Конспект учебного занятия по математике на тему Тетраэдр и параллелепипед.
план-конспект урока по теме
Аннотация к занятию по математике на тему
«Тетраэдр и параллелепипед»
Содержание приведенного занятия соответствует программе и задачам занятия. Материал занятия способствовал развитию творческих сил и способностей обучающихся. В изложении нового материала применялся ранее изученный материал, использовались межпредметные связи – знания по физике: умение переводить физические величины в СИ, выражать из формул одну величину через другую. Занятие способствовало развитию интереса обучающихся к учению, к изучаемому предмету, к развитию пространственного воображения и эстетического вкуса.
На данном занятии были применены такие инновационные методы обучения, направленные на вовлечение в профессиональную деятельность, как «конструирование макетов архитектурных сооружений», а также игра на сплочение команд (строительных бригад).
Все этапы занятия были последовательными и логически связанными. Структура занятия соответствует данному типу. Обеспечивалось целостность и завершенность занятия.
Принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН соблюдался. Демонстрация фотографий архитектурных шедевров и конструирование модели бытовых зданий из конструктора «Построй свою историю», способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности обучающихся на занятии, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта студентов с целью развития у них самостоятельности.
На занятии были использованы следующие методы обучения: беседа, объяснение, рассказ преподавателя, практические задания, моделирование и конструирование моделей, групповая защита модели. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности обучающихся. Рассказ обучающихся с применением модели сконструированного здания способствовал активизации учения обучающихся и был самым эффективным из всех использованных методов.
Организация учебной работы на занятии: осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались различные формы работы на занятии: индивидуальная, групповая. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у обучающихся. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего занятия. Осуществлялось чередование различных видов деятельности обучающихся.
Данная методическая разработка учебного занятия может быть использована преподавателями при разработке и проведении учебных занятий, факультативов и внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uchebnogo_zanyatiya_po_matematike_na_temu_tetraedr_i_parallelepiped.docx | 832.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисциплина | Математика |
Специальность СПО, группа | 08.01.07 Мастер общестроительных работ, первый курс |
Тема методической разработки | Тетраэдр и параллелепипед. (2 часа) Раздел 3. Прямые и плоскости в пространстве (28 часов). В соответствии с календарно – тематическим планированием). |
Продолжительность учебного занятия | 90 минут |
Преподаватель | Князева Ольга Геннадьевна |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОЛЫШМАНОВСКИЙ АГРОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедколледж»)
Методическая разработка учебного занятия
ТЕМА: Тетраэдр и параллелепипед.
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: | |
Цели |
|
Задачи: | |
Образовательные: |
|
Воспитательные: |
|
Развивающие: |
|
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: | |
Цели | Ознакомиться с геометрическими телами «Тетраэдр» и «Параллелепипед», изучить их элементы и свойства. |
Задачи для обучающихся: | |
Образовательные: |
|
Воспитательные: |
|
Развивающие: |
|
Оборудование: |
|
План занятия
- Организационный момент (1 мин.).
- Просмотр презентации. Постановка темы и целей занятия (5 мин.).
- Игра на сплочение команд метод «Канат» (15 мин.)
- Изучение нового материала. Работа с презентацией (10 мин).
- Конструирование моделей «Тетраэдр» и «Параллелепипед» (10 мин.).
- Исследование. Измерение основных параметров тетраэдра и параллелепипеда (15 мин.).
- Физкультминутка (7 мин.).
- Презентация сконструированного геометрического тела (10 мин).
- Первичное закрепление. Ответ на «открытые вопросы» (10 мин).
- Итог. Выставление оценок (3 мин.).
- Постановка домашнего задания (2 мин.).
- Рефлексия (2 мин.).
В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется проверка следующих общих компетенций:
Таблица 2
Формируемые общие и профессиональные компетенции на учебном занятии
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Комбинированный урок
Таблица 4
Методы обучения, используемые на учебном занятии
По источникам получения знаний: | Словесные: беседа, объяснение; Наглядные: мультимедиапрезентация, конструктор Lego Education «Построй свою историю»; Практические: работа с конструктором Lego Education «Построй свою историю», исследовательская работа, решение ситуационных задач. |
По характеру познавательной деятельности и усвоению содержания образования: | Поисковая деятельность, конструирование, исследовательская деятельность, анализ работы. Решение ситуационных задач, анализ собственного жизненного опыта. |
По степени самостоятельности: | Учебная деятельность под руководством преподавателя; деятельность группой; самостоятельная работа внутри групп; самооценка деятельности на учебном занятии |
Методическое обеспечение:
- методическая разработка учебного занятия;
- маршруты учебного занятия (приложение 1, 2).
Оборудование: компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран, мультимедиапроектор, конструкторы Lego Education «Построй свою историю», канцелярские принадлежности.
Используемая основная литература:
- Бутузов В.Ф., Прасолов В.В. Математика. Алгебра и начало математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы, Просвещение, 2014.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни, Просвещение, 2009.
- Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика, учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 11-е изд., Академия, 2015.
- Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. / Б. Г. Зив. — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература:
- Атанасян Л.С., Бутузов Б.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. - М.: Просвещение,2007
- Бурмистрова Н.В. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии. 11 класс. – Саратов: «Лицей»,1999
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки обучающихся.
- Информационно-поисковая система «Задачи». - Режим доступа: http://zadachi.mccme.ru/easy
Таблица 5
Структура учебного занятия
№ | Этап занятия | Время этапа, мин | Задачи | Результаты | Приемы | Средства | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Форма и метод контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Организационный | 1 | Организовать обучающихся и настроить на дальнейшую деятельность | Приветствие преподавателя обучающимися | Беседа | Слово | Приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой на работу | Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу | Зрительный контроль и анализ готовности к работе обучающихся |
2. | Целеполагание Определение темы, постановка целей и задач | 5 | Создать мотивационную ситуацию для формулировки темы занятия обучающимися | Формулирование темы урока с помощью слайдов о постройках в архитектуре, окружающих предметов в быту | Просмотр презентации, фото | Презентация | Преподаватель задаёт вопросы, подводит обучающихся к формулировке темы, цели и задач урока. Наводящие вопросы:
| Обучающиеся отвечают на вопросы Прогнозируемые ответы:
| Соответствие ответов прогнозируемым ответам (запланированным педагогом, отраженные на слайде) Формулировка темы: «Тетраэдр и параллелепипед» |
15 | Создать мотивационную ситуацию для формулировки цели и задач занятия обучающимися | Формулирование цели и задач занятия. Ответы на вспомогательные вопросы для определения цели, задач в соответствии с темой. | Презентация. Беседа. | Презентация |
|
| Определение целей. | ||
Сплочение команд | 10 | Создать мотивационную ситуацию для сплочения команд | Определение прораба команд. Обучающиеся слаженно работают в команде | Игра «Развяжи канат» | Беседа | Сообщает правило игры: Каждой команде развязать узлы на канате и забрать себе свой фрагмент каната. Фрагмент должен быть без узлов. Победу одержит та команда, чьи участники развяжут все канаты. Условие: все действия участники должны производить только правой рукой, левая рука должна находится на стуле. По результатам работы определите прораба своей команды. | Распределяются на группы. Играют, развязывают канат, вырабатывают стратегию. Назначают прораба | Наблюдение | |
10 | Обучающиеся ознакомлены с порядком деятельности на занятии и алгоритмом работы | Определение регламента этапов занятия, критерии оценивания. | Опорный конспект, оценивание на занятии по жетонам | Беседа, презентация | Сообщает порядок и регламент работы на занятии. | Слушают преподавателя, знакомятся с материалами, к которым обращаются | Наблюдение | ||
Изучение нового материала. Работа с презентацией. | 7 | Создать мотивационную ситуацию для формулировки основных понятий занятия | Рассмотрение понятий параллелепипед и тетраэдр; Определение параметров параллелепипеда и тетраэдра (грань, ребро, вершина, высота) | Беседа. | Презентация. | Преподаватель задаёт вопросы, подводит обучающихся к формулировке определения «Тетраэдр» и «Параллелепипед». К перечислению элементов данных фигур. Вопросы:
|
| Соответствие ответов прогнозируемым ответам (запланированным педагогом, отраженные на слайде) | |
Конструирование моделей «Тетраэдр» и «Параллелепипед» | 15 | Создать мотивационную ситуацию для формулировки основных понятий занятия | Сконструировать модель «Тетраэдра» и «Параллелепипеда» | Просмотр фото, беседа, взаимовыручка | Слайд, ПК, презентация, конструктор LEGO, «Построй свою историю», маршрутный лист команды | Раздает каждой группе индивидуальный маршрут. Предлагает собрать модели: «Тетраэдра» и «Прямоугольного параллелограмма (ромба)» и «Параллелограмма», помогает, наблюдает | Смотрят предложенные чертеж, анализируют его содержание, собирают по чертежу, самостоятельно моделируют | Модель собрана / модель не собрана. Рефлексия. | |
Исследование. Измерение основных параметров «Тетраэдра» и «Параллелепипеда» | 10 | Вывод закономерность: чем выше параметры тел, тем больше численное значение площади и объема. | Подставляют значения в формулы, вычисляют. | Беседа, презентация, таблица | Информационный текст, слайд, ПК, конструктор LEGO | Предлагает произвести вычисления, Акцентирует внимание на формулах. | Производят измерение элементов моделей. Вычисляют площади и объемы. | Самооценка деятельности, наблюдение, начисление баллов. Рефлексия. | |
Физкультминутка. | 10 | Здоровьесбере-жение. Сплочение коллектива | Позитивный настрой на работу. | Беседа, общение, канат, действия. | Игровая деятельность | Просит встать ребят в круг, взять в руки канат, из каната образовать круг. И с закрытыми глазами образовать из каната «квадрат», «треугольник» … | Выполняют, беседуют, вырабатывает стратегию. | Самооценка. | |
Презентация сконструированного геометрического тела | 3 | Направить обучающихся на формулировку определений тел и их параметров. | Самостоятельно выводят определение или читают готовое в индивидуальном маршруте. Сообщают как вычислили объем и площадь. | Слайд, ПК, презентация | Просит проанализировать действия. Просит ребят раскрыть содержание своей работы. | Составляют рассказ, анализируют, выводят определения, расчеты. Отвечают на дополнительные вопросы. | Наблюдение | ||
Первичное закрепление. Ответ на «открытые вопросы». | 2 | Поиск отраслей производства, в которых возможны применение форм «Тетраэдра» и «Параллелепипеда» | Обучающиеся на основе анализа выбирают наиболее подходящие для оптимизации с помощью «Объёмных фигур» сферы строительства | Решают задания группой | Индивидуальные маршрутные листы, слайд презентации | Направляет обучающихся на правильный ход рассуждений (если возникают затруднения) | Отвечают на «открытые вопросы», вырабатывают общее мнение
| Самооценка, сверка с ожидаемыми ответами. Начисление баллов. Рефлексия. | |
2 | Подсчет количества баллов за исследовательскую работу и за ответы на «открытые вопросы» | Оценка | Беседа | Индивидуальные маршрутные листы, слайд презентации. | Объясняет, как выставлять баллы, подсчитать общее количество. Сообщает перевод баллов в оценку | Подсчитывают баллы. Выставляют оценку в маршрутные листы | Самооценка | ||
Итог. Выставление оценок | 2 | Достигнута ли цель /задачи? | Да /нет / частично | Беседа | Слайд презентации. | Преподаватель задаёт вопросы, подводит обучающихся к актуальности данной темы. Наводящие вопросы:
| Рассуждают, отвечают на вопросы. Прогнозируемые ответы: Называют архитектурные постройки, умеют различать формы, сопоставлять размеры объемных тел. Могут измерить параметры, вычислить площадь и объём конструкций. Могут рассчитать площадь поверхности конструкций, высчитывать количество материала необходимое для постройки. Умеют изготавливать макеты конструкций, построек. | Соответствие ответов прогнозируемым ответам (запланированным педагогом) | |
Домашнее задание | 2 | Домашнее задание | Закрепить полученные знания | Презентация | Презентация | Озвучивает домашнее задание. Найдите площадь поверхности тетраэдра, у которого каждое ребро равно 3 см. | Записывают задание | ||
Рефлексия | 3 | Рефлексия | Подсчет жетонов | Презентация | Жетоны | Организует процесс | Узнают оценки за работу. | Зрительный контроль. |
Приложение 1
Маршрутный лист команды №1
ФИО_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Сборка «Тетраэдра».
Вырежете их бумажной выкройки тетраэдр. Соберите, склейте.
Задание 2. Изучение.
Рассмотрите где у тетраэдра вершины, основание, ребра, как определить высоту тетраэдра. Из каких фигур состоит тетраэдр.
Задание 3. Исследование.
Шаг 1. Измерьте необходимые параметры. Вычислите площадь поверхности и объем Вашего тетраэдра.
Площадь поверхности тетраэдра S=2(a*h) где a-длина ребра треугольника, h- высота треугольника. |
Шаг 2. Запишите полученные данные:
Задание 4. Отчет.
Подготовьте рассказ (3 минуты) о получившемся у Вас геометрическом теле. Ваш ответ должен содержать следующие данные:
- Что называют тетраэдром?
- Из чего состоит тетраэдр?
- Определение медианы и высоты тетраэдра.
- Площадь поверхности получившегося тетраэдра ________________________.
- Объем получившегося тетраэдра ________________________.
- Назовите примеры в архитектуре, где встречается данная форма.
Каждый ответ на перечисленные вопросы оценивается в 1 жетон.
Задание 5. Ответ на открытые вопросы.
Шаг 1. После выступления обсудите в команде следующие вопросы.
- Как по Вашему мнению, целесообразно ли возводить конструкции такой формы (дома, здания, сооружения, комплексы).
- Почему Вам не предоставили конструктор. Как Вы думаете можно ли собрать из деталей LEGO тетраэдр.
- Сложно ли построить здание в форме тетраэдра из кирпичей, блоков, бруса?
- Можно ли построить такое здание с помощью монолитных железобетонных конструкций?
Каждый ответ на перечисленные вопросы оценивается в 1 жетон.
Шаг 2. Оцените себя и свою команду за ответ на вопрос.
10-9 жетонов – оценка «отлично»
8-7 жетонов – оценка «хорошо»
6-5 оценка «удовлетворительно»
4 и меньше оценка «неудовлетворительно»
Ваша оценка за занятие ___________.
Приложение 2
Маршрутный лист команды №2
ФИО_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Сборка «Правильный параллелепипед (куб)».
Соберите из кубиков LEGO правильный параллелепипед. Длина ребра параллелепипеда 13 сантиметров.
Задание 2. Изучение.
Рассмотрите где у куба вершины, основание, ребра, грани. Из каких фигур состоит куб.
Задание 3. Исследование.
Шаг 1. Измерьте необходимые параметры. Вычислите площадь поверхности и объем Вашего куба.
Шаг 2. Запишите полученные данные:
Задание 4. Отчет.
Подготовьте рассказ (3 минуты) о получившемся у Вас геометрическом теле. Ваш ответ должен содержать следующие данные:
- Что называют кубом?
- Из чего состоит куб?
- Площадь поверхности получившегося куба ________________________.
- Объем получившегося куба ________________________.
- Сколько кубиков с длиной ребра 1 сантиметр потребуется, что бы собрать «стены» Вашего куба?
- Назовите примеры в архитектуре, где встречается данная форма.
Каждый ответ на перечисленные вопросы оценивается в 1 жетон.
Задание 5. Ответ на открытые вопросы.
Шаг 1. После выступления обсудите в команде следующие вопросы.
- Как по Вашему мнению, целесообразно ли возводить конструкции такой формы (дома, здания, сооружения, комплексы).
- Чем куб отличается от прямоугольного параллелепипеда?
- Встречались ли Вам архитектурные сооружения такой формы?
- Можно ли построить такое здание с помощью монолитных железобетонных конструкций?
Каждый ответ на перечисленные вопросы оценивается в 1 жетон.
Шаг 2. Оцените себя и свою команду за ответ на вопрос.
10-9 жетонов – оценка «отлично»
8-7 жетонов – оценка «хорошо»
6-5 оценка «удовлетворительно»
4 и меньше оценка «неудовлетворительно»
Ваша оценка за занятие ___________.
Приложение 3
Маршрутный лист команды №3
ФИО_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Сборка «прямоугольный параллелепипед».
Соберите из кубиков LEGO прямоугольный параллелепипед. Длина ребер параллелепипеда 13; 11,5; 25,5 сантиметров.
Задание 2. Изучение.
Рассмотрите где у прямоугольного параллелепипеда вершины, основание, ребра, грани. Из каких фигур состоит параллелепипед.
Задание 3. Исследование.
Шаг 1. Измерьте необходимые параметры. Вычислите площадь поверхности и объем Вашего прямоугольного параллелепипеда.
Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда |
Шаг 2. Запишите полученные данные:
Задание 4. Отчет.
Подготовьте рассказ (3 минуты) о получившемся у Вас геометрическом теле. Ваш ответ должен содержать следующие данные:
- Что называют прямоугольным параллелепипедом?
- Из чего состоит прямоугольный параллелепипед?
- Площадь поверхности получившегося прямоугольного параллелепипеда ________________________.
- Объем получившегося прямоугольного параллелепипеда ________________________.
- Сколько кубиков с длиной ребра 1 сантиметр потребуется, что бы собрать «стены» Вашего прямоугольного параллелепипеда?
- Назовите примеры в архитектуре, где встречается данная форма.
Каждый ответ на перечисленные вопросы оценивается в 1 жетон.
Задание 5. Ответ на открытые вопросы.
Шаг 1. После выступления обсудите в команде следующие вопросы.
- Как по Вашему мнению, целесообразно ли возводить конструкции такой формы (дома, здания, сооружения, комплексы).
- Чем отличается прямоугольный параллелепипед от куб?
- Встречались ли Вам архитектурные сооружения такой формы?
- Можно ли построить такое здание с помощью монолитных железобетонных конструкций?
Каждый ответ на перечисленные вопросы оценивается в 1 жетон.
Шаг 2. Оцените себя и свою команду за ответ на вопрос.
10-9 жетонов – оценка «отлично»
8-7 жетонов – оценка «хорошо»
6-5 оценка «удовлетворительно»
4 и меньше оценка «неудовлетворительно»
Ваша оценка за занятие ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях
Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...
Конспект игрового занятия по математике в старшей группе «Письма Королевы Математики»
quot;Письма Королевы Математики"...
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...
План-конспект учебного занятия для 4 курса Тема Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания с презентацией
План-конспект для 4 курса МДКВ 01.06...
План-конспект учебного занятия по Истории на тему "Гражданская война в России"
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.02 «ИСТОРИЯ» специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. Тема: «Гражданская война в России»...