Методика развития скоростно-силовых способностей в студенческой команде по мини-футболу.
рабочая программа на тему
В контексте освоения студентами игры в мини-футбол важное место занимают вопросы организации из разной степени и уровня подготовленности игроков временных и постоянных команд как формы социального развития игроков этих команд, а также научного обоснования подготовки студенческой команды в годичном цикле занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_1.docx | 102.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Нижегородский строительный техникум"
Методическая разработка занятия дополнительного образования
Методика развития скоростно-силовых способностей в студенческой команде «НСТ» по мини-футболу.
Выполнил:
Стругов К.А – преподаватель физической культуры
Нижний Новгород 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ
КАЧЕСТВ У ФУТБОЛИСТОВ
1.1 Понятие о скоростно-силовых способностях. 6
1.2 Особенности развития двигательных способностей. 7
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ
КАЧЕСТВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЕ «НСТ»
ПО МИНИ-ФУТБОЛУ 9
2.1. Организация исследования. 9
2.1.2 Методы исследования 9
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 17
ВЫВОДЫ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЯ 23
ВВЕДЕНИЕ
Мини-футбол является одним из молодых, но уже достаточно популярных видов спорта. В России он культивируется совсем недавно, но завоевывает все более прочные позиции. Большое значение в нашей стране сейчас придается развитию детского и массового мини - футбола и его разновидностей. Российский футбольный союз и Ассоциация мини-футбола России продолжает реализацию проекта «Мини-футбол – В Вузы». Очевидно, что достижение высоких спортивных результатов в современном мини-футболе невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи любой футбольной команды, в том числе и юношеской, определяются в основном тремя факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока, а именно физическим, морально-волевым, психологическим и т.д.
На сегодняшний день уровень развития мини-футбола предъявляет высокие требования к физической подготовленности футболистов, одной из сторон которой являются, скоростно-силовые качества и специальная выносливость. В ряде видов спорта, в том числе в футболе, методика воспитания скоростно-силовых способностей нуждается в дальнейшем совершенствовании. По данным ряда исследований, юные футболисты значительно уступают в уровне скоростно-силовой подготовленности представителям других видов спорта. Особенно важно существенно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности юных футболистов в том возрасте, в котором закладывается фундамент их спортивного мастерства, в частности следует обратить внимание на средний школьный возраст - возраст формирования всех основных систем жизнеобеспечения, их совершенствования.
Уровень и темпы изменения двигательных качеств у детей различного биологического возраста неодинаков. В то же время, имеющиеся в литературе сведения недостаточно полно отражают уровень показателей скоростно-силовых качеств у подростков различного биологического возраста, занимающихся футболом. В связи с этим, исследования, посвященные разработке дифференцированной методики развития двигательных качеств юных футболистов, являются актуальными направлениями в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки.
Следует отметить, что научные исследования, посвященные мини-футболу до обнародования проекта больше касались аспектов проектирования спортивно-тренировочных программ и методик подготовки высококвалифицированных игроков. Они почти не затрагивали возможность применения данной игры как базового средства физического воспитания студентов, а также включения ее в их жизнедеятельность для спортивного совершенствования, активного отдыха и досуга. Поэтому остаются пока малоисследованными вопросы о разностороннем влияния мини-футбола на двигательное и психофизическое развитие студентов, формировании у них мотивации, интереса и установок на систематические занятия этой игрой.
Актуальность темы.
В контексте освоения студентами игры в мини-футбол важное место занимают вопросы организации из разной степени и уровня подготовленности игроков временных и постоянных команд как формы социального развития игроков этих команд, а также научного обоснования подготовки студенческой команды в годичном цикле занятий.
Такое положение выявляет противоречия между:
- необходимостью укрепления здоровья студентов, формирования у них разносторонней двигательной и физической подготовленности и неэффективностью существующей педагогической практики физического воспитания;
- возможностью обеспечения должного уровня физического развития и физической подготовленности, социальной адаптированности студентов средствами мини-футбола и отсутствием адекватной методики преподавания мини-футбола;
- наличием методического материала и практического опыта в спорте высших достижений (применительно к мини-футболу) и его невостребованностью при подготовке студенческой команды в годичном цикле занятий по физическому воспитанию.
Актуальность, практическая и теоретическая значимость, недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему исследования: Методика развития скоростно-силовых способностей в студенческой команде «НСТ» по мини-футболу.
Цель исследования. Выявить наиболее подходящую методику для развития скоростно-силовых способностей в студенческой команде «НСТ» по мини-футболу.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс студенческой команды «НСТ» по мини-футболу.
Предмет исследования. Структура и содержание учебно-тренировочного процесса, как основа развития скоростно-силовых качеств студенческой команды «НСТ» по мини-футболу.
Задачи исследования.
- Выявление особенностей физического развития, функциональной и двигательной подготовленности студентов техникума, занимающихся классическим футболом и мини-футболом.
- Совершенствование скоростно-силовых качеств у футболистов
- воспитание стойкого положительного отношения к физической культуре в целом.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ФУТБОЛИСТОВ
1.1 Понятие о скоростно-силовых способностях.
Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.
Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта.
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных
действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и
значительная быстрота.
К числу скоростно-силовых способностей относят:
− быстрая сила, которая характеризуется непредельным напряжением
мышц, проявляемых в упражнениях, которые выполняются со
значительной скоростью, не достигающей предельной величины;
− взрывная сила − способность по ходу выполнения двигательного
действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое
время.
Уровень развития скоростных-силовых способностей один из наиболее важных показателей специальной физической подготовленности футболистов.
При оценке уровня развития скоростно-силовых качеств установлено, что этот уровень характеризуется различным соотношением качеств, проявляющихся при скоростно-силовых движениях. Так, в исследовании зависимости «сила-скорость» мышц определено, что максимальное значение мощности, развиваемые мышцей, наблюдается при значениях силы и скорости примерно 1/3 от максимальных и, что максимальная мощность мышцы примерно равна 0,1 той мощности, которую проявила бы мышца, если бы в одном движении можно было проявить одновременно как максимальную силу, так и максимальную скорость.
Взаимосвязь между силой и скоростью при выполнении движений скоростно-силового характера не одинакова: она отсутствует при выполнении движений без отягощения и возрастает при увеличении отягощения.
Показано, что компоненты скоростно-силовой подготовленности могут быть дифференцированно изменены при выполнении скоростно-силовых движений. Однако, в практике педагогической деятельности принято оценивать скоростно-силовую подготовленность по результату выполнения отдельного упражнения, отдавая предпочтение одному из ведущих компонентов. В основе воспитания скоростно-силовых качеств лежит специфический механизм двигательной функции человека, который формируется под влиянием воздействия различных специальных средств, адекватных прыжковым упражнениям по режиму работы мышц.
В беговой практике эффективными средствами скоростно-силовой подготовки являются специальные упражнения, выполняемые с внешним сопротивлением - отягощениями, бег в гору, бег по песку, бег с использованием различных тормозных устройств.
1.2 Особенности развития двигательных способностей.
В процессе индивидуального развития человека происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям
в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться.
Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:
быстрота – развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы
прироста в 16-17 лет;
сила – развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в
16-17 лет;
скоростно-силовые качества – развитие происходит с 9 до 18 лет,
наибольшие темпы прироста в 14 –16 лет;
Эта информация приводится для понимания последовательности решения определенных общефизических и педагогических задач.
Скорость, выносливость, сила, ловкость и гибкость — вот те основные физические качества, которые необходимы футболисту, чтобы показать высокий уровень мастерства. От степени их развития и совершенствования зависит результат не только одного матча, но и всего соревновательного периода.
К средствам скоростной подготовки относятся упражнения, позволяющие спортсмену проявить максимальный уровень скоростных способностей.
Общеподготовительные упражнения очень многообразны и представляют собой двигательные действия, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений.
Специально-подготовительные упражнения могут быть направлены как на развитие отдельных составляющих скоростных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в соответствии со структурой и особенностями проявления скоростных качеств в соревновательной деятельности.
При совершенствовании скоростных возможностей используются следующие методы:
1) метод скоростно-силовой подготовки, или метод динамических усилий;
2) повторный метод выполнения упражнений в максимально быстром темпе;
3) метод облегченных условий при выполнении скоростных упражнений;
4) метод затрудненных условий при выполнении скоростных упражнений;
5) игровой метод.
Эффективность управления процессом спортивной тренировки в течение всех периодов и этапов связана с четким количественным выражением структуры тренированности и соревновательной деятельности, характерной для конкретной дисциплины того или иного вида спорта. Процесс управления включает в себя:
• выделение исходной информации о команде, отдельных игроках и т.п
• планирование нагрузок на всех периодах и этапах годичного цикла подготовки игроков с тем, чтобы уровень скоростно-силовой подготовленности, обеспечивающей реализацию технико-тактического мастерства футболистов, сохранялся на высоком уровне;
• систему комплексного контроля для получения информации о ходе выполнения комплексной программы, сравнение полученных результатов с промежуточными модельными заданиями;
• анализ полученных данных и формирование управленческих решений по внесению корректив в процесс подготовки игроков.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЕ «НСТ» ПО МИНИ-ФУТБОЛУ.
2.1. Организация исследования.
Эксперимент проводился на базе ГБПОУ НСТ. Были
образованы две группы по 10 человек в каждой. Эксперимент продолжался
6 месяцев с октября 2015 года по март 2016 года. Занятия проводились в спортивном зале техникума с применением необходимого инвентаря.
Настоящее исследование состояло из трех этапов:
1-ый этап (сентябрь 2015 года) – проведен анализ и обобщение
научно-методической литературы, поставлены цель и задачи исследования,
подобраны методы исследования, проведен набор в
группы дополнительного образования.
2-ой этап (октябрь 2015 года - март 2016 года) – проведено
первичное тестирование уровня развития физических качеств
занимающихся. Проведен собственно педагогический эксперимент,
который велся в естественных условиях учебно-тренировочного процесса.
В конце эксперимента было проведено повторное тестирование.
3-ий этап (март 2016 – май 2016) – Соревновательный метод. Участие студенческой команды в соревновательной деятельности. Дана оценка эффективности
предложенной методики, проведена статистическая обработка и анализ
полученных данных.
2.1.2 Методы исследования
Для решения задач, поставленных в исследовании методы научного исследования:
- теоретический анализ и обобщение;
- анкетирование, беседа, опрос;
- оценка уровня физического состояния (физической подготовленности, функционального состояния организма и физического развития) юных футболистов;
- педагогический эксперимент;
- статистическая обработка полученных данных.
Теоретический анализ и обобщение. Изучение литературных данных проводилось для оценки состояния проблемы, определения задач исследования и сопоставления имеющейся информации с результатами экспериментальных исследований. Перечень изученных источников представлен в списке литературы, изложенной в дипломной работе.
Анкетирование, беседа, опрос. Данный метод применялся для изучения режима учебно-тренировочной деятельности футболистов, особенностей организации скоростно-силовой подготовки, динамики работоспособности, структуры управления учебно-тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов.
Анкетирование и беседы в ходе исследования проводились как с футболистами, так и со специалистами, тренерами по футболу. Беседы со спортсменами давали ценную информацию о субъективном отношении занимающихся к различным специальным скоростно-силовым упражнениям, помогали вскрывать конкретные причины травматизма футболистов, способствовали нахождению реальных путей индивидуализации самостоятельных тренировок. В ходе бесед со специалистами в области футбола и их опроса конкретизировались различные организационные вопросы, а также элементы всестороннего обеспечения учебно-тренировочных занятий.
Изучение динамики физического состояния. Физическое состояние и работоспособность юных футболистов изучались методом специальных контрольных упражнений, наблюдения, хронометража. Испытание уровня физической подготовленности проводилось с целью оценки степени развития физических, скоростно-силовых качеств, а также для анализа эффективности воздействия средств и методов тренировки в целях роста спортивных результатов футболистов. Контроль физической подготовленности футболистов проводится в целях объективной количественной оценки силы, быстроты, скорости. Педагогическое тестирование позволяет контролировать уровень развития двигательных качеств и даёт возможность иметь сравнительную характеристику на разных этапах подготовки. Кроме этого можно проследить динамику изменений показателей команды и отдельных игроков.
Методы измерения скоростно-силовых качеств:
1. бег 30 м
2. прыжок в длину с места толчком двух ног
3. Бип тест
4. Челночный бег 104 м.
5. тест Купера
1. Для оценки скоростных качеств определяется время пробегания 30 м. Даётся 2 попытки, выбирается лучший результат.
2. Для оценки скоростно-силовых качеств измеряется длина прыжка с места толчком двух ног. Футболист стоит на линии прыжка, после подготовительного полуприседа прыгает вверх-вперёд, используя маховые движения рук и приземляется на максимально возможном расстоянии. Записывается лучший результат из двух попыток.
3. Многоступенчатый фитнес-тест, известный также, как челночный тест с дистанцией 20 м, тест со звуковым сигналом («Ьеер»- или «bеер»-тест), на сегодняшний день является одной из наиболее распространенных процедур, при помощи которой оценивается аэробная работоспособность в современном футболе(рис. 7).
Тест включает бег между двух меток, отстоящих друг от друга на расстояние 20 м в соответствии с подаваемыми звуковыми сигналами. Отсюда и его название. Время между записанными звуковыми сигналами сокращается с каждой минутой (уровнем). Существует несколько версий теста, но наиболее часто используемая имеет начальную скорость бега 8,5 км/час, которая увеличивается на 0,5 км/час каждую минуту. Существуют и другие разновидности теста. Уровень подготовленности спортсмена оценивают по количеству преодоленных отрезков дистанции, прежде чем они не будут укладываться в требования записанных на носителе сигналов. Оценка может быть проведена по расчетному V02max, эквивалентному преодоленному расстоянию.
4. Челночный бег 104 м. Линией старта служит линия ворот. От её середины испытуемый по сигналу выполняет рывок до 6-метровой отметки, касаясь его ногой. Повернувшись на 180*, он возвращается назад. Далее он совершает рывок до 10-метровой отметки. Повернувшись кругом, испытуемый устремляется к линии старта. Далее он бежит до средней линии поля (20 м) и возвращается к линии ворот. Затем он вновь совершает рывок к 10-метовой отметке, возвращается к месту старта. Завершается упражнение рывком до 6-метровой отметки и возвратом к линии ворот. Достигнув той или иной отметки, испытуемый должен перед поворотом коснуться её ногой.5. Для оценки общей выносливости определяется расстояние, пробегаемое футболистом за 12 минут бега. До начала тестирования у игроков в положении стоя измеряется ЧСС, затем сразу после нагрузки и к концу пятой минуты восстановления. Если ЧСС к концу пятой минуты восстанавливается до исходного уровня – работоспособность хорошая.
Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент был организован и проведен на третьем этапе (2015-2016 гг.) в рамках учебно- тренировочного процесса. Организация и методика проведения эксперимента изложены во второй главе.
Занятия с футболистами из контрольной и экспериментальной (студенческой командой) проходили 2 раза в неделю. Занятия проводились в спортивном
зале с применением необходимого инвентаря. Продолжительность занятий
в контрольной группе – 75 минут, в студенческой команде - 90 минут.
Тренировки с обучающимися в контрольной и экспериментальной
группах проводились по одинаковой программе (Таблица 1).
Подготовительная часть – 15 минут. Основная часть – 50 минут в
контрольной группе и 1 час 05 минут в экспериментальной.
Заключительная часть - 10 минут. Во время дополнительных 15 минут
основной части в экспериментальной группе обучающимся предлагался
комплекс упражнений, направленный на совершенствование скоростно-
силовых качеств.
Таблица 1
План учебно-тренировочного занятия юных футболистов в системе
дополнительного образования
Часть занятия | Содержание | Методические указания |
Подготовительная 15 минут | 1.Построение, объяснение задач. 2.Беговые упражнения.3.Комплекс ОРУ. | |
Основная 55 минут (+15 минут в студенческой команде) | Ведение мяча правой и левой ногой (по прямой, на время, с препятствиями и др.). 2.Передачи мяча внешней и внутренней стороной стопы (от стенки, в парах, в тройках, с дальнейшим ударам по воротам и т.д.) 3.Удары по воротам (с разных точек, с места и с ходу, после приема передачи мяча и др.). 4. 15 минутный комплекс упражнений на совершенствовании скоростно-силовых качеств (только для обучающихся экспериментальной группы). 5.Игра в футбол | 1.Касание мяча накаждый шаг 2.Передачи должны передаваться точно в ноги. |
Заключительная 10 минут | 1.Упражнения для восстановления дыхания и расслабления. 2.Построение. |
В скоростно-силовую подготовку юных футболистов могут входить
разные средства и приемы, которые направлены на развитие способности
обучающихся преодолевать значительные внешние сопротивления при
максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела
и его звеньев. Целенаправленное и высокоэффективное воспитание
скоростно-силовых качеств в различных соотношениях проявления силы и
быстроты достигаются только тогда, когда есть конкретные требования и
характеристики движений, лимитирующие звенья при выполнении
избранного вида.
Для решения конкретных задач скоростно-силовой подготовки юных
футболистов экспериментальной группы применялись разнообразные
упражнения:
— с преодолением веса собственного тела: быстрый бег, скачки,
прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега (различного по длине и
скорости), в глубину, высоту, на дальность и в различных их сочетаниях, а
также силовые упражнения, поднятия тяжестей и на гимнастических
снарядах;
— с различными дополнительными отягощениями в беге, в
прыжковых упражнениях.
- тест Купера
- Бип - тест
Анализ игровых действий мастеров и юношей позволяет сделать
вывод о том, что такие действия, как: быстрый бег (рывок),
заканчивающийся резкой остановкой, бег с изменениями направления
(зигзагами или с финтами), ведение мяча, удары ногами и головой,
штрафные и свободные удары (на поле), угловые удары, удары от ворот,
остановка мяча, толчки, столкновения, вбрасывание мяча, прыжки,
падение игрока на землю — носят скоростно-силовой характер. Опираясь
на эти данные, нами был разработан комплекс упражнений на 15 минут
для обучающихся экспериментальной группы, который входил в основную
часть учебно-тренировочного занятия с целью развития скоростно-
силовых качеств юных футболистов В дополнительные 15 минут основного времени в
экспериментальной группе входило по одному упражнению из каждого из
представленных ниже блоков. Такой подход связан с тем, чтобы
разнообразить учебно-тренировочные занятия, заинтересовать
занимающихся новыми упражнениями или сочетаниями этих упражнений.
Блок 1. Беговые упражнения без мяча:
1. Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким
подниманием бедра.
2. Бег на различные короткие дистанции из исходных положений:
- с высокого и низкого стартов;
- из положения сидя поджав ноги;
- из положения лежа на спине и животе.
3. Бег с резкими остановками по сигналу тренера или партнера.
4. Бег спиной вперед.
5. Бег с приставными шагами.
6. Быстрый бег с выполнением нескольких кувырков вперед (на
гимнастических матах, разложенных по ходу дистанции).29
7. Быстрый бег с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой
по мячу.
Блок 2. Беговые упражнения с мячом:
1. Быстрое ведение мяча по прямой на 10, 20, 30 метров.
2. Выполнение удара по мячу с рук, затем рывок за мячом и, ведение
мяча ногами, возврат на исходную позицию.
3. Медленное ведение мяча, по сигналу тренера мяч направляется
ударом ноги вперед и делается в этом направлении рывок, догнать мяч и
выполнять медленное ведение.
4. Жонглирование мячом ногами, стоя спиной по направлению
движения. По сигналу тренера повернуться кругом и быстро вести мяч на
заданное расстояние.
5. Партнер ведет мяч по прямой, затем отправляет мяч низом вперед,
а сам отходит в сторону. Занимающемуся необходимо сделать рывок за
мячом, овладев им вести в медленном темпе.
6. Сделать ускорение к мячу, лежащему на расстоянии 8-10 шагов и
выполнить удар в намеченную цель.
7. Ведение мяча, у стойки резко остановиться и сделать рывок в
сторону (обвести 5-6 стоек).
Блок 3. Беговые упражнения с различными задачами:
1. Бег с имитацией ударных движений головой, ногой (правой и
левой).
2. Бег с имитацией движения подкат, выбивания мяча, ложных
движений.
3. Бег в сочетании с прыжковыми упражнениями. Чередование
прыжков на правой и левой ноге с бегом.
4. Беговые упражнения с различным положением рук: руки за спину,
за голову и т. д.
5. Беговые упражнения с преодолением сопротивления партнера.
6. Беговые упражнения в различных эстафетах. 30
Блок 4. Беговые упражнения с преодолением препятствий:
1. Бег с обеганием стоек, флажков, барьеров и т. п. на максимальной
скорости, препятствия расставлены на одной линии.
2. То же, что упр. 1, только препятствия расставлены в шахматном
порядке или произвольно. Вариант выполнения упражнения: руки за
спину, руки за голову, в руках мяч, и т. п.
3. То же, что упр. 1, только бег выполняется спиной вперед.
4. Бег с имитацией удара головой после обегания каждого
препятствия.
5. Бег с имитацией обманного движения (финта) перед каждым
препятствием.
Блок 5. Старты после различных беговых и прыжковых упражнений,
старты из статических исходных положений, старты из динамических
исходных положений:
1. Стартовое ускорение после бега с высоким подниманием бедра,
после семенящего бега и т. д.
2. Стартовое ускорение после бега на прямых ногах с закидыванием
пяток, после бега с захлёстыванием голени и т.п.
3. Стартовое ускорение после бега скрестным и приставным шагом.
4. Стартовое ускорение после бега спиной вперед с поворотом на
180.
5. Стартовое ускорение после прыжковых упражнений.
6. Старт из положения сидя, полуприсидя, лежа.
7. Старт из положения «упор руками» (занимающиеся делают
сгибание-разгибание рук в упоре лежа, по команде тренера выполняется
старт).
8. Старт из положения «спиной вперед».
9. Старт из высокой или низкой стартовой стойки.
10. Стартовый рывок после ходьбы в глубоком приседе.31
11. Стартовый рывок после ходьбы спиной вперед с поворотом на
180°, 360°.
12. Стартовый рывок после подскоков в приседе на месте, в
движении, вперед, назад.
13. Стартовый рывок из положения «ходьба в приседе боком».
14. Cтартовый рывок после кувырков вперед, назад и т. д.
Блок 6. Комплекс прыжковых упражнений для развития скоростно-
силовых качеств:
1. Прыжки на двух ногах через кубики.
2. Прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через кубики.
3. Прыжки на правой, левой ноге через скакалку.
4. Прыжки на двух ногах через скакалку.
5. Прыжки через скакалку с переменой ног на каждый прыжок.
6. Два оборота за один прыжок через скакалку.
7. Выпрыгивания из глубокого приседа на дальность («лягушка»).
8. Выпрыгивания из глубокого приседа вверх с вытянутыми руками
и касанием предмета.
9. Прыжки с поворотом на 90, 180, 360°.
10. Прыжки на одной ноге, на двух ногах через линию.
11. Прыжки на месте с различной высотой подскока
Статистическая обработка полученных данных. Материалы исследований подвергались математической обработке. При этом вычислялись следующие статистические параметры:
- средней арифметической величины;
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для оценки эффективности предложенной методики развития скоростно-силовых качеств футболистов были проведены измерения скоростно-силовых качеств экспериментальной группы футболистов до использования методики и через месяц учебно-тренировочной работы по данной методике по предложенным параметрам:
- бег 30 м;
- прыжок в длину с места толчком двух ног;
- бип-тест;
- челночный бег 104 м;
- тест Купера.
Таблица №2. Показатели физической подготовленности футболистов студенческой группы до эксперимента в учебно-тренировочной работе.
Тесты | Показатели | ||
Минимальные | Максимальные | Средние | |
Бег 30 м (с) | 4,3 | 4,1 | 4,2 |
Прыжок в длину с места (м) | 2,50 | 2,66 | 2,58 |
бип-тест (серия) | 5 | 12 | 8 |
челночный бег 104 м (с) | 35 | 28 | 30 |
Бег 12 мин (м) | 2850 | 3125 | 2980 |
Таблица №3. Показатели физической подготовленности футболистов студенческой команды после 1 мес. Работы по учебно-тренировочной методике развития.
Тесты | Показатели | ||
Минимальные | Максимальные | Средние | |
Бег 30 м (с) | 4,1 | 3,9 | 4,0 |
Прыжок в длину с места (м) | 2,55 | 2,70 | 2,63 |
бип-тест (серия) | 9 | 14 | 12 |
челночный бег 104 м (с) | 32 | 26 | 28 |
Бег 12 мин (м) | 3150 | 3250 | 3200 |
Таким образом, показатели студенческой команде футболистов после месяца тренировок по предложенной методике изменились следующим образом:
Средние показатели по бегу на 30 метров улучшились на 0,2 с, с 4,2 с до 4,0 с
Средние показатели по прыжку в длину с места увеличились на 0,05 м, с 2,58 м до 2,63м.
Средние показатели по бип-тесту на 4 серии, с 8 до 12 м.
Средние показатели по челночному бегу 104 м улучшились на 2 с, с 30 с до 28 с.
Средние показатели по бегу за 12 мин улучшились на 220 м, с 2980 м до 3200 м.
Проведенное экспериментальное исследование, позволяет сделать вывод об эффективности применения данной методики для развития скоростно-силовых качеств футболистов.
Для оценки эффективности скоростно-силовой подготовки данной группы в дальнейшем необходимо систематически применять метод различных контрольных упражнений, который предусматривает многократное изменение показателей: время, расстояние, вес, число повторений и др.
Из данных, приведенных в таблице 2, можно сделать вывод, что
уровень развития скоростно-силовых способностей у детей, пришедших в
группу дополнительного образования в сентябре 2015 года со студенческой командой, находился
примерно на одном уровне и соответствовал возрастным нормативам.
Статистическая обработка полученных данных показала, что результаты студенческой команды после одного месяца обучения по новой методике развития скоростно-силовых качеств, привели к улучшению показателей выполнения контрольных нормативов.
Это позволяет говорить о том, что
дальнейшие изменения являются результатом направленных
педагогических воздействий.
Результат тренировочного процесса во многом зависит от
своевременности внедрения различных средств тренировочного
воздействия и целесообразной их дозировки. Учет возрастных
особенностей развития двигательных качеств в первую очередь необходим
для определения эффективной методики их совершенствования и
определения допустимых тренировочных нагрузок.
ВЫВОДЫ
Таким образом, современный уровень развития футбола предъявляет высокие требования к физической подготовленности футболистов, одной из сторон которой являются скоростно-силовые качества.
В данной работе мы изучили методы совершенствования уровня скоростно-силовой подготовленности студенческой команды «НСТ» по мини-футболу.
К ним относятся разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев. Примерами могут служить такие действия, как рывок; быстрый бег, заканчивающийся резкой остановкой; бег с изменениями направления и т.д. Скоростно-силовая подготовка включает три основных направления тренировок:
Первое. При скоростном направлении в подготовке решается задача повышать абсолютную скорость выполнения основного соревновательного упражнения или отдельных его элементов, а также их сочетаний – стартовый разгон и бег по дистанции, разбег и отталкивание в прыжках, разгон тела и финальная часть в метаниях.
Второе. При скоростно-силовом направлении в подготовке решается задача увеличить силу сокращения мышц и скорость движений.
Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с заданной скоростью. В этих упражнениях достигается наибольшая мощность движений и сохраняется их полная амплитуда.
Третье. При силовом направлении в подготовке решается задача развить наибольшую силу сокращения мышц, участвующих при выполнении основного упражнения. Чем больше проявляется сила сокращения мышц и связанные с этим ваши волевые усилия, тем эффективнее она развивается. В этих упражнениях обеспечиваются наивысшие показатели абсолютной силы мышц.
Мы рассмотрели методы измерения скоростно-силовых качеств футболистов. К ним относятся: бег на 30 м; прыжок в длину с места толчком двух ног; бип-тест; челночный бег 104 м; тест Купера.
Проведенное экспериментальное исследование скоростно-силовых качеств футболистов позволяет сделать вывод об эффективности применения данной методики для развития скоростно-силовых качеств.
Выводы: 1. Важно понять, что каждый воспитанник продвигается по пути овладения техникой, разница только в скорости обучения. В футбольном образовании детей важен даже не столько объем преподносимой информации и количество обучаемых элементов тренировки, сколько личность тренера и методы его работы. Методика повышения скоростных способностей юных футболистов будет эффективной, если подбор средств и методов скоростной подготовки осуществлять в соответствии с оптимальными параметрами физической нагрузки для каждого из амплуа и возраста футболиста.
2. Для решения задач по усовершенствованию скоростно-силовых качеств у юных футболистов применяются разнообразные упражнения. Мы использовали следующие 5.
- бег 30 м
- прыжок в длину с места толчком двух ног
- бип-тест
- челночный бег 104 м
- тест Купера
Данные тесты описаны во второй главе.
- Для оценки эффективности предложенной методики развития скоростно-силовых качеств футболистов были проведены измерения скоростно-силовых качеств экспериментальной группы футболистов до использования методики и через месяц учебно-тренировочной работы по данной методике по 5 параметрам. Таблицы представлены во второй главе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- «ПРОГРАММА ПО МИНИ-ФУТБОЛУ (ФУТЗАЛУ) ДЛЯ ДЮСШ И СДЮШОР».(Авторы: С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, В.С. Левин, К.В. Ерёменко).Издательство: «Советский спорт», 2008 год, 96 с.
- «МИНИ-ФУТБОЛ (МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ)» - МОНОГРАФИЯ.
(Авторы: С.Н. Андреев, В.С. Левин, Э.Г. Алиев).
Издательство: «Советский спорт», 2008 год. 304 с.
- «МИНИ-ФУТБОЛ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ».
Учебно-методическое пособие.
Авторы: В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев.
Издательство: «Советский спорт», 2010 год. 320 с.
- «МИНИ-ФУТБОЛ (ФУТЗАЛ) В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ».Учебно-методическое пособие. Авторы: Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, С.Н. Андреев. Издательство: «Советский спорт», 2011 год. 176 с
- «МИНИ-ФУТБОЛ (ФУТЗАЛ)».
Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Физическая культура» и специальности «Физическая культура и спорт».
Авторы: Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа.
Издательство: «Советский спорт», 2012 год. 554 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Челночный бег (бип-тест)
Тест Купера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика применения скоростно-силовых качеств и средства развития скоростно-силовых качеств.
Теоретическая значимость исследования определяется разработкой методических основ совершенствования системы построения и содержания тренировочных занятий для развития скоростно-силовых качеств ...
Методика развития силовых, скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры в ГБОУ СПО Осташковском ветеринарном техникуме
Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся. Труд студента - в основном труд умственный, требующий постоянной...
Развитие скоростно-силовых качеств в многофункциональных тренировках у детей младшего и среднего школьного возраста.
ВведениеВ школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Почему именно си...
Особенности скоростно-силовой подготовки каратистов средствами специализированных упражнений на этапе спортивной специализации
Направленность методики совершенствования скоростно-силовой подготовленности юных каратистов должна соответствовать особенностям соревновательной деятельности. Рекомендуется выделить наиболее перспект...
Особенности развития силы и скоростно-силовых способностей волейболистов
Процесс силовой подготовки в современном спорте направлен на развитие различных силовых качеств, увеличения активной мышечной массы, укрепление соединительной и костной ткани, улучшение строения тела ...
Развитие скоростно -силовых качеств пловца
Скоростные способности неразрывно связаны с техническим мастерством пловца. Вне рационального варианта техники плавания, рационального выполнения старта и поворотов нет и высоких скоростей. Совершенст...