Методическая разработка "Словарик юного дирижера"
методическая разработка на тему

Ольга Александровна Харитонова

Словарик в помощь учащимся хорового отделения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarik.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                 Составила:

                                                                                           пр. Харитонова Ольга Александровна

                                                                                     г. ПОКАЧИ, Тюменской области, 2012 г.

               Словарик юного дирижера

Агогика – (движение) одно из главных средств музыки; кратковременное отклонение от ровного темпа и строгого ритма при условии их сохранения в целом. Закономерности агогики – устремление к кульминации.

Акапелла (a cappella - итал.) -пение без сопровождения.


Альт -  
низкий женский голос, роль подголоска.


Атака -
начало звука - ответственный момент звукообразования.


Ауфтакт
(нем. ауф-над и лат. тактус-трогание, прикосновение) - замах,

предупредительный жест-импульс, предваряющий и организующий исполнение в отношении темпа, ритма, динамики, штриха, характера звуковедения, дыхания.


Бас -
низкий мужской голос. Сильное, мощное звучание. Фундамент, основание, выполняет роль второго голоса в хоре.

Детские голоса - примерно соответствуют голосам женского хора, отличаются в величине диапазона (у детей он меньше), и в характере исполнения (детские голоса звучат звонко, светло) текста.

Диапазон (dia pason) – слово греческого происхождения и означает «через все», т.е. (в музыке) через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого.

Дирижирование (от франц. diriger — направлять, управлять, руководить) – искусство управления коллективным исполнением музыкального произведения (оркестром, хором и т.д.). Искусство  дирижирования основано на специально разработанной системе жестов, мимики, посредством которых дирижер осуществляет руководство исполнением музыкального коллектива.

 Дирижёр обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, стремится передать коллективу исполнителей свои художественные намерения, своё понимание произведения.

Дискант -    высокий детский голос (мальчиков).

Дивизи (divisi) - называется разделение хоровой партии на группы, которые часто получают самостоятельное значение, образуя по существу хоровые партии. Например, партия первых теноров и партия вторых теноров, или партия первых сопрано или партия вторых сопрано. Хоровая партия может быть разделена на два и даже на четыре голоса.

Кантилена -певучая мелодия, певучесть музыкального исполнения,

певучесть голоса.

Капельмейстер – дирижер военных оркестров.

Мелодия (греч. - пение, песнь, напев) - художественно-выразительное и законченное одноголосное последование звуков.

Партитура  - (итал: partitura,буква – разделение, распределение) в музыке – нотная запись многоголосного произведения, предназначенного для исполнения хором, оркестром или ансамблем, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.

Примарные звуки - звуки, на которых человек говорит без напряжения. Репертуар хора - подбор музыкальных произведений, исполняемых хором в течении всего года, имеет большое значение в определении творческой направленности коллектива.

Сопрано -  высокий женский голос, которому поручается исполнение основной мелодии произведения.

Тамбурмажор - (франц. tambour — барабан и major — старший) — первоначально главный полковой барабанщик во французской армии XVII—XIX вв., позднее — руководитель военно-музыкального хора (оркестра). Тамбурмажором назначался обычно унтер-офицер высокого роста. Он облачался в ярко украшенную, пышную форму одежды и держал в правой руке специальный жезл (трость) с золотым набалдашником, перевитый тесьмой с большими кистями, которым и подавал различные команды. Слово "тамбурмажор" утратило свой первоначальный смысл и в настоящее время представляет собой принадлежность для управления действиями музыкантов духового оркестра. Основное назначение «Тамбурмажора» — поддержание игровой слаженности оркестрантов и управление их действиями.

Тембр голоса (timbre, франц. -метка, отличительный знак) - окраска звука, характер его, зависящий от различных сочетаний обертонов, т.е. от гармонических призвуков. Входящих в состав основного звука, возникающих от колебания голосовых связок.


Тенор
- высокий мужской голос, которому поручаются ведущие партии хора. Исполняет мелодию самостоятельно или с сопрано.

Темп (лат. - время) - скорость исполнения и характер движения музыкального произведения, выраженная в частоте чередования метрических долей.

Унисон - одновременное звучание 2-х или нескольких звуков одной и той же высоты).

Фальцет (falsetto - итал.) - один из регистров мужского певческого голоса (верхний), в котором используется лишь головной резонатор.

Фермата (итал. - остановка) - средство художественной выразительности, обозначает остановку движения в пении, т.е. продолжение звука или паузы на неопределенное, подсказанное музыкальным чувством дирижера, время, тем большее, чем короче длительность.

                                                                                                                                     

Фразировка - это музыкально осмысленное исполнение отдельных мотивов фраз, предложений, подчиненных тексту.

Хор - организованный коллектив поющих людей, состоящий из нескольких различных групп голосов, называемых партиями хора.

 Хорме́йстер (от хор и нем. Meister — мастер, начальник; нем. эквиалент Chorleiter) — руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет (дирижирует) хором при разучивании новых и репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий.

Цепное дыхание - применяют тогда, когда продолжительность звучания превышает физические возможности певческого голоса. Смена дыхания певцами производится не одновременно.

Цезура (лат.- рассечение) - грань между частями музыкального произведения. Исполняется в виде короткой, еле заметной паузы. В пении сопровождаемой сменой дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка праздника первоклассников "Посвящение в юные музыканты"

Сценарий праздничного концертно-развлекательного мероприятия "Посвящение в юные музыканты" для учащихся школы искусств....

Методическая разработка урока-конкурса "Юный овощевод".

Данный материал разрабатывался в паре с Мироновой Еленой Юрьевной, мастером производственного обучения на группе овощеводов. Методическая разработка урока-конкурса на тему «Технология производства пос...

Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.

1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к...

«Тестовые задания к образовательному модулю по направлению спортивно-технического творчества учащихся объединений «Безопасность дорожного движения», «Юный мотоциклист», Юный водитель».

В работе представлен методический материал в виде тестовых заданий по следующим блокам:- история создания и развития дорожных сводов, кодексов и Правил Дорожного Движения,- знание основных разделов Пр...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Эпоха регулировщиков. Дирижеры дорог».

В работе представлен КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Эпоха регулировщиков. Дирижеры дорог». к программам: «Юный пешеход» Р7.Т4. Регулировщик. История появления регулировщ...

Открытый урок преподавателя Смирнова Ю.П., художественного руководителя и дирижера оркестра русских народных инструментов "Югорская фантазия", на тему: "Знакомство с инструментами русского народного оркестра"

Ознокомление с инструментальным составом народного оркестра, с задачами групп инструментов, солистов...На примере пьес из репертуара оркестра "Югорская фантазия" показаны музыкально-выразите...

Методическая разработка "Система работы с родителями обучающихся детских объединений "Юный пешеход", "Пешеходная грамота", "Школьник-дорога-автомобиль", "Юный мотоциклист", "Юный водитель"

В работе представлена "Система работы с родителями обучающихся детских объединений "Школьник-дорога-автомобиль", "Юный мотоциклист", "Юный водитель" ИУЦ "Автогр...