориям. Каждому экономическому термину посвящена своя сказка. Этот литературный прием позволяет включить детей в процесс решения реальных экономических задач, помогает понять действие экономических законов.
Большую смысловую нагрузку несут и иллюстрации пособия.
Программа рассчитана на 2 года, всего 64 занятия, 1 занятие в неделю по 30-45 пинут.
Цель: формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры средствами игры.
Задачи:
- Формировать у детей доступные экономические понятия.
- Актуализировать знания воспитанников о содержании деятельности людей некоторых профессий.
- Воспитывать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.
Прогнозируемые результаты:
- знания детей приближены к реальной действительности, есть зачатки экономического мышления.
- знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
- словарный запас обогащен понятиями, связанными с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- знают правила честного приобретения денежных средств, присутствуют взаимосвязи понятий «труд - деньги»;
- у воспитанников имеется необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
- владеют экономическими умениями и навыками (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями);
- проявляют бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость в повседневной практической деятельности.
Этапы реализации программы:
Программа состоит из пяти связанных между собой блоков:
- семейная экономика;
- потребности;
- труд (профессии);
- товар;
- деньги.
Внутри каждого блока, в каждой игре, решается конкретная задача.
Мониторинг:
- Мониторинговая программа «Портрет воспитанника» критерий сформированность качеств труженика.
- Диагностический этап:
- блиц-опрос (Приложение 1);
- тестирование (Приложение 2);
- индивидуальные беседы.
- Практический этап:
- игра «Ярмарка»;
- Экономический КВН.
Календарно-тематическое планирование
1 год реализации программы
Дата проведения | Тема | Содержание | Форма занятия |
Сентябрь 3 неделя | Диагностика | Выявление сформированности экономических представлений | Блиц-опрос |
4 неделя | Диагностика | Выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач. | Тестирование |
Октябрь 1 неделя | «Царица экономики и ее помощники». | Раскрыть перед детьми через сказку понятие экономика – как умение вести домашнее хозяйство. Познакомить детей с помощниками экономики, как о людях, занимающихся каждый своим делом. | Чтение сказки |
2 неделя | Бюджет семьи. Белка раскрывает свой секрет | Познакомить детей понятием планирование. Объяснить необходимость планирования доходов и расходов семьи. | Рассказ. Работа в рабочей тетради «Путешествие в компании белки и её друзей». Задачник. |
3 неделя | «Семейный бюджет» | Развивать умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями. | Игра |
4 неделя | Пословицы об экономии и бережливости | Познакомить детей с пословицами о бережливости и экономии. Учить детей объяснять их значения. Развивать умение рассуждать и анализировать. | Заучивание пословиц |
Ноябрь 1 неделя | Ш. Перро «Кот в сапогах». | Познакомить детей с экономическим понятием собственность. Показать на примере сказки, что у мельника была собственность – мельница, осел и кот. Закрепить представление о собственности как о том, что принадлежит человеку. | Чтение сказки |
2 неделя | «Кондитерская фабрика» | Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий. | Игра |
3 неделя | «Больница | Формировать представление о содержании деятельности людей медицинских профессий. | Сюжетно – ролевая игра |
4 неделя | «Что сделано трудом человека». | Обобщение знаний детей о труде взрослых, воспитание бережного отношения к предметам, которые являются результатом труда человека. Развитие мышления и речи. | Дидактическая игра |
Декабрь 1 неделя | «Супермаркет» | Учить правильно воспринимать рекламу (не покупай все, что рекламируется, прежде чем купить подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение. | Социоигра |
2 неделя | «Правила поведения» | Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим миром: вещами следует пользоваться по назначению. | Практикум. |
3 неделя | Мы идем за покупками | Формировать у детей понятие о правилах совершения покупок. Рассмотреть правила поведения в магазине. Отрабатывать отдельные действия при совершении покупок. Вычисление стоимости покупки, размера сдачи | Экскурсия в магазин |
4 неделя | «Угадай профессию». | Развивать познавательные способности детей. | Игра |
Январь 1 неделя | «Кому что нужно для работы». «Кем я буду, когда врасту». | Воспитывать желание и стремление детей быть занятыми полезным делом, помогать взрослым. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. | Беседа, дидактическая игра |
2 неделя | «Угадай, что я рекламирую» | Развивать у детей активный словарный запас. | Словесная игра |
3 неделя | «Как Миша цену назначал» | О том, почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже и от чего это зависит. | Чтение рассказа, решение задачи. |
4 неделя | Мир профессий. | Закрепление темы. | Игра. |
Февраль 1 неделя- | «Три поросенка» (сказка) | Продолжать воспитывать экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность). | Чтение сказки |
2 неделя- | Заработная плата. | Что такое зарплата? В чем причины различий в зарплате. | Беседа с элементами игры. |
3 неделя | «Я бы в фермеры пошёл». | Формирование лидерских качеств. | Деловая игра |
4 недели. | «Как Миша учился деньги делить» | О том, как правильно деньгами распоряжаться. | Рассказ |
Март 1 неделя | Правила экономии. | Познакомить детей с правилами экономии («Выключай свет, когда уходишь из комнаты»; «Закручивай туго кран, чтобы вода не капала» и.т.д.; | Беседа с элементами игры |
2 неделя | Пословицы об экономии и бережливости | Познакомить детей с пословицами о бережливости и экономии. Учить детей объяснять их значения. Развивать умение рассуждать и анализировать. | Заучивание пословиц |
3 неделя | «Угадай профессию». | Развивать коммуникативные компетенции. | Игра |
4 неделя | «На что можно потратить деньги». | Развивать творческие способности детей. | Конкурс рисунков |
Апрель 1 неделя | Я познаю мир экономики | Активизация познавательной деятельности по экономике. | Экономический турнир. |
2 неделя | Н. Забила «Наша Родина»; «Россия – страна ресурсов». | Познакомить с ресурсами своего края, региона, страны. Формировать навыки бережного отношения к результатам труда взрослых, умение ценить чужой и собственный труд. | Чтение художественной литературы. Просмотр презентации |
3 неделя | Закрепление темы. | Учить рассчитать денежные средства на приготовление блинов. | Практическое занятие. |
4 неделя | «Кто построил новый дом». «Уважай чужой труд». | Обогатить и уточнить представления детей о профессии строителя, о труде рабочих разных строительных специальностей. Закрепить понятие, что дома, кинотеатры, школы, детские сады и другие здания - это результат труда людей, их любви к своему делу. Воспитание бережливости и уважения к чужому труду. | Беседа, дидактическая игра. |
Май 1 неделя | Итоговая диагностика | Выявление сформированности экономических представлений. Выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач. | Блиц-опрос, тестирование |
2 неделя | «Ярмарка» | Проведение деловой игры | Практическое занятие |
Календарно-тематическое планирование
2 год реализации программы
Дата проведения | Тема | Содержание | Форма занятия |
Сентябрь 3 неделя | Диагностика | Выявление сформированности экономических представлений | Блиц-опрос |
4 неделя | Диагностика | Выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач. | Тестирование |
Октябрь 1 неделя | Филин вводит новые налоги | Познакомить детей с новым экономическим понятием налог на имущество, налог на землю. | Чтение рассказа |
2 неделя | «Рынок», «Аукцион», «Ярмарка». | Дети узнают о разных формах сбыта продукции. | Игра |
3 неделя | «Фукс становится владельцем ресторана» | Познакомить с понятием залог | Рассказ. Работа в рабочей тетради «Путешествие в компании белки и её друзей» |
4 неделя | «Почта» | В игровой форме формировать представление о содержании профессий людей работающих на почте. | Сюжетно – ролевая игра |
Ноябрь 1 неделя | Не все продается и покупается за деньги. | Донести до детей, что есть такие ценности, которые нельзя купить и продать. Показать детям на примерах педагогических ситуаций, что за деньги не купишь маму, папу, весну, лето, дружбу, любовь - то есть то, что тебе дорого. | Беседа с элементами игры |
2 неделя | «Путешествие товаров» | Развитие коммуникативных навыков | Сюжетно – ролевая игра |
3 неделя | Д. Родари «Чем пахнут ремесла» | Через чтение художественной литературы прививать любовь к труду. | Чтение художественной литературы |
4 неделя | «Как Миша из покупателя превратился в продавца» | О том, с чего нужно начинать, если хочешь организовать свое дело, и как определить, что в этом деле самое главное. | Чтение художественной литературы |
Декабрь 1 неделя | «Сказка о рыбаке и рыбке» | Чтение и обсуждение сказки о потребностях и возможностях | Чтение художественной литературы |
2 неделя | Теремок на новый лад | Подготовка к показу спектакля | Экономическая сказка |
3 неделя | Потребности | Показать необходимость постоянно анализировать свои потребности и делать выбор - научить определять разницу между «хочу» и «могу» | Работа с понятием, работа в рабочей тетради «Путешествие в компании белки и её друзей» |
4 неделя | «Как Миша учился деньги делить» | О том, как правильно деньгами распоряжаться. | Чтение рассказа, решение задачи |
Январь 1 неделя | Практическое занятие. | Умение рационально использовать денежные средства. | Готовим вкусно. |
2 неделя | «Бизнес крокодила Гены» | Познакомить детей с новым экономическим понятием банк, где хранятся деньги, и понятием вкладчики банка, как люди, которые хранят свои деньги в банке, и получают за это от него премию. | Рассказ. |
3 неделя | «Водяная крыса запуталась в долгах и разорилась» | Познакомить детей с новым экономическим понятием долговая расписка, долговая яма. | Чтение рассказа. Работа в рабочей тетради «Путешествие в компании белки и её друзей» |
4 неделя | Распределение семейных обязанностей. | Учит распределять семейные обязанности между членами семьи. | Беседа – с элементами игры |
Февраль 1 неделя | Фукс так сэкономил, что пришлось платить штраф | Познакомить детей с новым экономическим понятием штраф. | Рассказ. Работа в рабочей тетради «Путешествие в компании белки и её друзей». |
2 неделя- | Любимые дела по дому. | Развивать трудовые навыки. | Дидактические игры, игры-пантомимы |
3 неделя | «Банк». | Используя игру, дать детям знания о труде работников банка: управляющем, кассире, охраннике воспитание дружеских отношений | Сюжетно – дидактическая игра |
4 неделя | «Магазин». | Рассказать детям о том, что царица экономика устанавливает цены на товар. Цена - это стоимость товара. Чем больше труда потратит мастер на изготовление этой вещи, тем она стоит дороже. Развивать мышление детей при решении проблемных ситуаций. | Сюжетно-дидактическая игра |
Март 1 неделя | Путешествие в мир профессий | Знакомство в мир профессий. | Просмотр диафильма |
2 неделя | Экскурсия в библиотеку. | Формировать представление о содержании профессий людей работающих в библиотеке. | Экскурсия. |
3 неделя | С. Михалков «Как старик корову продавал» | Знакомство со значением слова «рынок». Рынок – сфера взаимодействия покупателей, посредников и продавцов, сфера обмена товарами по договорной цене. | Инсценирование стихотворения. |
4 неделя | Друзья помогают Фуксу вернуть его нору | Познакомить с понятием аренда, арендная плата. | Рассказ. Работа в рабочей тетради «Путешествие в компании белки и её друзей» |
Апрель 1 неделя | Заводы нашего города. | Развивать кругозор детей. | Игра занятие |
2 неделя | Экономическое «Поле чудес» | Повторить основные термины, проверить усвоение экономических понятий, расширить словарный запас детей. | Игра |
3 неделя | По ступенькам экономики | Закрепление терминов | Экономическая игра. |
4 неделя | Каникулы в Простоквашино | Закрепить знания детей о деньгах, как цене товара. Воспитывать умение внимательно смотреть и делать простейшие умозаключения. | Просмотр мультфильма |
Май 1 неделя | Итоговая диагностика | Выявление сформированности экономических представлений. Выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач. | Блиц-опрос, тестирование |
2 неделя | Экономический КВН. | Выявить уровень сформированности знаний у детей по экономическому воспитанию. | КВН. |
Список использованной литературы:
- Галкина, Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшого дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис. канд.пед.наук. – Екатеринбург, 1999.- 20 с.
- Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику [Текст] /А.А. Смоленцева. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 176 с.
- Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст] / А.А. Смоленцева. - М.: АРКТИ, 2006.
- Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] /А.Д. Шатова. - М., 2005.
- Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы».
- Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников/ А.Ф. Аменд.– Челябинск, 1982. – 177 с.
Приложение 1
Блиц опрос на выявление сформированности экономических представлений, у детей младшего школьного возраста
(Выбери правильный ответ)
- Экономика это:
- плановое ведение хозяйства;
- продукт труда, произведенный для обмена (продажи).
- Собственность – это:
- договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять;
- то, чем мы владеем, пользуемся и распоряжаемся по праву.
- Товар – это:
- продукт труда, произведенный для обмена (продажи);
- плановое ведение хозяйства.
- Деньги – это:
- ценные бумаги;
- стоимость товара, выраженная в деньгах.
- Потребности это:
- нужда в чем-либо важном для поддержания жизнедеятельности, развития личности, требующая удовлетворения;
- договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять.
- Аренда это:
- предоставление собственности в пользование за определённое вознаграждение и на определённый срок;
- сотрудничество людей друг с другом с целью продать или купить товар.
- Арендная плата это:
- плата за аренду, то есть за пользование чужой собственностью;
- продукт труда, произведенный для обмена (продажи).
- Налоги это:
- обязательные для всех платежи, устанавливаемые властями;
- стоимость товара, выраженная в деньгах.
- «Бюджет - это:
- план распределения ожидаемых доходов и предполагаемых расходов на определенный период времени;
- сотрудничество людей друг с другом с целью продать или купить товар.
- Бережливость это:
- качество личности, проявляющееся в стремлении сохранить продукты труда и природные ресурсы, продлить их срок службы;
- договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять.
- Какие профессии вы знаете?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Тест «Готовность младших школьников к решению социально-экономических задач»
(Правильный ответ подчеркни)
1. Оставляешь ли ты включенным свет в комнате, из которой выходишь?
а) да, если выхожу ненадолго 1
б) если не забуду 0
в) всегда выключаю 2
2. Как ты обращаешься со своими и чужими школьными принадлежностями?
а) не бережно 1
б) аккуратно 2
в) купят другие 0
3. Как ты поступишь со старыми газетами, журналами и книгами?
а) выбросишь 0
б) считаешь макулатурой, поэтому собираешь и сдаешь на приемный пункт 2
в) хранишь 1
4. Что ты делаешь с одеждой, когда она тебе стала мала?
а) выбрасываешь 0
б) оставляешь младшему братику (или сестричке) 2
в) собираешь, и с родителями относите в детский дом (красный крест, малоимущим многодетным семьям) 2
5. Если ты не доел хлеб, то ты:
а) отдашь домашним животным, птицам, рыбам 2
б) выбросишь вместе с мусором 0
в) положишь в бак для пищевых отходов 1
6. Как ты поступишь с деньгами, которые накопил?
а) отдашь воспитателям 2
б) купишь нужную вещь, подарок 1
в) израсходуешь на игры 0
7. У тебя в конце учебного года в тетрадях остались чистые страницы. Как ты поступишь:
а) выбросишь, не задумываясь, т. к. учебный год окончен 0
б) спросишь у старших, что делать с ними 1
в) аккуратно отделишь листы и оставишь на черновики 2
8. Когда ты приходишь домой из школы, как ты поступаешь:
а) бросаю портфель в прихожей и бегу гулять с друзьями 0
б) мою руки и иду кушать 1
в) переодеваюсь 2
9. Что находится дома в твоём шкафу (тумбочке):
а) все вперемешку, даже не могу объяснить 0
б) только самое необходимое 2
в) не помню 1
10. Если вам понравилась какая-то вещь, а у вас не хватает денег, то как вы поступите?
а) пойду и попрошу денег у знакомых 0
б) буду понемногу копить карманные деньги, а потом куплю эту вещь 2
в) откажусь от покупки этой вещи и куплю что-то другое 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты нравственного воспитания детей через организацию народных праздников....
Опыт работы на тему: «Игры как средство экологического воспитания»
Дошкольный возраст – самоценный в развитии экологической культуры личности.Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологиче...
ВКР: Пословицы как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опытно - экспериментальная работа студентки четвёртого курса Белой М.А. посвящена важной проблеме в теории и практике дошкольного об...
ВКР: Русские народные сказки как средство полоролевого воспитания детей шестого года жизни
В опытно - эксперементальной работе по теме:"Русские народные сказки как средство полоролевого воспитания детей шестого года жизни" подтверждается ...
ВКР: Дидактическая игра как средство формирования словаря детей среднего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32204463","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 178px; width: 127px; float: left;"}}]]...
Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста
Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.Одна из задач дошкольно...