Масленица
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий
Масленица (веселые старты)
1 ведущий: Здравствуйте, ребятишки! Девочки и мальчишки!
2 ведущий: От души приветствуем вас всех, дорогие друзья! На празднике нашем – без вас – ну никак нельзя!
1 ведущий: Сегодня мы собрались с вами встретить долгожданную красавицу Весну и, конечно же, отпраздновать Масленицу – праздник проводов Зимы и встречи весны!
2 ведущий: У марта, который начался вчера, первого весеннего месяца – множество имен, одно ласковее другого. Вы только послушайте: протальник, капельник, весновей, грачевник, березень, позимник, зимобор.
1 ведущий: В середине месяца прилетают грачи, еще через десять дней пожалуют жаворонки, и зазвучат по утрам их звонкие песни. А там, глядишь, и скворечники оживут, примут своих новоселов, хлопотливых и проворных скворцов.
2 ведущий: Вот сколько приятных событий в марте! Но самый веселый, самый разгульный, и, поистине всеобщий праздник – это Масленица!
1 ведущий: Масленица продолжается целую неделю, в течении которой принято особенно хорошо веселиться и пировать! А каждый день Масленицы имеет свое название. Для начала мы попробуем с вами побыть февралем и передадим эстафету весне (месяцу март).
-эстафета передай «привет» (первый участник берет в руки эстафетную палочку, бежит, обегает стойку и, возвращается к команде, передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, закончившая эстафету первой).
2 ведущий Встреча — понедельник. История Масленицы гласит, что в этот день встречали первый день праздника. В понедельник заканчивали строительство качелей, горок и балаганов. Также в понедельник начинали печь блины. Первый испеченный блин следовало отдать нищим, чтобы они поминали усопших. Также в понедельник свекор и свекровь отправляли свою невестку на целый день к ее родителям. А вот вечером они и сами уже приходили в гости, где обговаривали место и время для гуляний, и кого на них пригласить.
1 вед эстафета «Павлиний хвост» К талии участника прикрепляется веревочка (можно прикрепить веник), один конец которой свисает до самого пола. На земле из кеглей или пластиковых бутылок выстраивается змейка. Задание — пройти между, не сбив «хвостом» ни одного предмета. Побеждает тот, кто первым и быстрее доберется до финиша.
2 ведущий Заигрыши — вторник. В этот день начинались гуляния, и всех угощали блинами. В гости звали всех родных и знакомых. А зазывали гостей простой фразой: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!». Кроме того, вторник также известен смотринами невест. Также в этот день ходили свататься, чтобы уже после Великого поста можно было сыграть свадьбу.
Эстафета с мячом – состязание заключается в следующем: команды строятся в ряд. Первые игроки передают мяч следующим до тех пор, пока он не попадет к последним. Последние игроки, обегая каждый свою цепочку, становятся во главе своих команд и передают мяч к игрокам, стоящим за ними. Мяч вновь попадает последнему игроку цепочки, который также должен ее обежать и стать во главе команды и так далее.
1 ведущий Правила игры: игроки делятся на две команды - «воробьев» и «ворон». Ведущая произносит: «Воробьи!», участники этой команды ловят «ворон». Внезапно ведущая произносит «Вороны!», и все происходит наоборот, «вороны» ловят «воробьев». Игра динамичная, не нужно ее затягивать, главная цель — согреться, получить заряд бодрости.
2 ведущий Лакомки — среда. В этот день принято было устраивать застолья с различными угощениями. В среду к теще зять приходил, чтобы поесть блины. Да и другие гости также были приглашены. Стол, заставленный различной едой, должен был стоять в каждом доме.
«Мячики-скакалки» – задание заключается в следующем: впереди стоящие игроки команд по сигналу должны допрыгать с мячиком, зажатым щиколотками ног, до финиша; поменять мяч на прыгалку и вернуться к команде, передвигаясь прыжками через прыгалку. Следующие игроки команд принимают эстафету и прыгают до финиша через скакалку. Далее меняют ее на мяч и возвращаются с мячом, зажатым между щиколоток. Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.
1 ведущий Широкий разгул — четверг. Как мы знаем из истории Масленицы, в этот день праздник разворачивался во всю ширь. Именно в этот день были самые веселые гуляния: катание на лошадях «по солнышку», взятие снежных городов, что было главным мужским действием, и многочисленные другие развлечения.
2 ведущий: «Петушиные бои». Внутри круга два человека. Каждый правой рукой берёт свою правую ногу, а левую руку закладывает за спину, прыгая на одной ноге нужно вытеснить соперника за черту круга. Оставшийся в кругу - побеждает.
1 ведущий Тещины вечерки — пятница. История Масленицы такова, что в этот день все обычаи были направлены на приближение дня свадьбы, поэтому содействовали такому развитию событий, как могли. В пятницу зять должен был приглашать свою тещу на блины. Даже существует обычай, что с вечера теща должна была прислать все необходимое для выпечки блинов: сковороду и другую кухонную утварь. А вот тесть должен был прислать масло и муку. Если зять не уважал этот обычай, то это могло стать причиной семейной вражды.
2 ведущий «Наездники». 1) Соревнуются команды, состоящие из двух человек. Один - в роли наездника другой - в роли коня. Нужно преодолеть определённые участки, вернуться на старт. После этого наездники и лошади меняются местами.
1 ведущий Золовкины посиделки — суббота. В субботу молодая невестка должна была приглашать к себе на блины золовку, сестру мужа. Также для золовки готовили какой-нибудь подарок. А в гостях, как всегда, всех угощали блинами.
Загадки
Из оконца в оконце — золотое веретенце. (Солнечный луч)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Без языка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей)
Старый дед, ему сто лет, мост намостил. Пришла красна, весь мост разогнала. (Мороз и весна.)
Что не сеяно весной родится? (Трава)
Маленько, зелененько все поле покрыло. (Весенний луг.)
Матушкой весной — в платьице цветном, матушкой зимой — в плаще белом. (Поле)
Начали братцы из люльки выбираться. На землю упали — зелеными стали. (Прорастающее зерно.)
Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
2 ведущий Прощеное воскресенье — это проводы Масленицы. Именно в этот день завершались все гуляния и объедание блинами. В этот день было принято не только сворачивать все гуляния, но также просить у всех прощения. Также история Масленицы такова, что именно в последний день гуляний традиционно делали из соломы и тряпок пугало, которое несли через всю деревню на поле. В зависимости от местности, где проходили проводы Масленицы, пугало или сжигали, или топили в проруби, или разрывали на куски. Солому, которая могла остаться после пугала, следовало разбросать по полю.
Сжигание чучела из соломы, организованно выходят на улицу и сжигают чучело
Дети и взрослые берутся за руки и водят хоровод вокруг костра со словами:
Уходи, Зима! Прощай, Масленица! Здравствуй, Весна!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Прощай, Масленица!
А на следующий год опять приезжай!
Итог: 1. Подведение итогов
2. Награждение команд
3. Чаепитие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"
В статье приведен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"...
Сценарий Масленицы
В сценарии есть картины о масленице, история праздника, пословицы и поговорки, виды блинов....
План внеклассного междисциплинарного мероприятия "Прощай, Масленица!" (для НПО)
Тема воспитания уважения к обычаям наших предков, возрождения традиционных русских праздников является актуальной в условиях постиндустриального общества. Современный мир с его высокими темпами обмена...
Классный час- празднование МАСЛЕНИЦЫ
Цель: познакомить уч-ся с русскими народными традициями; формировать чувство товарищества и умение выступать на «публике»; организовать подготовку совместно с учащимися- приготовить блины,...
Методическая разработка урока по истории "Широкая Масленица"
Методическая разработка урока истории. Можно использовать как внеклассное мероприятие....
Методическая разработка по теме "Широкая масленица"
Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при взаимосвязи учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента в свободное время.Предлагаемая разрабо...
Неделя Масленицы в школе
Как можно интересно провести Масленицу в школе...