Образовательная программа «Игра как средство экономического воспитания детей»
рабочая программа на тему

Хисамутдинова Юлия Исламовна

Образовательная программа «Игра как средство экономического воспитания детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Назаровский детский дом»

Принято на заседании методического совета

№ 1 от 11 октября 2017 года

Директор КГКУ

«Назаровский детский дом »

___________Г.А. Козлова

«____»___________2017 г.

Образовательная программа

«Игра как средство экономического воспитания детей»

Автор – составитель:

воспитатель: Хисамутдинова Ю.И.

Срок реализации: 2 года.

Назарово 2017

Пояснительная записка

Актуальность. Программа направлена на обучение воспитанников младшего школьного возраста азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка детского дома к самостоятельной жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, приобщение к бережливости, экономности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Программа разработана и предлагается для детей младшего школьного возраста и рассчитана на два года обучения.

Формирование экономического сознания приближает младшего школьника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Данная программа базируется на системе работы, по экономическому воспитанию детей используя в основе сказки, «Экономика для дошкольников» авторы Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова; «Экономический сказочный словарь» автор Смирнова Т.В.; «Экономика для младших школьников» Сасова И.А., Землянская Е.М.; «Белка и компания» Смирнова Т.В.

Авторы в сказочной и игровой для ребенка форме дают объяснение основным экономическим категориям. Каждому экономическому термину посвящена своя сказка. Этот литературный прием позволяет включить детей в процесс решения реальных экономических задач, помогает понять действие экономических законов.

Большую смысловую нагрузку несут и иллюстрации пособия.

Программа рассчитана на 2 года, всего 64 занятия, 1 занятие в неделю по 30-45 пинут.

Цель: формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры средствами игры.

Задачи:

  1. Формировать у детей доступные экономические понятия.
  2. Актуализировать знания воспитанников о содержании деятельности людей некоторых профессий.
  3. Воспитывать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.

Прогнозируемые результаты:

  • знания детей приближены к реальной действительности, есть зачатки экономического мышления.
  • знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
  • словарный запас обогащен понятиями, связанными с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий;
  • знают правила честного приобретения денежных средств, присутствуют взаимосвязи понятий «труд - деньги»;
  • у воспитанников имеется необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
  • владеют экономическими умениями и навыками (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями);
  • проявляют бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость в повседневной практической деятельности.

Этапы реализации программы:

Программа состоит из пяти связанных между собой блоков:

  • семейная экономика;
  • потребности;
  • труд (профессии);
  • товар;
  • деньги.

Внутри каждого блока, в каждой игре, решается конкретная задача.

Мониторинг:

  1. Мониторинговая программа «Портрет воспитанника» критерий сформированность качеств труженика.
  2. Диагностический этап:
  • блиц-опрос (Приложение 1);
  • тестирование (Приложение 2);
  • индивидуальные беседы.

  1. Практический этап:
  • игра «Ярмарка»;
  • Экономический КВН.

Календарно-тематическое планирование

1 год реализации программы

Дата проведения

Тема

Содержание

Форма занятия

Сентябрь

3 неделя

Диагностика

Выявление сформированности экономических представлений

Блиц-опрос

4 неделя

Диагностика

Выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач.

Тестирование

Октябрь

1 неделя

«Царица экономики и ее помощники».

Раскрыть перед детьми через сказку понятие экономика – как умение вести домашнее хозяйство. Познакомить детей с помощниками экономики, как о людях, занимающихся каждый своим делом.

Чтение сказки

2 неделя

Бюджет семьи.

Белка раскрывает свой секрет

Познакомить детей понятием планирование.

Объяснить необходимость планирования доходов и расходов семьи.

Рассказ. Работа в рабочей тетради

«Путешествие в компании белки и её друзей». Задачник.

3 неделя

«Семейный бюджет»

Развивать умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями.

Игра

4 неделя

Пословицы об экономии и бережливости

Познакомить детей с пословицами о бережливости и экономии. Учить детей объяснять их значения. Развивать умение рассуждать и анализировать.

Заучивание пословиц

Ноябрь

1 неделя

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Познакомить детей с экономическим понятием собственность. Показать на примере сказки, что у мельника была собственность – мельница, осел и кот. Закрепить представление о собственности как о том, что принадлежит человеку.

Чтение сказки

2 неделя

«Кондитерская фабрика»

Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий.

Игра

3 неделя

«Больница

Формировать представление о содержании деятельности людей медицинских профессий.

Сюжетно – ролевая игра

4 неделя

«Что сделано трудом человека».

Обобщение знаний детей о труде взрослых, воспитание бережного отношения к предметам, которые являются результатом труда человека. Развитие мышления и речи.

Дидактическая игра

Декабрь

1 неделя

«Супермаркет»

Учить правильно воспринимать рекламу (не покупай все, что рекламируется, прежде чем купить подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение.

Социоигра

2 неделя

«Правила поведения»

Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим миром: вещами следует пользоваться по назначению.

Практикум.

3 неделя

Мы идем за покупками

Формировать у детей понятие о правилах совершения покупок.

Рассмотреть правила поведения в магазине. Отрабатывать отдельные действия при совершении покупок.

Вычисление стоимости покупки, размера сдачи

Экскурсия в магазин

4 неделя

«Угадай профессию».

Развивать познавательные способности детей.

Игра

Январь

1 неделя

«Кому что нужно для работы».

«Кем я буду, когда врасту».

Воспитывать желание и стремление детей быть занятыми полезным делом, помогать взрослым. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

Беседа, дидактическая игра

2 неделя

«Угадай, что я рекламирую»

Развивать у детей активный словарный запас.

Словесная игра

3 неделя

«Как Миша цену назначал»

О том, почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже и от чего это зависит.

Чтение рассказа, решение задачи.

4 неделя

Мир профессий.

Закрепление темы.

Игра.

Февраль

1 неделя-

«Три поросенка»

(сказка)

Продолжать воспитывать экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).

Чтение сказки

2 неделя-

Заработная плата.

Что такое зарплата? В чем причины различий в зарплате.

Беседа с элементами

игры.

3 неделя

«Я бы в фермеры пошёл».

Формирование лидерских качеств.

Деловая игра

4 недели.

«Как Миша учился деньги делить»

О том, как правильно деньгами распоряжаться.

Рассказ

Март

1 неделя

Правила экономии.

Познакомить детей с правилами экономии («Выключай свет, когда уходишь из комнаты»; «Закручивай туго кран, чтобы вода не капала» и.т.д.;

Беседа с элементами игры

2 неделя

Пословицы об экономии и бережливости

Познакомить детей с пословицами о бережливости и экономии. Учить детей объяснять их значения. Развивать умение рассуждать и анализировать.

Заучивание пословиц

3 неделя

«Угадай профессию».

Развивать коммуникативные компетенции.

Игра

4 неделя

«На что можно потратить деньги».

Развивать творческие способности детей.

Конкурс рисунков

Апрель

1 неделя

Я познаю мир экономики

Активизация познавательной деятельности по экономике.

Экономический турнир.

2 неделя

Н. Забила «Наша Родина»;

«Россия – страна ресурсов».

Познакомить с ресурсами своего края, региона, страны.

Формировать навыки бережного отношения к результатам труда взрослых, умение ценить чужой и собственный труд.

Чтение художественной литературы. Просмотр презентации

3 неделя

Закрепление темы.

Учить рассчитать денежные средства на приготовление блинов.

Практическое занятие.

4 неделя

«Кто построил новый дом».

«Уважай чужой труд».

Обогатить и уточнить представления детей о профессии строителя, о труде рабочих разных  строительных специальностей. Закрепить понятие, что дома, кинотеатры, школы, детские сады и другие здания - это результат труда людей, их любви к своему делу. Воспитание бережливости и уважения к чужому труду.

Беседа, дидактическая игра.

Май

1 неделя

Итоговая диагностика

Выявление сформированности экономических представлений.

Выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач.

Блиц-опрос, тестирование

2 неделя

«Ярмарка»

Проведение деловой игры

Практическое занятие

Календарно-тематическое планирование

2 год реализации программы

Дата проведения

Тема

Содержание

Форма занятия

Сентябрь

3 неделя

Диагностика

Выявление сформированности экономических представлений

Блиц-опрос

4 неделя

Диагностика

Выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач.

Тестирование

Октябрь

1 неделя

Филин вводит новые налоги

Познакомить детей с новым экономическим понятием налог на имущество, налог на землю.

Чтение рассказа

2 неделя

«Рынок»,

«Аукцион», «Ярмарка».

Дети узнают о разных формах сбыта продукции.

Игра

3 неделя

«Фукс становится владельцем ресторана»

Познакомить с понятием залог

Рассказ. Работа в рабочей тетради «Путешествие в компании белки и её друзей»

4 неделя

«Почта»

В игровой форме формировать представление о содержании профессий людей работающих на почте.

Сюжетно – ролевая игра

Ноябрь

1 неделя

Не все продается и покупается за деньги.

Донести до детей, что есть такие ценности, которые нельзя купить и продать. Показать детям на примерах педагогических ситуаций, что за деньги не купишь маму, папу, весну, лето, дружбу, любовь - то есть то, что тебе дорого.

Беседа с элементами игры

2 неделя

«Путешествие товаров»

Развитие коммуникативных навыков

Сюжетно – ролевая игра

3 неделя

Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Через чтение художественной литературы прививать любовь к труду.

Чтение художественной литературы

4 неделя

«Как Миша из покупателя превратился в продавца»

О том, с чего нужно начинать, если хочешь организовать свое дело, и как определить, что в этом деле самое главное.

Чтение художественной литературы

Декабрь

1 неделя

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Чтение и обсуждение сказки о потребностях и возможностях

Чтение художественной литературы

2 неделя

Теремок на новый лад

Подготовка к показу спектакля

Экономическая сказка

3 неделя

Потребности

Показать необходимость постоянно анализировать свои потребности и делать выбор

- научить определять разницу между «хочу» и «могу»

Работа с понятием,

работа в рабочей тетради

«Путешествие в компании белки и её друзей»

4 неделя

«Как Миша учился деньги делить»

О том, как правильно деньгами распоряжаться.

Чтение рассказа, решение задачи

Январь

1 неделя

Практическое занятие.

Умение рационально использовать денежные средства.

Готовим вкусно.

2 неделя

«Бизнес крокодила Гены»

Познакомить детей с новым экономическим понятием банк, где хранятся деньги, и понятием вкладчики банка, как люди, которые хранят свои деньги в банке, и получают за это от него премию.

Рассказ.

3 неделя

«Водяная крыса запуталась в долгах и разорилась»

Познакомить детей с новым экономическим понятием долговая расписка, долговая яма.

Чтение рассказа. Работа в рабочей тетради

«Путешествие в компании белки и её друзей»

4 неделя

Распределение семейных обязанностей.

Учит распределять семейные обязанности между членами семьи.

Беседа – с элементами игры

Февраль

1 неделя

Фукс так сэкономил, что пришлось платить штраф

Познакомить детей с новым экономическим понятием штраф.

Рассказ. Работа в рабочей тетради

«Путешествие в компании белки и её друзей».

2 неделя-

Любимые дела по дому.

Развивать трудовые навыки.

Дидактические игры,

игры-пантомимы

3 неделя

«Банк».

Используя игру, дать детям знания о труде работников банка: управляющем, кассире, охраннике воспитание дружеских отношений

Сюжетно – дидактическая игра

4 неделя

«Магазин».

Рассказать детям о том, что царица экономика устанавливает цены на товар. Цена - это стоимость товара. Чем больше труда потратит мастер на изготовление этой вещи, тем она стоит дороже. Развивать мышление детей при решении проблемных ситуаций.

Сюжетно-дидактическая игра

Март

1 неделя

Путешествие в мир профессий

Знакомство в мир профессий.

Просмотр диафильма

2 неделя

Экскурсия в библиотеку.

Формировать представление о содержании профессий людей работающих в библиотеке.

Экскурсия.

3 неделя

С. Михалков «Как старик корову продавал»

Знакомство со значением слова «рынок».

Рынок – сфера взаимодействия покупателей, посредников и продавцов, сфера обмена товарами по договорной цене.

Инсценирование стихотворения.

4 неделя

Друзья помогают Фуксу вернуть его нору

Познакомить с понятием аренда, арендная плата.

Рассказ. Работа в рабочей тетради «Путешествие в компании белки и её друзей»

Апрель

1 неделя

Заводы нашего города.

Развивать кругозор детей.

Игра занятие

2 неделя

Экономическое «Поле чудес»

Повторить основные термины, проверить усвоение экономических понятий, расширить словарный запас детей.

Игра

3 неделя

По ступенькам экономики

Закрепление терминов

Экономическая игра.

4 неделя

Каникулы в Простоквашино

Закрепить знания детей о деньгах, как цене товара. Воспитывать умение внимательно смотреть и делать простейшие умозаключения.

Просмотр мультфильма

Май

1 неделя

Итоговая диагностика

Выявление сформированности экономических представлений.

Выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач.

Блиц-опрос, тестирование

2 неделя

Экономический КВН.

Выявить уровень сформированности знаний у детей по экономическому воспитанию.

КВН.

Список использованной литературы:

  1. Галкина, Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний  у детей старшого дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис. канд.пед.наук. – Екатеринбург, 1999.- 20 с.
  2. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику [Текст]  /А.А. Смоленцева. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 176 с.
  3. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст] / А.А. Смоленцева. - М.: АРКТИ, 2006.
  1. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] /А.Д. Шатова. - М., 2005.
  2. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы».
  3. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников/ А.Ф. Аменд.– Челябинск, 1982. – 177 с.

Приложение 1

Блиц опрос на выявление сформированности экономических представлений, у детей младшего школьного возраста

(Выбери правильный ответ)

  1. Экономика это:
  • плановое ведение хозяйства;
  • продукт труда, произведенный для обмена (продажи).
  1. Собственность – это:
  • договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять;
  • то, чем мы владеем, пользуемся и распоряжаемся по праву.
  1. Товар – это:
  • продукт труда, произведенный для обмена (продажи);
  • плановое ведение хозяйства.
  1. Деньги – это:
  • ценные бумаги;
  • стоимость товара, выраженная в деньгах.
  1. Потребности это:
  • нужда в чем-либо важном для поддержания жизнедеятельности, развития личности, требующая удовлетворения;
  • договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять.
  1. Аренда это:
  • предоставление собственности в пользование за определённое вознаграждение и на определённый срок;
  • сотрудничество людей друг с другом с целью продать или купить товар.
  1. Арендная плата это:
  • плата за аренду, то есть за пользование чужой собственностью;
  • продукт труда, произведенный для обмена (продажи).
  1. Налоги это:
  • обязательные для всех платежи, устанавливаемые властями;
  • стоимость товара, выраженная в деньгах.
  1. «Бюджет - это:
  • план распределения ожидаемых доходов и предполагаемых расходов на определенный период времени;
  • сотрудничество людей друг с другом с целью продать или купить товар.
  1. Бережливость это:
  • качество личности, проявляющееся в стремлении сохранить продукты труда и природные ресурсы, продлить их срок службы;
  • договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять.
  1. Какие профессии вы знаете?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Тест «Готовность младших школьников к решению социально-экономических задач»

(Правильный ответ подчеркни)

1. Оставляешь ли ты включенным свет в комнате, из которой выходишь?

а) да, если выхожу ненадолго 1

б) если не забуду 0

в) всегда выключаю 2

2. Как ты обращаешься со своими и чужими школьными принадлежностями?

а) не бережно 1

б) аккуратно 2

в) купят другие 0

3. Как ты поступишь со старыми газетами, журналами и книгами?

а) выбросишь 0

б) считаешь макулатурой, поэтому собираешь и сдаешь на приемный пункт 2

в) хранишь 1

4. Что ты делаешь с одеждой, когда она тебе стала мала?

а) выбрасываешь 0

б) оставляешь младшему братику (или сестричке) 2

в) собираешь, и с родителями относите в детский дом (красный крест, малоимущим многодетным семьям) 2

5. Если ты не доел хлеб, то ты:

а) отдашь домашним животным, птицам, рыбам 2

б) выбросишь вместе с мусором 0

в) положишь в бак для пищевых отходов 1

6. Как ты поступишь с деньгами, которые накопил?

а) отдашь воспитателям 2

б) купишь нужную вещь, подарок 1

в) израсходуешь на игры 0

7. У тебя в конце учебного года в тетрадях остались чистые страницы. Как ты поступишь:

а) выбросишь, не задумываясь, т. к. учебный год окончен 0

б) спросишь у старших, что делать с ними 1

в) аккуратно отделишь листы и оставишь на черновики 2

8. Когда ты приходишь домой из школы, как ты поступаешь:

а) бросаю портфель в прихожей и бегу гулять с друзьями 0

б) мою руки и иду кушать 1

в) переодеваюсь 2

9. Что находится дома в твоём шкафу (тумбочке):

а) все вперемешку, даже не могу объяснить 0

б) только самое необходимое 2

в) не помню 1

        10. Если вам понравилась какая-то вещь, а у вас не хватает денег, то как вы поступите?

а) пойду и попрошу денег у знакомых 0

б) буду понемногу копить карманные деньги, а потом куплю эту вещь 2

в) откажусь от покупки этой вещи и куплю что-то другое 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты  нравственного воспитания детей через организацию народных праздников....

Опыт работы на тему: «Игры как средство экологического воспитания»

Дошкольный возраст – самоценный в развитии экологической культуры личности.Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологиче...

ВКР: Пословицы как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

       Опытно - экспериментальная работа студентки четвёртого курса Белой М.А. посвящена важной проблеме  в теории и практике дошкольного об...

ВКР: Русские народные сказки как средство полоролевого воспитания детей шестого года жизни

В опытно - эксперементальной работе по теме:"Русские народные сказки как средство полоролевого воспитания детей шестого года жизни"  подтверждается ...

ВКР: Дидактическая игра как средство формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

        Студентка четвёртого курса Киселёва Анжела Юрьевна  в своей ВКР доказывает, что бедность словаря мешает полноценному обще...

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.Одна из задач дошкольно...