Доклад на тему: "Интерактивное обучение в системе методической работе"
материал на тему

Скоркина  Марина Николаевна

Доклад на тему: "Интерактивное обучение в системе методической работе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._doklad_iteraktivnoe_obuchenie.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Марксовский электротехнический колледж»

                                                                                          Утверждаю

                                                                                     Заместитель  директора по  УР        

                                                                                  _____________  Н.Е. Малютина  

 Доклад

на тему:   Интерактивное обучение в системе методической работе

                                                                              Выполнила преподаватель        

                                                                        специальных дисциплин                

                                   Жильцова М.Н.

Маркс 2014

Интерактивное обучение в системе методической работы

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту.

При обновлении содержания образования и освоении новых форм организации УВП качественно меняется и роль преподавателя  как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью. Тем не менее, из результатов исследований последних лет следует, что большинство преподавателей по-прежнему основными критериями оценки своего педагогического труда считают знание своего предмета, умение доступно его излагать и своевременно осуществлять контроль знаний учащихся. Гораздо меньше преподавателей  признают в себе высокоразвитое умение поддерживать интерес школьников к своему предмету, организовывать их систематический, самостоятельный труд, знание и владение способами группового и индивидуального обучения, знание возрастной психологии, новых педагогических концепций, использование новых педагогических технологий. При этом большинство преподавателей  (до 70%) дает высокую самооценку своей профессиональной педагогической компетентности. Очевидно, что подобная самооценка обнаруживает глубокое противоречие. Колледж ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности учащегося , способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной. Именно эти способности личности называются ключевыми в современном обществе, причем не только российском. По исследованиям зарубежных социологов, самыми “запрашиваемыми” в современной экономике являются способность к саморазвитию и сотрудничеству, чувство личной ответственности, способность к критике и принятию решения в процессе диалога . Следовательно, задача колледжа определяется верно. Но можно ли решить ее, если профессионализм в педагогическом труде понимается как владение методами и средствами информационно-объяснительного обучения? Очевидно, нет. Как показывают исследования, 60-80% проговариваемых в течение урока слов исходят именно от преподавателя. Преподаватель  активен: он объясняет, спрашивает, направляет, исправляет. Но гиперактивность преподавателя  часто сопровождается массовой пассивностью учеников на уроке.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение . Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “преподаватель — учащийся или “преподаватель  — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “учащийся — ученик” (работа в парах), “учащийся  — группа учащихся” (работа в группах), “учащийся  - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “учащийся — компьютер” и т.д.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от преподавателя необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д. Педагогу, решившему использовать формы интерактивного обучения, необходимо всему этому учиться. Где и как? При существующей сегодня системе повышения профессиональной квалификации преподаватель получает новые психолого-педагогические знания через различные лекционные курсы и семинарские занятия. Но в какой форме это происходит? В большинстве случаев это та же ситуация традиционного урока, нацеленная на обогащение слушателей методической, дидактической, психологической информацией. Безусловно, основная задача любого постдипломного образования — стимулировать к дальнейшему самообразованию: чтению специальной литературы, самостоятельному изучению вопросов теоретического характера, знакомству с инновациями в образовательном процессе и т.д. Но ведь может случиться и обратное: у учителя, не сумевшего “переварить” обилие информации, возникают психологические барьеры к предлагаемому новому (“это все уже было”, “все равно это у нас не получится”, “это не решит наших главных проблем” ). Кроме того, преподаватель , получающий новые профессиональные знания только репродуктивным путем, похож на своего ученика, который часто становится объектом информационно-объяснительного обучения. Круг замыкается. Как его разомкнуть? Как помочь учителю “не испугаться” процесса получения новых знаний и приобретения нового профессионального и личностного опыта, действительно стимулировать его к творческой активности и помочь ему практически овладеть новыми формами работы с учащимися? Специалисты справедливо считают, что следует отходить от устаревшей догматичной, основанной по существу на сугубо лекционных формах системы повышения квалификации учителей, что более перспективны формы живого общения. Одним из ведущих принципов организации повышения квалификации преподавателя, адекватных запросу современности, является “принцип деятельностного освоения содержания” . Тогда форма организации учебного занятия для учителя должна быть направлена на исследование конкретной проблемы, конструирование урока, проектирование педагогической деятельности, повышение коммуникативной компетентности преподавателя. При этом содержание специального предмета или информация психолого-педагогического характера служит материалом, посредством которого исследуется, проектируется, конструируется образовательная реальность. Но освоение учителем активных методов и приемов обучения невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать множество различной литературы или прослушать лекции об активных методах обучения, нонаучиться им можно только путем личного участия в тренинговых занятиях по интерактиву (в игре, “мозговом штурме”, специально организованной дискуссии).

Одним из направлений в методической работе является совершенствование педагогического мастерства преподавателей . При организации данного направления работы с педколлективом необходимо моделировать такую ситуацию деятельности, которая поможет учителю осознать себя субъектом данной деятельности, т.е. проявить творческую активность, оказаться в ситуации выработки и принятия решения, осознать ответственность за него, испытать успех и т.д. “Проживая” подобную ситуацию, а не только слыша о ней или наблюдая ее со стороны, учитель действительно приобретает необходимый опыт организации интерактивной деятельности с учащимися в образовательном процессе.

В  качестве одной из форм методической работы с педагогическим коллективом используются тренинги с проведением деловых или методических игр, во время которых преподаватели  знакомятся с различным материалом из области психологии, дидактики, методики. В ходе тренинга решаются три основные задачи:

  • помочь преподавателю  усвоить за достаточно короткий срок определенный теоретический материал психолого-педагогического или методического содержания (степень усвоения информации при этом возрастает, т. к. в игре преподаватель  непосредственно включается в необходимую деятельность);
  • через предлагаемые формы и приемы интерактивного обучения помочь педагогам овладеть ими и дать понять, что их можно наполнить различным содержанием, использовать и при обучении, и в воспитательной работе;
  • способствовать формированию коммуникативной компетентности педагогов (изменение стиля общения, умение сотрудничать, толерантность, способность к оценке альтернативных предложений и к выработке совместного решения).

Тренинги проводятся для различных групп . Тренинги обычно “вписываются” в систему работы над методической проблемой педколлектива в данном учебном году, но могут строиться и на материале наиболее актуальной и интересной для преподавателей  информации по проблемам современного образования.

Во всех проводимых тренингах применялась технология работы в группах, использовались интерактивные формы деятельности: диалоги в парах (“двойной круг”), коллективное определение наиболее важных проблем и выражение своего отношения к ним (“Гайд-парк”), дискуссия в группе по поставленному вопросу, выработка совместного решения (“мозговой штурм”, “карикатурные ралли”), презентация решения (проекта) группы перед аудиторией, анкетирование, работа с раздаточным материалом, метод неоконченных предложений и т. д.

В подобных тренингах чрезвычайно важна правильная организация последнего этапа занятия — этапа рефлексии, где участник выражает свое отношение к проведенному занятию . Анализ отзывов показывает, что в подавляющем большинстве учителя выражают явно положительное отношение и интерес как к предлагаемым темам, т. е. содержанию занятия, так и к формам его проведения, особенно высоко оценивая возможность общения по профессиональным вопросам. Приведем примеры отдельных высказываний на вопрос “Что было для меня сегодня важно узнать и понять в ходе игры?”. Для учителей было важно узнать и понять, “как все-таки трудно ребенку на уроках и дома”; “как хорошо учиться! И очень сложно учить…”; “что такое неформальный подход к работе”; “что можно улучшить отношения в коллективе через неформальное общение, игру, обсуждение”; “что учить учителей надо чаще”; “что необходимо чаще общаться по профессиональным вопросам. Сегодня получена ценная информация. Время потрачено не зря.”; “что в группе любая работа проходит интереснее, эффективнее, при работе с увлечением время пролетает быстрее”; “что я переживала за группу и стремилась работать продуктивно”; “что мне приятно, если к моему мнению прислушиваются. Это дает чувство уверенности в себе”; “что при такой организации учебной деятельности действительно можно научить детей самим добывать знания” и т.д. Приведенные высказывания учителей свидетельствуют о том, что “проживание” подобного опыта через участие в тренинге помогает педагогу на практике испытать эффективность использования метода интерактивного обучения, учиться учить так, как этого требует современное общество.

Профессионализм преподавательского  труда сегодня не связан только с информационной насыщенностью учителя и методической оснащенностью учебного процесса, а определяется субъектностью педагога – свойством его личности “производить взаимообусловленные изменения в мире и в себе”. Среди показателей развития субъектности учителя особое место занимают открытая, позитивная, гибкая Я-концепция педагога, обеспечивающая готовность к изменениям и ориентация на открытое и конструктивное взаимодействие с учащимися. “Преподаватель  как субъект педагогической деятельности становится не просто человеком, способным передать знания и умения. Он становится творцом собственной деятельности: преобразует, оценивает ее результаты и себя в ней”. Использование тренингов по интерактивному обучению в системе методической работы  с преподавателями позволяет создать условия для переориентации в методике работы самого преподавателя  для формирования его личностной подготовленности к осуществлению своей новой педагогической роли в новой педагогической реальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Интерактивные формы проведения занятий"

Интерактивные методы обучения – формы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи....

Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»

Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»...

Статья на тему "Интерактивные методы обучения"

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться,  открыл в себе энергию познания,   постоянного стремления к получению новых знаний.Успех процесса обучения во мног...

Цикловая методическая комиссия, доклад на тему: «Интерактивные приёмы и методы обучения»

Выступление с докладом на Цикловой методической комиссии: «Интерактивные приёмы и методы обучения»...

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Здесь рассказывается  о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...

Доклад к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования".

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Троицкий технологический техникум»Доклад к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как услови...

Доклад на тему: " Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся"

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества, обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования направле...