Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях в условиях введения и реализации ФГОС
статья по теме
В статье описывается система работы по патриотическому воспитанию в профессиональной образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doklad_-_kopiya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях в условиях введения и реализации ФГОС
Преподаватель-организатор ОБЖ Майоров А.Н.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
К сожалению, в конце ХХ века патриотическое воспитание практически сошло на «нет», этому способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии, разрушение накопленного опыта и в целом системы. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявлялась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
В последние годы ситуация стала изменяться к лучшему: государство пытается провести общую идеологию, которая была бы базовой в этой сфере; проходит мощная поддержка идеи патриотизма в СМИ.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для обучающихся новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных обучающихся.
Патриотическое воспитание обучающихся - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу обучающихся.
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза привел к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному флагу и гербу.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин отмечал, что даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле, однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.
В последнее время слово «патриотизм» вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива образовательной организации, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание. Главным результатом патриотического воспитания обучающихся должно стать развитие нравственной и гражданской ответственности личности, сознательное предпочтение добра как принцип взаимоотношений между людьми.
В российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.
Мы определили следующую систему задач патриотического воспитания граждан:
- воспитания у них любви к Отечеству, российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике);
- глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации, к государственной символике, к общечеловеческим ценностям (мир, безопасность, свобода, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности).
Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. К принципам патриотического воспитания на уроках и внеурочной деятельности по ОБЖ мы относим направленность воспитания на:
- укрепление единства и целостности Российской Федерации;
- учет в воспитании особенностей различных категорий населения (обучающихся допризывного возраста);
- сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
- формирование у каждого нового поколения национального самосознания, готовности защитить Родину.
Создание системы военно-патриотической работы в образовательной организации предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Система военно-патриотической работы в техникуме включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания обучающихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Деятельность по военно-патриотическому воспитанию в нашем техникуме идет по следующим системообразующим направлениям:
I направление. Воспитание на боевых традициях народа России и Вооруженных Сил. Мероприятия, проводимые в данном направлении, способствуют воспитанию чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважению к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитию чувства сопричастности к судьбам Отечества. Это:
- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины: участие в параде Победы; организация и проведение Недели Славы, участие в акции Георгиевская ленточка, Свеча памяти, участие в митинге, посвященном памяти воинам, погибшим в Афганистане и Чечне, открытие мемориальных досок, выпускникам училища, погибшим в Афганистане и Чечне, участие в районном клубе «Собеседник» и других патриотических мероприятиях. В рамках работы районного клуба «Собеседник» участвовали в вечере встречи «Дети войны», «Седой солдат расскажет внуку», «Служение России». (Слайд)
- Работа кружка «Поиск», целью которого является изучение славной истории Отечества, знаменательных дат в истории Российской армии, ведение Книги памяти (сбор информации учащимися о своих родственниках, воевавших в Великой Отечественной войне).
- Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. (Слайд)
- Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведение классных часов (Выставки книг: «Вечный огонь памяти», «Защитники России-Отечества сыны»). (Слайд)
- Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам. (Слайд)
II направление. Физическая подготовка обучающихся к военной службе.
Проведение Первенств среди учебных групп по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, лыжам, соревнований по гиревому спорту, легкой атлетике; участие в районных акциях (Кросс нации, Дни здоровья, велопробег «Марпосад – Шоршелы», посвященный космонавту А.Николаеву). Именно во время этих мероприятий формируются качества, необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения. (Слайд)
Организация и проведение спортивных мероприятий, способствующих привлечению учащихся к ведению здорового образа жизни (Веселые старты, Богатырские забавы). (Слайд)
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивной работы, военизированные эстафеты, внеклассные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества. (Слайд)
III направление. Военно-спортивные игры
Работа кружка «Юнармеец» направлена на изучение славной истории Отечества, знаменательных дат в истории Российской армии, сбор материалов о своих друзьях, служащих в рядах РА, знакомство с оружием ВС РФ и с различными видами военно-спортивного многоборья, а также на подготовку команды юнармейцев к участию в военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок». Участие в этих играх в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы гражданско-патриотического воспитания. Опыт проведения этих игр показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся, которые оказывают положительное влияние на организационное укрепление команды юнармейцев, способствуют развитию общественной активности учащихся, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Основным итогом работы кружка «Юнармеец» являются призовые места в республиканских военно-спортивных играх «Орленок», начиная с 1996 года. (Слайд)
Ведение активной переписки участниками кружка «Юнармеец» с выпускниками техникума, проходящими военную службу, и встречи юнармейцев нескольких поколений формируют положительное отношение к военно-спортивным играм и службе в армии. (Слайд)
IV направление. Взаимосвязь коллектива техникума и воинского коллективов
Данное направление осуществляется через организацию учебных сборов, проведение месячника призывника, встреч с военнослужащими и выпускниками, отслужившими в рядах Российской армии, и уроки по предметам Основы безопасности жизнедеятельности и Безопасность жизнедеятельности. Все это способствует получению начальных знаний в области обороны, обучению по основам военной службы и повышению мотивации учащихся к военной службе.
В рамках Месячника призывника проводятся встречи с работниками военкомата, разъяснение обязанностей граждан по воинскому учету, различные викторины, просмотр видеофильмов о новейшей военной технике, проведение военно-прикладных соревнований: фигурное вождение автомобиля, преодоление полосы препятствий, организация соревнований по пожарно-прикладным видам спорта, прохождению туристической полосы препятствий, стрельба из пневматической винтовки, разборка и сборка автомата, снаряжение магазина, армрестлинг, подтягивание, поднятие гири.
В соответствии с приказом Министерства обороны и Министерства образования Российской Федерации от 03.05.2001 №203/1936 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовке по «Основам военной службы» в учебную дисциплину ОБЖ включен специальный раздел – «Основы военной службы», который призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера. Уроки по данному разделу являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания учащихся, и носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер, способствуют формированию ответственности за исполнение конституционного, долга перед Родиной и её народом, воспитанию патриота – интернационалиста, человека духовно богатого, умеющего думать, чувствовать и сочувствовать.
Во время проведения пятидневных учебных сборов юноши учатся нести караульную службу, проходят строевую, тактическую, физическую, медицинскую, огневую подготовку и так далее.
Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса в техникуме имеется кабинет ОБЖ, оснащенный тренажером для оказания первой медицинской помощи «Александр» и стрелковым оптико-электронным тренажером НВП-1, зал Боевой славы, спортивный, тренажерный зал, гимнастический городок с военизированной полосой препятствий, стадион. Кабинет ОБЖ является воспитательным центром военно-патриотической работы в нашем техникуме, который способствует приданию всей проводимой работе системности, закреплению позитивных традиций.
Для пропаганды идеи служения Отечеству в рядах Вооруженных сил России, мы постоянно обновляем существующий в техникуме стенд «Отличники Российской армии». Каждый наш выпускник, уходя в армию, знает - в училище о нём помнят, и его фотография в военной форме размещена на самом почётном месте в зале Боевой Славы, где расположены также материалы о нашем земляке – дважды Герое Советского Союза, летчике-космонавте Андриане Григорьевиче Николаеве, о великом полководце - Г.Жукове.
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашем техникуме, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе)
Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методичес...
Проект из опыта работы "«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Основная идея проекта:• Построение инновационной модели организации образовательного процесса, основанной на сетевом взаимодействии участников педагогического процесса.• Повышение внимания к...
Статья в сборник материалов коллегии "Опыт организаций патриотического воспитания в образовательных организациях города Бугуруслана"
Статья в сборник материалов коллегии "Опыт организаций патриотического воспитания в образовательных организациях города Бугуруслана"...
Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Обзор литературы у книжной выставки «Суровое войны лицо«Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем всё живей и величественней развёрнуты они в нашей памяти, ...
ГРАНТ на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию в образовательном учреждении
Аналитический отчет об организации работы по патриотическому воспитанию ГБПОУ СПЦ №5....
Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание в образовательном процессе учреждений СПО
В статье рассматриваются особенности духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания в образовательном процессе учреждений СПО...
«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности. Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках при реализации ФГОС».
Контрольно–оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки....